Участники: Виталий Петров (Caterham), Даниэль Риккардо (Toro Rosso), Шарль Пик (Marussia), Камуи Кобаяши (Sauber), Дженсон Баттон (McLaren), Фелипе Масса (Ferrari)
Вопрос: Виталий, вы один из гонщиков, чьи перспективы в Формуле 1 пока не определены. Что вы об этом скажете? Как складывается ситуация, и когда мы узнаем решение?
Виталий Петров: Боб, вы наверняка знаете, что я отвечу. В прошлый раз вы задали аналогичный вопрос Нико Хюлкенбергу, и я могу лишь повторить его слова: я сосредоточен на нынешнем сезоне и стараюсь выкладываться по максимуму в каждой гонке. Мой менеджер работает над ситуацией.
Вопрос: Как вы оцениваете недавние результаты команды? Похоже, машина поехала чуть быстрее – вас это радует? Вы не уступаете Хейкки, а иногда и вовсе финишируете впереди него…
Виталий Петров: Я стараюсь одолеть его в каждой гонке, такова цель. Похоже, сейчас мы гораздо лучше понимаем настройки машины, и я с нетерпением жду начала предстоящего уик-энда – в том числе потому, что команда подготовила немало новинок, которые нам предстоит протестировать во всех тренировках и, возможно, даже в квалификации. Не исключено, что эти разработки будут использоваться и в машине для следующего сезона – посмотрим, как они себя покажут. В последние несколько месяцев мы тоже дорабатывали машину, однако новые детали не делали нас быстрее, поэтому предстоящий уик-энд крайне важен для команды.
Вопрос: Даниэль, пару дней назад стало известно, что вы еще на год остаетесь в Toro Rosso. Такой сценарий казался логичным, но, похоже, всё не так просто…
Даниэль Риккардо: Всегда стараешься хранить молчание, пока не подписан контракт – приятно, наконец, получить подтверждение на следующий сезон и в полной мере сосредоточиться на оставшихся гонках. В этом году в команде произошли серьезные изменения, эффект от которых наверняка проявится в 2013-м – в нынешнем чемпионате уже поздно что-либо менять, но в следующем сезоне мы рассчитываем на неплохие результаты. Кроме того, там у меня будет больше опыта, что тоже поможет.
Вопрос: Если говорить о доработке машины, сюда вы тоже привезли новинки?
Даниэль Риккардо: На этот этап мы не привезли какие-то по-настоящему серьезные доработки. Впрочем, после летнего перерыва мы стали выступать стабильнее и чаще зарабатывать очки. К сожалению, уик-энд в Индии оказался не из удачных, но до него дела шли неплохо – посмотрим, что получится в этот раз. Здесь с нами будут некоторые из наших спонсоров, и мы приложим максимум усилий, чтобы произвести благоприятное впечатление.
Вопрос: Шарль, аналогичный вопрос о будущем. Каковы перспективы?
Шарль Пик: Сложно сказать. Впереди ещё три гонки, я хочу на них сосредоточиться. Я веду переговоры по поводу следующего сезона, но договоренности пока нет, так что придется подождать.
Вопрос: Команда подготовила какие-нибудь доработки?
Шарль Пик: Нет, но после этапа в Сингапуре мы сделали заметный шаг вперед и приблизились к ближайшим соперникам из Caterham. Задача – удержать десятое место в Кубке конструкторов.
Вопрос: Камуи, как дела с вашим контрактом?
Камуи Кобаяши: Всем привет! Ситуация такая же, как у этих парней – чтобы подписать контракт на следующий сезон, нужно приложить немало усилий. Но я уверен, что останусь в Формуле 1 в следующем году, правда, сперва необходимо сконцентрироваться на трех оставшихся гонках. Вакансий с каждым днём становится меньше, перспективы пока неясны, так что я сосредоточусь на результатах и буду вести переговоры, а с Sauber или с другой командой – не знаю.
Вопрос: На этой трассе вы заработали свои первые очки в Формуле 1…
Камуи Кобаяши: Да, я хорошо это помню! Для Toyota тот этап был последним в Формуле 1, а я заработал первые очки – потрясающе! Другая машина, другой подход, но и в предыдущие два года, уже с Sauber, я выступал здесь неплохо.
