Даже в таком неординарном мире, как Формула 1, японский Гран При занимает особое место. Появившись в календаре относительно недавно, эта гонка всегда занимала в календаре одну из последних строчек, и потому именно в стране восходящего солнца в последние десятилетия чаще всего выяснялось, кому же достанется чемпионская корона. Видимо, эта традиция не нарушится и в 2011-м.
Не считая двух краткосрочных визитов на автодром Фудзи, ареной японской гонки традиционно является Сузука – харизматичная «восьмёрка», от которой без ума и пилоты, и – что очень важно – болельщики. В быстрых поворотах на первый план выходят качества шасси, потому победа здесь почти всегда достается пилоту, выступающему на объективно лучшей машине.
Начиная с 2000 года, всего дважды победителю квалификации не удавалось одержать на Сузуке победу – в 2005-м субботние заезды проходили под дождем, потому лидеры стартовали с задних рядов и Кими Райкконен пробился к победе с невероятного 17-го места. В следующем сезоне Михаэля Шумахера лишил возможности подняться на вершину подиума досадный отказ мотора.
Машина безопасности лишь в последние годы стала на трассе Гран При Японии привычным гостем, до этого гонки много лет обходились без её присутствия. Одна из причин – обширные зоны безопасности в потенциально опасных местах и оперативная работа служб трассы. Мест для обгона на Сузуке не слишком много, но даже в имеющихся, чтобы опередить соперника, нужно приложить серьезные усилия.
Отдельная тема – погода. Автодром находится недалеко от морского побережья, потому она меняется с калейдоскопической быстротой. Достаточно вспомнить прошлый год, когда всю субботу команды пускали вдоль боксов кораблики, а в воскресенье было сухо и солнечно. Дождь регулярно мешает обитателям паддока и зрителям по ходу уик-энда, однако гонки при этом раз за разом проходят на сухом асфальте.
В 1991 году японский этап обошелся без осадков. Переполненные трибуны ждали развязки очередного спора за титул – дважды до этого чемпион мира определялся после столкновения Алена Проста и Айртона Сенны. Бразильский Волшебник и на этот раз был главным соискателем короны, а вот его соперником на этот раз выступал лидер Williams Найджел Мэнселл. После неважного начала сезона британец, наконец, нашел общий язык с машиной, оснащенной активной подвеской, и начал сокращать отрыв от лидера.
Однако поул довольно неожиданно достался не кому-то из двух главных героев, а напарнику Сенны по команде McLaren Герхарду Бергеру. В день гонки австриец выиграл старт и помчался вперед, тогда как Айртон демонстрировал не столь высокий темп, уделяя основное внимание обороне от атак Мэнселла.
Найджел всегда считался в Формуле 1 «горячей головой» и нередко действовал импульсивно, но на этот раз пилота Williams словно подменили. Британец держался вплотную за Сенной, по сотым и тысячным сокращая отставание на каждом секторе. Он не пробовал провести обгон, но с каждым кругом наращивал давление на соперника. Но такая тактика требовала колоссальной прочности собственных нервов.
В начале десятого круга, когда между претендентами на титул осталось всего три десятых, Найджел допустил небольшую ошибку на торможении перед первым поворотом – но её оказалось достаточно, чтобы его машина сместилась на грязную часть асфальта, проскользила по ней и увязла в гравийной полосе безопасности. В эту секунду Айртон Сенна стал чемпионом мира.
Решив главную задачу этого дня и всего сезона, бразильский Волшебник на оставшихся кругах легко справился с Бергером – однако на последних метрах вновь пустил Герхарда вперед в знак дружбы и признательности за ту помощь, которую австриец – порой в ущерб собственным интересам – оказывал напарнику на протяжении двух сезонов. Компанию пилотам McLaren на подиуме составил ветеран Риккардо Патрезе из Williams.