1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Льюис Хэмилтон (McLaren)
3. Марк Уэббер (Red Bull Racing)
Вопрос: Себастьян, потрясающая квалификация! Сложные погодные условия, но своевременная попытка и очередной поул!
Себастьян Феттель: Квалификация складывалась непросто. В ходе первых двух сессий состояние трассы все время менялось: асфальт подсыхал на удивление быстро, и пилотировать на промежуточных шинах было очень сложно. Главная задача была в том, чтобы пробиться в следующую сессию.
В самом начале я чувствовал себя не очень уверенно, но ко второй сессии мы добились заметного прогресса: можно сказать, я вновь открыл для себя Спа. Мне удалось найти более эффективные траектории, чем я использовал в начале уик-энда, и это стало очень важным шагом.
Было ясно, что в финале мы поедем на сликах, но при этом все понимали, что решающим будет последний круг. Именно на нем я постарался атаковать настолько активно, насколько мог. Впереди меня ехал Льюис Хэмилтон, и я видел, что он блокирует колеса на торможениях, что в этой ситуации крайне нежелательно.
Но ближе к концу квалификации на сухой трассе я был абсолютно доволен машиной, мог ехать все быстрее с каждым кругом. Конечно, результатом я тоже очень доволен! Обещают, что дождя завтра не будет, но, как мы уже видели, в Спа возможно всё.
Вопрос: Льюис, для вас квалификация получилась крайне напряженной – причем я говорю не только о финале, но и об окончании второй сессии. Что произошло между вами и Пастором Мальдонадо?
Льюис Хэмилтон: Нужно посмотреть запись. В конце второй сессии я завершал круг, когда увидел две медленные машины Williams – возможно, они готовились к началу попытки, но светофор уже горел красным. Я попытался провести обгон, потерял много времени, а на выходе из первого поворота Мальдонадо приблизился и врезался в меня. Не знаю, было ли это действие преднамеренным, но я теперь намерен сидеть здесь и ждать разговора со стюардами, а уж потом отправлюсь обратно в моторхоум.
Вопрос: У вас были опасения, что после столкновения вы не сможете продолжить квалификацию? Насколько серьезные повреждения получила машина?
Льюис Хэмилтон: Серьёзно пострадало переднее антикрыло и боковой понтон, изменилась геометрия передней подвески – к счастью, механики быстро все исправили. Таких инцидентов быть не должно – после клетчатого флага любая борьба прекращается.
Вопрос: Марк, с днем рождения! Вы преподнесли себе неплохой подарок, правда, речь идет не о лучшей стартовой позиции…
Марк Уэббер: Да, непростая сессия. Пожалуй, в самом начале попытки я немного перестарался, поскольку на сликах чувствовал себя вполне комфортно. Никогда не знаешь, окажется ли очередной круг тем самым, что принесет позицию – особенно если вокруг моросит дождь. Смотрите сами: как только мы закончили квалификацию, снова начался ливень. Возможно, мне следовало чуть меньше атаковать на прогревочном круге, чтобы в оптимальный момент закончить свой третий и четвертый круг, но все получилось иначе. Уик-энд складывался довольно ровно, но при такой погоде легко допустить ошибку и закончить квалификацию, как Дженсон Баттон – вне первой десятки. Мне все-таки удалось пробиться в тройку сильнейших – да, было бы здорово оказаться еще на пару позиций выше, но Себастьян и Льюис сработали по-настоящему здорово. Тем не менее, завтра я все равно буду бороться за победу – впереди интересная гонка.
Вопрос: Себастьян, Марк сказал, что уик-энд складывался ровно, однако никому из вас не удалось достаточное количество времени поработать на сухой трассе. Насколько уверенно вы чувствуете себя перед гонкой, которая также может пройти при переменчивой погоде?
Себастьян Феттель: Это одна из тех гонок, в которых может случиться всякое, поэтому лучший способ угадать с погодой – внимательно следить за ситуацией. Скорее всего, завтра обойдется без дождя.
Под занавес квалификации на уже подсыхающей трассе машина вела себя очень неплохо, тогда как в самом начале сессии я чувствовал себя некомфортно – впрочем, чуть позже даже на мокром асфальте я постепенно прибавлял в скорости. Думаю, нам удалось подобрать необходимые настройки – впереди длинная гонка, и я с нетерпением жду старта.
Вопрос: Себастьян, в Red Bull Racing утверждали, что этот уик-энд наверняка будет одним из самых непростых для команды, однако вы снова на поуле. Как это объяснить?
Себастьян Феттель: Насколько мне известно, гонка состоится только завтра – вот там и посмотрим. Здесь много поворотов, которые подходят нашей машине, но есть и немало длинных прямых, которые ей совершенно не нравятся. С самого начала уик-энда мы очень мало работали на трассе, но притом оказались достаточно конкурентоспособны в любых погодных условиях – причем Марк выглядел намного увереннее меня.
