1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
3. Дженсон Баттон (McLaren)
Вопрос: Себастьян, поздравляем с первой победой в Гран При Бельгии! Вы финишировали с комфортным преимуществом, но насколько спокойной была эта гонка, учитывая все опасения по поводу надежности мягкой резины?
Себастьян Феттель: Да, после того, как в квалификации мы повредили резину, было немало опасений насчет ее надежности, пришлось рисковать. Оставалась уверенность в хорошем результате, но никто не знал, как будет развиваться ситуация, поэтому мы с Марком так рано провели первый пит-стоп. После этого было важно оценить износ – в тот момент я не особенно думал о результате, но в гонке машина была очень быстра, я чувствовал себя комфортно – не прилагая слишком больших усилий, мне удалось взять ситуацию под контроль и вернуть лидерство.
После ухода машины безопасности нужно было опередить Фернандо и создать комфортный отрыв, что упростило бы концовку гонки. Впрочем, это был вопрос времени, но должен сказать, что машина сегодня вела себя превосходно. По сравнению с прошлыми выступлениями в Спа, на этот раз мы действительно были конкурентоспособны. Я очень доволен гонкой, результатом и тем, как мы работали с шинами. Нужно взять это на заметку и начать подготовку к следующему Гран При…
Вопрос: Марк, неплохой результат после явной заминки на старте…
Марк Уэббер: Это был настоящий шок! Я лишь отпустил сцепление, и тут же включилась система, предотвращающая остановку мотора. Кстати, это едва не произошло и у Себа. Одним словом, не самый лучший старт.
Более того – в квалификации мы повредили резину и потому должны были как можно скорее перейти на другой комплект, что означало очень ранний пит-стоп. Откатившись в хвост пелотона, я заметил, как в первом повороте столкнулись Бруно Сенна и еще несколько гонщиков – к счастью, мне удалось без проблем проехать место аварии. Затем я вступил в борьбу с Фернандо Алонсо – с более мягкими шинами его машина чуть лучше держала трассу, однако я довольно долго держался за ним на более жесткой резине. Ближе к концу отрезка она пришла в полную негодность, но за счет этой тактики мы все-таки вернули себе позицию.
Радиосвязь тоже работала небезупречно. В момент выезда машины безопасности я должен был остановиться тогда же, когда и Себ, но радио просто смолкло. Проезжая «автобусную остановку», я трижды спросил команду, нужно ли мне ехать в боксы, но ответа так и не последовало. В итоге я остался на трассе, Фернандо поступил точно так же – ситуация получилась немного запутанной, но в итоге все закончилось удачно. Команде удалось справиться со всеми проблемами, за что огромное спасибо Эдриану Ньюи, его коллегам и всем нашим сотрудникам. Парням на капитанском мостике сегодня тоже пришлось нелегко, но в итоге мы добились потрясающего результата. Конечно, я бы предпочел более спокойную гонку, но её итог меня вполне устраивает.
Вопрос: Дженсон, должно быть, вы довольны своим прорывом с тринадцатого места на третье? Непростой старт и потрясающий финиш – расскажите об этом…
Дженсон Баттон: Думаю, если бы после старта мне удалось хотя бы сохранить 13-е место, шансов побороться с парнями из Red Bull было бы куда больше. Пол ди Реста ударил мою машину сзади, повредив антикрыло – отлетела половина торцевой пластины. А на спуске к Красной воде у кого-то из соперников отлетело переднее крыло, оно попало в мою машину, повредив переднее крыло и оторвав зеркало. Это был довольно неприятный момент, сцепление с трассой сразу ухудшилось. До пятого круга меня просили оставаться на трассе, затем на пит-стопе поставили мягкие шины, и до самого финиша я больше не возвращался к составу Medium [на котором стартовал].
Гонка доставила мне удовольствие. Разумеется, все любят рассуждать о том, что могло бы быть, но очень приятно, наконец, подняться на подиум после того, как в прошлом году Себ врезался в меня и лишил возможности финишировать.
Вопрос: Себастьян, в этот раз вы никого не зацепили. Марк сказал, что с точки зрения стратегии гонка получилась крайне непростой, но в вашем случае все прошло как нельзя лучше. Машина безопасности выехала очень вовремя?
