Испания может заслуженно гордиться тем, что первый национальный Гран При был разыгран здесь намного раньше, чем во многих других странах Старого света. Дебютная гонка прошла в окрестностях Гвадалахары еще в 1913 году (правда, в ней участвовали, по современной классификации, не формульные машины, а скорее «кузовная» техника – но век назад различия между классами были куда менее существенны).
После этого в истории Гран При Испании регулярно возникали паузы, гонка множество раз переезжала с одной трассы на другую – но при этом регулярно возвращалась в Барселону или её окрестности. Овал в Ситжесе, городские кольца на холме Монтжуик и в районе монастыря Педральбес, автодром близ деревеньки Монтмело – ни один другой город мира не может похвастаться такой концентрацией гоночных арен.
Нынешний гоночный комплекс, возведенный в 1991 году, считается идеальным тестовым полигоном. Абразивный асфальт и сочетание разнообразных поворотов позволяет командам солнечными зимними днями оттачивать аэродинамику своих машин и доводить их баланс до идеала.
Обратная сторона этой ситуации – расклад сил часто известен заранее, что ощутимо сказывается на зрелищности гонок. Дождь во второй половине весны в Барселоне бывает нечасто, потому воскресные заезды редко радуют болельщиков разнообразием. Впрочем, в последние годы зрители приходят на Каталунью десятками и даже сотнями тысяч. Ведь теперь у испанцев есть в Формуле 1 свой герой, Фернандо Алонсо. Поддержать своего подданного традиционно приезжает даже король Хуан Карлос.
В 2001 году пилот из Овьедо еще не был столь популярен, Алонсо проводил в Формуле 1 дебютный сезон за рулём медленной Minardi. На домашней трассе он финишировал только 13-м (хотя и пытался по ходу дистанции атаковать Benetton Джанкарло Физикеллы), но его время еще не пришло. Пока спор за победу вели совсем другие гонщики.
Мика Хаккинен поднимался на вершину барселонского подиума на протяжении трех предшествующих лет и был совсем не прочь продолжить эту серию за рулем McLaren, а Михаэль Шумахер из Ferrari стремился всячески в этом помешать своему главному сопернику той поры.
Именно их дуэль и стала главным украшением той гонки. Немец выиграл старт с поула, но было видно, что финн не намерен уступать без борьбы. Поскольку с обгонами на Каталунье во все времена было сложно, поначалу Хаккинен просто следовал за алой машиной. На первый из двух плановых пит-стопов Шумахер отправился раньше соперника, после чего Мика резко взвинтил темп.
Казалось, у Хаккинена есть прекрасная возможность выйти вперед – но его McLaren заправляли достаточно долго, так что статус-кво в паре лидеров сохранился. Однако было ясно, что во время следующей волны пит-стопов Шумахеру понадобится маленькое чудо, чтобы удержаться впереди.
Михаэль приучил своих болельщиков, что порой способен на такие чудеса – но в тот день даже его возможностей оказалось недостаточно. Семь лишних кругов на трассе и более короткий пит стоп позволили Мике стать новым лидером. Михаэль попробовал было пуститься в погоню – но из-за неудачного комплекта шин возникли сильные вибрации, и немцу пришлось сбросить скорость и окончательно расстаться с мыслью о победе.
Технических проблем в тот день было немало. Из-за поломки подвески Ferrari верного подиума лишился Рубенс Баррикелло, барахлящие тормоза отправили в гравий зоны безопасности Williams Ральфа Шумахера, заглохший на старте прогревочного круга мотор перечеркнул все усилия пилота McLaren Дэвида Култхарда.
А когда до финиша оставался всего один круг, и Мика Хаккинен опережал Михаэля Шумахера на 40 секунд, под капотом его «серебряной стрелы» тоже что-то щелкнуло – машина резко потеряла ход и вскоре вовсе остановилась! Через какое-то время мимо проехал Шумахер, немало удивленный тем, что в итоге смог одержать победу в почти проигранной гонке.
Немец лишь упрочил свои лидирующие позиции в общем зачете чемпионата, а вместе с ним на призовой подиум поднялись Хаун-Пабло Монтойя из Williams и пилот BAR Жак Вильнев. Для колумбийца то был первый в карьере финиш в Формуле 1, а для канадского экс-чемпиона – первый кубок, завоеванный после ухода из команды Фрэнка Уильямса.
…И ещё десять памятных гонок в Испании
1923 – Второй Большой Приз Испании (и первый – для машин класса GP) был разыгран на треке Ситжес. Его строительство стоило невероятные по тем временам 4 миллиона песет. Оно оказалось разорительным для владельцев трассы, а конфигурация профилированных поворотов оказалась неудачной – в Ситжесе прошел всего один Гран При, который выиграл француз Альбер Диво на Sunbeam.
1935 – Последний предвоенный Гран При был разыгран на трассе Ласарте, что близ Сан-Себастьяна. Победителем стал пилот Mercedes Рудольф Карачиола. Уже в следующем году страна погрузилась в пучину гражданского конфликта, и ей стало не до гонок…
1954 – Только официально в этой гонке на трассе Педральбес лидерство переходило из рук в руки 14 раз, но эта статистика учитывает только смену позиций по итогам круга, на самом деле обгонов было больше. Главными фаворитами считались гонщики команды Lancia, которая привезла в Барселону новые и очень быстрые машины модели D50. Но им не хватило надежности – и победителем стал Майк Хоторн из Ferrari.
1969 – Формула 1 вернулась в Барселону, но городская трасса в Монтжуик-парке оказалась сложным испытанием для машин с антикрыльями на высоких стойках. Произошло несколько неприятных аварий, в результате одной из которых гонщик Lotus Йохен Риндт даже оказался на больничной койке. Победил Джеки Стюарт на Matra команды Кена Тиррела.
1975 – Трагический день для всего испанского автоспорта и замечательной городской трассы в Монтжуик-парке. Стечение обстоятельств и недостаточное внимание к мерам безопасности привели к человеческим жертвам. Йохен Масс из McLaren одержал свою первую и единственную победу, но Формула 1 покинула Монтжуик навсегда…
1981 – Этап на трассе Харама близ Мадрида золотыми буквами в историю Больших Призов вписал Жиль Вильнев. Канадец располагал не самой лучшей машиной – но так хотел победить, что смог отразить бесчисленные атаки преследователей и раньше всех пересек линию финиша.
1986 – Первая гонка на новой трассе в Хересе принесла один из самых плотных финишей в истории Ф1. Williams Найджела Мэнселла ехал фантастически быстро, но каким-то чудом Айртон Сенна смог привести свой Lotus к клетчатому флагу на 0,014 секунды раньше.
1994 – Споры об этой гонке не утихают до сих пор. Действительно ли Михаэль Шумахер провел половину дистанции, располагая лишь единственной пятой передачей в коробке своего Benetton, или такое просто невозможно? Так или иначе, немец финишировал вторым, впервые в сезоне отдав победу Деймону Хиллу из Williams.
1996 – Один из редких Гран При Испании, проходивших под дождем, стан бенефисом Михаэля Шумахера. Двукратный чемпион мира, перешедший из Benetton в Ferrari, обгонял соперников одного за другим и в итоге одержал первую победу в составе Скудерии, даже несмотря на перебои в работе двигателя.
2006 – Первая победа Фернандо Алонсо на домашней трассе ввергла болельщиков в безудержное ликование. Главный соперник молодого гонщика Renault – Михаэль Шумахер – со старта застрял за его напарником Джанкарло Физикеллой и в итоге финишировал только вторым.