Участники: Ярно Трулли (Team Lotus), Камуи Кобаяши (Sauber), Витантонио Лиуцци (HRT), Марк Уэббер (Red Bull Racing), Фелипе Масса (Ferrari), Фернандо Алонсо (Ferrari).
Вопрос: Ярно, начнем с вас – вы говорили, что не считаете домашнюю гонку чем-то особенным…
Ярно Трулли: Верно, так было всегда. Приятно приезжать в Италию, но я не живу на севере страны, я из центральной части, из Абруццо, поэтому у меня нет каких-то особенных эмоций. Да, Монца уникальна, во многом благодаря болельщикам Ferrari, но лично для меня эта гонка ничем не отличается от любой другой.
Вопрос: Недавно команда представила новый гидроусилитель руля. Почему он не использовался в Спа, и почему эффект от него так велик?
Ярно Трулли: Для меня эффект был заметным – я смог контролировать машину, а раньше чувствовал себя больше пассажиром, чем гонщиком. Новый гидроусилитель работает должным образом, к сожалению в Спа мы не могли использовать его в силу технических причин, а здесь команда вновь установит его на машину – надеюсь, он останется до конца сезона.
Вопрос: Могут ли упомянутые технические причины снова помешать вам использовать гидроусилитель?
Ярно Трулли: Возможно, нам следовало провести без него еще одну гонку, но сейчас я не хочу об этом думать. Я полностью сосредоточен на предстоящем уик-энде.
Вопрос: Камуи, в традиционном превью вы упомянули, что неоднократно выступали в Монце в итальянской Формуле Renault…
Камуи Кобаяши: Да, я много гонялся в Италии. Я жил здесь на протяжении пары лет, с этим периодом у меня связаны самые приятные воспоминания.
Вопрос: Но прошлогодний этап в Монце выдался для вас крайне непростым…
Камуи Кобаяши: Такова Монца. Эта трасса требует низкого уровня прижимной силы, но в прошлом году мы здесь были неконкурентоспособны. Команда подготовила специальные антикрылья, но по сравнению с другими автодромами машина намного хуже справлялась с поребриками, а здесь это важно. Уик-энд получился крайне непростым, но мы все-таки квалифицировались в районе двенадцатого места, что было не так уж плохо. Надеюсь, на этот раз смогу побороться на трассе – год назад у меня перед стартом возникли проблемы с коробкой передач, из-за которых я не смог принять участие в гонке. Посмотрим, что произойдёт в воскресенье.
Вопрос: Полагаете, после этой гонки команда станет чуть ближе к тем позициям, к которым стремится?
Камуи Кобаяши: Я настроен оптимистично – наш аэродинамический обвес не так уж и плох, да и прошлогодний опыт будет весьма кстати. Мы подготовили несколько доработок, так что посмотрим, как все сложится.
Вопрос: Витантонио, в этот уик-энд вы будете выступать в специальном шлеме – расскажите об этом.
Витантонио Лиуцци: Да, это своеобразный сюрприз для наших болельщиков. Мне очень приятно приезжать на домашнюю гонку, и хотя моя карьера в Формуле 1 началась на другой итальянской трассе – в Имоле – я с радостью возвращаюсь в Монцу. Это поистине исторический автодром, и здесь я всякий раз стараюсь поблагодарить болельщиков и напомнить им о каком-нибудь событии. В 2011-м году мы празднуем 150-летие объединения Италии – эта идея и легла в основу нового дизайна шлема. Надеюсь, зрителям задумка понравится!
Вопрос: Насколько важно проводить Гран При Италии именно в Монце, а не Флоренции, Риме, Пескаре?
Витантонио Лиуцци: Монца – единственный в Италии действующий исторический автодром. Он не похож на другие трассы, гонщикам нравятся высокая максимальная скорость и низкий уровень прижимной силы. Приятно, что гонка проходит именно в Монце, хотя у нас есть и другие интересные трассы вроде Имолы. Впрочем, так сложилась ситуация – уверен, Берни Экклстоун постарается сохранить Гран При Италии в календаре, я надеюсь, что он будет по-прежнему проходить на этой трассе.
Вопрос: В последнее время команда обеспечила себе стабильное финансирование – какой эффект это оказывает?
