1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
Интервью на трассе
Вопрос: (Мартин Брандл) Поздравляем, Макс, вы продемонстрировали потрясающий пилотаж! Начав гонку с поула, вы лидировали от старта до финиша и одержали заслуженную победу! Идеальное завершение сезона, не так ли?
Макс Ферстаппен: Уже вчера всё складывалось по-настоящему интересно, но и сегодня, конечно. Мы хорошо стартовали, а после этого, разумеется, надо было следить за состоянием резины, причём баланс машины был очень неплохим.
В общем, сегодня мне всё понравилось, в целом мы всё сделали правильно. Полагаю, когда ты стартуешь с поула, то можешь лучше контролировать ход гонки, это всегда облегчает задачу.
Вопрос: (Мартин Брандл) Вы с первого круга полностью контролировали ситуацию, однако ближе к финишу беспокоились насчёт вибрации шин. Вы сомневались, выдержат ли они до финиша?
Макс Ферстаппен: Да, но поскольку соперники отставали всё больше, я мог немного сбавить темп. Мне пришлось преодолевать трафик, когда я догонял круговых, но в целом команда очень уверенно провела эту гонку.
Вопрос: (Мартин Брандл) Однако вы не стали крутить «пончики» на старт-финишной прямой!
Макс Ферстаппен: Я очень рад, что победил, и после приятной церемонии награждения с удовольствием отправлюсь домой!
Вопрос: (Мартин Брандл) Валттери, вы финишировали вторым, впереди Льюиса, однако Макс сегодня оказался быстрее вас обоих.
Валттери Боттас: Сегодня машина Red Bull Racing оказалась слишком быстра для нас. Мы не ожидали от них такого. Мы думали, что у нас будет одинаковый гоночный темп, но Макс контролировал ход гонки и увеличивал преимущество, когда это было необходимо. Я делал всё, что мог, но не сумел ответить на его темп.
Вопрос: (Мартин Брандл) Вы остались довольны гонкой? Этот результат – максимум, на что вы могли рассчитывать?
Валттери Боттас: Я неплохо выступил: ни разу не ошибся и показал, на что способна машина. В этом плане успешная гонка. По крайней мере, я опередил напарника. Я давно не поднимался на подиум – здорово снова там оказаться, хотя там не будет шампанского.
Вопрос: (Мартин Брандл) Зимний перерыв будет коротким. Чем планируете заняться?
Валттери Боттас: На следующей неделе меня ждет несколько встреч со спонсорами, а затем я отдохну на рождественских каникулах. Надеюсь провести время с семьёй – мы давно не виделись. Я даже не помню, когда их видел последний раз. В межсезонье надо будет быстро восстановиться, немного потренироваться – и всё снова начнётся с нуля. Я постараюсь лучше выступить в следующем году.
Вопрос: (Мартин Брандл) Желаете что-нибудь сказать команде?
Валттери Боттас: Как я сказал по радио, в этом году команда работала потрясающе! Я горжусь, что мы завоевали две первых позиции в личном зачёте. В этом году каждый из нас великолепно поработал и на базе, и на трассе. Я благодарен команде!
Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис, 165-й подиум в карьере и уже седьмой подряд в Абу-Даби! Но, полагаю, это не тот результат, на который вы надеялись...
Льюис Хэмилтон: Что ж, невозможно выиграть все гонки! Но если учесть, какими были для меня эти две недели, я очень рад тому, как провел уик-энд. Я чувствовал себя не на 100%, но всё-таки справился. Мои поздравления Максу!
В физическом плане гонка была для меня очень непростой. Я весь сезон был в отличной форме, но сегодня не тот случай – я рад, что гонка, наконец, закончилась! Спасибо команде за поддержку! Мы заработали двойной подиум, это очень хороший результат.
Вопрос: (Мартин Брандл) Недавно вы переболели коронавирусом. Сегодня это сказалось на пилотаже?
Льюис Хэмилтон: Конечно, последствия коронавируса сказались, никогда прежде по ходу гонки я не чувствовал себя настолько слабо. Но я всё-таки справился, хотя еще неделю назад сомневался, что в принципе смогу приехать в Абу-Даби. Хорошо, что организм смог победить вирус. Постараюсь в межсезонье полностью восстановиться и вернуться в оптимальную физическую форму.
