Участники: Стефано Доменикали (Ferrari), Мартин Уитмарш (McLaren), Росс Браун (Mercedes), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Грэм Лоудон (Marussia), Мониша Кальтенборн (Sauber)
Вопрос: Стефано, поскольку для Ferrari эта гонка домашняя, начнем с вас. Сегодня мы увидели две сессии свободных заездов. Возможен ли здесь такой же постепенный прогресс Ferrari, как в Спа, и способна ли команда удержать такой темп на протяжении всего уик-энда?
Стефано Доменикали: Знаете, во второй сессии Red Bull Racing были особенно сильны, сразу показав отличное время. Другие команды, очевидно, работали по иным программам. Уик-энд обещает быть непростым, поскольку жаркая погода создает дополнительную нагрузку на машины. Нужно проанализировать весь объем собранной информации и выбрать оптимальные настройки на завтра – этим наши инженеры займутся ночью.
Надеюсь, мы выступим удачно – на домашней трассе это очень важно. Если мы хотим усилить прессинг на ближайших конкурентов, мы должны ехать все быстрее и быстрее: недостаточно просто быть где-то неподалеку в расчете воспользоваться какими-то проблемами у соперников.
Вопрос: Спасибо! Грэм, вчера Макс Чилтон сказал, что хотел бы остаться в команде. Каковы его шансы? Как обстоят дела с составом на следующий сезон, и насколько важно для Marussia удержать десятое место в Кубке конструкторов?
Грэм Лоудон: Мы работаем в условиях конкуренции, а здесь важна каждая позиция. Конечно, мы хотим удержать десятое место и по возможности подняться ещё выше. Что касается гонщиков, недалек тот период, когда мы примем ключевые решения. Обычно это происходит ближе к концу сезона, ну а пока оба наших гонщика выглядели неплохо в самых непростых ситуациях. В команде гармония и боевой дух, хотелось бы их сохранить, но наберемся терпения.
Вопрос: Мониша, в последние годы Sauber многое связывало с Мексикой. Насколько важен для команды Гран При Мексики, который должен занять свое место в расписании чемпионата в следующем году?
Мониша Кальтенборн: Он важен не только для нашей команды, но и для всей Формулы 1, поскольку Латинская Америка – весьма перспективный рынок, на котором можно привлечь новых спонсоров. Если говорить о наших партнерах, сам факт появления Гран При Мексики в расписании свидетельствует о последовательном характере их стратегии: первым шагом был приход мексиканских гонщиков в Формулу 1, следующим – проведение национального этапа. И это действительно значимое событие.
Вопрос: То есть, данный этап важен для Sauber?
Мониша Кальтенборн: Конечно! Для нас и прошлогодний этап в Остине воспринимался почти как домашняя гонка – настолько активно болельщики поддерживали Переса. Уверена, атмосфера на трибунах будет потрясающей.
Вопрос: Росс, Mercedes закрепилась в числе претендентов на титул, однако отставание от Red Bull Racing всё ещё велико. Насколько долго вы намерены продолжать преследование, прежде чем оно пойдет в ущерб подготовке к следующему сезону?
Росс Браун: Все зависит от того, о чем именно вы говорите. Мероприятия, направленные исключительно на доработку нынешней машины, не входят в программу подготовки к новому сезону. Но если они имеют хоть какое-то отношение к проекту 2014 года, мы готовы заниматься ими и развивать идеи. Процесс принятия пошаговых решений – что делать, а что не делать – происходит постоянно.
Думаю, после этапа в Сингапуре мы сможем лучше понять, какими должны быть наши приоритеты до конца сезона. Спа требовала средней прижимной силы, в Монце нужна минимальная, в Сингапуре – максимальная – после этих трех гонок можно будет оценить ситуацию. На самом деле, вариантов того, что мы можем перенести из нынешнего сезона в следующий, осталось не так уж и много, графики работы давно утверждены, и сегодняшняя работа ничуть не мешает перспективному проекту.
Вопрос: Кристиан, для Red Bull Racing этап в Монце всегда был непростым. Каких результатов ждете в этот уик-энд? Насколько удачно прошли свободные заезды, если учесть, что во второй тренировке ваша команда на длинной серии кругов выглядела особенно сильно?
