1. Пастор Мальдонадо (Williams)
2. Фернандо Алонсо (Ferrari)
3. Кими Райкконен (Lotus)
Вопрос: Пастор, потрясающая первая победа! Что вы чувствуете?
Пастор Мальдонадо: Чудесный день! Не только для меня, но и для всей команды. Мы напряженно работали с прошлого года, старались прогрессировать от гонки к гонке – и вот результат. Вчера мы отлично провели квалификацию, сегодня добились успеха в гонке.
В тактическом плане гонка получилась очень сложной, после нескольких кругов начали изнашиваться задние шины, но я по-настоящему счастлив, сегодня машина была конкурентоспособна с первого круга. Фернандо Алонсо стартовал лучше, чем я, но я мог ехать в его темпе. Это мой первый подиум, первая победа – можете представить, что я сейчас чувствую.
Вопрос: Фернандо, второе место, явный прогресс со стороны команды и очередной фантастический старт!
Фернандо Алонсо: Да, старт снова удался, команда отлично настроила сцепление и сделала всё, чтобы обеспечить удачный рывок с места. Я уже на прямой поравнялся с Пастором и в первом повороте оказался на более выгодном внутреннем радиусе. Я использовал этот шанс и возглавил гонку, позже в Williams опередили нас на пит-стопе, а ближе к финишу мы снова оказались рядом. Мои шины были более свежими, чем у Пастора, я пытался его обогнать, но не мог подобраться достаточно близко на выходе из последнего поворота.
После серии быстрых кругов машина стала вести себя немного странно, ей явно не хватало сцепления… Возможно, она потеряла какой-то аэродинамический элемент, поскольку скорость явно упала… (далее неразборчиво)… в общем, мне повезло добраться до финиша. Второе место в домашней гонке – фантастический результат, огромное спасибо всем болельщикам, пришедшим на трассу, и тем, кто болел за меня дома. Надеюсь, наши шансы в сезоне немного возросли.
Вопрос: Кими, третье место. Перед началом уик-энда многие считали вас фаворитом гонки. Полагаете, вы и ваш напарник сработали верно?
Кими Райкконен: Нужно проанализировать ход гонки, но я разочарован результатом. Я рассчитывал на большую скорость, особенно на первом отрезке. Ближе к финишу скорость появилась, но было уже поздно. Я не смог бороться за победу именно потому, что в начале гонки был недостаточно быстр. Нужно разобраться, возможно, на первом пит-стопе мы ошиблись с выбором состава резины.
По ходу гонки я не был расстроен, поскольку видел, что не могу ехать в темпе лидеров, но когда на финише удалось отыграть почти двадцать секунд, я огорчился – еще бы несколько кругов, и мы смогли бы побороться за первое место. Таковы гонки, важно, что сегодня удалось заработать много очков, а команда движется в верном направлении.
Вопрос: Пастор, для Williams это первая победа с Гран При Бразилии 2004 года. Команда помогла вам опередить Фернандо во время второй волны пит-стопов, но ближе к финишу испанец активно вас прессинговал, не так ли?
Пастор Мальдонадо: Да, борьба была плотной. Мы старались контролировать износ шин, и я не атаковал в полную силу, а лишь поддерживал резину в рабочем состоянии. Это позволило Фернандо подобраться ближе - пару раз он едва не достал меня в конце прямой, но в целом ситуация была под контролем. Думаю, сегодня мы были очень быстры, машина вела себя отлично, а небольшая ошибка на пит-стопе не сказалась на результате.
Вопрос: Фернандо, что вы чувствовали, когда Пастор опередил вас на пит-стопе? Кажется, в решающий момент вы уперлись в машину, отстававшую на круг…
Фернандо Алонсо: Да, с этим немного не повезло – на пути оказался кто-то из гонщиков Marussia, кажется, позже его оштрафовали. Да, это не меняет итоги гонки, но я надеюсь, что люди начнут, наконец, уважать правила. Сегодня они их игнорировали и поплатились за это, правда, гораздо больший штраф достался нам – мы упустили победу и немного разочарованы. Впрочем, в Williams сработали по-настоящему здорово: если бы на последних кругах мы были быстрее, у нас появился бы шанс на атаку, но Пастор смог оторваться и заслужил первое место.