Вопрос: (Мартин Брандл) На последних кругах к вам постепенно приближался Александер Элбон...
Льюис Хэмилтон: Да, в этот уик-энд Red Bull Racing оказались слишком быстры, мы не могли угнаться за Максом. Здорово, что и Александер оказался неподалеку, у нас было полноценное сражение двух команд – как раз то, что нужно спорту!
Но я очень надеюсь, что с машинами 2022 года будет проще преследовать соперника, так как сегодня гонка получилась откровенно скучной. Стоило подобраться к сопернику на дистанцию в две-три секунды, машина начинала сильно скользить. Надеюсь, изменения, предложенные Россом Брауном, принесут ожидаемый эффект. И, конечно, нам нужны более эффективные шины.
Пресс-конференция
Вопрос: Макс, отличная гонка и десятая победа в карьере! Блестящее завершение сезона, не так ли?
Макс Ферстаппен: Да, гонка доставила удовольствие! Я хорошо стартовал, а потом спокойно контролировал отрыв и следил за состоянием шин. Правда, с выездом сейфти-кара немного не повезло – пришлось ехать очень продолжительный отрезок на шинах Hard. К счастью, резина выдержала, но всё равно приходилось следить за ней особенно внимательно. В целом машина ехала здорово, у неё был хороший баланс, что помогало контролировать эффективность шин и при необходимости увеличивать отрыв от соперников.
Вопрос: Вы победили в доминирующем стиле! Пришлось ли вам по ходу гонки о чем-нибудь волноваться?
Макс Ферстаппен: В какой-то момент возникла небольшая вибрация вроде той, что была в Спа и Имоле, я ощущал её на каждой прямой. К счастью, более серьезных проблем не возникло, шины продолжали работать, а темп оставался очень хорошим.
Вопрос: Вас удивило преимущество в скорости над Mercedes?
Макс Ферстаппен: Немного, поскольку я не ожидал оказаться здесь на поуле и выиграть гонку. Еще я слышал, что Mercedes пришлось уменьшить мощность мотора, это им точно не помогло. Наша машина ехала даже лучше, чем мы рассчитывали, так что я очень доволен.
Приятно закончить сезон победой, она добавит мотивации всем сотрудникам на трассе и на базе команды! Надеюсь, мы давно усвоили, что должны быть конкурентоспособны с первой гонки сезона и в следующем году по-настоящему осложним Mercedes жизнь!
Льюис Хэмилтон: Макс, а что ты слышал про наши моторы?
Макс Ферстаппен: Было что-то не так с модулем MGU-K.
Льюис Хэмилтон: У нас?
Макс Ферстаппен: Да, это сказали ваши специалисты.
Льюис Хэмилтон: Серьезно? Не думаю, что это правда.
Валттери Боттас: Возможно, так и было, но мы об этом ничего не знали.
Макс Ферстаппен: Видимо, в команде просто не захотели вам сообщить!
Вопрос: Валттери, второе место. Вы почти всю дистанцию ехали в одиночестве – расскажите о том, как вы заработали свой одиннадцатый подиум в этом сезоне...
Валттери Боттас: Я изо всех сил старался угнаться за Максом, но довольно быстро понял, что он сегодня намного быстрее. По ходу первого отрезка мне пришлось бороться с сильной недостаточной поворачивомостью, это очень мешало.
Перед вторым отрезком мы скорректировали угол атаки переднего антикрыла, после чего баланс немного улучшился, но скорости на фоне Red Bull Racing нам по-прежнему не хватало. Конечно, это удивило, ведь мы полагали, что в гонке у нас будет одинаковый с ними темп, а на деле получилось иначе.
Впрочем, в этом году у меня были гораздо менее удачные гонки, так что эту я могу назвать неплохой. По крайней мере, я сработал уверенно и не допустил ни одной ошибки. Если смотреть на ситуацию чуть шире, поражение от Red Bull Racing в последней гонке сезона заставит нас в межсезонье работать еще интенсивнее, чтобы в следующем году подобное не повторилось.
Вопрос: Финишировав вторым, вы гарантировали себе второе место в личном зачете. Насколько вы довольны этим результатом?