Вопрос: Фелипе, мы не беседовали с вами с тех пор, как Ferrari подтвердила ваш контракт на следующий сезон. Вы с облегчением встретили эту новость?
Фелипе Масса: Конечно! Приятно остаться в Ferrari после стольких лет работы с командой. Следующий сезон станет восьмым в моей карьере в Скудерии, не говоря уже о том, что я подписал с ней контракт еще в юности, когда не выступал в Формуле 1. Это очень приятное чувство, но сейчас я хочу добиться успеха в трех оставшихся гонках сезона. Кроме того, я полностью сосредоточен на том, чтобы в следующем году мы вновь оказались конкурентоспособны.
Вопрос: В последних гонках ваши результаты заметно улучшились. Новинки, подготовленные командой, работают в вашу пользу?
Фелипе Масса: Отчасти да, но я бы сказал, что во второй части сезона мы в целом работаем чуть лучше. Я и раньше проводил удачные гонки, демонстрировал неплохую скорость и часто претендовал на очки, однако всякий раз что-то случалось, и я не мог довести дело до конца. В августе все вернулось в более-менее нормальное русло: гонки стали обходиться без происшествий, улучшились результаты в квалификации, что сильно помогло. Кроме того, немного изменился мой подход: я решил, что когда все складывается успешно, это здорово, но нет ничего плохого в том, что не всё идёт по плану. Я стараюсь наслаждаться пилотажем, как наслаждался им на протяжении всей карьеры, а когда поступаешь таким образом, автоматически выкладываешься по максимуму, и результаты не заставляют себя ждать.
Вопрос: Дженсон, в Абу Даби вы трижды финишировали третьим. Полагаете, трасса подходит вашей сегодняшней машине?
Дженсон Баттон: Не представляю! Как вы сами могли наблюдать в предыдущих гонках, Red Bull Racing, Ferrari и McLaren выступают достаточно сильно. Возможно, Ferrari не настолько быстры, как Red Bull Racing, но и трасса здесь совсем не такая, как в Индии. В Абу Даби страдать будут уже не передние шины, а задние – посмотрим, как все сложится. Уверен, борьба получится острой, причем дело касается не только трех команд, которых я назвал – уверен, найдется еще пара конкурентов из тех, что уже демонстрировали отличную скорость в отдельных гонках.
Вопрос: Не знаю, успели ли вы прогуляться по трассе. Организаторы добавили немало поребриков…
Дженсон Баттон: Прогуляться еще не успел, планирую сделать это вечером. В Абу Даби сложно обгонять, но пилотировать здесь – одно удовольствие, и даже хорошо, что организаторы доработали поребрики: год назад мы использовали чуть большую ширину трассы, чем должны были, поскольку не было преград, мешавших нам выезжать за белые линии. Теперь высоту поребриков увеличили, и это заставит придерживаться траектории. Посмотрим, какими будут ощущения от наезда на такие поребрики – уверен, совсем не такими, как в прошлом году.
Вопросы с мест
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Виталий и Камуи, раз уж ни одна из крупных компаний в России и Японии не заинтересована в том, чтобы поддержать вас в следующем сезоне, возможно, вы планируете поискать спонсоров в других странах?
Виталий Петров: Не думаю, что это моя работа – я в ней мало что понимаю. Подобные вопросы должны решать мои менеджеры, я на них полностью рассчитываю, и больше мне сказать нечего.
Камуи Кобаяши: Мне кажется, после гонки в Сузуке в Японии повысился интерес к автоспорту и особенно к Формуле 1. Если у меня появится чуть больше времени, я смогу привлечь больше японских спонсоров, ведь после Гран При Японии мы провели множество переговоров с несколькими компаниями. Сложно сказать, как обернется дело – я не выбираю команду, не представляю, какой бюджет нужно собрать. Момент непростой, но после этапа в Сузуке настроения более позитивные. Конечно, важно заручиться поддержкой из разных частей света, но мой приоритет – привлечь японские компании, чтобы сделать Формулу 1 более популярной в этой стране.
Вопрос: (Росс Макдональд – Gulf News Broadcasting) Дженсон, что для вас этап в Абу Даби? Очередной рабочий уик-энд, или это место воспринимается вами как-то по-особенному?