Вопрос: Кими, второй подиум подряд. Победа не за горами?
Кими Райкконен: Я уже дважды финишировал на подиуме, до победы было совсем недалеко. Когда появляется шанс, его нужно использовать, ведь ситуация не будет такой в каждой гонке. Надеюсь, мы будем прогрессировать, в какой-то момент все факторы совпадут, и мы сможем победить.
Пока наша машина конкурентоспособна на разных трассах, но предстоящая гонка в Монако уникальна – сложно сказать, как там всё сложится. Нам есть в чём прибавить, но команда хорошо справляется со своей работой. Да, мы недовольны отсутствием побед, но это вполне естественно – в целом я рад за команду.
Вопрос: Пастор, как заметил Кими, впереди гонка в Монако. Трассу на улочках княжества вы называете одной из любимых – есть шанс на вторую победу подряд?
Пастор Мальдонадо: Было бы здорово снова выступить на столь же высоком уровне, я сделаю для этого всё возможное. Команда активно дорабатывает машину, нужно продолжать в том же духе, а стабильность в этом сезоне станет ключом к успеху.
Вопрос: В какой момент вы поняли, что победа возможна? Ситуация постоянно менялась: сперва вы должны были стартовать вторым, потом оказались на поуле, затем упустили позицию на старте…
Пастор Мальдонадо: Я понял это после квалификации. Приятно стартовать из первого ряда – команда предоставила мне потрясающую машину, я неплохо сработал в субботу, а начинать гонку с поула было уже намного легче…
Вопрос: Но вас быстро обогнал Фернандо…
Пастор Мальдонадо: Да, я стартовал не лучшим образом, Фернандо воспользовался моментом, но после первого круга я взял хороший темп и действовал согласно плану, только и всего.
Вопрос: Как вели себя шины под занавес гонки? Фернандо подобрался практически вплотную, но затем снова отстал…
Пастор Мальдонадо: Когда Фернандо подъехал ко мне, я старался контролировать состояние резины и не атаковал в полную силу по причине сильного износа шин. Мы выбрали верную стратегию, и даже когда Ferrari подобрались вплотную, у меня было лучшее сцепление с асфальтом. Я аккуратно использовал KERS и контролировал отрыв.
Вопрос: Наверняка вы предполагали, что, уступая вам менее секунды, Фернандо может в любой момент задействовать KERS и провести атаку…
Пастор Мальдонадо: Темп ведущих команд практически одинаков, поэтому гонка с самого начала была очень непростой. Когда в первом повороте я обнаружил, что еду вторым, я сказал себе: «Ничего, гонка достаточно длинная, нужно скорректировать стратегию и атаковать Ferrari». В итоге всё прошло безупречно, кроме заключительного пит-стопа, когда произошла заминка. К счастью, она не сказалась на результате.
Вопрос: Фернандо, вы практически догнали Пастора, но потом он смог оторваться, а у вас, кажется, начались проблемы с шинами…
Фернандо Алонсо: Да, за десять кругов до финиша меня и Пастора разделяло менее секунды, я пробовал атаковать, но чуть позже в седьмом повороте почувствовал нехватку сцепления, а в девятом попросил команду проверить, не потеряла ли машина какой-нибудь аэродинамический элемент, не застрял ли обломок под днищем, поскольку F2012 едва держала трассу. По сути, оставшиеся семь кругов я лишь контролировал отрыв от Кими – они показались вечностью. Гонщик Lotus вскоре начал прессинговать, и будь в гонке одним кругом больше, наверняка провел бы атаку.
