В 2023-м правила почти не изменятся, но некоторые поправки закроют проблемы, обнаруженные в прошлом году – первом после перехода на новый регламент...
Технический регламент
Верхняя дуга безопасности
Верхняя дуга безопасности, принимающая на себя основную нагрузку при перевороте машины, теперь должна выдерживать вертикальные нагрузки в 15g, но в ходе тестов на неё будут воздействовать не только в вертикальном, но и в продольном и поперечном направлении.
Прежде чем приступить к физическим тестам, FIA получит от каждой команды детальные расчёты, подтверждающие, что основная дуга безопасности и ячейка безопасности в состоянии выдержать указанные нагрузки.
Требования к этим элементам были ужесточены по итогам расследования аварии, в которую на старте Гран При Великобритании попал гонщик Alfa Romeo Гуаньюй Чжоу.
Зеркала заднего вида
В 2023-м зеркала заднего вида должны обеспечивать улучшенный обзор – соответственно, слепые зоны должны быть минимизированы. Среди основных требований – зеркало четырёхугольной формы должно быть 200 мм шириной и 50 мм в высоту (+2 мм/-0 мм в обоих измерениях), при этом радиус каждого угла должен соответствовать окружности радиусом в 10 мм. В целом отражающая поверхность зеркала не может содержать никаких вогнутых частей и не должна иметь радиус кривизны менее 400 мм..
Камеры в шлемах гонщиков
По-своему интересны поправки, касающиеся видеокамер, установленных на машинах. Суть изменений, внесённых в Статью 8.17, в том, что отныне этих камер будет не шесть, а семь, поскольку добавляется ещё одна, вмонтированная в шлем гонщика.
Эксперименты с подобным оборудованием шли достаточно давно, они были признаны успешными, и отныне такие камеры, «направленные вперёд», как уточняется в регламенте, будут применяться всеми командами.
Тем не менее, есть оговорка, сформулированная в Пункте 8.17.3: «Если от участника соревнований не требуется установка камеры в шлем одного из гонщиков, то в кокпите должен быть надёжно закреплён балласт, масса которого эквивалентна массе удалённых компонентов».
Вес машин
Вес машин в 2023 году будет несколько снижен – FIA и Формула 1 возвращается к показателю в 796 кг (вес незаправленной машины), который был предусмотрен в изначальной версии технического регламента, но затем скорректирован в сторону увеличения – до 798 кг.
Температура и плотность топлива
Чтобы предотвратить спорные ситуации, возникавшие по ходу сезона, в регламент внесены поправки, касающиеся температуры топлива.
Температура топлива не должна быть на 10 градусов ниже, чем температура окружающей среды, или на 10 градусов ниже в любой момент, когда машина находится на трассе, выехав из гаража. Раньше последний параметр был на уровне 20 градусов.
В Пункте 6.1.4 содержится новое требование: топливные баки всех машин должны быть оборудованы перепускными клапанами для предотвращения избыточного давления, а также специальными датчиками. Максимальное давление внутри бака не должно превышать 1 бар.
Ужесточаются требования к контролю плотности топлива: допустимый разброс этого параметра снижается с 0,25% до 0,15%. Т.е. разница между двумя замерами не должна превышать этот уровень – первый замер носит предварительный характер, второй относится именно к тому топливу, которое используется конкретной командой по ходу уик-энда.
Разделители переднего антикрыла
Регламент 2022 года разрешал командам добавлять разделители воздушного потока на переднее антикрыло «по механическим, конструктивным или измерительным причинам», но решение инженеров Mercedes теоретически могло обеспечить преимущество в аэродинамической эффективности.
Теперь с каждой стороны машины по-прежнему разрешено использовать до восьми разделителей, но только для того, чтобы они обеспечивали «структурное соединение соседних профилей переднего крыла».
Задние антикрылья
В Венгрии команда Aston Martin показала конструкцию заднего антикрыла с необычным расположением передней части торцевой пластины. В FIA посчитали, что это может способствовать возмущению воздушного потока позади машины, что противоречит духу правил, направленных на увеличение обгонов. В 2023-м это решение запрещено.
Спортивный регламент
После отмены Гран При Китая Всемирный совет утвердил новый календарь Формулы 1 на сезон 2023 года. Из них шесть этапов пройдут в формате с субботним спринтом – в Баку, Австрии, Бельгии, Катаре, США и Бразилии.
На этапах с субботним спринтом командам будет выплачиваться дополнительная компенсация, увеличенная со $150000 до $300000, чтобы вернуть дополнительные расходы в случае аварии.
DRS после старта, рестарта или автомобиля безопасности
Комиссия Формулы 1 разрешила использовать систему DRS на круг раньше после старта гонки или спринта, после периода, когда на трассе находился автомобиль безопасности, или рестарта. В 2023 году этот способ будет опробован во время всех спринтерских гонок с целью внедрить его на всех этапах чемпионата в 2024-м.
Дождевые шины и дождевой аэродинамический обвес
После успешных испытаний, которые провели Pirelli при поддержке команд, итальянские шинники разработали новые дождевые шины, обладающие большей эффективностью по сравнению с предыдущей модификацией – эти шины не нужно разогревать грелками. На этапах Формулы 1 эта спецификация дождевой резины будет доступна, начиная с Гран При Эмилии-Романьи.
Одобрено предложение по созданию отдельного аэродинамического обвеса машин для дождевых условий. Готовится Техническая директива, которая позволит командам провести соответствующие разработки, не включая их в бюджетные ограничения и ограничения на проведение аэродинамических испытаний. Тесты новых обвесов на трассе планируется провести во втором или третьем квартале 2023 года.
Радиообмен между гонщиком и командой
Комиссия Формулы 1 одобрила предложение по смягчению регулирования радиообмена между гонщиком и командой в любой момент соревнований.