Вчера и сегодня утром я был недоволен поведением машины, однако мы внесли кое-какие корректировки, и мне стало гораздо комфортнее – особенно на подсыхающем асфальте. Не знаю, какой там прогноз на завтрашнюю гонку – все говорят, будет сухо, но насколько? Каковы ставки? Не знаю, захотите ли вы вообще ставить деньги на местную погоду. В финальной сессии нам удалось выбрать правильный момент, я собрал все воедино и в итоге оказался на поуле.
Вопрос: Из ваших слов можно сделать вывод, что на подсыхающей трассе вы были в большей степени довольны машиной. Она настроена на сухую погоду?
Себастьян Феттель: Не совсем так. Честно говоря, в наши дни никто не использует исключительно дождевые настройки – это осложняет работу, ведь после квалификации у вас нет возможности вносить изменения в регулировки. Да, можно скорректировать пару параметров, и если вы на 100% уверены в том, что дождь все-таки пойдет, вы можете это сделать, но эффект все равно будет незначительным.
Я уже говорил, что утром был недоволен поведением машины, однако ко второй квалификационной сессии нам удалось обрести скорость. Да, в тот момент трасса быстро подсыхала, но даже на тех участках, где еще оставалась вода, мы впервые по ходу уик-энда чувствовали себя вполне комфортно. Нелегко вернуть привычный темп, когда из-за погоды возможности тренировки оказываются предельно ограниченными, но мы все-таки это сделали.
Вопрос: Похоже, все предыдущие дни гонщики и команды работали исключительно с промежуточной резиной! У вас остались свободные комплекты? Не хотите выставить их на интернет-аукцион, чтобы проверить, сколько за них дадут?
Себастьян Феттель: Пожалуй, надо попробовать! Честно говоря, немного досадно, что по пятницам мы можем работать только с одним комплектом промежуточной резины – остальные приходится беречь на случай дождя в субботу или воскресенье. Скучно сидеть в боксах и просто ждать погоды. Не подумайте, будто нам не нравится гоняться в Спа в дождь – мы просто экономим шины на случай вот такой квалификации, когда важен каждый комплект. Промежуточная резина может потребоваться и завтра, ситуация одинакова для всех.
Вопрос: Льюис, отличная попытка и очередное попадание в первый ряд. McLaren выиграла две предыдущие гонки – насколько вы уверены в своих шансах на завтрашний Гран При?
Льюис Хэмилтон: Пожалуй, мы вполне конкурентоспособны. Никто не мог сказать, на каких позициях мы окажемся, но команда проделала фантастическую работу, подготовила несколько интересных модификаций, и сегодня они полностью подтвердили свою эффективность. Не знаю, что произошло с Дженсоном – к сожалению, он не смог пробиться в финальную сессию. Впрочем, он сам не раз доказывал, что успеха можно добиться и при старте не из первых рядов.
Борьба была очень плотной, и Себастьяну удался просто фантастический круг. На одну секунду я все-таки взял поул, но практически сразу его потерял. Пожалуй, в нынешнем сезоне это был самый длительный промежуток времени, когда я занимал первую строчку итогового протокола квалификации – есть, над чем работать.
Вопрос: Вчера вы много работали над регулировкой антикрыльев – пытались добиться лучшей скорости на подъеме?
Льюис Хэмилтон: Пытались найти необходимый баланс. Можно снизить прижимную силу и добиться максимальной скорости на прямых, однако в таком случае с прохождением второго сектора точно будут проблемы. Нужен компромисс. Трасса практически все время оставалась мокрой – даже если все говорят, что завтра будет сухо, никто не может дать гарантии, поэтому мы не настраивали машину исключительно на хорошую погоду. Впрочем, завтра благоприятный прогноз, скорее всего, оправдается.
Вопрос: То есть, вам пришлось выбирать компромиссный вариант? Ни дождь, ни солнце…
Льюис Хэмилтон: Верно.
Вопрос: Марк, день рождения, новость о продлении действующего контракта с Red Bull Racing – разве что поула не хватило…
Марк Уэббер: Да, было бы здорово оказаться на поуле, но борьба на самом деле получилась очень плотной. Мы были весьма конкурентоспособны на протяжении практически всей квалификации, но в нужный момент слегка оступились. Да, Себастьян и Льюис сработали чуть лучше, поэтому их фамилии находятся выше в протоколе, но я вполне доволен третьей позицией. При такой погоде легко допустить ошибку, но команда сработала потрясающе. Себастьян перехватил поул буквально под занавес финальной сессии, однако завтра я все равно буду претендовать на победу. День выдался крайне непростым, но что поделаешь – это Спа…
Вопрос: А год назад вы стартовали с поула…
Марк Уэббер: Мне и другим гонщикам нравится эта трасса – хотелось бы, чтобы таких было как можно больше. Сегодня автодромы строятся с оглядкой на размещение телевизионных камер и трибун, на них чаще всего используется вторая и третья передачи, что немного скучно, а сюда можно приезжать хоть каждый день и всякий раз испытывать потрясающие ощущения. Не важно, кто вы – журналист, фотограф или гонщик: трасса одинаково нравится всем.