В каком-то смысле нам повезло, и мы можем быть довольны не только гонкой, но и уик-эндом в целом, поскольку уверенно сработали в пятницу, да и вчера выглядели неплохо. Мы выжали из машины максимум, сделали все, что в наших силах, отлично стартовали, держали высокий темп, в какой-то момент даже обогнали на круг одну из машин Red Bull Racing… Все это немного странно, ведь в Бахрейне мы проиграли Феттелю пятьдесят семь секунд, а сегодня я привез круг Уэбберу. Наверное, это никто не сможет объяснить, даже мы сами…
Вопрос: Машина резко потеряла сцепление, не так ли? Все произошло почти мгновенно…
Фернандо Алонсо: Возможно, при атаке поребрика в седьмом повороте от машины отлетел какой-то элемент, нужно проверить. В любом случае, преследовать Пастора было очень нелегко. После заключительной шиканы трудно удержаться вплотную за соперником, и если теряешь позицию на пит-стопе, для контратаки необходимо большое преимущество в скорости. Учитывая сегодняшний темп Williams, задача была непростой.
Вопрос: Полагаю, вся Италия желает знать, вернулась ли Ferrari на путь побед. Вы вновь среди лидеров?
Фернандо Алонсо: Посмотрим. Когда мы окажемся первыми и вторыми в квалификации и гонке, тогда можно сказать, что у нас лучшая машина, а до этого придётся отыгрываться. В нынешнем сезоне трудно иметь какое-либо преимущество в скорости или быть на 100% довольным машиной, поскольку результаты очень плотные. Многое решит стабильность и темп доработки, ведь пара десятых в квалификации могут стоить шести-семи позиций.
Пожалуй, для Ferrari начало этого сезона было самым трудным за последние три года, машина попросту не ехала, но после пяти из двадцати запланированных гонок я лидирую в чемпионате, у меня и Феттеля одинаковое количество очков. Думаю, у команды есть повод для гордости. Да, мы не вполне довольны своей конкурентоспособностью, однако работаем над этим.
Вопрос: Кими, расскажите о старте, который, во многом, предопределил вашу гонку…
Кими Райкконен: Да, на старт мне грех жаловаться. Мне казалось, что я смогу обогнать Пастора и Фернандо по внешнему радиусу в первом повороте, но ещё на прямой на пятой передаче двигатель уперся в ограничитель, разгон прекратился, и я не удержался за Williams и Ferrari. Да, я отрывался от машин позади, но отставал от лидеров. Первый отрезок прошел неплохо, а на втором, поставив более мягкие шины, я проиграл. После очередной смены шин ситуация улучшилась, но соперники были далеко впереди. Если бы в гонке было на десять кругов больше, у меня был бы шанс побороться за победу…
Вопрос: Ближе к финишу вы штамповали один быстрый круг за другим. Шины были в порядке?
Кими Райкконен: В полном. У меня осталось два свежих комплекта более жестких шин, но, к сожалению, не было ещё одного, чтобы поставить его на первом пит-стопе. Скорость пришла слишком поздно – к заключительному отрезку отставание уже не позволяло бороться за победу. Будь гонка хотя бы на круг длиннее, я достал бы Фернандо, но всегда легко рассуждать после событий…
Вопрос: Что вы сказали финским болельщикам, когда говорили на родном языке?
Кими Райкконен: Сегодня в Финляндии День Матери.
Вопрос: То есть, вы пожелали им веселого праздника?
Кими Райкконен: Да, больше мне им сказать пока нечего.
Вопросы с мест
Вопрос: (Леонид Новожилов – F1 Life) Кими, второе место в Бахрейне, третье место в Испании. Для вас это максимум, или вы способны выиграть гонку?