Кристиан Хорнер: Мы неплохо начали уик-энд, особенно если судить по второй сессии. Команда выполнила намеченную программу, гонщики постепенно адаптируются к трассе и ищут оптимальные настройки на оставшиеся два дня. Не считая 2011 года, этап в Монце всегда был для нас сложным – он обнажал слабые стороны машины, но мы всякий раз выкладывались по максимуму. Уверен, в этот раз Ferrari и Mercedes будут очень быстры, McLaren уступает им не так уж и много – все это обещает крайне напряженный уик-энд, и пятничные результаты ни о чем не говорят. Надеюсь, мы сможем подняться на подиум – это стало бы достойным результатом.
Вопрос: Мартин, в этот уик-энд McLaren празднует 50-летний юбилей. Какое место занимает сегодняшняя команда в этом наследии?
Мартин Уитмарш: Честно говоря, я об этом не думал. Разумеется, нам хотелось бы отметить 50-летие несколько иными результатами, но мы безмерно гордимся всем, что было достигнуто за эти годы.
Конечно, было бы здорово и сейчас оказаться более конкурентоспособными, но в Формуле 1 всё быстро меняется. Этот сезон начался для нас очень непросто, мы смогли добиться прогресса, но пока уступаем быстрейшим соперникам. Поэтому ситуация последних двух месяцев для нас несколько необычна. Как правило, в это время года мы всегда боролись за победы и титулы и направляли все ресурсы на текущую машину, а не на перспективу. Сейчас же мы, напротив, сосредоточены на подготовке к следующему сезону, что, с другой стороны, осложняет задачу гонщикам.
Мы не можем приезжать на уик-энд без новинок, сейчас пятница – день тестов, что не позволяет Серхио и Дженсону в полной мере работать над настройками. Однако мы собираем важные данные, пытаемся добиться прогресса и будем следовать этому подходу, поскольку не можем позволить себе отклониться от программы подготовки к новому сезону в ключевых ее компонентах – работе в аэродинамической трубе, расчетах средствами вычислительной гидродинамики и т.д. Команда старается справиться со сложностями, которые сама себе чуть раньше создала. И пусть нам не нравится приезжать на гонки без каких-либо реальных шансов на победу, команда работает как единое целое, мы рассчитываем на неплохое выступление в оставшихся гонках. Тем не менее, основная задача – сделать все, чтобы обрести былую конкурентоспособность в следующем сезоне.
Вопрос: Ваше мнение об этапе в Мексике?
Мартин Уитмарш: Мониша очень хорошо описала ситуацию. Во время этапа в Техасе в прошлом году многим казалось, будто мы находимся в Мексике, ну а в самой Мексике страсть к автоспорту не знает границ. Думаю, кое-кто из нас – например, Росс – еще помнит Гран При этой страны: необычный, интересный – он очень нужен спорту, да и рынок Латинской Америки весьма привлекателен и для Формулы 1 в целом, и для некоторых команд.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Сейчас у нас есть один кандидат на выборы президента FIA, которые должны состояться в декабре. Я понимаю, что вы не участвуете в голосовании, но можем ли мы узнать ваше мнение о выборах и кандидате? Стефано?
Стефано Доменикали: Я слышал, что сегодня кандидат обнародовал свою программу. У меня пока не было возможности ознакомиться с ней, но я обязательно сделаю это в ближайшие дни. Для Формулы 1 важна стабильность и преемственность – этого ей всегда не хватало. И я считаю, что нам нужно выстраивать отношения с FIA именно в данном ключе – хотя, конечно, не мы будем это решать.
Вопрос: Мартин?
Мартин Уитмарш: Я не очень хорошо знаю Дэвида Уорда и не читал его программу, так что мне сложно комментировать. Жан Тодт – а его я тоже знаю не так хорошо, как некоторых из здесь присутствующих – будучи президентом FIA не использовал спорт в личных интересах, хотя соблазн сделать это всегда велик.
