Рон Деннис (McLaren), Петер Заубер (Sauber),
Ник Фрай (BAR), Фрэнк Уильямс (Williams)
Вопрос: Начинаем. Рон, вы могли бы выключить мобильный телефон?
Рон Деннис: Именно это я и делаю.
Вопрос: Петер, все мы думали, что вы на 100% преданы своей команде, почему вы решили ее продать?
Петер Заубер: Дело не в том, что я хочу продать команду, просто нужно принимать нужные решения в нужное время.
Вопрос: Значит вы хотите гарантировать будущее Sauber...
Петер Заубер: Я преследую две цели. Во-первых, нужно добиться спортивных успехов, это важнейшая цель каждой команды. Во-вторых, я бы хотел сохранить персонал, существующую инфраструктуру.
Вопрос: Еще один вопрос, который здесь многих интересует. Будущее победителя "500 миль Индианаполиса" Жака Вильнева в команде гарантировано?
Петер Заубер: С начала сезона все только и говорят о том, что мы собираемся заменить Жака. На самом деле вопрос очень простой, у нас подписан контракт, и этим все сказано. Мне нечего добавить.
Вопрос: Ник, в Америке все ждали приглашения на тесты BAR Даники Патрик, которая здесь очень популярна. В будущем это возможно?
Ник Фрай: У Даники обязательства перед Phoenix и их спонсорами, она действительно очень популярна, но пока мы ничего не планируем.
Вопрос: Дисквалификация на две гонки закончилась, как это повлияло на настроение команды?
Ник Фрай: Почти не повлияло. Команда справилась, нас поддерживали партнеры и спонсоры, мы действительно встретили эти неприятности единой, дружной командой. Подобное нужно просто пережить и двигаться дальше. Все вы видели, как слаженно работает BAR, сколько усилий пришлось приложить нашим инженерам и механикам, чтобы неделю назад во время гонки заменить поврежденную коробку передач на машине Сато. Команда провела несколько очень сложных сезонов в Формуле 1, она окрепла и возмужала за это время. К сожалению, мы потеряли прошлогодний импульс, начав сезон не так, как рассчитывали, но прошлая гонка прошла неплохо, и я очень надеюсь на этот уик-энд.
Вопрос: Фрэнк, как вы оцениваете текущую работу команды? Кажется, подъемы чередуются с падениями...
Фрэнк Уильямс: Мы прогрессируем, движемся вперед, но в прошлой гонке действительно испытывали определенные проблемы. Вероятно, они будут и в Индианаполисе, значит мы должны работать еще больше.
Вопрос: Но на Гран При Европы ваш пилот стартовал с поула...
Фрэнк Уильямс: Да, и это помогло реализовать стратегию, при которой наши машины весьма конкурентоспособны.
Вопрос: Вас постоянно спрашивают о BMW, поэтому избежим этого вопроса. Вы ведете переговоры с другими поставщиками моторов?
Фрэнк Уильямс: Я не могу говорить об этом, поскольку жду ответа от BMW, который должен быть готов на следующей неделе. После этого будем думать о моторах, если конечно о них нужно будет думать.
Вопрос: Рон, гонку назад ситуация складывалась так, что если бы Кими выиграл все оставшиеся Гран При, а Алонсо финишировал вторым, то Райкконен все равно не смог бы выиграть чемпионат. Вам не кажется странной действующая система начисления очков?
Рон Деннис: Нет, правила равны для всех, а система начисления очков очень требовательна к надежности машин. Мне кажется, что это идет на пользу Формуле 1, раньше можно было пропустить несколько гонок и это почти не сказывалось на вашей позиции в чемпионате. Но если бы я мог изменить эту систему, то складывал бы результаты 15 или 16 гонок, учитывая финишные позиции 12-ти, а может быть и всех гонщиков. Это было бы интересно для команд, но могло запутать болельщиков и прессу.
Желание заменить коробку передач во время гонки оправдано возможностью занять более высокую позицию на старте квалификации перед следующим Гран При, но мне это кажется извращением. С одной стороны мы говорим, что один мотор должен проехать дистанцию двух Гран При, с другой разрешаем многое менять в машине, даже по ходу гонки. Судя по числу сошедших, они могли финишировать в районе 11 места, так что такая тактика может иметь место.
