Гран При Абу-Даби: Превью этапа

Всего неделя разделяет в календаре Гран При Индии и Абу-Даби. Уже в ближайший уик-энд пройдет 17-й из 19 запланированных этапов сезона 2013 года.

Гран При Абу-Даби появился в календаре в 2009-м. По проекту архитектора Германа Тильке на острове Яс был построен автодром, который в предстоящие выходные уже в пятый раз примет этап чемпионата. Дважды на трассе в Абу-Даби побеждал Себастьян Феттель, по одной победе у Льюиса Хэмилтона и Кими Райкконена, который в прошлом году выиграл здесь свою первую гонку после возвращения в Формулу 1.

В Индии Себастьян Феттель досрочно завоевал четвертый титул, а Red Bull Racing стала недосягаемой для соперников в Кубке конструкторов, но борьба за второе место в личном и командном зачете продолжается. Фернандо Алонсо пока занимает вторую строчку, но шансы на звание вице-чемпиона сохраняют Кими Райкконен, Льюис Хэмилтон, Марк Уэббер и Нико Росберг. В Кубке конструкторов места после Red Bull распределят Mercedes, Ferrari и Lotus.

Пилоты о гонках в Абу-Даби

Кими Райкконен: "В Абу-Даби достаточно сложно обгонять, поэтому важно хорошо выступить в квалификации и стартовать впереди, чтобы бороться за хороший результат. Конфигурация включает множество поворотов, машина настраивается на высокий уровень прижимной силы и должна позволять эффективно атаковать поребрики. На этой трассе вы всегда надеетесь, что уик-энд пройдёт гладко, ведь если всё получается – выступать там очень приятно".

Даниэль Риккардо:
"Из всех новых автодромов Яс Марина - один из лучших. Я не большой поклонник гонок по трассам с длинными прямыми и жёсткими торможениями. На них всё в порядке с обгонами, но и только. В Абу-Даби мне очень нравится третий сектор, который проходит вокруг отеля и под ним. Он немного напоминает городские трассы, и это очень здорово. К тому же, гонка проходит вечером, что придаёт ей особую атмосферу".

Пастор Мальдонадо: "В Абу-Даби отличная погода, приятные люди, всё выглядит очень здорово – я люблю сюда приезжать. Больше всего мне нравится первый сектор трассы – он очень быстрый, особенно отрезок со второго по четвертый повороты. Кроме того, хорош и последний сектор. Когда гонка проходит в жарких условиях, могут возникнуть проблемы с перегревом резины, так что при подготовке к гоночному уик-энду этому нужно уделить особое внимание".

Командировка на Гран При Абу-Даби с…

…гоночным инженером пилота Marussia F1 Team Жюля Бьянки Полом Дэвисоном

Мне нравится в Абу-Даби. Я всегда с особыми чувствами приезжаю на этот автодром, ведь именно здесь я впервые работал в качестве гоночного инженера – на молодежных тестах в 2010 году. Кроме того, это отличное место. Потрясающий вид на порт, отличная погода, да и трасса весьма интересная – она ставит перед инженерами немало непростых задач.

Моя главная задача, как гоночного инженера Жюля – удостовериться, что его машина надежна, безопасна и готова показать максимальный результат, на который мы можем рассчитывать. Это касается и настроек, и того, чтобы они подходили моему пилоту.

Я прилетел в Абу-Даби в понедельник и до начала среды работал из отеля. Первый день на трассе – среда, а основная работа начнется в четверг. Это достаточно напряженный день. На утро намечен инженерный брифинг, на котором мы наметим план на предстоящие сессии, в первую очередь на первые две тренировки: какие именно тесты нам необходимо сделать. Потом мы пройдёмся по трассе - прогулка займет час-полтора. Естественно, мы знакомы с конфигурацией и готовились к уик-энду на симуляторе, но в любом случае важно увидеть в каком состоянии находится трасса, не изменились ли за год зоны вылета, поребрики и так далее. Но ещё важнее то, что это время я провожу с пилотом. В паддоке почти невозможно уделить обсуждению деталей целый час, подробно поговорить о намеченной программе, привезенных новинках и том, как изменилась машина по сравнению с предыдущим уик-эндом.

После этого мы проверим все системы машины в боксах, запустим двигатель, удостоверимся, что работают все датчики, что нет никаких проблем. После этого состоится встреча с шинниками - на ней обычно обсуждаются события предыдущего уик-энда, а инженеры Pirelli дают рекомендации по поводу использования привезенных составов.

Затем мы доставим машину в бокс FIA для стандартной проверки. Время зависит от того, насколько быстро механики смогли её собрать, но обычно это происходит сразу после полудня. После этого мы выдаем механикам лист с заданием по базовым настройками, чтобы к пятничным тренировкам машина была полностью готова уже в четверг вечером.

Подробный план на первую часть свободных заездов мы окончательно сформируем на заключительном брифинге дня – не раньше. В самый последний момент могут поступить с базы какие-то новинки, у нас будет более детальный прогноз погоды и так далее. Мы стараемся распланировать всё по минутам: сколько будет выездов на трассу, сколько кругов в каждой из попыток, какие именно тесты мы будем проводить. Порой – я бы даже сказал, очень часто – следовать ему полностью не удается, поскольку в ход тренировки могут вмешаться дополнительные факторы: красные флаги, дождь, вылеты с трассы, но план нужен.

