Ник Хайдфельд ("Заубер"), Жак Вильнев ("БАР"),
Рикардо Зонта ("Джордан"), Росс Браун ("Феррари"),
Питер Заубер ("Заубер"), Пэт Симмондс ("Бенеттон")
Перевод: Андрей Ларинин. F1Racing.Ru
Вопрос: Жак, было подтверждено, что ты собираешься остаться в BAR. Чем ты это для себя это мотивируешь?
Жак Вильнев: Вопрос не в том, какие у меня основания для того, чтобы остаться. Я подписал контракт еще в прошлом году, и теперь лишь посматривал по сторонам, не случится ли чего. По сторонам посматривать нужно. Так что вопрос так вообще не стоял, чтобы уйти еще куда-то.
Вопрос: Но для тебя это не лучший сезон. Ты был очень недоволен командой в Сильверстоуне, она выглядит не так сильно как "Джордан". Так что твое решение в известном смысле можно считать странным.
Жак Вильнев: Даже не только в сравнении с Jordan, мы выглядим слабее в сравнении с многими другими командами. Мы не слишком конкурентоспособны и понемногу откатываемся назад. Смириться с этим не так-то легко и все, что мы сейчас пытаемся сделать - выжать из машины последнюю десятую долю секунды.
Вопрос: Если говорить о шасси и двигателе - ожидаются ли новинки?
Жак Вильнев: Думаю, все самое главное мы увидим уже в следующем сезоне. Эта машина не слишком удачна от рождения. Она неважно вела себя на зимних тестах. Мы немного ее доработали, но не так, как наши соперники. То же касается и двигателя. Так что, я думаю, что на данном этапе не стоит зацикливаться на результатах этого сезона, а лучше бросить все силы на подготовку к новому сезону. Мы предпочитаем смотреть в будущее - вот сейчас для этого самое время. Желание выигрывать гонки у меня не пропало, так что я буду и дальше работать с полным напряжением, чтобы добиться своей цели.
Вопрос: Тебе доводилось сражаться за победу в чемпионате с Михаэлем Шумахером. Как ты оцениваешь шансы Дэвида Култхарда, что нужно для победы в этой битве?
Жак Вильнев: Думаю, сегодня ему может помочь только удача, потому что Михаэль создал огромный отрыв, у него очень хорошая машина и хорошая команда. Не вижу причин, которые могут ему помешать одержать победу, но ведь никогда не знаешь, как пойдут дела и до тех пор, пока существует физическая возможность проиграть кому-то, нужно быть начеку.
Вопрос: Ник, для тебя этот сезон - лучший. Можешь ли определить его высшую точку? Что еще ты можешь показать?
Ник Хайдфельд: Высшей точкой была, безусловно, гонка в Бразилии. Но ведь это лишь второй мой сезон, то есть, выбор пока не так велик. Прошлый год был для меня по-настоящему неудачен, а в этом сезоне все складывается нормально. Надеюсь, мы сможем удержать нынешнюю форму. Люди не должны ждать от нас слишком многого, потому что в сравнении с другими командами мы работаем по-настоящему здорово, если учесть, чем мы при этом располагаем.
Вопрос: Насколько необычна для тебя эта гонка - "домашняя" гонка?
Ник Хайдфельд: Всегда приятно выступать дома в Германии. Надеюсь, машина будет работать здесь очень хорошо. Как уже было сказано, мы очень хорошо отработали тесты в Монце. Сегодня мы выглядели не так здорово, как кто-то, может, ожидал, но я думаю, что завтра нам удастся прибавить.
Вопрос: Рикардо, добро пожаловать! Наверное, непросто перестраиваться с тестов на гонки, затем снова на тесты, а теперь опять на гонки?
Рикардо Зонта: Когда ты работаешь тест-пилотом, занимаешься испытаниями разных штук для команды. При этом ты тестируешь новые покрышки и прочие подобные вещи. Мы просто делаем свою работу, хотя в дни гонок нужно как следует выкладываться, нужно готовить машину к гонке, квалификации, ко всему. Это совершенно другая работа.
Вопрос: Был ли ты удивлен тем, какой прием оказали тебе в Германии?
