Участники: Серхио Перес (Sauber), Пастор Мальдонадо (Williams), Марк Уэббер (Red Bull Racing), Фернандо Алонсо (Ferrari), Хайме Альгерсуари (Toro Rosso)
Вопрос: Вопрос ко всем гонщикам, говорящим по-испански. Считаете ли вы предстоящий Гран При домашней гонкой? Серхио?
Серхио Перес: Нет. Барселона в чем-то напоминает мою родину, но мой дом – в Мексике. Тем не менее, мне всегда нравится приезжать в Испанию.
Вопрос: Хайме, а для вас эта гонка уж точно домашняя…
Хайме Альгерсуари: Да, я обожаю здесь гоняться, чувствовать поддержку трибун, особую атмосферу, привычную погоду. Я живу в Барселоне, и для меня предстоящая гонка – одна из лучших в чемпионате.
Вопрос: Это облегчает борьбу, или наоборот, усиливает прессинг?
Хайме Альгерсуари: По-моему, разницы никакой. Лично мне легче уже потому, что я живу совсем неподалеку, и мне не приходится пользоваться самолетом. Впрочем, это действительно уникальная гонка, а сама трасса весьма интересна с точки зрения пилотажа.
Вопрос: Пастор, ваше мнение? Барселона находится на значительном расстоянии от вашей родины…
Пастор Мальдонадо: Да, для меня это отнюдь не домашняя гонка, но в Барселоне можно встретить немало венесуэльцев. Я рад быть здесь и наслаждаться замечательной погодой – кроме того, я говорю по-испански, что тоже неплохо!
Вопрос: Фернандо?
Фернандо Алонсо: Для меня домашними гонками можно считать и Барселону, и Валенсию. Выступление в Испании всегда воспринимается как нечто особенное – как сказал Хайме, здесь есть своя мотивация и дополнительный прессинг, однако прессинг в хорошем смысле слова, поскольку он исходит от болельщиков и чувствуется повсюду – на трибунах, в отеле и т.д. Мне всегда нравился этот уик-энд.
Вопрос: Найджел Мэнселл говорил, что статус домашней гонки позволяет сбросить дополнительные полсекунды с результата на круге, а то и вовсе целую секунду...
Фернандо Алонсо: Весьма оптимистичный расчет. Впрочем, ты стараешься выложиться по максимуму, а команда поддерживает тебя в стремлении добиться лучшего результата – пожалуй, так действительно можно отыграть одну десятую…
Вопрос: Всего одну?
Фернандо Алонсо: Да.
Вопрос: Марк, год назад вы выиграли в Барселоне, стартовав с поула. Вы финишировали в семи из восьми Гран При Испании, в которых приняли участие – похоже, эта трасса благоволит вам…
Марк Уэббер: Очевидно, хотя я не знал, что так часто добирался здесь до финиша – постараюсь сохранить традицию! Нужно уверенно провести уик-энд, сделать еще один шаг вперед по сравнению с предыдущими гонками и повторить прошлогодний результат.
Вопрос: Насколько сложно сделать этот шаг вперед? Думаю, мы вас правильно поняли…
Марк Уэббер: Нужно идеально провести уик-энд, ведь для победы необходимо собрать все воедино. Не подумайте, что я взялся за дело только сейчас – я пытался прогрессировать во всех предыдущих гонках. В Турции машина впервые работала безупречно, мы уверенно провели квалификацию и первый отрезок гонки, потом я неплохо поборолся с Фернандо и показал хороший результат. В остальных гонках все шло не так гладко, но мы рассчитываем, что впредь все будет так, как в Турции, мы обойдемся без неприятностей и сделаем все необходимое для победы.
Вопрос: Серхио, как складывается сезон?
Серхио Перес: Пока я доволен. В дебютной гонке мне удалось финишировать седьмым, а потом мой темп всякий раз позволял приезжать в очках – правда, в силу разных обстоятельств это не всегда получалось, но адаптация к Формуле 1 прошла успешно, и я рассчитываю на дальнейший прогресс. Команда оказывает мне всяческую поддержку, мы с нетерпением ждем предстоящего уик-энда. После четырех гонок я готов сделать ещё один шаг вперед и заработать очередные очки.
Вопрос: Полагаю, команда подготовила немало доработок, однако трудно предположить, как они скажутся на позиции в пелотоне. Ваш прогноз?