Валттери Боттас: Знаете, когда выступаешь в лучшей команде чемпионата, второе место не может радовать. Но всё-таки это очень хороший результат. Я в четвертый раз помог команде выиграть Кубок конструкторов, для Mercedes это уже седьмой Кубок конструкторов подряд! И быть вторым, конечно же, лучше, чем быть третьим. Мне вручат красивый кубок, и когда я состарюсь, я буду смотреть на него, вспоминать этот год и свое второе место. Но я всё-таки надеюсь однажды завоевать чемпионский кубок!
Вопрос: Льюис, примите поздравления! Как прошла гонка?
Льюис Хэмилтон: Третье место – максимум, чего я мог сегодня добиться. Макс здорово пилотировал в этот уик-энд, а в Red Bull Racing убедительно продемонстрировали, что у них очень быстрая машина. Насколько мне известно, мы ничего не меняли в нашей силовой установке, соответственно, соперники победили за счёт собственной скорости, а не за счёт каких-то сложностей у нас самих. Они выкладывались по максимуму весь сезон, мои поздравления Максу и всем в Red Bull Racing!
В Абу-Даби почти невозможно обгонять. К тому же, сегодня мы ехали практически в одном темпе – за исключением Макса, который смог оторваться. Алекс Элбон постоянно держался неподалеку, что тоже доказывает, насколько быстры были Red Bull Racing. Я счастлив, что сумел выдержать эту гонку. Я провел сезон очень стабильно, без серьезных ошибок – хорошо, что он, наконец, завершен!
Вопрос: Вас огорчило, что во время режима виртуального автомобиля безопасности для вас не применили несколько иную стратегию?
Льюис Хэмилтон: Не особенно. Вряд ли мы что-то отыграли. Если бы я остался на трассе, соперники на свежих шинах быстро бы меня догнали, а я потом бы отправился на пит-стоп и отстал бы еще сильнее. По сути, иного варианта стратегии у нас не было, в этом плане гонка оказалась не такой уж захватывающей, но что есть, то есть.
Вопрос: Льюис, для вас это четырнадцатый подиум в сезоне. Насколько вам было важно провести с командой финальный этап?
Льюис Хэмилтон: Если бы я не успел выздороветь, пауза между Гран При Бахрейна и первой гонкой очередного сезона получилась бы слишком продолжительной, потому мне было очень важно вернуться к команде и закончить сезон хорошим результатом. Да, нам не удалось победить, но мы завоевали второе и третье место, что тоже неплохо. Мы заработали немало очков и в целом здорово провели этот уик-энд.
Очевидно, в следующем году нам предстоит плотное сражение с Red Bull Racing. Машины изменятся незначительно, нынешняя RB16 очень быстра – соответственно, они будут очень сильны. Но мне такой вызов очень нравится, жду с нетерпением!
Вопросы по видеосвязи
Вопрос: (Жиль Ричардс) Льюис, этот сезон получился очень необычным. Наверняка вам было непросто провести так много гонок за короткий промежуток времени, а тот факт, что вы заболели коронавирусом, лишь осложнил задачу. Можно ли сказать, что этот сезон был самым сложным в вашей карьере? Если нет, какой был сложнее?
Льюис Хэмилтон: Из всех проведенных сезонов невозможно выбрать самый сложный, поскольку каждый год ты сталкиваешься с чем-то таким, с чем не имел дело раньше. Этот год был одним из самых трудных, если не труднейшим, уже потому, что мы все оставались в режиме изоляции и не контактировали с людьми вокруг. Это очень сказывается на качестве жизни, она уже не такая, как раньше. Здорово, что мы всё-таки сумели провести немало гонок, пусть даже они отняли много сил – по крайней мере, у меня самого. И слава Богу, что у нас не было массовых случаев коронавируса.
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Вопрос ко всем. На десятом круге гонки объявили режим виртуального автомобиля безопасности, а вскоре на трассу выехал реальный. Вы провели пит-стоп, после чего на шинах Hard ехали до самого финиша. Насколько агрессивно вы могли атаковать на тех шинах? Или вы, напротив, сдерживали темп, чтобы резина выдержала дистанцию?
Макс Ферстаппен: Конечно, в таком случае всегда оставляешь некий резерв скорости, поскольку понимаешь, что на этом комплекте нужно проехать много кругов. Поначалу я следил за темпом Mercedes и на протяжении десяти кругов старался создать отрыв, но не скажу, что я выжимал из шин максимум на каждом круге – всегда оставлял некий резерв, чтобы не столкнуться потом с внезапной потерей эффективности. Кроме того, на здешней трассе в принципе невозможно всё время мчаться на пределе – нагрузка на шины будет слишком велика, особенно на третьем секторе.