Не хотелось бы вспоминать прошлое, но на своем веку я видел трех президентов FIA, из которых только один – Жан Тодт – действовал в интересах спорта. Кому-то может показаться, что вокруг его персоны недостаточно шумихи, но всем, кто непосредственно участвует в соревнованиях, приятно видеть в нем того, кто спокойно и эффективно работает во благо спорта. Как вы сами заметили, мы не влияем на итоги выборов, но пока Жан успешно справляется со своими обязанностями. Посмотрим, сможет ли он сохранить за собой пост президента FIA.
Вопрос: Грэм?
Грэм Лоудон: Принято считать, что демократия – это хорошо, не так ли? Значит, выборы – во благо. Я кратко ознакомился с программой одного из кандидатов, и некоторые ее пункты требуют серьезного обсуждения со стороны членов FIA – уверен, они так и поступят. Что касается всего процесса, как я уже сказал, любые проявления демократии должны находить поддержку, и если обеспечивается необходимая прозрачность решений, если есть возможность обсуждать вопросы, за всем этим интересно наблюдать.
Соглашусь с Мартином в его словах о работе Жана Тодта. Я не так давно работаю в Формуле 1, как сам Мартин, и не застал стольких президентов FIA, но полагаю, нас ждет здоровая дискуссия…
Вопрос: Мониша?
Мониша Кальтенборн: Как сказал Стефано, для спорта главное – стабильность и преемственность. Мы знаем, с какими вызовами сталкивается Формула 1, и я надеюсь, что тот, кто в итоге займет пост президента FIA, сможет взяться за эти вопросы и вывести их на принципиально иной уровень, поскольку в ряде случаев решения нужно принимать уже сейчас и на перспективу.
Вопрос: Росс?
Росс Браун: Я хорошо знаю Жана, мы вместе работали более десяти лет. Стабильность и преемственность действительно крайне важны. Жан занял очень последовательную позицию в отношении Формулы 1, и все, кому, как сказал Мартин, «посчастливилось» застать иные времена, это оценили.
У Тодта есть возможность продлить свои полномочия на очередной срок и продолжить начатое. Он стабилизировал ситуацию и теперь, как мне кажется, желает добиться реального прогресса, и я знаю, насколько он предан спорту. Мы все в той или иной степени причастны к спорту, но Жан занимается и многими другими вопросами, в которых также важны последовательность и преемственность.
Вопрос: Кристиан?
Кристиан Хорнер: Для выборов нужны как минимум два кандидата, а для этого Жан должен объявить о своем намерении участвовать в борьбе за пост президента. Как сказали мои коллеги, он неплохо справляется со своей работой, но мы никак не влияем на процедуру голосования – это дело FIA и национальных федераций. Может, появится еще какой-нибудь кандидат – например, Мартин решит принять участие… Нет? В общем, Жан успешно выполняет свои обязанности, больше добавить нечего.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Мониша, появление Гран При Мексики в календаре следующего сезона побуждает вас оставить в команде Эстебана Гутьерреса? Если да, то каковы в таком случае перспективы Нико Хюлкенберга, ведь Sauber, кажется, намерена пригласить Сергея Сироткина?
Мониша Кальтенборн: Мы начали сотрудничать с Эстебаном задолго до выхода на Telmex – он участвовал в программе Формулы BMW и постепенно прогрессировал. Если говорить о составе гонщиков, нам хотелось бы пригласить Сергея уже в следующем году, однако ему нужно получить суперлицензию, а это важный момент. И не стоит воспринимать все так, что мы ждем этого события со дня на день. Мы убеждены, что Сергею по силам данная задача, и сделаем все возможное, чтобы помочь ему. Когда промежуточная цель будет достигнута, мы оценим варианты и сделаем соответствующее заявление.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вопрос ко всем руководителям команд и Грэму – кажется, вы являетесь спортивным директором команды, не так ли?
Грэм Лоудон: Президент и спортивный директор.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Значит, вопрос для всех. Соглашение об ограничении ресурсов (RRA) должно было утратить свою силу в конце 2012 года. Тогда его действие продлили так называемым Сингапурским соглашением, которое установило новый период – пять лет, до конца 2017 года. Как вы оцениваете этот документ? Он имеет юридическую силу? Вы действительно готовы в конце сезона предоставить всю необходимую документацию соответствующим аудиторам?