Кими Райкконен: Я расстроен как раз потому, что понимаю: если бы мы все сделали верно, я бы финишировал первым. Машина была конкурентоспособна, но мы допустили незначительные просчеты, я сам пару раз ошибся… У E20 нет проблем со скоростью, но когда результаты настолько плотные, малейшая оплошность может обойтись слишком дорого. Стоит проиграть какие-то три десятых – и ты уже не в финале квалификации. Наша машина позволяет бороться за победы, но для успеха нужно собрать воедино все факторы.
Вопрос: (Леонид Новожилов – F1 Life) Пастор, теперь вы – национальный герой. Готовы к такому статусу?
Пастор Мальдонадо: Да, мои соотечественники счастливы! Пробиться в Формулу 1 мне помогала едва ли не вся страна, люди мечтали увидеть меня на подиуме, и я очень рад за Венесуэлу и нашу команду! В Williams подготовили фантастическую машину, мы прогрессируем с каждой гонкой.
Вопрос: (Эдриан Хубер – Agencia EFE) Фернандо, несмотря на проблемы, обрушившиеся на Ferrari, после пяти гонок никому из гонщиков не удалось заработать больше очков, чем у вас. Насколько увереннее вы чувствуете себя сегодня по сравнению, скажем, с четвергом, или же вы ожидали подобного результата?
Фернандо Алонсо: Нет, я сам удивлен таким количеством очков и сегодняшним результатом. Мы знали, что с доработками машина должна стать более конкурентоспособной, и надеялись на определенный прогресс уже здесь, в Барселоне. Я говорил, что в Бахрейне мы едва пробились в финал квалификации, в гонке оказались только девятыми в минуте позади лидеров, поэтому в Барселону команда приехала с надеждой, что недавние доработки оправдаются.
Похоже, результат превзошел ожидания – мы были быстры и в квалификации, и в гонке, но пока это лишь мои ощущения, и я сам не представляю, какова наша реальная скорость. Нужно подождать ещё несколько гонок: возможно, мы выступили чуть выше своих возможностей, а кто-то из соперников сработал не в полную силу или столкнулся с проблемами, ведь для некоторых команд итоги уик-энда выглядят немного странно…
Вопрос: (Карлос Микель – La Gaceta) Фернандо, возможно, решение провести пит-стоп позже Пастора было ошибочным, ведь в итоге вы оказались позади отставшей на круг Marussia, а в современной Формуле 1 для эффективной работы аэродинамики крайне важно иметь перед собой свободную трассу…
Фернандо Алонсо: Никогда не знаешь, как сложится гонка, после финиша легко критиковать стратегию. Мы планировали останавливаться одновременно с Пастором или на круг позже, чтобы удержать позицию. Когда в Williams отправились на второй пит-стоп, передо мной на протяжении полутора кругов была машина Marussia. Осознав, что мы уже не успеваем опередить Пастора, команда приняла решение оставить меня на трассе еще на несколько кругов в расчете отыграться за счет более короткого финального отрезка. Не скажу, что мы потеряли победу из-за действий круговых: если бы в конце гонки у меня была необходимая скорость, я прошел бы Пастора, но он ехал явно быстрее. Однако же, планы пришлось корректировать именно из-за гонщика Marussia…
Вопрос: (Хайме Родригез – El Mundo) Пастор, расскажите о старте, где вы активно боролись с Фернандо. Да, вас уже поздравил президент Венесуэлы?
Пастор Мальдонадо: Вы сами видели, что старт не был идеальным – сцепление сработало не сразу, Фернандо среагировал гораздо лучше и сразу сорвался с места. Я пытался отстоять позицию, но он уже занял оптимальную траекторию, и я решил просто уступить и следовать за ним дальше, решив, что гонка длинная, я смогу скорректировать стратегию и контратаковать. Со вторым пит-стопом мы явно не прогадали и, наверное, удивили Ferrari тем, что провели его относительно рано.
Звонок от президента? Нет, я пока его не получил, поскольку находился на подиуме. У меня даже не было времени увидеть свою семью! Возможно, господин Чавес позвонит чуть позже, кто знает.
Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Фернандо и Кими, думали ли вы, что сегодня Пастор может стать вашим главным соперником, и если нет, насколько вас удивил такой сценарий?
Фернандо Алонсо: Я так думал, поскольку уже по ходу уик-энда стало ясно, что машины Williams очень быстры. После уверенного выступления в пятницу и поула с преимуществом в полсекунды фаворитом считался Льюис Хэмилтон, но когда он получил штраф, основным претендентом оказался Пастор, так что здесь нет ничего удивительного.
Кими Райкконен: В последних двух гонках Williams были очень быстры, а я уже говорил, что сейчас трудно сказать, кто обладает абсолютным преимуществом, поскольку в один уик-энд команда может выступить очень здорово, а в другой не попасть в десятку.
Ситуация странная, однако она оставляет немало шансов всем командам, и тот, кто эффективнее сработал с шинами, в итоге оказывается впереди. Шины сейчас – ключевой фактор, если вы нашли к ним подход, то окажетесь быстрее остальных, но стоит промахнуться мимо рабочего диапазона, начинаются серьёзные проблемы.
Вопрос: (Марко Дегл'Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Пастор, вы стали пятым победителем в пяти прошедших гонках, а результаты в обоих зачетах очень плотные. Полагаете, вам и Williams удастся побороться за чемпионат?
Пастор Мальдонадо: Сейчас мы явно уступаем лидерам, поэтому нам нужно продолжать работу. Сегодня машина была конкурентоспособной, нам нужно прибавить в некоторых областях, а в остальном – всё возможно.
Отрывы минимальны, я освоился в команде и отлично чувствую себя в кокпите – в общем, шанс есть. Мы готовы выкладываться по максимуму и надеемся заработать ещё несколько подиумов и побед, ведь команда на протяжении долгих лет не выигрывала Гран При. Сегодня потрясающий день, и я надеюсь, что мы не раз повторим этот успех!
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Пастор, год назад вы выступали в точно такой же команде, и тогда закончили сезон, опередив лишь Marussia, HRT и Caterham, а сегодня превзошли всех. Чем объясняется такой прогресс?
Пастор Мальдонадо: Мы многое изменили на базе команды, пригласили новых сотрудников, использовали совершенно иной подход при постройке машины. FW34 потрясающе быстра, а её потенциал позволяет рассчитывать на большее, что мотивирует всю команду на дальнейшую работу. Пожалуй, в этом секрет: у нас есть цель, и мы готовы к ней двигаться.
Вопрос: (Эдриан Хубер – Agencia EFE) Пастор, полагаю, этот вечер в Венесуэле будет долгим! Вам известно, что сейчас происходит в стране?
Пастор Мальдонадо: Думаю, повсюду будет настоящий праздник, но я не знаю, как обстоят дела на самом деле. Нужно встретиться с болельщиками, со своей семьей – уверен, все, кто видел гонку, сейчас по-настоящему счастливы! Это потрясающий день для Венесуэлы, чьих представителей не было в Формуле 1 на протяжении почти тридцати лет!
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Фернандо, вы сказали, что сейчас шансы есть у всех, и что многие вещи в нынешнем сезоне с трудом поддаются объяснению, что странно для Формулы 1. Не думаю, что мы когда-либо наблюдали подобное, но вам, как гонщику, нравится эта неопределенность?
Фернандо Алонсо: Сложно сказать, даже не знаю, что ответить. Пожалуй, нам даже нравится эта неопределенность – подумайте: мы приезжаем в Монако и не представляем, станем ли победителями, или вовсе не наберём очков. Такие ощущения сейчас не только у нас, однако за одиннадцать лет, которые я провел в Формуле 1, Ferrari доминировала чаще других команд, и поскольку я сам выступаю за Скудерию, мне бы хотелось, чтобы именно наша машина была наиболее быстрой и стабильной.
Перевод: Валерий Карташев