Серхио Перес: Мы настроены вполне оптимистично и надеемся, что все пойдет по плану. Многие доработали машины, поэтому мы не можем стоять на месте. В предыдущих Гран При наша машина была достаточно быстра – особенно если говорить о гоночном темпе. В Турции в третьем повороте я повредил переднее антикрыло, потерял почти сорок секунд, однако смог отыграться и финишировал тринадцатым, что весьма неплохо. Мы продолжаем работу, и я не сомневаюсь, что в этот уик-энд мы выступим вполне удачно.
Вопрос: Хайме, год назад в Барселоне вам удалось заработать очко, а в предыдущей гонке ваш напарник некоторое время ехал седьмым. Какие надежды связаны с предстоящим Гран При?
Хайме Альгерсуари: Надеюсь, начиная с этого уик-энда сезон будет складываться более удачно, и я смогу, наконец, финишировать в первой десятке. Посмотрим, позволит ли стратегия контролировать износ шин – хочется верить, что мы прервем череду неудач и покажем хорошие результаты в Монако и последующих гонках.
Цель – стабильно финишировать в первой десятке, и мы можем на это рассчитывать, ведь машина более конкурентоспособна, чем в прошлом году, особенно в квалификации. Правда, в гонке случались кое-какие трудности. В Малайзии и Китае мне не удалось реализовать свою скорость, однако Себастьен продемонстрировал хороший темп – посмотрим, что получится в Барселоне.
Вопрос: После гонки в Турции вы работали на симуляторе в Милтон Кинсе. Какой опыт вы получили?
Хайме Альгерсуари: Это было здорово – поработать на симуляторе Red Bull Racing. Конечно, я кое-чему научился.
Вопрос: Как долго вы работали на базе Red Bull Racing?
Хайме Альгерсуари: Всего два дня, а потом мы отправились в Барселону. Тем не менее, это был весьма полезный опыт.
Вопрос: Пастор, а для вас как складывается сезон?
Пастор Мальдонадо: Первые две гонки получились крайне непростыми – у нас возникли проблемы с обеими машинами, было трудно просто добраться до финиша. Тем не менее, я стараюсь прогрессировать с каждым уик-эндом, команда активно работает над конкурентоспособностью, и я не сомневаюсь, мы вернемся в первую десятку. У нас хороший потенциал, осталось лишь собрать все воедино и добиться результата. Машина быстра, мы планируем поработать над отдельными деталями, а там посмотрим. Главное – действовать сообща: начало сезона сложилось неудачно, но перспективы весьма неплохие.
Вопрос: Полагаю, у вас тоже немало новинок Как вы оцениваете их эффективность?
Пастор Мальдонадо: Как я уже говорил, команда проделала огромную работу, особенно в последние две недели. Мы привезли новый аэродинамический пакет и надеемся, что он сработает максимально эффективно. В предыдущей гонке мы были близки к выходу в финал квалификации – хочется верить, здесь всё получится. Мы сработаем по максимуму, а там посмотрим, каким окажется результат.
Вопрос: Марк, какие доработки привезла ваша команда?
Марк Уэббер: Никаких.
Вопрос: Никаких? Гран При Испании всегда был богат на обновления…
Марк Уэббер: Да, у нас новые свечи зажигания.
Вопрос: Выдувной диффузор, профилированное днище… что скажете?
Марк Уэббер: То же самое, что говорят правила.
Вопрос: Озвучьте ваше мнение.
Марк Уэббер: Не знаю, что сказать – правила меняются слишком быстро.
Вопрос: Какое преимущество обеспечивают все эти детали? Они используются довольно давно…
Марк Уэббер: Да, их наличие или отсутствие скажется на всех быстрых командах.
Вопрос: Можете себе представить, что выдувные диффузоры окажутся под запретом?
Марк Уэббер: Это не в наших руках, не так ли? В начале недели их запретили, сегодня запрет сняли. После Гран При Монако состоится очередное заседание технической рабочей группы, но решение, безусловно, коснется всех топ-команд, которые активно использовали эту систему ещё в прошлом году.
Вопрос: Было много разговоров по поводу обгонов в Барселоне – полагаете, в этот раз ситуация изменится к лучшему?