Себастьян Феттель: И да, и нет. С одной стороны, мы смогли провести пит-стоп без серьезных потерь времени, с другой – я лидировал с преимуществом в шесть или семь секунд, и потерял их. Впрочем, на результате это не сказалось. С новыми правилами ни у кого нет возможности внезапно создать серьезный отрыв, а в остальном я полностью согласен с Дженсоном: приятно просто закончить гонку, избежав досадных столкновений. Когда я догнал его, то сделал все возможное, чтобы провести атаку еще на длинной прямой, а не в шикане. Благодаря стратегии гонка получилась богатой на обгоны, но машина была великолепна, поэтому я оказался на этой пресс-конференции.
Вопрос: Марк, вы упомянули проблемы с радиосвязью. Это снизило ваши шансы на победу? Вы могли заехать в боксы тогда, когда вам этого хотелось? Вы действительно боролись за победу?
Марк Уэббер: Трудно сказать, но если бы в середине гонки мне посчастливилось побороться с Себастьяном, я бы пошел до конца. Не представляю, чем все это закончилось бы, насколько далеко я был от него в тот момент – кажется, я ехал за Нико Росбергом или кем-то еще… Сложно понять, каким мог быть расклад после появления машины безопасности – возможно, в тот момент мне все-таки следовало заехать в боксы, однако мы не знали, как поведет себя более жесткая резина. Команда ждала меня на пит-лейн, но я проехал мимо и был вынужден надолго задержаться на трассе. Впрочем, это не помешало финишировать вторым.
Вопрос: Дженсон, для вас гонка сложилась вполне удачно, но в целом для McLaren уик-энд прошел далеко не идеально, особенно если учесть, какие усилия были направлены на доработку машины в преддверии Гран При Бельгии. Наверное, вам досадно наблюдать очередной дубль Red Bull Racing?
Дженсон Баттон: Конечно. На протяжении всего уик-энда машина ехала очень здорово. Баланс я бы назвал феноменальным, такое ощущение, что по сравнению с Венгрией мы сделали большой шаг вперед. Потому третье место даже несколько огорчило меня, но надо учесть, что происходило вчера и сегодня. В квалификации у нас возникла какая-то путаница, а в Red Bull наоборот, продемонстрировали отменную скорость и сработали безупречно. Кто знает, чем бы все закончилось, если бы я квалифицировался чуть лучше, но пока ясно одно: сегодня эти парни заработали больше очков. Надеюсь, через две недели у нас будет возможность отыграться.
Вопрос: Себастьян, если вспомнить ваши предыдущие результаты, трассу в Спа сложно назвать подходящей. Что значит для вас сегодняшняя победа?
Себастьян Феттель: Она значит очень много. Это потрясающая трасса, я наслаждался каждым пройденным кругом. С точки зрения стратегии и контроля шин гонка получилась непростой, но в плане пилотажа RB7 вела себя фантастически, а когда машина позволяет атаковать в полную силу, это делает соперничество вдвойне приятным. Здесь немало быстрых поворотов, и проходить их, будучи полностью уверенным в своей машине, одно удовольствие. Из-за выбраной стратегии мне пришлось провести немало обгонов, но жаловаться не на что: все прошло безупречно, мы продемонстрировали потрясающую скорость и заработали победный дубль!
Вопрос: Марк говорил о старте – у вас возникли какие-то проблемы?
Себастьян Феттель: Да. Похоже, Марк едва не заглушил мотор, и я сам был на грани такой же ошибки. Когда я сбросил сцепление, обороты упали практически до нуля, и мне показалось, что двигатель вот-вот отключится. К счастью, удалось справиться, допустив при этом серьезную пробуксовку. Я ждал, что Льюис Хэмилтон сразу промчится мимо, но, похоже, его старт был ничуть не лучше моего.