Рикардо Зонта: Возможно, это произошло потому, что я гонялся здесь в GT, Формуле-3000. Не знаю, почему. Скажем, проблем у меня нет. Разумеется, для меня этот уик-энд очень непростой, но думаю, немцы воспримут меня нормально.
Вопрос: Что тебе известно о твоем будущем?
Рикардо Зонта: Пока ничего, поскольку эту новость я узнал только в среду. Возможно, после уик-энда я буду знать, буду ли я выступать в следующем сезоне или нет.
Вопрос: Пэт, ваши дела сегодня пошли получше?
Пэт Симондс: Да, день у нас сегодня был удачный. Мы не делали ничего особенного, просто работали над настройками на гонку. В баках было достаточно много топлива, но, думаю, просто все сложилось как надо. "Мишлен" работает здесь отлично, мотористы продвинулись на шаг вперед, шасси с настройками на минимальную прижимную силу работает лучше. В общем, все сложилось.
Вопрос: Вы прогрессируете не слишком быстро, верно?
Пэт Симондс: На мой взгляд, прогресс всегда продвигается медленно. Мысли всегда бегут быстрее, но перед ними долгая дорога, скажем так. Нужно немало времени, чтобы ее пройти.
Вопрос: Удалось ли вам достичь того, что вы планировали на июнь? Не опаздываете ли вы?
Пэт Симондс: Нет, я считаю, что мы отстаем от июньского графика. Полагаю, ваш ответ всегда будет таким, если вы не в первых рядах.
Вопрос: На что вы рассчитываете в ближайших гонках?
Пэт Симондс: У нас запланированы новые, весьма важные модификации в аэродинамике к Будапешту. Работы по двигателю продвигаются медленно, шаг за шагом. Кроме того, полным ходом идут работы по заданию В202, нашей машины следующего сезона.
Вопрос: Питер Заубер, для вас это лучший сезон. Чем это обеспечено?
Питер Заубер: Я тоже удивлен тем, как идут наши дела. В этом году у нас отличный комплект: надежная стабильная машина, двигатель Petronas - прошу прощения, Ferrari - который гораздо мощнее и легче, чем прошлогодний. И - я думаю, это весьма важно - два быстрых и весьма мотивированных гонщика.
Вопрос: А как вы собираетесь улучшить свои результаты в следующем сезоне?
Питер Заубер: Думаю, это возможно. Нужны лишь дополнительные средства.
Вопрос: Принимаете ли вы эту гонку как свою "домашнюю"? Если нет, то какую считаете "домашней"?
Питер Заубер: Полагаю, раз уж мы швейцарская команда, у нас несколько "домашних" гонок. Это Монца, это Хоккенхайм, а кроме того, Малайзия, "домашняя" гонка для нашего титульного спонсора.
Вопрос: Я должен задать этот вопрос либо вам, либо Россу Брауну. Почему "Заубер" на прямых быстрее "Феррари"?
Питер Заубер: Думаю, достичь более высокой скорости на прямых не так уж сложно. Гораздо важнее показать лучшее время на круге.
Вопрос: И для вас это не проблема, Росс?
Росс Браун: Я предпочел бы, чтобы мы во всем были быстрее, но тогда вы медленнее проходите повороты. Это всего лишь вопрос предпочтений в уровне прижимной силы. На этой трассе 75 процентов длины круга нужно идти с минимально возможной прижимной силой, зато остальные 25 - с максимальной. Приходится искать компромисс. Совершенно ясно, что Sauber сделали в настройках иные предпочтения, чем мы. Полагаю, при подготовке к гонке нам нужно будет сместить акценты в ту же сторону, что у них - наверняка, все поступят так же. Но пока мы просто ищем для своих машин подходящие настройки.
Вопрос: Стратегия, избранная вами в Сильверстоуне, себя не оправдала. Что вы собираетесь предпринять здесь?
Росс Браун: В Сильверстоуне мы предполагали, что в "Макларен" пойдут на одну дозаправку и наша стратегия была направлена против этого. Но они в воскресенье утром поняли, что мы собираемся делать, и внесли изменения, которые себя оправдали. Раз это произошло, получилось, что они избрали верную стратегию, а мы нет.
Вопрос: Какова ваша реакция на аварию, произошедшую с Михаэлем Шумахером в Монце?