Вопрос: У вас в Канаде тоже возникли проблемы. С тех пор вы изменили привычные процедуры?
Рон Деннис: Сейчас ситуация понятна всем, а тогда, комментируя ее после гонки, мы сами не все понимали. Хуан-Пабло беспокоился, что он сбросит скорость по нашей команде, а Кими - нет, мы попросили обоих гонщиков ехать чуть медленнее и в тот момент, когда на трассу выехала машина безопасности мы как раз обсуждали этот вопрос.
Подчеркиваю - не спорили, а обсуждали. Монтойя просил о том, чтобы снижение скорости не помешало его шансам на победу , два гоночных инженера обсуждали ситуацию, заняв радиоканал как раз в тот момент, когда Хуан-Пабло должен был первым заехать в боксы. Когда вы работаете под давлением, ошибки случаются, но мы не собирались влиять на результат гонки, в ущерб Монтойе. Это не соответствует нашей идеологии, и именно поэтому Хуан-Пабло не критиковал команду, он понимал, что это ошибка, что мы воспринимаем наши успехи и неудачи, как одна команда. Обычно мы гордимся своим профессионализмом, но в тот момент просто ошиблись.
Вопрос: Поговорим о регламенте на сезон 2008 года, что вам нравится, а что нет в предложениях FIA? Петер, начнем с вас...
Петер Заубер: Я знаю о предложениях на следующий сезон, а с новыми предложениями FIA еще не ознакомился. Многие годы мы меняем регламент, чтобы сэкономить средства, но любые перемены делают Формулу 1 дороже, разве что кроме одного мотора на два уик-энда.
Вопрос: Вернувшись в Европу, вы ознакомитесь с предложениями FIA?
Петер Заубер: Конечно.
Вопрос: Ник...
Ник Фрай: Нам было, чем заняться после Монреаля. Мы читали регламент и пока анализируем прочитанное. Стоит приветствовать меры, которые должны повысить интерес болельщиков, а что верно или неверно - пока рано говорить. Время есть, команды обсудят эти вопросы между собой, я думаю, мы дадим общий ответ.
Вопрос: Фрэнк...
Фрэнк Уильямс: Я согласен с Ником.
Вопрос: Рон...
Рон Деннис: Нужно понимать, что в этом регламенте говорится о сезоне 2008 года, а сейчас лишь середина 2005-го. У нас есть возможность проанализировать ситуацию. Нет ни одного босса команды, ни одного автопроизводителя, который не хотел бы сделать Формулу 1 лучше, а если это позволит сократить затраты - вдвойне хорошо. Петер справедливо заметил, что любые перемены стоят денег, увеличение ресурса моторов позволило сэкономить некоторую сумму, но на самом деле оно лишь изменило статьи расходов. В случае с резиной шинники действительно сэкономили, а команды вынуждены тратить больше, потому что пришлось увеличить время на тестах.
Если говорить о моторах, то мы больше стали работать на стендах, желая убедиться в том, что мотор не подведет на трассе. Небольшие команды может и экономят, за счет того, что львиную долю тестов проводят богатые, обеспеченные команды, но экономит ли Формула 1 в целом - большой вопрос.
Проект нового регламента я увидел только сегодня и согласен с некоторыми словами Ника, важно понять позицию команд и автопроизводителей, а потом выработать коллективное решение. Никто не против перемен, мы лишь хотим извлечь урок из прошлых ошибок, мудро распорядившись имеющимся временем. Никакого давления быть не может, сначала мы должны прийти к согласию за закрытыми дверями.
Вопрос: Но какие-то предложения вам понравились?
Рон Деннис: Не стоит меня выделять. Я уверен, мы сможем сделать Формулу 1 лучше, сократив некоторые затраты, но некоторые хотели бы избежать легких мер по сокращению стоимости, вроде ограничения продолжительности тестов. Все знают, что есть несколько простых вопросов, решение которых позволит добиться значительной экономии, но по политическим соображениям голосуют против.
Вопрос: Петер, вы можете подтвердить, что контракт на поставку моторов с BMW будет подписан до конца месяца?