Вопросы с мест
Вопрос: (Наосе Хологан – Manipe F1) Марк, если я правильно посчитал, вы четвертый раз подряд подписываете контракт с Red Bull сроком всего на один год. Кто из вас отказывается заключить многолетнее соглашение, и когда вы поставили свою подпись под контрактом на 2012 год?
Марк Уэббер: Не так давно – кажется, еще в Венгрии. Что касается отказа от многолетнего соглашения – это взаимное решение. Для меня однолетний контракт – вполне приемлемый вариант, который устраивает и команду.
Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Льюис, в конце второй сессии мы заметили, что ваша машина довольно резко подпрыгивает на кочках и испускает искры. Есть причины для беспокойства? Ваша MP4-26 настроена скорее под дождь, нежели под сухую погоду?
Льюис Хэмилтон: Нет. Могу лишь повторить слова Себастьяна – в наше время нет особой разницы между настройками на дождь и сухую погоду. Раньше отличия в регулировках были довольно существенными, но теперь мы не можем что-либо корректировать уже после квалификации, поэтому приходится искать некий единый вариант. Не знаю, почему из-под машины летели искры – возможно, дорожный просвет оказался чуть ниже, чем требовалось, или под днище попал какой-то осколок… Лично я не заметил ничего странного.
Вопрос: Уточню – машина вела себя так же, как в конце длинных прямых на турецком Istanbul Park…
Льюис Хэмилтон: Так вот почему Себастьян говорил, будто на завершающем круге я заблокировал резину – просто моя машина слишком активно подпрыгивала на кочках в последнем повороте.
Вопрос: Эту проблему вы пытались устранить с самого начала уик-энда, или она впервые проявила себя только сегодня?
Льюис Хэмилтон: На самом деле, мы пытаемся устранить ее на протяжении уже трех сезонов.
Вопрос: (Боб МакКензи – Daily Express) Льюис, со стороны маневр Мальдонадо выглядел предельно жестким. Что вы почувствовали? Столкновение было неожиданным?
Льюис Хэмилтон: Чтобы во всем разобраться, нужно выйти из кокпита и осмотреть машину. Мне трудно вспомнить все обстоятельства, но удар был довольно сильным – мне даже показалось, что сломалась передняя подвеска. Всю оставшуюся часть круга переднее колесо выглядело менее загруженным, я чувствовал вибрацию, да и фрагмент переднего антикрыла отлетел в сторону. Хорошо еще, что никто из нас не взлетел на воздух и не перевернулся…
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Никому из вас не удалось достаточно времени поработать на сухой трассе. Вы представляете, насколько быстро будет изнашиваться резина? Насколько трудно спланировать тактику на гонку при таком количестве неизвестных?
Себастьян Феттель: Да, завтра шинный фактор будет иметь решающее значение, ведь никто не знает скорость износа резины. Впрочем, первые выводы можно будет сделать спустя всего пару кругов – к примеру, вчера я работал только с жестким составом смеси, а сегодня без каких-либо проблем проехал пару кругов на мягком. Сейчас сложно делать какие-то обоснованные прогнозы – все выяснится завтра. Не секрет, почему в квалификации большинство гонщиков предпочло мягкую резину – она просто обеспечивает большую скорость, и в гонке мы постараемся использовать ее по максимуму…
Вопрос: (Свен Хайдингер – SportWoche) Насколько нелегко в таких погодных условиях прогреть шины?
Льюис Хэмилтон: У нас не возникло никаких проблем с прогревом.
Себастьян Феттель: По-моему, сегодня в Спа было так же прохладно, как несколько недель назад на Нюрбургринге, правда, здесь у нас не возникло глобальных трудностей с прогревом, что говорит о прогрессе. В таких условиях машины McLaren более конкурентоспособны, и если бы мы были в такой же форме, как на Гран При Германии, то вряд ли бы взяли поул, но сложно судить однозначно – здесь иная конфигурация трассы. Как бы то ни было, сегодня прохладная погода мешала нам меньше, чем в предыдущих гонках.
Вопрос: (Джон Баннон – Australian Auto Action) Марк, как вы оцениваете шансы преподнести себе самый лучший подарок в завтрашней гонке?
Марк Уэббер: Весьма высоко! Я квалифицировался в непосредственной близости к первому ряду, и все мы знаем, что в этой гонке возможно всякое. Бельгийский этап крайне непростой – в прошлом году Льюис выиграл Гран При, но по возвращению в закрытый парк его машина была буквально усыпана мелким гравием. На протяжении всего уик-энда я неплохо чувствовал конфигурацию трассы – разумеется, нужно собрать все воедино и сработать без ошибки, но я вполне уверен в своих силах и с нетерпением жду старта.
Перевод: Валерий Карташев