Росс Браун: Где-то между поворотом "Курва Гранде" и второй шиканой лопнуло днище. Трудно судить об этом по остаткам - они сильно повреждены в аварии, но по телеметрии мы определили, что в значительной степени сократилась прижимная сила, что передняя часть днища лопнула. Мы впервые развили на этой машине такую скорость - 345-350 км/час. Разумеется, при этом значительно возрастают нагрузки на этот элемент. Так что мы не ожидаем повторения этой проблемы где-либо еще. Мы усилили днище уже на следующий день, когда работал Рубенс, а потом внесли еще много других изменений для этой гонки.
Вопрос: Похоже, чем больше вы увеличиваете нагрузки на тестах, тем становитесь сильнее?
Росс Браун: Я бы не сказал, что мы их увеличиваем, но уж точно не уменьшаем. Все команды напряженно работают над созданием машин для будущего сезона, но у нас пока нет окончательного представления о машине этого сезона. К Венгрии у нас будет новый пакет аэродинамики, к Спа тоже, на подходе новый двигатель, который мы, возможно, поставим на свои машины уже здесь. Старая истина, но для того, чтобы оставаться на уровне, нужно отступать назад. В Ferrari мы работаем так же, как на протяжении предыдущих пяти лет - другой способ нам неизвестен. Но сейчас наступил деликатный момент. У нас значительный отрыв в обоих зачетах, но мы можем его растерять. Что бы ни предпринимал Дэвид, если мы будем работать точно, добиться своего ему будет очень трудно.
Вопрос: Вы ищете еще одного тест-пилота?
Росс Браун: Нет, в общем-то. Думаю, доводка тех систем, которые пришли в Барселоне, требует немалых усилий как от программистов, так и от испытателей. Лука Бадоер значительную часть своей работы уделяет именно электронике. Думаю, по мере ее совершенствования она будет требовать к себе все меньшего внимания.
Вопрос: Росс, были сообщения о том, что ваша машина в Монце часто цепляла днищем землю. В чем именно была причина аварии?
Росс Браун: Судить об этом трудно, потому что машина получила множество повреждений, но в общем-то она цепляла днищем не больше, чем обычно. Если вы наблюдали сегодня за "Макларен", на прямых они цепляли землю довольно жестко. Не думаю, что дело именно в этом.
Вопрос гонщикам - об Индианаполисе. Ваши самые приятные воспоминания о прошлогодней гонке, что вы думаете о трассе, и что - о гонке в на этом легендарном автодроме?
Жак Вильнев: Полагаю, главное - что в Америке эта гонка произвела настоящий фурор и это здорово, это был приятный сюрприз. Трасса довольно приятная, потому что она здорово напоминает картодром и не очень интересна в квалификации. Гонки на автодроме… Вы гоняетесь на известной трассе, но не на овале…Ник Хайдфельд: Я тоже считаю, что хорошо было вернуться в Штаты. Было довольно интересно благодаря длинным прямым, из-за чего кто-то настраивал свои машины по-разному на квалификацию и на гонку. Кому-то в связи с этим удавалось без труда пройти тебя на прямых. Трасса нормальная, ее внутренняя часть довольно медленная. Возможно, на будущее ее стоит немного изменить, но вообще она неплохая. Рикардо Зонта: Гоняться в Индианаполисе было здорово! В гонке было немало обгонов, что хорошо смотрится. Трасса включает длинные прямые, где можно обгонять.
Вопрос: Тот же вопрос техническим директорам: ваше мнение об этой трассе и внесут ли какие-то изменения более мягкие покрышки?