Затем была борьба в первом повороте. Нико Росберг подобрался совсем близко, я старался сохранить лидерство, но в наше время слипстрим обеспечивает заметный прирост в скорости – поэтому сегодня мы видели так много обгонов после Eau Rouge. Нико пристроился в «воздушный мешок» и вышел вперед…
Вопрос: По ходу гонки вы четырежды выходили в лидеры – довольно частая смена позиций…
Себастьян Феттель: Да, начало гонки получилось напряженным. Наибольшие опасения вызывало состояние шин – мы понимали, что не сможем долго оставаться на стартовом комплекте. Марк заехал в боксы чуть раньше, а я оставался лидером и контролировал темп. После пит-стопа мне пришлось заново прорываться в группу сильнейших – забавно, как быстро удалось их догнать. Я снова опередил Нико ещё до второго визита на пит-лейн атакой по внешнему радиусу в Blanchimont. Борьба была корректной, Росберг оставил мне достаточно места. В начале гонки всегда приходится обгонять немало машин, и в такой ситуации не хочется терять драгоценное время…
Вопрос: У вас были опасения, что шины снова начнут пузыриться?
Себастьян Феттель: Конечно! Я уже говорил, что это был главный фактор риска, хотя у нас были все основания для того, чтобы чувствовать себя вполне уверенно. Единственной альтернативой оставалась смена настроек и старт с пит-лейн – в таком случае гонка могла сложиться совершенно иначе, но мы все-таки решили рискнуть и не стали отступать от первоначального плана. Ситуация обсуждалась почти всю ночь, сегодня мы заработали победный дубль, однако решение далось действительно нелегко, да и первый отрезок гонки получился крайне непростым.
Приходилось действовать практически вслепую – из-за дождливой погоды в пятницу никому не удалось проехать достаточное количество кругов, поэтому ситуация была одинаковой для всех. Те, кому посчастливилось квалифицироваться в первой десятке, примерно представляли, с чем имеют дело – у кого-то обнаружились проблемы с образованием пузырей на шинах, кому-то удалось их избежать, но хорошо, что по ходу гонки ни у кого не возникло более серьезных неприятностей. Когда я обгонял соперников, я видел, что даже те из них, кто не предполагал никаких сложностей, столкнулись с такими же трудностями, как мы сами. Нужно учесть это в последующих гонках…
Вопрос: Марк, должно быть, на длинном втором отрезке вам пришлось всерьез поволноваться, но шины все-таки выдержали дистанцию…
Марк Уэббер: Сегодняшний результат – заслуга всей команды. Возможно, это одно из лучших выступлений Red Bull Racing. Минувшая ночь и воскресное утро выдались крайне напряженными – мы обсуждали не только проблему пузырения, но и пытались предугадать поведение шин. Команда поступила правильно, позволив мне и Себастьяну напрямую участвовать в дискуссии – я смог подробнее рассказать о том, как работали разные составы.
Из-за неразберихи в момент выезда машины безопасности я пропустил пит-стоп – пришлось провести довольно длинный отрезок, к концу которого шины провоцировали сильную вибрацию. К счастью, с переходом на свежий комплект проблема устранилась – нам оставалось лишь внимательно следить за состоянием внутренней кромки.
После квалификации мои шины оказались серьезно повреждены, поэтому нам нужно было как можно скорее заменить их, однако ситуация еще более обострилась, когда в момент старта я сбросил сцепление и активировалась система, препятствующая остановке мотора. Мне показалось, словно мимо меня промчалось добрых три десятка машин, но в первом повороте многие из них столкнулись друг с другом, за счет чего я смог частично отыграться. Пожалуй, кое-кому из первой десятки следовало быть более терпеливым, учитывая их достаточно высокую стартовую позицию, но на мою удачу этого не случилось. Позже машина вела себя по-настоящему здорово, и когда я догнал Фернандо, мое преимущество в скорости было очевидным. После обгона мне оставалось лишь довести машину до финиша.
Вопрос: И вы сделали это довольно быстро…
Марк Уэббер: Просто здесь приятно гоняться. Машина ехала потрясающе здорово, я следил за состоянием шин, и это не вызывало беспокойства. Я был готов проезжать круги снова и снова, а второе место – вполне достойный результат, особенно если учесть, через что нам пришлось пройти.
Вопрос: Дженсон, в предыдущие годы трасса в Спа явно не благоволила вам. Сегодня вы в четвертый раз добрались до финиша и, наконец, добились неплохого результата…
Себастьян Феттель: В одном из его сходов здесь целиком виноват я!