По правилу "комендантского часа" в пятницу мы не можем приехать на трассу раньше, чем за три часа до старта первой части свободных заездов. Так что на автодроме мы окажемся только в 10 часов. Для начала – тренировка пит-стопа. Здесь у меня своя роль – я замеряю время, за которое парни меняют колесо на одной из позиций. Еще три сотрудника следят за другими колёсами. Потом эти данные будут проанализированы, чтобы постараться оптимизировать время проведения пит-стопа.

Следом, за час до начала тренировки, у нас запланирован брифинг, на котором мы донесем разработанный накануне план до пилотов и других сотрудников команды, включая руководство. За полчаса до начала практики я отправлюсь в боксы, где мы проведем последние проверки.

В первой сессии мы обычно используем только один комплект резины, так что пилоты проезжают меньше кругов, чем во второй и третьей. Между сессиями у нас есть полтора часа, чтобы сделать первые выводы и скорректировать настройки, но основная работа будет сделана вечером, когда нам будут доступны данные, полученные в обеих пятничных тренировках.

В первой части, поскольку у нас в распоряжении всего один комплект шин и трасса еще достаточно пыльная, мы обычно стараемся делать тесты, которые не зависят от состояния асфальта и резины. Обычно это аэродинамические испытания новинок, которые преимущественно выполняются на прямых. Если пробовать работать с настройками, то велик риск уйти не в том направлении, потому что затем по ходу уик-энда состояние покрытия серьёзно изменится, да и гонщики в первой тренировке только осваиваются.

Вторая тренировка – едва ли не главная по ходу всего уик-энда. Именно по её итогам мы делаем основные выводы о том, в каком направлении изменять настройки, насколько интенсивно изнашивается резина. Полученные данные более репрезентативны, поскольку траектория покрылась отработанной резиной, а мы используем два комплекта шин.

Вечером на брифинге мы выслушаем комментарии пилотов, проанализируем данные телеметрии и по итогам обсуждений определимся с настройками, с которыми начнем субботу. В пятницу мы остаемся на трассе допоздна – это один из самых важных дней, и покинем автодром незадолго до того, как начнётся "комендантский час".

Третья тренировка посвящена подготовке к квалификации. Приятно, что в субботу у нас есть время выспаться, поскольку свободные заезды стартуют только в 14:00, так что мы приедем на трассу всего за час до полудня. Утро похоже на пятничное. Брифинги, тренировки пит-стопов. Плюс ко всему нам надо провести еще один пробный запуск двигателя, поскольку перед началом субботы мы обычно меняем двигатели и коробки передач. В тренировках используются моторы, ресурс которых уже подходит к концу, а на квалификацию и гонку устанавливаем более "свежие".

В тренировках мы можем проехать три-четыре серии кругов, в последней из которых машина должна быть максимально близка к тому, какой она будет в квалификации.

До начала квалификации у нас два часа – зачастую этого достаточно, чтобы внести небольшие корректировки, но это происходит редко. Менять настройки радикально в этот момент слишком рискованно, ведь после квалификации машина отправится в закрытый парк. Только если мы совсем недовольны её поведением, можно попробовать что-то изменить радикально – так, например, было в Индии, – но обычно этого не происходит.

На квалификацию у нас всегда есть чёткий план – мы должны знать число попыток, количество топлива в баках, какие именно комплекты резины мы собираемся использовать. Сессия заканчивается очень быстро, так что времени на импровизации практически нет.

Через несколько часов машина отправится в закрытый парк. До этого у нас есть возможность еще раз удостовериться, что все системы работают как надо, и если нет – мы направим официальный запрос в FIA с просьбой что-то изменить, если это напрямую влияет на надежность и безопасность. Правила позволяют изменить углы атаки переднего антикрыла, баланс тормозов и давление в шинах, но не более того, так что работать над настройками уже фактически возможности нет.

Вечером – еще несколько брифингов, на которых обсуждаются итоги тренировок и квалификации, а также утверждается стратегия на гонку. Примерно через три с половиной часа – если все в порядке – мы покинем трассу.

Первый пункт в расписании на воскресенье – брифинг по стратегии. За два с половиной часа до гонки это последнее совещание, на котором присутствуют практически все члены команды.

Во время гонки я наблюдаю за происходящим из боксов команды. На моем рабочем месте два больших экрана, разделенные на несколько секций: GPS-схема трассы, где отмечены все машины, экран с таймингом, телеметрия и так далее.

После гонки есть, чем заняться, но к этому моменту все члены команды уже устали. Мы проводим небольшой брифинг с пилотами, но данные будут детально проанализированы чуть позже - уже на базе. Порой в Европе мы покидаем автодром уже спустя два часа после окончания гонки, а на следующий день проводим брифинг на базе.

Примерно так будет и на этот раз. Мой вылет в Великобританию из Абу-Даби намечен на вечер воскресенья, так что в понедельник я буду уже дома.

текст: Олег Карпов

Читайте ещё