Витантонио Лиуцци: Да, ситуация в команде заметно стабилизировалась. Поначалу мы не были уверены в своем будущем, ходила масса слухов о том, сможет ли HRT закончить сезон… Карабанте проделал огромную работу, а с новыми владельцами из Thesan Capital у команды неплохие перспективы на будущее Да, из-за смены собственника темп доработки машины несколько снизился, многие детали не получается подготовить вовремя, и в целом мы отстаем от графика на 1-2 месяца, но основное внимание уже уделяется чемпионату следующего года, на который новые акционеры возлагают большие надежды. Надеюсь, в ближайшее время мы добьемся прогресса, однако самые серьезные цели мы ставим уже на новый сезон.
Вопрос: Марк, люди до сих пор обсуждают вашу атаку на Фернандо в Спа. Вы только что посмотрели видеозапись – что скажете?
Марк Уэббер: На экране борьба выглядела даже плотнее, чем могло показаться из кокпита. Дело в том, что после выезда с пит-лейн большинство гонщиков без каких-либо сложностей проходили Eau Rouge на полном газу, но я не знал, насколько удачно это получится у Фернандо. Возможно, мне следовало повременить с атакой, но я подумал: «Эй, да у меня есть шанс – посмотрим, что получится». В итоге маневр удался.
Фернандо боролся открыто и честно, как было во всех наших многочисленных поединках. В предыдущих гонках испанец не раз брал верх, но в этот раз удача оказалась на моей стороне – приятно, что у меня все получилось!
Вопрос: Что скажете о трассе? Перед этапом в Бельгии представители Red Bull Racing были крайне осторожны в прогнозах, как обстоят дела в этот раз?
Марк Уэббер: Гонка в Спа добавила уверенности – мы оказались конкурентоспособны на первом и третьем секторах, чего раньше не наблюдалось. В Монце тоже скоростная трасса, однако у неё иной профиль поворотов, да и поребрики намного выше.
Гран При Бельгии позволил нам ещё больше поверить в свои силы, но это не говорит об абсолютной уверенности в собственном превосходстве. Да, мы должны быть конкурентоспособны, но McLaren с Ferrari наверняка окажутся столь же быстры. Гонка в Спа лишь немного добавила оптимизма насчет возможного результата в Монце – впрочем, если бы эти этапы шли в обратном порядке, мы нервничали бы гораздо больше.
Вопрос: Вас удивляет скорость машины на трассах, на которых Red Bull Racing не считалась фаворитом? Таковых в нынешнем сезоне было, как минимум, две, но вы всякий раз добивались хороших результатов…
Марк Уэббер: Да, но проигрывали там, где должны были победить – скажем, Фернандо был быстрее нас в Сильверстоуне. Надеюсь, здесь мы будем конкурентоспособны, а затем удержим этот темп на следующих трассах.
Вопрос: Фернандо, вы выиграли прошлогодний Гран При Италии и недавно вспоминали, каково это – финишировать первым в Монце за рулем Ferrari…
Фернандо Алонсо: Как заметил Ярно, для любой команды гонка в Монце по-настоящему особенная, ведь итальянская трасса уникальна, на ней мы развиваем наибольшую скорость. Впрочем, дело не только в динамических характеристиках – здесь царит потрясающая атмосфера, а местные болельщики просто невероятны. Их называют тифози за неповторимую страсть к автоспорту и огромную любовь к Ferrari, благодаря им моя прошлогодняя победа в Монце была настолько приятной, поэтому задача на ближайший уик-энд – снова выступить на столь же высоком уровне и порадовать болельщиков хорошей гонкой.
Вопрос: Стефано Доменикали сказал, что команда сделает все возможное, чтобы добиться победы. Не сомневаюсь, что такой подход используется в каждой гонке, и всё же, что означают эти слова?
Фернандо Алонсо: В этот уик-энд у наших механиков и инженеров особая мотивация – на трибуны придут члены их семей, в паддоке будет немало знакомых лиц… Да, мы привыкли в каждой гонке выкладываться на 100%, но здесь постараемся сработать идеально – уверен, каждый из наших сотрудников сделает для того все возможное.
Вопрос: Насколько важна температура асфальта? Мы слышали немало высказываний на этот счет, и аналогичный вопрос я непременно задам Фелипе Массе. Полагаю, вы довольны тем, что погода обещает быть чуть более теплой?
Фернандо Алонсо: Да, это может помочь. В силу определенных причин наша машина на холодном асфальте ведет себя далеко не оптимально, а минувшим летом у нас была довольно непростая серия из четырех или даже пяти гонок подряд, в каждой из которых либо шел дождь, либо было довольно прохладно – в таких условиях нам требовалось немало времени, чтобы прогреть шины, скажем, после пит-стопа или перед очередной квалификационной попыткой. Приятно слышать, что погода обещает быть довольно теплой, но никто не знает, насколько изменится расклад сил. Как заметил Марк, вряд ли мы увидим доминирование одной из команд – борьба между Red Bull, Ferrari и McLaren вновь окажется очень плотной. Полагаю, машины Mercedes на длинных прямых тоже будут очень быстры, так что нас ждет захватывающий уик-энд. Если мы хотим добиться успеха, нужно действовать безупречно – иначе легко оказаться на седьмом или восьмом месте.