Марк Уэббер: Ситуация, определенно, будет лучше, чем в прошлые годы – по крайней мере, так должно быть. Сейчас шинный фактор играет едва ли не решающую роль, да и система DRS поможет на длинной прямой. Правда, в Турции третий сектор в большей степени располагает к маневрам, чем первый поворот в Барселоне, однако шансы на атаку есть, и с точки зрения обгонов предстоящий Гран При Испании будет не похож на все предыдущие. Раньше обгон на этой трассе был большой редкостью – думаю, в воскресенье ситуация изменится.
Вопрос: В последнем повороте есть возможность подобраться вплотную к сопернику?
Марк Уэббер: Да, особенно если у него проблемы с шинами.
Вопрос: Теперь квалификация имеет меньшее значение? Главное – сберечь шины на гонку?
Марк Уэббер: На протяжении многих лет квалификация имела решающее значение, а в случае с дозаправками было крайне важно, каким ты закончил первый круг. Впрочем, и тогда была возможность отыграться, сократив отрезок или чуть дольше задержавшись на трассе. Сегодня правила гораздо больше способствуют обгонам, поэтому ситуация заметно изменилась.
Вопрос: Фернандо, вы продлили контракт с Ferrari до конца сезона 2016 года – довольно длительный срок. Впрочем, вы не раз говорили, что намерены завершить свою карьеру именно в Скудерии…
Фернандо Алонсо: Да, продление контракта стало хорошей новостью, и я не раз говорил, что намерен завершить карьеру именно в Ferrari. Не представляю себе лучший вариант, мне действительно повезло попасть сюда в прошлом году. С первого дня я чувствовал себя, как дома, а теперь у меня есть возможность продолжить работу. В 2016 году наше сотрудничество будет насчитывать уже семь лет, и, возможно, в 2017-м мы подпишем новый контракт, если к тому моменту я буду не слишком стар, а команда останется довольна моими результатами.
Вопрос: Что значит для гонщика эта стабильность и понимание того, что он остается в команде ещё на несколько лет?
Фернандо Алонсо: Решение никак не сказалось на моем настрое – я знал, что проведу в команде ещё несколько лет. Несмотря на то, что в предыдущем контракте была указана конкретная дата его окончания, я и команда были уверены в его продлении. Сегодня мы просто объявили об этом, а в остальном ничего не изменилось.
Конечно, стабильность крайне важна для любой команды Формулы 1. Правила постоянно меняются, нужно учитывать множество факторов, и в такой ситуации гораздо лучше смотреть на несколько лет вперед и развивать действующее партнерство.
Вопрос: Вы уже побеждали в Барселоне - с поула, в 2006-м. Трижды вы финишировали вторым, а всего вам удалось закончить восемь из девяти Гран При Испании, в которых вы участвовали. Но, наверное, все ваши соотечественники хотят узнать, по силам ли вам победить в ближайшее воскресенье?
Фернандо Алонсо: В Формуле 1 бывает всякое, и любой из сидящих здесь может финишировать первым. В этой стадии сезона Red Bull доминирует, и одолеть их в гонке крайне непросто, а в квалификации едва ли возможно. Впрочем, мы намерены изменить это уже здесь, в Барселоне. В Турции наши доработки оказались весьма эффективными, мы добились прогресса и сократили отставание. Мы привезли ещё несколько новинок и надеемся на заметный шаг вперед, но так же поступили и другие команды. Лишь в субботу вечером мы узнаем, кто сработал лучше, однако команда уверена в своих силах. Мы проделали огромную работу и намерены совсем скоро навязать борьбу Red Bull Racing.
Вопросы с мест
Вопрос: (Дэвид Крофт – BBC Radio Five Live) Фернандо, до конца сезона 2016 года еще много времени. Кто инициировал переговоры о продлении контракта, вы, или команда?
Фернандо Алонсо: Инициатива была обоюдной. Решение далось очень легко: примерно две недели назад мы начали обсуждать наше дальнейшее сотрудничество, и решили оставить все, как есть. Я доволен командой, команда, судя по всему, довольна мной – мы сказали: отлично, давайте продлим контракт, и выбрали в качестве даты окончания 2016 год, тем самым обеспечив большую стабильность.
Вопрос: (Дэвид Крофт – BBC Radio Five Live) Наверное, это были самые короткие переговоры?