Этапы со спринтом
В сезоне 2023 года изменился формат уик-эндов со спринтом. Отныне по ходу таких уик-эндов будет проводиться две квалификации – в пятницу для определения расстановки гонщиков на старте Гран При, а в субботу – для формирования стартового поля спринта. При этом результаты спринта не будут влиять на стартового поле воскресной гонки.
Квалификация к спринтерской гонке пройдёт утром в субботу вместо свободных заездов в сокращённом формате: продолжительность первой сессии с участием двадцати гонщиков составит 12 минут, второй для оставшихся 15-ти – десять минут, третьей для десяти финалистов – восемь минут. В первой и второй сессии гонщики смогут использовать только один комплект шин Medium, в финале – только один комплект Soft.
В целях снижения нагрузки на технический персонал и инспекторов FIA во время этапов со спринтом изменён режим «Закрытого парка».
Теперь в этом режиме на этапах со спринтом у команд будет больше возможностей для замены элементов машины, которые чаще всего получают повреждения, и командам будет позволено более широкое использование режима «самодекларируемого закрытого парка». Этот режим будет действовать с момента выезда машины на трассу в пятницу в квалификации и до старта гонки. Описанные выше изменения будут реализованы посредством Технической директивы.
Продолжительность гонок
В случае, когда достигнуто максимально возможное время проведения спринта (один час) или Гран При (два часа), сигнал об окончании гонки будет показан в конце круга после истечения времени, за исключением ситуаций, когда лидер успеет завершить дистанцию гонки.
Новое название пересмотренного формата квалификации
В прошлом году в Формуле 1 одобрили использование пересмотренного формата квалификации на двух этапах в 2023-м. Теперь этот формат переименован в «Альтернативное распределение шин». Сам формат остался неизменным: в квалификациях на двух выбранных Гран При гонщики обязаны использовать один комплект шин Hard в первой сессии, один комплект Medium – во второй и один комплект Soft – в третьей.
Начисление очков
Прошлогодняя гонка в Сузуке, на которой решилась судьба чемпионского титула, многих ввела в замешательство, когда выяснилось, что новое правило начисления меньшего количества очков за укороченные гонки, прописано недостаточно ясно. В результате гонщики получили полные очки, хотя победитель Макс Ферстаппен проехал только 52% от запланированной дистанции.
Проблемный пункт регламента переписан. В прошлой версии регламента было сказано, что меньшее количество очков начисляется, если «гонка приостановлена в соответствии с Параграфом 57 и не может быть возобновлена». В новой версии меньшее количество очков будет начисляться при условии, «если дистанция гонки от сигнала старта до сигнала окончания сессии меньше, чем запланированная дистанция гонки». Аналогичное правило касается и спринтов.
В дополнение к вышесказанному, в FIA предусмотрели, что церемония награждения не состоится, если не будут начислены очки. Это произойдет, если лидер проедет меньше двух кругов, как это было на Гран При Бельгии 2021 года. При этом телевизионные интервью с первой тройкой состоятся.
Гонщики будут больше встречаться с болельщиками
В обновлённом регламенте прописано больше обязательных сессий по общению гонщиков с болельщиками. В 2023-м шесть выбранных пилотов будут встречаться со зрителями в четверг, и ещё десять в пятницу не позднее, чем за полтора часа до начала первой тренировки. В тот же период с болельщиками будут встречаться и три руководителя команды, выбранные медиа-делегатом FIA.
Команды обязаны показывать новинки
В прошлом году в Формуле 1 появилось правило, обязывающее команды демонстрировать новинки прессе. Однако некоторые его обходили, привозя обновления в единственном экземпляре. В обновлённом регламенте сказано, что даже если новинки в единственном экземпляре, их тоже нужно продемонстрировать.
Неправильная стартовая позиция
Будет считаться, что гонщик неправильно занял стартовую позицию на решётке, если «во время стартового сигнала любая часть пятна контакта его передних шин находится за пределами линий (спереди и по бокам)».
Старт с пит-лейн после приостановки гонки
Когда пилоты возвращаются на пит-лейн в случае приостановки гонки, гонщик, нарушивший порядок расположения машин, после возобновления гонки обязан вернуться на пит-лейн, проехать по нему, и вернуться в спринт или гонку только после того, как последняя машина проедет мимо выезда с пит-лейн после рестарта.
Зимний перерыв
В дополнении к обязательному августовскому перерыву, когда команды обязаны прекратить работу и закрыть базы, вводится обязательный зимний перерыв. Он будет начинаться 24 декабря и продолжаться девять календарных дней подряд.
Голосование по запрету термочехлов для шин
В регламенте прописан ряд статей, которые описывают возможность отказа от термочехлов для шин в 2024 году. В случае, если FIA и поставщик шин решат, что после отказа от использования термочехлов, шины будут соответствовать требованиям безопасности, то не позднее 31 июля 2023 года будет проведено голосование об отказе.
Чтобы изменения вступили в силу в 2024 году, достаточно, чтобы пять из десяти команд проголосовали за соответствующие изменения в регламенте.
Финансовый регламент
Аудиторам FIA облегчат доступ на базы, чтобы они могли контролировать соблюдение командами и производителями силовых установок Финансового регламента, а также эксплуатационных ограничений Технического и Спортивного регламентов.
Изначально предполагалось, что размер бюджета на 2023 год составит 135 миллионов долларов, но если количество гонок превышает 21, то за каждую последующую гонку команды могут потратить дополнительные 1,2 миллиона долларов. На сегодняшнем заседании Комиссии Формулы 1 эта цифра увеличена до 1,8 миллиона долларов США. Корректировка связана с ростом затрат на авиаперелёты.