В интервью пресс-службе Williams F1 технический директор команды Сэм Майкл анализировал итоги прошедшего сезона и говорил о перспективах, которые открываются в 2010-м году…
Вопрос: Что вы можете сказать о результатах Williams в 2009-м году?
Сэм Майкл: Если говорить об аэродинамике и стабильности выступления на разный трассах, то по сравнению с предыдущими сезонами в 2009-м мы сделали заметный шаг вперед. Уровень конкуренции был очень высоким, на некоторых Гран При результаты практически всех гонщиков укладывались в одну секунду, и мы были очень довольны, когда в таких ситуациях нам удавалось выжать из машины лишнюю одну-две десятых секунды. Мы добились неплохого прогресса, однако нам не удалось достичь всех наших целей.
Вопрос: У команды были какие-то взлеты и спады?
Сэм Майкл: Думаю, если говорить о скорости, то взлетами можно называть ситуацию, когда в Малайзии Нико лидировал, пока не начался дождь, и гонку в Сингапуре – до инцидента с пересечением белой черты. Наша машина неплохо показала себя и в Сильверстоуне.
Вопрос: Как бы вы оценили результаты Нико и Казуки?
Сэм Майкл: Нико отлично поработал: на его счету все очки, добытые командой в этом сезоне. За четыре года, которые Росберг выступал в Williams, он добился многого, и мы желаем ему всего наилучшего в будущем.
Казуки, безусловно, прогрессировал как гонщик и неплохо работал над настройками машины во время гоночных уик-эндов. В любом случае, в этом году он выступал лучше, чем в прошлом. В 2008-м он добывал очки за рулем неконкурентоспособной машины, но разница в том, что в этом году соперничество стало более острым - уступив пару десятых ты оказываешься позади.
Вопрос: Закончились три года сотрудничества с Toyota, команда переходит на моторы Cosworth. Что вы можете сказать о работе с японскими поставщиками двигателей?
Сэм Майкл: У нас были отличные отношения с Toyota. Ее специалисты очень много сделали, занимаясь модернизацией моторов, и всегда были готовы сделать еще больше. У нас остались самые хорошие воспоминания об этом сотрудничестве. Уход Toyota – потеря для спорта…
Вопрос: В 2009-м году технический регламент серьезно изменился, отчасти это было сделано ради увеличения зрелищности гонок. Вы считаете, реформы принесли результат?
Сэм Майкл: Думаю, благодаря этим изменениям, преследовать впереди идущую машину стало значительно проще, однако, ещё очень многое предстоит сделать. Например, один из моментов, которых не коснулись реформы, связан с конфигурацией трасс. Возьмите трассу в Барселоне, где почти нет обгонов, и сравните с Монцей, Хоккенхаймом, и другими автодромами, где на тех же машинах гонщики результативно борются за позицию.
Разница только в конфигурации трасс. Организаторы должны подумать о создании медленных поворотов, которые выводят на прямые, об упразднении шикан. Возьмите, например, Абу-Даби – у нового автодрома есть свои достоинства, но есть и фундаментальные просчеты.
Гонка выдалась не слишком интересной, и ее организаторам надо бы кое-что улучшить перед следующим Гран При. Нельзя всегда и во всем винить только конструкцию машины. FIA уже занимается этой проблемой, и, будем надеяться, найдет решение.
Вопрос: Вы можете вкратце рассказать об изменениях технического регламента, которые вступают в силу со следующего сезона?
Сэм Майкл: В основном они касаются трёх аспектов - передние шины станут уже, будут отменены дозаправки и запрещены аэродинамические колесные колпаки.
Введение более узких передних шин приведет к изменению развесовки шасси – баланс будет смещен назад, а это в свою очередь повлияет на аэродинамику и настройки машины, поскольку от шин зависит характер воздушного потока.
Дозаправки отменяются, и на старте гонки в баках машин будет находиться все количество топлива, необходимое для прохождения дистанции. Поэтому гонщикам придется более эффективно, чем раньше, использовать тормоза и резину. Запрет на использование колесных колпаков также повлияет на качество воздушного потока позади машины, гонщики смогут преследовать друг друга на меньшей дистанции, что должно способствовать росту числа обгонов.
Вопрос: Williams ждут серьезные перемены, полностью сменится состав гонщиков. Вы можете объяснить, почему выбор пал на Баррикелло и Хюлкенберга?
Сэм Майкл: Мы выбрали Рубенса, потому что он выиграл не одну гонку, до сих пор стремится к победам, и у него колоссальный опыт. Кроме того, он быстр, и него нет явных слабых сторон. Вместе с ним будет выступать новичок Нико Хюлкенберг, который выиграл все чемпионаты, в которых выступал, начиная с картинга. У него большой потенциал. Мы хотим совместить опыт и молодость.
Вопрос: Что каждый из них сможет дать команде, каковы ваши ожидания?
Сэм Майкл: Мы ждём, что они смогут добиваться высоких результатов, выжимать из машины максимум, и даже больше. У Рубенса боевой настрой, мы надеемся, что его мотивация поможет всей команде. Нико весь год проработал на нашей базе в Гроуве, его уже все знают и поддерживают. Мы хотим, чтобы они мотивировали коллектив на победы. Если вам не довелось работать с гонщиком, выигрывавшем Гран При, вы не знаете, что для этого нужно, – именно это знание и принесет Рубенс. Мы считаем, что его приход очень позитивно отразится на команде.
Вопрос: В следующем году команда переходит на моторы Cosworth. Будут ли они конкурентоспособны на фоне двигателей Mercedes и Ferrari?
Сэм Майкл: В межсезонье специалисты Cosworth будут проводить очень много стендовых испытаний, занимаясь модернизацией моторов и, прежде всего, работая над их экономичностью. Что касается мощности и надежности, то это трудно оценить, пока машины не выйдут на трассу. Но это передовая компания; мы убедились, что она напряженно трудится, и это вселяет оптимизм.
Вопрос: Как продвигается работа над FW32?
Сэм Майкл: Все идет весьма неплохо. Зимой команды будут соревноваться в сфере аэродинамики – посмотрим, кому удастся добиться прироста прижимной силы и снизить лобовое сопротивление машин. Также предстоит оптимизировать различные элементы конструкции, и заниматься модернизацией ходовой части. Работа идет по всем этим направлениям, и мы неплохо прогрессируем, однако многое еще предстоит сделать.
Вопрос: Когда FW32 впервые выйдет на трассу?
Сэм Майкл: В первую неделю февраля, до Гран При Бахрейна пройдут четыре тестовых сессии.
Вопрос: В декабре состоятся тесты молодых гонщиков: кто сядет за руль вашей машины?
Сэм Майкл: В один из дней на тестах будет работать Энди Соучек, получивший это право в награду за победу в чемпионате Формулы 2. Затем за руль сядет Нико Хюлкенберг.
Вопрос: Каковы цели команды на 2010-й год, и как вы планируете их добиться?
Сэм Майкл: Мы должны выйти на новый, более высокий уровень, используя неплохую базу, которую нам позволила создать FW31 – речь идет и о гонщиках, и о двигателях, и о шасси, и о работе команды на гонках. Нам необходимо вернуться в лидеры Формулы 1, и 2010-й год дает для этого отличную возможность.