Грэм Лоудон: Ответ «да» по всем пунктам. В моем понимании Сингапурское соглашение продлило действие RRA до конца 2017 года, скорректировав отдельные его положения. Документ прописан четко, и мы выстраиваем свои процессы в полном соответствии с ним. Все участники подписали данное соглашение, и мы готовы отчитаться. Существует ли иной механизм, точно так же единогласно одобренный всеми командами и рассчитанный до 2017 года – другой вопрос, но мы придерживаемся принятого соглашения и будем поступать так и впредь.
Мониша Кальтенборн: Мы тоже действуем в соответствии с соглашением – насколько мне известно, так поступают все команды. За это время мы смогли увидеть кое-какие недостатки данного документа – все-таки, понимание приходит только с опытом – и мы знаем, что должны предпринять дальнейшие шаги на пути снижения издержек. Важно разобраться, какие выводы могут быть сделаны, и как нам доработать документ, чтобы он снова получил поддержку всех участников, и не осталось бы никаких споров.
Росс Браун: Мы соблюдаем условия соглашения. Мы и другие команды – кажется, все без исключения – входим в единую группу, задача которой – оценить перспективы нового соглашения об ограничении ресурсов и понять, как добиться большей эффективности в будущем.
Конкуренция в Формуле 1 очень высока, и здесь важна правильная интерпретация правил. Нечто подобное было и со спортивным, и с техническим регламентами: нужно открыто всё обсуждать и вместе устранять противоречия, поскольку сейчас, как мне кажется, между командами есть расхождения по ряду вопросов. Как бы то ни было, нам нужна система контроля расходов, и мы в Mercedes готовы поддержать любую обоснованную инициативу, направленную на достижение данной цели.
Кристиан Хорнер: Напомните, в чем вопрос?
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Сингапурское соглашение – имеет ли оно юридическую силу, и готовы ли вы представить все необходимые финансовые документы в конце сезона?
Кристиан Хорнер: Имеет ли оно юридическую силу? Сомневаюсь. В соглашении прописаны кое-какие вещи вроде KERS за полтора миллиона долларов, чего на самом деле нет. Будем ли мы соблюдать соглашение? Да. Станем ли предоставлять данные? Я бы над этим подумал. Эффективно ли соглашение? Нет. Были ли какие-либо изменения в спортивном или техническом регламентах, которые могут повлиять на уровень расходов в 2014 году? Определенно.
Ограничение времени использования аэродинамической трубы, отказ от ряда тестов существенным образом повлияют на затраты. Конечно, многое зависит от того, на что именно вы расходуете деньги, команды не могут позволить себе игнорировать рост издержек, но следующий сезон в финансовом плане в любом случае обещает быть весьма непростым.
Стефано Доменикали: Мы придерживаемся установленных рамок, но главное – смотреть в будущее. Сейчас то и дело возникают споры по различным вопросам, и каждый старается извлечь выгоду для себя, ведь такова природа конкуренции. Нужно найти решение, исключающее неоднозначные интерпретации, а в остальном в плане лимитов и предоставления отчетности ничего не меняется.
Мартин Уитмарш: Положительный ответ на все вопросы, но, как уже было сказано, нужно добиться большего. Некоторые положения технического и спортивного регламентов были привнесены из первоначальной версии соглашения об ограничении ресурсов, и это хороший знак.
Как сказал Кристиан, контроль расходов на работу в области аэродинамики – испытания в трубе, расчеты в CFD – тоже весьма эффективная мера. Однако, он верно заметил: несмотря на все усилия, издержи на следующий сезон практически неподъемны для небольших команд.
Те участники, что пользуются поддержкой производителей, обладают стабильным бюджетом, но мы должны думать обо всех одиннадцати командах и удостовериться в том, что их бизнес-модель достаточно устойчива. Иначе в какой-то момент наступит кризис и начнется «эффект домино»… Конечно, в непростых ситуациях мы зачастую работаем эффективнее, но лучше их заранее предотвращать.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Мы видели предварительную версию календаря на следующий год, в нём 21 этап. У каждого из вас свое мнение по поводу увеличения числа Гран При. Насколько вероятно, что в следующем сезоне будет именно 21 гонка, и каковы шансы, что этап в Нью-Джерси все-таки будет проведен, хотя в первоначальной версии календаря его нет?