Росс Браун: Если говорить о настройках, мы ожидаем, что будет больше проблем из-за бэнкингов. Мы провели немало расчетов и несколько озадачены. Я знаю, что нагрузкой, которую испытывают покрышки, немного обеспокоены и в "Бриджстоун", но, в общем-то, все не так плохо. Нет ничего экстраординарного в том, как мы собираемся настраивать машины: извилистый внутренний участок плюс длинные прямые - это значит, что вы, как всегда, будете пытаться найти баланс между уровнями аэродинамической прижимной силы. В дождь это будет особенно интересно, потому что часть трассы остается очень сырой, тогда как другая очень быстро подсыхает. Мы выяснили, что приходится очень долго ездить на дождевой резине, потому что внутренняя часть трассы сохнет очень долго. Но, в общем, это довольно простая трасса.Пэт Симмондс: Как сказал Росс, до того, как мы туда приехали, ощущалось некоторое дрожание в коленках. Мы провели намного больше имитаций, чем обычно, пока не стало ясно, что беспокоиться не о чем - нагрузка на бэнкингах не так высока. Если говорить о личных чувствах, я всегда люблю приезжать на новые трассы. Это вызов, который мне нравится. Думаю, мы не могли бы считать себя полноценным чемпионатом мира без гонки в Соединенных Штатах. Рад буду туда вернуться. Да, Индианаполис - историческое место. Боюсь, это мало что значит лично для меня, но вернуться в Штаты - в любом случае здорово!
Вопрос: Нет ли обеспокоенности в Формуле-1 в связи с тем, что в жаркий день на быстрой трассе могут лопнуть покрышки, как это уже было - не с вами - в Монце?
Пэт Симмондс: Да, такая проблема возникла в Монце у "Мишлен". Точно так же, как в случае с Михаэлем, очень трудно анализировать причины, потому что это вызвало серьезные повреждения. Так и осталось неясно, был ли это дефект покрышки или внешнее повреждение, но "Мишлен" отреагировали на это невероятно быстро, поскольку уже в пятницу мы испытывали покрышки новой, усиленной конструкции - именно такой, какую они сюда привезли. Остались ли у меня опасения? Да, автоспорт всегда содержит некий элемент непознанного. Мы - профессионалы, мы много работаем над тем, чтобы обеспечить максимальную безопасность, но всегда остается элемент риска. Между тем, это не та причина, которая не дает мне спать по ночам.
Вопрос: Рикардо, известно ли тебе, почему ты здесь будешь вступать?
Рикардо Зонта: Как я уже сказал, мне стало известно об этом в среду. Разумеется, я рад этому, но причину не знаю. Просто я должен быть наготове, чтобы кого-то заменить.
Вопрос: Жак, твой инженер Джок Клиа сказал, что ты расходуешь свою чемпионскую технику небольшими порциями и именно потому, видимо, не пытаешься добиться в квалификациях девятого места взамен одиннадцатого. Согласен ли ты с этим, и согласны ли с этим те двое парней, что работали с Михаэлем Шумахером?
Жак Вильнев: Интересно было узнать, что Джок считает, что я могу ездить быстрее, но я всегда стремлюсь показать максимальный результат. В этом сезоне так сложились обстоятельства, что мы ни разу не были конкурентоспособны в квалификациях и думали больше о том, что делать в гонках. Но и в этом случае нам нужна удача, чтобы оказаться в первой шестерке.Росс Браун: Очень трудно разделить вклад гонщика и возможности самой машины. Если говорить о Михаэле, мне не известны случаи, когда бы он в какой-то гонке старался меньше, чем во всех остальных. Иногда он отрабатывает лучше, чем все остальные, но вовсе не потому, что особенно старается. Полагаю, немного найдется таких, кто может быстро вести машину "Формулы-1" в такой же манере, как он. Кроме того, по моим наблюдениям, у него очень редко бывают неудачные дни. Думаю, это несколько забавный комментарий, и я несколько удивлен тем, насколько легко отделался от вопроса Жак, потому что может показаться, что он действительно делает свое дело спустя рукава, а это совсем не так. Некоторые машины не позволяют раскрыть гонщику все его способности. И если два гонщика разного уровня показывают примерно одинаковые результаты в машине, которая не на уровне, трудно увидеть различия в способностях гонщиков. Когда же машина работает нормально, это становится более заметно.Пэт Симмондс: Я с этим совершенно не согласен. Я не думаю, что гонщик способен пройти один хороший круг чаще, чем композитор - написать хорошую песню, или конструктор - выдать удачную идею. Я думаю, что время оказывает свое действие на большинство из нас. Карьера рапириста намного короче, чем у человека, занятого более спокойным делом. Но хороший гонщик показывает лучшие результаты только тогда, когда у него есть для этого возможности и он мотивирован для этого. Возможности со временем идут на убыль, на мотивацию влияет множество причин - быть может, это более верная точка зрения.