Фернандо Алонсо: Да, обе стороны пожелали продолжить сотрудничество, и это главное. Мы быстро пришли к взаимовыгодному решению.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Марк, у вас есть объяснение доминирования формы Себастьяна Феттеля? Впереди две гонки, которые вам удалось выиграть у него в прошлом году – это вселяет уверенность?
Марк Уэббер: Знаете, на шинах Bridgestone мы ехали очень стабильно, а с Pirelli дела обстоят несколько иначе, особенно если речь идет о свежем комплекте резины. Это не попытка оправдаться, я просто отвечаю на ваш вопрос. Единственное, что изменилось – это шины, и гонщикам потребовалось немало усилий, чтобы адаптироваться. Себастьян отлично справился с этой задачей, а я должен действовать более эффективно.
Гонка в Барселоне? Понимаете, мне нравится Сепанг и многие другие трассы, на которых я никогда не побеждал, испанский автодром также весьма интересен, а конфигурация Монако просто уникальна – думаю, там будет, над чем подумать в плане стратегии. Есть много трасс, на которых мне нравится гоняться, но где я никогда не финишировал первым, и наоборот. Конечно, я с нетерпением жду предстоящий этап – гонки в Испании всегда получались интересными, особенно в те времена, когда Фернандо выступал в Renault. На автодроме потрясающая атмосфера, вокруг много веселья – в конце концов, приятно выступать перед заполненными трибунами, чего не было в предыдущих гонках. Местные болельщики обожают автоспорт и мотогонки, поэтому год назад я бросил в толпу свой шлем, чтобы отдать им должное.
Вопрос: (Тони Лопес – La Vanguardia) Фернандо, до окончания контракта с Ferrari еще шесть сезонов. Сколько из них вы планируете выиграть?
Фернандо Алонсо: В Формуле 1 невозможно что-либо прогнозировать, и я не стал бы думать о победе в чемпионате, которые ещё не начался. Основной мотив – продолжать наслаждаться гонками, хотя, разумеется, я выступаю за команду, которая обеспечивает максимальные шансы в борьбе за титул. У других команд бывают взлеты и падения, но в Ferrari даже при самом неблагоприятном раскладе можно закончить сезон вторым или третьим.
В ближайшие шесть лет я буду наслаждаться борьбой и постараюсь использовать любой шанс снова стать первым. Такая возможность была и в прошлом году, нам не хватило каких-то четырех очков – надеюсь, в этот раз мы окажемся не менее конкурентоспособны и доведем дело до конца, хотя, опять же, прогнозировать что-либо бессмысленно.
Вопрос: (Энди Бенсон – BBC Sport) Вопрос для Фернандо и Марка. В прошлом году в Барселоне Red Bull Racing были на секунду быстрее ближайших соперников, а в этом сезоне их преимущество во всех прошедших гонках было ещё более существенным. Есть хоть какой-то шанс, что кому-то удастся навязать им борьбу?
Фернандо Алонсо: Вы говорите об их машине, пусть Марк и отвечает. Да, год назад в Барселоне они привезли всем почти секунду, в некоторых из прошедших гонок разница была большей, но мы не стоим на месте. Все команды, пытающиеся догнать Red Bull Racing, выкладываются по максимуму, и от гонки к гонке отрыв должен сокращаться. Честно говоря, я буду огорчен, если и здесь они окажутся на секунду быстрее – постараемся этого не допустить.
Марк Уэббер: В прошлом году наша машина была особенно быстра на двух трассах – здесь и в Будапеште. В квалификации её скорость удивила и нас, и соперников. Разумеется, мы рассчитываем на определенное преимущество, но оно не гарантировано. Впрочем, машина должна быть достаточно быстра.
Год назад отрыв в квалификации был впечатляющим, а в гонке я спокойно контролировал преимущество над Льюисом, пока у него не возникли проблемы с передним левым колесом. У Себастьяна тогда тоже возникли проблемы, и Фернандо финишировал вторым, однако в целом в гонке ситуация была несколько иной, чем в квалификации.
Третий год подряд все говорят о нашей скорости в субботу, это давно стало традицией – мы очень конкурентоспособны в квалификации и достаточно быстры в гонке. В последние несколько лет у нас не было проблем с темпом на длинной дистанции, так что я надеюсь на хороший задел, а там посмотрим.
Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Полагаю, мой вопрос скорее касается двух «ветеранов» - Марка и Фернандо. Со всеми этими кнопками и переключателями в кокпите у вас заметно прибавилось работы, тогда как все вопросы стратегии решаются на пит-уолл – инженеры могут отслеживать гораздо больше факторов. Вы не сожалеете о том, что у гонщиков стало меньше возможностей влиять на стратегию?
Марк Уэббер: Что касается первой части вашего вопроса – о кнопках и переключателях – вы, наверное, никогда не услышите единого мнения. Дискуссия сводится к предпочтениям конкретных команд, но, в конце концов, все пользуются одной и той же кнопкой в одно и то же время – особенно в квалификации, хотя я не поклонник ситуации, когда все поступают одинаково, и никто не получает преимущества.
Что касается стратегии, рисунок гонки, определенно, изменился – не так часто видишь ситуацию, подобную той, что была у меня и Фернандо в Турции, когда сначала он меня обогнал, а потом я вернул позицию. Хотелось бы мне знать, когда мы в последний раз наблюдали нечто подобное в гонке, где не было никаких механических проблем. Мы впервые столкнулись с таким положением дел и наверняка не раз столкнемся с ним в будущем. Всему виной – шины, сейчас они играют едва ли не решающую роль, и в данном случае нам просто необходима помощь с пит-уолл.
Команда всегда контролировала ход гонки, особенно во времена дозаправок, но не думаю, что сейчас в этом плане что-то кардинально изменилось. Возможно, в кокпите действительно прибавилось работы, и гонщики в меньшей степени озадачены вопросами тактики, однако нам приходится следить за состоянием шин и многими другими вещами. В эпоху дозаправок все зависело от количества топлива в баках, сейчас пит-стопов стало немного больше, но ситуация одинакова для всех, и команда помогает нам точно так же, как было в 90-е и начале 2000-х.
Вопрос: (Йорис Фиорити – Agence France Presse) Фернандо, считаете ли вы, что Марк играет ключевую роль в чемпионате, поскольку он единственный, кто может отобрать очки у Себастьяна Феттеля?
Фернандо Алонсо: В прошлом году Марку удалось отобрать у Себастьяна несколько очков, чего не произошло в предыдущих четырех гонках – в итоге у немца огромное преимущество, а позади него находится группа из шести или восьми гонщиков, отрывы в которой крайне малы. Себастьян – единственный, кому удалось создать задел, что во многом объясняется его фантастическим пилотажем и отсутствием ошибок, а наша задача – сократить отставание, сделав наши машины более конкурентоспособными.
Если получится, оставшихся гонок хватит, чтобы отыграться, но для начала нужна скорость. Подобное уже случалось, в том числе со мной в 2006-м: после этапа в Канаде я опережал Михаэля Шумахера на 32 очка, что эквивалентно нынешним 75-80, однако за две гонки до конца сезона он меня догнал. Всегда есть возможность отыграться, но для этого нужна быстрейшая машина, и мы над этим работаем. В прошлом году у Red Bull Racing была лучшая техника, но иногда победа доставалась Себастьяну, иногда – Марку, временами они вовсе не финишировали – если в этот раз повторится нечто подобное, наши шансы будут еще выше.
Вопрос: (Энди Бенсон – BBC Sport) Фернандо, в Турции вы говорили, что ваша машина должна стать на две десятых быстрее, но на деле все оказалось даже лучше – в квалификации вы уступили Себастьяну вполовину меньше, чем в первых гонках. Откуда такой прогресс, и чего можно ожидать в предстоящий уик-энд?
Фернандо Алонсо: Все объясняется гоночным темпом и контролем состояния шин. В Малайзии мы уступили Red Bull Racing почти секунду, в Китае – 1.4, а в Турции – снова секунду, поэтому отрыв практически не изменился. Но в гонке все зависит от состояния шин, от того, насколько быстра ваша машина на определенном отрезке дистанции, и насколько правильные настройки вы подобрали в пятницу.
Похоже, в Турции мы все сделали правильно и в гонке были даже более конкурентоспособны, чем предполагалось. Хотелось бы использовать тот опыт в предстоящих гонках – надеюсь, нам удастся и впредь быть более эффективными в части работы с резиной. Что касается предстоящего Гран При – трудно сказать. Посмотрим, как поведет себя машина и наши новинки, но главное – общий подход к уик-энду и контроль состояния шин.
Перевод: Валерий Карташев