Мартин Уитмарш: 21 гонка – очень напряженный график. По Нью-Джерси у меня нет информации, так что я воздержусь от комментариев. Состоятся ли все этапы? В паддоке ходят самые разнообразные слухи, но это задача Берни – сформировать календарь. Иногда ему приходится спекулировать насчет перспектив той или иной гонки… Знаете, легко жаловаться на календарь, но, в конечном итоге, это дело Берни, и мы должны быть благодарны ему за то, что, несмотря на непростые времена, он смог не только обеспечить более-менее стабильный график этапов, но и привлёк в чемпионат новые трассы.
Было бы здорово провести Гран При в Нью-Джерси, но неизбежно возникает вопрос: какой этап в таком случае должен быть исключен. У каждого есть собственные предпочтения, но было бы неуважением с нашей стороны говорить об этом на данной пресс-конференции. Берни придется постараться, чтобы составить действительно удачный календарь, но ему удавалось это в предыдущие годы, уверен – получится и на этот раз.
Стефано Доменикали: Как вы знаете, в конце сентября этот вопрос будет обсуждаться на заседании Всемирного Совета по автоспорту, так что я подожду окончательного варианта календаря. Ситуация может измениться, давайте просто наберемся терпения.
Вопрос: Грэм, с позиции небольшой команды вас бы устроил вариант с 21 гонкой?
Грэм Лоудон: Мы не раз поясняли, что пришли в Формулу 1 ради соперничества. Это подразумевает наличие определенного соревновательного уровня, и если в расписании 21 гонка, значит, мы будем участвовать во всех. Если гонок будет двадцать, это снизит расходы, но мы так не рассуждаем, поскольку не можем выбирать в Формуле 1 только то, что устраивает лично нас. Как не вправе требовать какого-то единого уровня.
Мартин верно заметил: Берни составляет календарь, переговоры с промоутерами не всегда идут гладко, их итог трудно предугадать. Бывает так, что о гонке уже объявили, а в итоге она отменяется. Некоторые этапы выглядят особенно привлекательно – для нас таким является гонка в Сочи, поскольку у нас немало болельщиков в России. Но в целом мы должны придерживаться принятого ранее подхода: если в календаре 21 гонка – значит, так тому и быть.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) В конце срока пребывания на посту президента FIA Макс Мосли твердо придерживался идеи снижения расходов, хотя на дворе были трудные времена – спорт лихорадило, производители сворачивали свои проекты. Жан Тодт ввел изменения в правилах, которые уже стоили каждой команде миллионы фунтов. Вы действительно считаете, что Жан Тодт помог Формуле 1?
Кристиан Хорнер: Полагаю, говоря о росте затрат, вы имеете в виду моторы, а по ним вопрос решался ещё до президентства Жана. Тогда мы все допустили общую ошибку, вовремя не сказав «нет». Некоторые команды возражали, но процесс требовал соблюдения определенных процедур. В условиях старого Договора Согласия у участников была возможность через Комиссию по Формуле 1 воспрепятствовать данным изменениям, но мы этой возможностью не воспользовались и теперь можем винить лишь себя.
Вопрос: (Сэм Коллинс – RaceCar Engineering) Недавно было объявлено, что крайний срок, до которого Pirelli должна была предоставить вам информацию о спецификации шин для следующего сезона, отложен еще на один месяц. Как это повлияет на вашу работу над новой машиной?
Кристиан Хорнер: Никак, поскольку мы и так не знаем, чего от них ожидать. Ситуация меняется каждый уик-энд, похоже, они определяются с планами. Все находятся в одинаковых условиях.
Стефано Доменикали: С другой стороны, важно дать Pirelli возможность протестировать шины уже на новых шасси – например, в дождевых условиях. Нужно сделать это заранее, иначе мы рискуем уже во время дождевого уик-энда обнаружить что-то, чего совершенно не ожидали.
Вопрос: (Сильвия Рени Ариас – Revista Parabrisas) Стефано, вчера мы спросили Фелипе Массу о перспективах продления контракта, и он ответил: спросите Доменикали… Что скажете?
Стефано Доменикали: Он нашел нужный ответ.
Мартин Уитмарш: Фелипе – приятный человек.