Дженсон Баттон: Да, третье место – мой лучший результат в Бельгии. Гонка получилась весьма интересной, а первый круг – крайне беспокойным. Гонщики, стартовавшие с пятой, шестой и седьмой позиций допустили столкновение, и для всех участников позади это стало настоящим кошмаром, поскольку вся трасса была усыпана обломками. В первом повороте кто-то из Force India врезался в мое заднее антикрыло, оторвав кусок торцевой пластины, что отнюдь не добавило мне прижимной силы. Когда я выехал на прямую, в мое переднее антикрыло врезалось антикрыло, отлетевшее от другой машины, отскочило вверх и сшибло одно из зеркал. Я сообщил команде, что MP4-26 получила значительные повреждения, и что мне необходим пит-стоп, но они ответили: «Не сейчас, трафик будет слишком серьезным, продолжай атаковать».
Спустя пять кругов в наушниках прозвучало: «Заезжай, мы переходим на более мягкую резину». На мягких шинах я провел всю оставшуюся часть гонки, баланс машины не вызывал никаких нареканий, но из-за поврежденного заднего антикрыла сцепления с трассой все-таки не хватало. Мне было нелегко и в то же время весело. Приятно обгонять соперников по внешнему радиусу в последней шикане, но только представьте, каким мог быть результат без ошибки во вчерашней квалификации.
На протяжении всего уик-энда машина демонстрировала отличную скорость, и если бы удалось собрать всё воедино, мы могли добиться большего, но итог таков, какой есть. Соперники сработали чуть лучше, а нам остается ждать этапа в Монце. Сегодня MP4-26 вела себя лучше, чем в любой из предыдущих гонок, мы просто не воспользовались ситуацией.
Вопрос: В 2005-м в Спа вы также финишировали третьим…
Дженсон Баттон: Кажется, тогда я тоже стартовал в районе тринадцатого места! Было бы здорово квалифицироваться в первых рядах, и наш темп позволял это сделать, но почему-то не получилось. Я провел неплохую гонку – одну из тех, о которой в будущем смогу сказать: «Да, это было интересно». Мне удалось обогнать немало машин – нечасто получается опередить сразу двух соперников по внешнему радиусу первого поворота, просто фантастика!
Вопрос: Как вам удалось опередить Фернандо Алонсо?
Дженсон Баттон: В тот момент гонки это было довольно легко – я пристроился в «воздушный мешок», перед Ferrari не было другой машины, а у меня оставалась возможность активировать DRS. На первых кругах провести такой маневр было сложнее, приходилось атаковать в более привычных местах: последней шикане и первом повороте. Как раз тогда я одновременно обогнал одну из машин Renault и Sauber – мне удалось протиснуться по внутреннему радиусу, но они сразу задействовали DRS, и на выходе из Eau Rouge меня с каждой стороны окружало по сопернику. В Les Combes было довольно тесно, но, к счастью, я остался впереди…
Вопросы с мест
Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Поздравляем с блестящей гонкой! Каждый из вас провел несколько захватывающих обгонов, но наиболее примечательным был маневр в исполнении Марка, когда он без использования DRS опередил Фернандо Алонсо. Расскажите, как это получилось? Случайно, или атака была тщательным образом просчитана?
Марк Уэббер: В таких ситуациях у нас нет времени, чтобы всё просчитать. Большую часть гонки мне пришлось расплачиваться за стартовую ошибку, в Eau Rouge мы с Фернандо оказались очень близко, я знал, что он наверняка задействует KERS, поэтому сам активировал систему и пристроился в «воздушный мешок». Я понимал, что если займу внутреннюю часть трассы, дело сделано, но Алонсо опытный соперник и не привык просто так отдавать позицию. Обгон дался мне нелегко, получилась хорошая битва. Приятно, что все закончилось хорошо, но в такой ситуации важно, чтобы оба гонщика все сделали правильно. С Фернандо в этом случае можно не сомневаться – он первоклассный спортсмен и точно представляет себе ту грань, за которую не следует переступать. Возможно, с другим соперником я вел бы себя несколько иначе.