Вопрос: Фелипе, как вы оцениваете расклад сил?
Фелипе Масса: Как сказал Фернандо, это совершенно иная трасса, на которой важна не только максимальная скорость, но и способность машины уверенно атаковать поребрики. Надеюсь, нам удастся собрать все воедино, а более теплая погода позволит побороться за самые высокие позиции.
Вопрос: Насколько важна поддержка со стороны тифози?
Фелипе Масса: Выступление в домашней гонке всегда получается особенным, а поддержка трибун добавляет сил – со мной так было в Бразилии, где я дважды финишировал первым. Болельщики вселяют уверенность, и здесь ситуация аналогична – приятно видеть на автодроме такое количество людей в цветах Ferrari, подгоняющих команду вперед. Надеюсь, предстоящий уик-энд сложится для нас столь же удачно, как прошлогодний Гран При Италии.
Вопрос: Стефано Доменикали заметил, что проблема с прогревом шин преследует команду на протяжении едва ли не десяти лет. Вы уже давно выступаете за Ferrari – можете ли согласиться с таким утверждением?
Фелипе Масса: Да, ведь у нас на самом деле есть такие проблемы. В этом сезоне нам не раз приходилось гоняться при прохладной погоде – даже в Венгрии было всего +15, и шел дождь! Команда делает все возможное, чтобы разобраться в ситуации, но сейчас нам лучше сосредоточиться на предстоящей гонке – надеюсь, благоприятный прогноз полностью оправдается.
Вопросы с мест
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Вопрос ко всем. Всем известна история Монцы, высокие скорости и невероятная атмосфера, но насколько интересна трасса с точки зрения пилотажа, особенно если сравнивать её со Спа или Сузукой?
Витантонио Лиуцци: Эта трасса совсем не похожа на столь любимую всеми Спа, но она намного интереснее многих современных автодромов. Да, здесь всего пять или шесть поворотов, однако прохождение каждого из них существенным образом влияет на общий результат. Скажем, шикана может быть довольно простой, но за ней следует очень длинная прямая, для оптимального выхода на которую нужно действовать предельно точно. Круг может показаться менее интересным, чем на других трассах, однако гонщикам нелегко всякий раз проходить его со 100% эффективностью, даже если между поворотами у нас есть чуть больше времени, чтобы немного расслабиться и оценить ситуацию.
Ярно Трулли: Согласен. Монца – очень интересная трасса, пусть и непохожая на Спа. Бельгийский автодром – лучший в мире, по-настоящему непростой и весьма техничный. В Монце таких техничных элементов намного меньше, однако и здесь нужно знать, по какой траектории вести машину, а несколько поворотов во многом определяют результат на круге.
Фелипе Масса: Монца действительно не похожа на другие автодромы, причем дело не только в длинных прямых, но и в особенностях пилотирования. Низкий уровень прижимной силы обеспечивает высокую максимальную скорость, которую, в свою очередь, нужно эффективно гасить, а с недостаточно загруженной аэродинамикой общий уровень сцепления с асфальтом намного ниже, чем на других трассах. Кроме того, машина должна уверенно атаковать поребрики – да, здесь не так много поворотов, но от этого задача ничуть не упрощается. Нужно собрать все воедино.
Гонка в Монце – всегда нечто особенное. Здесь все буквально дышит историей, а местные болельщики по-настоящему влюблены в автоспорт.
Вопрос: Вы напомнили мне об еще одном вопросе, который я хотел задать. В Монце команды используют антикрылья с минимальной площадью – насколько важна в таком случае DRS?
Марк Уэббер: Система в любом случае снижает лобовое сопротивление, так что скорость все равно будет расти – пусть и не в такой мере, как на автодромах с большим уровнем прижимной силы. Не представляю, насколько она поможет в борьбе с соперниками – неизвестно, как быстро они поедут. Впрочем, все относительно, и не факт, что DRS окажется менее эффективной, чем… знаете, в нынешнем сезоне мы зачастую лишь после гонки понимали, была ли зона активации DRS определена излишне консервативно – как в Барселоне, или наоборот, излишне агрессивно – как в Турции или Спа. Организаторам нелегко предугадать, насколько сильным будет эффект от нажатия соответствующей кнопки…
Вопрос: (Адриан Родригез Хубер – Agencia EFE) Фернандо, вы дважды побеждали в Монце: первый раз за McLaren в 2007-м – сезон, который трудно назвать лучшим в вашей карьере – и, наконец, в прошлом году за Ferrari. Насколько различны эти победы?