Валттери Боттас: Наши расчёты показывали, что шины выдержат до финиша, но запас эффективности у них к тому моменту будет не таким уж большим. Я видел, что Макс постепенно уезжает, мне не хотелось сильно от него отстать, но в то же время я должен был позаботиться о том, чтобы шин хватило до финиша. В какой-то момент стало ясно, что мы не можем ехать в темпе Red Bull Racing, и что нам нужно просто доехать гонку. Если бы у нас была тактика с двумя пит-стопами, мы бы оказались еще медленнее, так что без вариантов.
Льюис Хэмилтон: Мне нечего добавить, Макс и Валттери обо всём сказали.
Вопрос: (Жером Пагмайр) Макс, вы сказали, что если вам удастся хорошо начать очередной сезон, у вас будет больше шансов в борьбе за титул. Сегодняшний результат в этом плане добавляет оптимизма, или Red Bull Racing по-прежнему нужно проделать большую работу? Если нужно, то в каких областях?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я не хотел бы сейчас говорить о каких-то шансах. Мы понимаем, что не можем полагаться на сегодняшний результат и должны в межсезонье добиться прогресса. Мы знаем, что должны доработать машину, притом в нескольких областях, но дело не только в шасси и аэродинамике, нам нужно больше мощности от силовой установки. Надеюсь, мы извлекли урок из предыдущих сезонов, когда первые несколько гонок – разумеется, не умышленно – проводили не лучшим образом.
Но эта победа, безусловно, добавит нам сил. Всегда приятно выиграть заключительную гонку, особенно когда год выдался настолько непростым, а график был предельно плотным. Всем пришлось нелегко, особенно механикам. Еще очень непросто было сотрудникам на базе, которые готовили многочисленные модификации – в этом году доработок у нас было особенно много. Надеюсь, мы сделали выводы из ошибок – в том числе из тех, что были в начале этого сезона – и следующий сезон начнём с очень быстрой машиной.
Вопрос: (Ребекка Клэнси) Льюис, по ходу уик-энда вы говорили, что чувствуете себя не на 100%. Полагаю, сейчас вам больше всего хочется вернуться в свою постель, но вопрос о контракте на следующий сезон всё еще остается открытым. Если вы всё-таки намерены остаться в Mercedes, как скоро вы с Тото Вольффом планируете согласовать все моменты и, наконец, сделать заявление?
Льюис Хэмилтон: Надеюсь, в ближайшие две недели – мне бы хотелось закрыть вопрос о контракте до Рождества. Я хочу выступать за Mercedes в следующем сезоне, нам с командой есть к чему стремиться и в Формуле 1, и за её пределами. Надеюсь, мы начнем переговоры уже на ближайшей неделе и всё уладим до Рождества.
Вопрос: (Алекс Калинаускас) Вопрос для Валттери и Льюиса. Тото Вольфф сказал, что Mercedes пришлось понизить мощность силовых установок, так как были опасения насчёт надежности модуля MGU-K. Если это не так, то почему вам не удалось ответить на темп Red Bull Racing?
Валттери Боттас: Честно, я не знал, что мощность понизили, и насколько её понизили. Red Bull Racing в целом оказались быстрее, впервые в сезоне у них было такое преимущество в темпе… Мне нечего больше сказать.
Льюис Хэмилтон: Аналогично. Конечно, когда мы вернемся в команду, мы спросим об этом, поскольку мне тоже ничего не известно о понижении мощности. В этом году парни из Mercedes High Performance Powertrains сработали очень здорово, достаточно взглянуть, насколько надежно работала силовая установка на моей машине. Мне удалось финишировать во всех гонках, в которых я участвовал.
Правда, проблемы с моторами Mercedes наблюдались у Racing Point и Williams, и если парни решили что-то скорректировать, значит, на то были причины. Я рад, что мы добрались до финиша, эти моторы больше не будут использоваться, но их ресурса как раз хватило, чтобы мы с Валттери покрутили «пончики» на старт-финишной прямой!
Перевод: Валерий Карташев