Дженсон Баттон: Я был в Абу Даби совсем недолго – по сути, единственный раз выбирался в город на вечеринку после гонки, а остальное время проводил в отеле и на трассе. Инфраструктура автодрома просто потрясающая – возможно, лучшая в мире. Уверен, с экранов телевизоров гонка выглядит фантастически!
Для меня этот этап в предыдущие три года складывался достаточно успешно, так что мне нравится сюда приезжать, но мне не доводилось выбираться в город, а последние три дня я и вовсе провел в Дубаи.
Вопрос: (Росс Макдональд – Gulf News Broadcasting) Удалось отдохнуть?
Дженсон Баттон: Я ничего не помню – значит, удалось!
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association)
Дженсон Баттон: Вечеринка всегда проходит на славу, я даже Паркеса сейчас не расслышал!
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Дженсон, не так давно мы беседовали с Серхио Пересом, и он признался, что уже говорил с вами о следующем сезоне в McLaren. У вас разница почти десять лет, вы станете для него своего рода старшим братом?
Фелипе Масса: Да, мы стареем.
Дженсон Баттон: Не думаю, что я уже старик, хотя, признаться, я был удивлен, когда узнал, что Серхио всего двадцать два года. У меня было ощущение, что он давно выступает в чемпионате.
Когда Серхио перейдет в команду, он, вероятно, станет учиться у того, кто старше и опытнее. Другими словами, у меня. Однако я считаю, что и опытный пилот может чему-то научиться у молодого напарника, ведь у него могут быть свежие взгляды на привычные вещи. Но чувствую ли я себя старшим братом? Определенно нет!
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Чему вы можете у него научиться?
Дженсон Баттон: Пока не знаю – посмотрим.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Дженсон, в продолжение предыдущего вопроса. Чему у вас научился Льюис, ведь с ним тоже немалая разница в возрасте?
Дженсон Баттон: Отличный вопрос! Не знаю – спросите у него, он наверняка ответит достойно.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racers) Шарль, сегодня ваша команда подтвердила наличие определенных финансовых трудностей. Возможно, ей придется сменить владельца. Означает ли это, что вам придется активнее вести переговоры с другими командами?
Шарль Пик: Я стараюсь сосредоточиться на работе, которая заключается в том, чтобы выложиться по максимуму в трёх оставшихся гонках, а там посмотрим, какие варианты останутся. Мы ведем переговоры с некоторыми командами, но пока рано говорить о чем-то определенном.
Вопрос: (Майк Кейси – Associated Press) Дженсон, в продолжение темы о Серхио Пересе – что он привнесет в команду? Сможет ли он сделать команду сильнее после ухода Льюиса? Насколько его пилотаж отличается от пилотажа Хэмилтона?
Дженсон Баттон: Сложно говорить, каким будет вклад Серхио в команду – он ещё не перешел к нам. С уходом Льюиса McLaren потеряет очень быстрого пилота, который многого добился. Не стоит забывать, что именно он принес McLaren последний чемпионский титул. Но все меняется, к этому необходимо адаптироваться. Определенно это не конец ситуации, когда в McLaren выступают двое сильных пилотов. Серхио будет быстр. Для него это отличная возможность проявить себя, и я уверен, он будет держаться за нее двумя руками.
Вопрос: (Ральф Бах – R&B) Дженсон, полагаете, Льюис сможет заставить машину Mercedes ехать чуть быстрее?
Дженсон Баттон: Не представляю. Дебютный сезон в новой команде всегда складывается непросто, а для Льюиса это новая ситуация, которая его, впрочем, воодушевляет. Он по-прежнему быстр, однако выстроить коллектив вокруг себя и помочь команде бороться за лучшие результаты очень непросто.
Вопрос: (Гитан Винерон – RTBF) Вопрос для всех: кто больше достоин третьего чемпионского титула – Фернандо Алонсо или Себастьян Феттель?