Фернандо Алонсо: Кардинально. Прошлогодняя победа принесла гораздо больше положительных эмоций, поскольку не только гонка – весь уик-энд складывался иначе. Приезжая в Монцу в статусе гонщика Ferrari, вы ощущаете поддержку везде – в отеле, в паддоке… На этой неделе у нас прошло немало различных мероприятий, перед Гран При Италии мы заняты даже больше, чем в преддверии других гонок, но когда в итоге поднимаешься на верхнюю ступеньку подиума и видишь всю стартовую прямую и болельщиков, радующихся, что итальянская машина в очередной раз выиграла домашнюю гонку – это невероятно. В 2007-м победа в Монце ничем не отличалась от успеха на других автодромах – реакция тифози была совершенно иной.
Вопрос: (Джеймс Аллен – Financial Times) Вчера в Pirelli обсуждался интересный вопрос – можно ли начиная со следующего сезона предоставить командам право самостоятельно выбирать, какие составы использовать в той или иной гонке? Скажем, вы могли бы за месяц вперед сказать: «Нужны вот эти шины и вот эти». Хотелось бы спросить Марка и Фернандо – насколько это изменит гонки, не получится ли так, что большинство команд в итоге сделает идентичный выбор?
Марк Уэббер: Это может стать дополнительным фактором. Нелегко выбрать шины за месяц до гонки, но у команд, как правило, достаточно информации, чтобы более-менее прикинуть, какая резина нужна машине. К примеру, в нынешнем сезоне на некоторых трассах в Ferrari наверняка предпочли бы воспользоваться иными составами, но пока у них такой возможности нет.
Честно говоря, я впервые слышу о подобной идее, и мне нелегко сразу ее комментировать – в конце концов, у разных команд разные трудности с шинами. Замысел неплохой, но нам нужно подумать, как это будет работать по ходу всего сезона, а для лидирующих команд… По ходу уик-энда нам приходится принимать немало решений насчет различных компонентов машины, так что вопрос выбора шин станет еще одним поводом для размышлений.
Вопрос: (Жюльен Фебро – L'Equipe) Как вы оцениваете стиль пилотирования Льюиса Хэмилтона? Вам он не кажется излишне агрессивным?
Марк Уэббер: Нет, его стиль не настолько агрессивен. Просто в последних нескольких гонках Льюису пришлось нелегко.
Фернандо Алонсо: Согласен.
Камуи Кобаяши: Да, никаких проблем. Пожалуй, гонщик обязан действовать агрессивно.
Вопрос: (Энтони Роулинсон – Red Bulletin) Фернандо, возможно, в этом году Себастьян Феттель второй раз подряд станет чемпионом мира. Скажите, что вы чувствовали, когда сами выиграли два титула подряд в 2005 и 2006 годах? Насколько трудным был путь к успеху? Каково это – стать чемпионом во второй раз?
Фернандо Алонсо: Это фантастическое чувство! Когда впервые выигрываешь титул, в это трудно поверить – требуется время, чтобы осознать: ты – чемпион мира. Пожалуй, вторым титулом наслаждаешься гораздо больше – особенно если начинаешь каждый уик-энд лидером чемпионата с огромным преимуществом над соперниками, как в случае с Себастьяном. Каждая победа и подиум воспринимаются несколько иначе – ты уже не думаешь о том, как стать чемпионом, а просто получаешь удовольствие.
Для меня оба чемпионских сезона получились фантастическими, хотя их трудно сравнивать между собой. В 2006-м году у меня было несколько большее преимущество, чем в 2005-м, за три гонки до конца сезона все складывалось более чем удачно, однако в итоге мне пришлось вплотную бороться с Михаэлем Шумахером. До самого последнего этапа мы шли практически вровень, так что ощущения были несколько иными, чем годом ранее. Уверен, Себастьян испытывает нечто подобное: перед последней гонкой предыдущего сезона в личном зачете он был только третьим и впервые вышел в лидеры только после этапа в Абу-Даби, тогда как в нынешнем чемпионате лидирует с первого Гран При.
Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Ярно, вчера вы сказали, что Ferrari в какой-то мере ограничивает возможности воспитания итальянских гонщиков. Наверное, вы сможете подробнее пояснить вашу мысль? И вопрос к Тонио – вы согласны с Ярно?