Стефано Доменикали: В плане контракта ситуация не изменилась. Знаю, все ждут новостей, как ждали их все лето, но вспомните – в предыдущие годы было так же, и мне нечего добавить к тому, что мы говорили две недели назад. Команде нужно время, мы не хотим спешки, поскольку должны принять верное решение. Разумеется, мы будем поддерживать Фелипе, поскольку он отличный человек и превосходный командный игрок. А контракт мы обсудим в нужное время и итог сообщим всем.
Вопрос: (Крейг Скарборо – ScarbsF1.com) Если говорить об аэродинамических обвесах, привезенных вами в Монцу, вы наверняка потратили немало средств, разрабатывая их, по сути, исключительно для этой трассы. Вам хотелось бы вернуть иные скоростные трассы вроде Хоккенхайма и Поль Рикара, ведь сейчас только Монца требует такого «индивидуального» подхода?
Росс Браун: Лично мне – да. Когда у нас были Хоккенхайм и Монца – две трассы, требующие низкой прижимной силы, это было хоть какое-то разнообразие. Гонки на подобных конфигурациях проходят по иным сценариям, и я был бы рад видеть больше таких этапов – правда, не знаю, как этого добиться.
Монца стоит особняком с точки зрения аэродинамики – для нее разрабатывается специальный обвес. Впрочем, в какой-то степени данная логика применима и к Спа, поскольку там требуется средний уровень прижимной силы, а уже на фоне Спа все остальные автодромы требуют высокой аэродинамической загрузки. Возможно, с новыми правилами ситуация изменится: иные моторы, уменьшение площади заднего антикрыла. Не исключено, что разница в требованиях между трассами также сократится. Но мне действительно нравится приезжать в Монцу – здесь всегда потрясающая атмосфера, а гонка является подлинным испытанием и для команд, и для гонщиков.
Кристиан Хорнер: Спа и Монца… В последние годы эффективность машин заметно возросла, во многом аэродинамический обвес, использовавшийся в Спа, совпадает с тем, что мы привезли в Монцу. Да, итальянская трасса уникальна, у нее славная история. С точки зрения стратегии этот этап тоже отличается от прочих: износ резины минимален, как и расход топлива в целом на дистанцию – это добавляет разнообразия. Есть две противоположности – Монако и Монца, и в этом часть общего технического вызова, с которым нам приходится иметь дело в Формуле 1.
Мартин Уитмарш: Да, разнообразие – это хорошо. В Монце все дышит историей, здесь потрясающие болельщики. Не думаю, что мне захотелось бы приезжать сюда дважды по ходу сезона, но трассы подобной конфигурации весьма интересны – правда, как заметил Росс, мы вряд ли увидим новые автодромы в схожем исполнении.
Грэм Лоудон: Мы потратили на аэродинамический обвес меньше средств, чем любая из представленных в этом зале команд, но, как я уже говорил, мы не придаем этому значения, поскольку вызов одинаков для всех.
Монца обладает особым шармом, который ощущается сразу, как только проходишь через ворота парка. Здесь неповторимая атмосфера гонок, а если говорить о расходах – пожалуй, Крейг, вы правы, конфигурация отличается от других трасс, и с точки зрения финансов оправдать индивидуальный подход довольно трудно. Но я не думаю, что применительно к Монце мы можем рассуждать категориями издержек и экономии.
Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Грэм, вы говорили о едином уровне конкурентоспособности, о затратах. Можно ли считать, что для Marussia он действительно такой же, как для других команд, ведь вы единственные из участников, у кого нет соглашения с держателем коммерческих прав?
Грэм Лоудон: Вы правы, мы пока не соответствуем этому уровню, но я и наш менеджмент работаем над этим. Задача понятна, мы уже демонстрируем определенный прогресс, добились хорошей стабильности. У нас замечательная команда. Понимаю, не мне об этом судить, но я уверен – мы заслуживаем места в Формуле 1. Это непростой спорт, но он и не должен быть иным – в этом его привлекательность.
В июне 2009 года мы оказались среди тех, кто получил право дебютировать в Гран При и до сих пор выступаем в чемпионате. В этом заслуга всех сотрудников. Мы продолжим переговоры с держателем коммерческих прав.
Перевод: Валерий Карташев