Сегодня мне удалось выйти вперед, но кто знает – может быть, в Монце все будет иначе. Сразу после маневра я взглянул в зеркала и увидел, что Ferrari висит прямо у меня на хвосте… Впрочем, у Фернандо не было выбора, в конце прямой он должен был… впрочем, никто из нас не обязан поднимать ногу с педали газа, просто я оказался на выгодной траектории, и Алонсо пришлось уступить.
Вопрос: (Винсент Марре – Sport Zeitung) Себастьян, ваша первая победа в Спа. Если верить великим чемпионам мира, успех на трассах вроде Спа или Сузуки запоминается на всю жизнь. Что вы чувствуете?
Себастьян Феттель: Я очень горжусь этой победой. Всем гонщикам нравится эта фантастическая трасса, даже просто ехать по ней уже здорово, а соперничать друг с другом интересно вдвойне. Гонка получилась крайне захватывающей: поначалу пришлось беречь шины, но потом мы взяли неплохой темп и смогли прорваться через пелотон. Пожалуй, это один из лучших Гран При в нынешнем сезоне – я наслаждался каждым пройденным кругом и ближе к финишу обеспечил себе отрыв, позволяющий немного расслабиться и не атаковать на все 100%.
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Марк, вы сказали, что сегодняшний результат – заслуга всей команды. Большую часть гонки вы провели на более жесткой резине, чего нельзя было предположить в преддверии уик-энда. В какой мере вы снабжали команду необходимыми комментариями о состоянии шин, ведь вам, по сути, пришлось оценивать их поведение буквально по ходу гонки?
Марк Уэббер: Здесь у нас было гораздо больше причин для активного обмена информацией, чем на других трассах, поскольку в пятницу мы практически весь день просидели в боксах и только в гонке начали по-настоящему выжимать из шин весь потенциал. Оказавшись позади машины безопасности, я действительно испугался: мы ехали не на тех шинах, не на той позиции – мне действительно казалось, что более мягкая резина сработает чуть лучше. Мне оставалось лишь атаковать и постоянно сообщать команде о ситуации с шинами – они не могли бесконечно сохранять свою эффективность и к моменту пит-стопа были совершенно изношены. Да, это напоминало какой-то эксперимент, чего не случалось в предыдущих гонках – редко нам приходится так мало работать на трассе, поэтому уик-энд выдался настолько нервным.
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Себастьян, к пятнадцатому кругу вы успели провести два пит-стопа, а на третьем комплекте шин старались проехать как можно больше кругов. Почему резина вела себя настолько неоднозначно?
Себастьян Феттель: Мы решили остановиться второй раз, когда выехала машина безопасности. Пожалуй, в тот момент наш капитанский мостик был целиком занят всевозможными расчетами, но всем хотелось выяснить скорость износа шин, даже если они проехали всего пару кругов, поэтому я покатился в боксы. Машина безопасности нам не помогла, разве что позволила без особых потерь провести пит-стоп. Да, мы упустили лидерство, но успели разобраться в ситуации, после чего разделили оставшийся отрезок гонки на две части. Более мягкая резина обеспечивала лучшую скорость, поэтому мы постарались проехать на ней максимально возможное количество кругов, прежде чем перешли на более жесткую, после чего мне оставалось лишь контролировать темп и вести машину к финишу. Только по этой причине мы проехали так много кругов на третьем комплекте шин.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян и Марк, фантастическая скорость вашей машины объясняется тем, что ей подходит эта трасса, или доработками, подготовленными во время летнего перерыва?
Себастьян Феттель: Сложно сказать. В предыдущие годы мы всегда были быстры именно на втором секторе, где нет длинных прямых, но много скоростных поворотов, однако в этом сезоне наша машина оказалась вполне конкурентоспособна и на других секторах. В гонке мы продемонстрировали неплохую максимальную скорость, что облегчило атаки.
Разумеется, команда старается дорабатывать машину перед каждым этапом, и недавний перерыв позволил решить несколько насущных проблем. Этот уик-энд выдался более прохладным, нежели в начале сезона, однако мы добились определенного прогресса и все равно выглядели очень уверенно.