Ярно Трулли: Пожалуй, только итальянский гонщик может понять это чувство, ведь Ferrari – уникальная команда, легенда, и мы, итальянцы, должны гордиться этим, в мире нет ничего подобного. С другой стороны, данное обстоятельство слегка осложняет жизнь, причем я говорю в целом об автоспорте, не только о Формуле 1.
Когда ты появляешься на свет, ты ничего не знаешь о Формуле 1 или твои познания ограничиваются красными машинами – примерно таково восприятие чемпионата в любой итальянской семье, и таких же взглядов придерживаются молодые гонщики. Должен сказать, это всерьез отвлекает внимание от автоспорта в целом и вопросов воспитания подрастающих спортсменов.
Так и получается: с одной стороны, мы должны гордиться уникальностью Ferrari, с другой стороны – это осложняет работу. Впрочем, лично мне повезло – я смог пробиться в Формулу 1 и никогда не страдал от повышенного внимания к одной конкретной команде. У меня всегда были хорошие отношения с Ferrari, хотя я никогда не выступал за них. Никаких претензий – все дело в понимании позиций автоспорта и Формулы 1 в Италии.
Витантонио Лиуцци: Полностью согласен с Ярно. Ситуация осложняется тем, что ты все время находишься в тени одной команды.
Вопрос: (Сильвия Ариас – Diario Libre) Марк, вы занимаете второе место в личном зачете, но в нынешнем сезоне не выиграли ни одной гонки – что скажете? Каковы ваши шансы на предстоящий уик-энд?
Марк Уэббер: Досадно, что мне пока не удалось выиграть гонку, но я уверен, до конца сезона это все-таки произойдет. Я выступал достаточно стабильно, что тоже подчас нелегко. Всегда есть риск совершить ошибку, у меня уже есть достижения, которыми можно гордиться, однако победы среди них пока нет. Впрочем, это дело времени, я на этот счет ничуть не беспокоюсь. Как в свое время на Нюрбургринге – успех приходит тогда, когда меньше всего его ждешь, и если это произойдет здесь, в Монце, лучшего места просто не придумать.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Недавно FIA утвердила календарь следующего сезона – в нем нет Гран При Турции, зато этап в Бахрейне возвращается на свое место в апреле. Что вы об этом думаете? Отказ от гонки в Турции – потеря для Формулы 1?
Фелипе Масса: Кажется, в календаре стало на одну гонку больше – мы уже в этом сезоне должны были провести двадцать этапов, но не сможем сделать это в силу объективных обстоятельств. График будет более напряженным – больше Гран При, больше сдвоенных этапов, но это не проблема, ведь мы пришли сюда, чтобы гоняться. Да, мы уже не приедем в Турцию: там я трижды финишировал первым, но, к сожалению, трассе не нашлось места в календаре. С другой стороны, возвращается этап в Бахрейне, мы снова приедем в Соединенные Штаты – надеюсь, там будет интересная трасса, а в остальном мне добавить нечего.
Вопрос: (Адриан Родригез Хубер – Agencia EFE) Фернандо, Стефано Доменикали уже говорит о следующем сезоне – в таком случае вы чувствуете себя более расслабленно? Учитывая крайне малые шансы на титул, какое количество побед в оставшихся гонках вас бы устроило?
Фернандо Алонсо: Что касается следующего сезона, мы делаем все возможное, чтобы быть конкурентоспособными с первой гонки – этому будет посвящена работа в ближайшие несколько месяцев и во время зимних тестов, однако в Формуле 1 ни в чем нельзя быть уверенным. Это очень сложный вид спорта, и даже если вы работали по 24 часа в сутки, в феврале вы все равно можете столкнуться с сюрпризами – как с приятными, так и не очень. Надеюсь, у нас все получится – у команды есть потенциал, есть талантливые инженеры и все необходимое оборудование.
Если говорить об оставшихся шести гонках – точнее, о семи, если считать Гран При Италии, - то конечно же, нам хотелось бы одержать несколько побед, однако в Ferrari привыкли быть реалистами. Мы понимаем расклад сил, осознаем, что в предыдущих двух-трех гонках были не вполне конкурентоспособны, и что по сравнению с конкурентами наша машина получит минимальный набор доработок – поэтому какие-либо перемены маловероятны. Многое будет зависеть от трассы, правильного выбора настроек и даже везения – давайте сперва сосредоточимся на Монце, постараемся выиграть эту гонку, а там посмотрим…
Перевод: Валерий Карташев