Правила Формулы 1 третий год подряд остаются относительно стабильными, однако постоянно совершенствуются с учётом опыта каждого очередного сезона, и 2024-й не станет исключением.
Технический регламент
В целом технический регламент Формулы 1 в 2024 году остаётся стабильным, однако некоторые его положения всё-таки подверглись корректировке: были отредактированы какие-то формулировки, изменены отдельные параметры, добавлен ряд новых статей. При этом нельзя сказать, что изменения носят значительный характер.
Впрочем, в Формуле 1 важны все нюансы, хотя в большинстве случаев их техническая суть понятна только специалистам. Поэтому остановимся только на наиболее заметных изменениях, причём тех, в которых можно разобраться без инженерной подготовки.
Если листать этот 178-страничный документ с самого начала, то первое заметное новшество изложено в параграфе 3.6.5 статьи 3.6, посвящённой передней части корпуса машины.
Воздухозаборник для охлаждения гонщика
Именно так озаглавлен этот параграф. Речь в нём идёт о том, что на верхней поверхности передней части шасси может быть сделан воздухозаборник, предназначенный для единственной цели – для направления на гонщика дополнительного потока воздуха, чтобы температура в кокпите не превышала неких разумных пределов.
Это дополнение в технический регламент было внесено после октябрьского Гран При Катара, проходившего в условиях сильной жары, что сказалось на физическом состоянии многих гонщиков.
В параграфе, разбитом на несколько пунктов, подробным образом описывается, где именно может быть расположен этот воздухозаборник, указаны его геометрические параметры – приведём только один из них: ни одна из точек поверхности этого элемента не может быть выше 15 мм от поверхности передней части шасси.
Переднее крыло
В статье 3.9.7 параграфа, посвящённого переднему крылу, изложены требования к регулируемой плоскости этого крыла, и пункт d. дополнен следующей формулировкой: «Для того, чтобы исключить регулировки этого элемента переднего крыла в пределах, превышающих указанные, должны быть установлены физические ограничители».
Днище
В той части регламента, где описываются конструктивные особенности элементов аэродинамики и речь, в частности, идёт о днище машины, появилась новая статья 3.16.4, посвящённая определённым изменениям в его конструкции.
Там точно указано, в каких именно областях днища не допускаются никакие металлические компоненты, в частности, в вертикальных перегородках. Но и тут есть исключения, и они изложены в пункте d, поскольку для повышения прочности могут применяться металлические усилители, каждый из которых не должен быть тяжелее 0,1 кг, а их общий вес не должен превышать 0,5 кг с каждой стороны машины.
Также предусмотрено применение металлических компонентов, функция которых – защищать днище от физического износа. Но вес каждого такого компонента не должен превышать 0,03 кг, они не могут быть механически связаны между собой и должны быть прикреплены к структуре днища.
Общий вес таких компонентов не должен превышать 0,3 кг с каждой стороны машины.
Силовые установки
В 2024-м каждый гонщик может использовать до четырёх силовых установок за сезон, вместо трёх в прошлом году.
Биометрическое устройство
До 2023 года включительно статья 8.10.5 технического регламента была озаглавлена «Биометрическая перчатка», но теперь её название изменено на «Биометрическое устройство». В текст статьи также внесено добавление, в котором говорится, что все гонщики должны носить биометрические устройства, «если FIA не было одобрено исключение».
Спортивный регламент
Ряд изменений внесён и в спортивный регламент, некоторые из них менее значительные, другие более важные.
Проведение тестов на машинах предыдущих лет
В пунктах c) и d) статьи 10.2, регламентирующей проведение частных тестов на машинах не моложе двух лет, появились дополнения, суть которых в том, что на этих машинах могут использоваться только компоненты и программное обеспечение, использованные хотя бы на одном Гран При или на тестах в сезоне 2022 года. Это не позволит использовать такие частные тесты для проверки экспериментальных деталей и сбора данных для машин 2024 года.
Исключения могут быть сделаны с санкции FIA и только в тех случаях, если использование компонентов и/или программного обеспечения, указанного в пункте c), продиктовано соображениями надёжности, экономии расходов, безопасности либо особыми условиями на трассе.
DRS
Во время гонки активировать DRS можно через один круг после старта или рестарта после ухода с трассы автомобиля безопасности. Раньше использовать DRS можно было через два круга.
Рекламные мероприятия
В пункте b) статьи 10.4 говорится о том, что в ходе съёмочных дней теперь можно будет проезжать не 100, а 200 километров.
В статье 10.7 появилось дополнение: о проведении тестов на машинах предыдущих лет, рекламных мероприятий и показательных выступлений команды должны в обязательном порядке уведомлять не только FIA, но и все остальные команды чемпионата.
Ограничения на работу персонала
В дни гоночных уик-эндов в Формуле 1 действуют определённые ограничения, регламентирующие количество персонала команд и его рабочие часы – об этом идёт речь в статье 23 спортивного регламента.
Несколько изменились ограничения, действующие перед третьей тренировкой: персонал команд не должен работать на трассе в период, начинающийся за 15 часов (а не за 14, как раньше) до старта 3-й сессии свободных заездов и заканчивающийся за 3 часа до её старта.
В течение сезона допускается два, а не четыре исключения, когда за нарушения «комендантского часа», действующего перед первой и второй тренировками каждая команда сможет избежать штрафных санкций.
Квалификация, предшествующая спринту
В 2024 году изменится формат уик-эндов, в программу которых входят спринтерские гонки: это сделано для того, чтобы график уик-энда стал более рациональным, и заезды, связанные со спринтом, были отделены от заездов, имеющих непосредственное отношение к воскресному Гран При.
Новый формат выглядит следующим образом: в пятницу пройдут единственная тренировка и квалификация перед спринтом. В субботу – спринт и основная квалификация перед гонкой, в воскресенье – гонка.