Марк Уэббер: Себастьян прав, однако перед визитом в Бельгию нам все равно пришлось понервничать. Статистика говорит сама за себя, кроме того, у нас уже бывали ситуации, когда даже на трассах, где Red Bull Racing была традиционно сильна, мы вдруг оказывались менее конкурентоспособны – достаточно вспомнить Сильверстоун или Будапешт. Во время перерыва наши инженеры сделали все возможное, чтобы разобраться в поведении машины и подготовить необходимые новинки, поэтому мы добились такого результата. У нас очень сильные соперники, мы должны своевременно реагировать на их атаки. Победный дубль действительно впечатляет, особенно если учесть, с чем нам пришлось столкнуться, и на какой трассе мы выступали.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Себастьян, можно ли считать, что появление машины безопасности позволило вам аккуратнее прогреть резину и тем самым задержать процесс пузырения? Каково это – гоняться на поврежденных шинах? У вас есть возможность каким-то образом продлить их ресурс?
Себастьян Феттель: Думаю, в этом плане появление машины безопасности помогло нам в той же мере, как другим гонщикам – скажем, лидировавший в тот момент Фернандо Алонсо смог слегка сбросить темп и поберечь резину, чтобы затем на пару кругов больше задержаться на трассе. Вести гонку на поврежденных шинах было слишком опасно: в квалификации негативный эффект был едва заметен, но сегодня деформация просматривалась довольно отчетливо – особенно на разгоне к Eau Rouge и Blanchimont. Кроме того, ощущалась сильная вибрация. Спросите любого гонщика – почти каждый столкнулся с такими же неприятностями. К примеру, в какой-то момент я оказался рядом с Нико Росбергом, и у него были схожие проблемы с левой передней шиной. Нам пришлось гоняться в условиях, когда многие факторы были, по сути, неизвестны, а это не самая комфортная ситуация – поэтому мы так нервничали перед стартом Гран При.
Вопрос: (Марко Дегл'Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, я понимаю, что вы ответите, мол, впереди еще немало гонок, и до конца сезона еще слишком далеко, но все-таки…
Себастьян Феттель: Раз понимаете, тогда и не спрашивайте!
Вопрос: (Марко Дегл'Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Таков ваш ответ? Сейчас вы в большей степени уверены в своих шансах на титул?
Себастьян Феттель: Как недавно заметил Дженсон, сейчас у меня просто чуть больше очков, чем после прошлой гонки. Разумеется, я доволен результатом и знаю, что каждый финиш впереди основных конкурентов приближает нас к достижению цели, но до финала чемпионата еще слишком далеко, и если вспомнить прошлый год…
Да, тогда ситуация выглядела несколько иначе, но вспомните, насколько быстро всё может измениться – достаточно пару раз сойти с дистанции при удачном выступлении соперников, и борьба заметно обострится. Поэтому мы пытаемся всякий раз добиться максимального результата. Гонка получилась непростой, но когда появляется шанс побороться за победу, мы стараемся его не упускать.
Обгоняя соперников, я не думал о чемпионском титуле: если видел лазейку – начинал атаку, если риск был слишком высок, выжидал. В предыдущие годы я действовал менее осмотрительно, и это ни к чему не приводило – спросите у Дженсона, он расскажет. Сегодня у нас не было необходимости брать на себя лишний риск.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, вы побеждали на самых знаменитых трассах. Какая из побед была наиболее приятной, ради какой из них вам пришлось больше стараться?
Себастьян Феттель: Сложно сказать. В списке моих побед по-прежнему не хватает Гран При Германии. Каждый год мы приезжаем туда в хорошей форме, но пока успеха не добились – посмотрим, что получится в последующих сезонах. Я горжусь каждой своей победой, и сегодняшняя наверняка займет среди них особое место. Кажется, для Кими Райкконена первое место в Спа также значило очень много – приятно присоединиться к нему и другим триумфаторам этой гонки. Бельгийская трасса, определенно, одна из лучших в чемпионате наряду с другим известным автодромом, который мне также очень нравится – японской Сузукой. Трудно проводить какие-то сравнения – я просто рад своему успеху и набранным очкам.
Перевод: Валерий Карташев