Виталий Петров: По-моему, вполне очевидно, что сейчас у Red Bull Racing большое преимущество в скорости над Ferrari. Алонсо выступает просто фантастически – да, у него было несколько аварий, но в целом его машина не так быстра, как машина Себастьяна. Ferrari будет сложно взять титул, однако воли к победе им не занимать, и они всегда готовят немало доработок. Результат трудно предсказать, но в настоящий момент Red Bull Racing явно быстрее…
Даниэль Риккардо: Достойный ответ! В нынешнем сезоне сложно делать прогнозы, борьба очень острая, и даже если у Себастьяна сейчас быстрейшая машина, это еще не гарантирует ему титул. Нужно добиваться результата в каждой гонке, а таковых осталось еще три, и всякое может случиться. У обоих претендентов были как триумфы, так и неудачи, они намерены сражаться до последнего – что ж, посмотрим!
Всем очевидно, что в заключительных Гран При Red Bull Racing является фаворитом, но баланс сил все время меняется, да и Ferrari не занимать опыта. В Скудерии работают блестящие специалисты, так что точка еще не поставлена. Интересно узнать, чем все это закончится – хотелось бы мне быть на их месте!
Шарль Пик: Пожалуй, сейчас Себастьян находится в более выгодной ситуации, чем Фернандо. За несколько гонок до завершения сезона у него небольшое преимущество, но судьба титула ещё не решена. Борьба плотная, так что возможны любые варианты.
Камуи Кобаяши: У Red Bull Racing преимущество, но результат оставшихся трех гонок предсказать невозможно. Пока шансы Себастьяна выглядят предпочтительнее, но если он неудачно проведет хотя бы одну гонку, расклад будет уже в пользу Фернандо.
Фелипе Масса: Думаю, они оба проделали великолепную работу, а в случае Себастьяна – особенно во второй половине сезона. Пока нельзя сказать, что один парень в чемпионате одержал много побед, а второй – нет. В конце концов, кто бы ни стал чемпионом, мы скажем, что он это заслужил. Надеюсь, победит Фернандо!
Дженсон Баттон: Непростой вопрос. Как сказал Фелипе, оба гонщика сработали фантастически, разве что Фернандо по ходу сезона выступал чуть стабильнее. Впрочем, в последних гонках Red Bull Racing и Себастьян выложились по максимуму: Себ получил быструю машину и добился нужного результата. Гран При и чемпионаты не выигрываются в одиночку, и кто бы ни стал чемпионом, это будет заслуженный успех гонщика и его команды.
Вопрос: (Ванесса Руис – ESPN Radio) Камуи, вы сказали, что высоко оцениваете свои шансы на место в одной из команд на следующий сезон. Sauber уже объявила о подписании контракта с Нико Хюлкенбергом и пока не торопится называть имя второго гонщика. Что в таком случае добавляет вам уверенности?
Камуи Кобаяши: Что придает мне уверенности? Это всего лишь чувство, а больше у меня ничего нет. Я не могу это объяснить, но мне кажется, у меня неплохие шансы. Посмотрим. До конца сезона еще три гонки, а если я добьюсь в них успеха, всё возможно. Я не теряю веру и концентрацию. Предчувствия относительно следующего сезона – это всего лишь ощущения.
Вопрос: (Росс Макдональд – Gulf News Broadcasting) Фелипе, в прошлом году в Абу Даби вы приняли участие в благотворительном футбольном матче. Планируете организовать нечто подобное, или для вас это очередной рабочий уик-энд?
Фелипе Масса: Абу Даби постоянно развивается, каждый раз здесь видишь нечто новое, и это здорово. В прошлом году мы провели неплохой футбольный матч, в нынешнем сезоне повторить не получилось, но приезжать сюда все равно приятно. Отличные отели, замечательные рестораны, красивый город и, как сказал Дженсон, всегда зрелищные гонки! Надеюсь, уик-энд сложится для нас удачно, и мы порадуем болельщиков захватывающей борьбой.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Камуи, когда вы дебютировали в Формуле 1, у вас было всего две-три гонки, чтобы проявить себя. Вы произвели благоприятное впечатление и обеспечили себе место в команде. Не кажется ли вам, что ситуация повторяется: снова три гонки, от которых зависит продолжение карьеры?
Камуи Кобаяши: Да, такая же возможность, как три года назад, но в этот раз ощущение несколько иные. В 2009-м я не догадывался, что Toyota уйдет из Формулы 1, поэтому просто показал хороший результат, работая на команду. А сейчас я должен вести переговоры, и удачный результат на трассе важен, как никогда. Вариантов осталось немного, нужно как можно скорее решать этот вопрос.
Перевод: Валерий Карташев