Петер Заубер: Нет, не могу. Нам действительно нужен мотор на следующий сезон, надеюсь, мы найдем его до конца июня.
Вопрос: В новом регламенте говорится о моторе V8 и стандартных коробках передач, стандартных блоках управления двигателем, стандартных тормозах. Формула 1 не превратится в филиал GP2, может быть ее просто переименовать в GP1, если все основные детали машин унифицированы?
Рон Деннис: Вы вводите нас в искушение, эти вопросы нужно обсуждать за закрытыми дверями.
Фрэнк Уильямс: У меня только один комментарий. Хотелось бы знать, что именно Макс Мосли имеет ввиду под независимой командой? Это команда без денег или наоборот? Команда может принадлежать миллиардеру, который ставит только одну задачу - выиграть каждый чемпионат и тоже быть независимой.
Независима ли моя команда? Конечно. Мы довольно долго получали моторы бесплатно, но в следующем году за них, возможно, придется платить, и я не хотел бы увольнять из-за этого 500 человек. Если цель Мосли - создать 10 независимых команд, весь штат которых будет состоять из 30 человек, то останется ли это Формулой 1, третьим спортивным состязанием в мире по объему телевизионной аудитории?
Ник Фрай: Другие команды уже не раз высказывались о том, что наша главная цель - сохранить Формулу 1, как вершину автоспорта. Мы должны понять, что для этого нужно сделать, и двигаться в этом направлении.
Петер Заубер: Я согласен с Роном.
Вопрос: Мы давно не слышали о чемпионате автопроизводителей, или за кулисами переговоры все таки идут?
Рон Деннис: Они сами должны комментировать ситуацию, хотя команды - своего рода катализатор процесса, но сдвоенные гонки, особенно те, что проводятся не в Европе, лишают нас возможности думать о чем-либо кроме работы на трассе.
Вопрос: Все вы подписали добровольное ограничение продолжительности тестов. Как это повлияет на работу с новыми моторами в преддверии следующего сезона?
Рон Деннис: Этот вопрос еще не обсуждался, но думаю, все мы согласимся с тем, что тесты моторов V8 должны проводиться в рамках действующего ограничения.
Вопрос: Не стоит ли остановить работы над неконкурентоспособной машиной, сосредоточившись на машине для следующего сезона?
Рон Деннис: Каждый сам может принять такое решение, но дело в том, что работы над новыми моторами в самом разгаре и готовые образцы появятся лишь в течении трех следующих месяцев. Команды сами расставляют приоритеты, поэтому мы и говорим, что новую технику нужно тестировать в рамках действующего ограничения, наши силы в единстве, хотя конечно, бороться с теми, кто не согласился ограничить частные тесты, будет трудно.
Ник Фрай: Рон уже сказал, вероятно, мы выработаем общее мнение. По электронной почте вопрос о тестах в рамках действующего ограничения уже согласован, но вероятно, вы видели, что каждая из команд пытается использовать каждый день на тестах с максимальной эффективностью. Дистанция тестов многократно возросла, и это увеличивает затраты, ведь многие детали машины имеют ограниченный ресурс.
Вопрос: Рон, велико ли преимущество от использования третьей машины в пятницу. Это поможет вам выиграть чемпионат?
Рон Деннис: Мы и сами, внутри команды, спорим об этом. Третий гонщик помогает с выбором резины, но неофициальный обмен информацией среди клиентов Michelin помогает всем командам. Работа с тремя машинами - это серьезная нагрузка, определенное преимущество есть, но огромным я бы его не назвал.
Ник Фрай: От лица команды, которая потеряла такую возможность, могу сказать, что преимущество действительно серьезное (смех).
Вопрос: Вы извлекаете выгоду из сотрудничества Michelin с другими командами?
Ник Фрай: Существует разумный обмен информацией. Michelin работает с многими командами, большая часть информации, конфиденциальна, но общее направление понять можно. Третья машина в пятницу помогает не только с резиной, и потеряв возможность ее использования, мы поняли, какое она давала преимущество.
Вопрос: Фрэнк...
Фрэнк Уильямс: У нас не было возможности работать с тремя машинами, так что я немного ревную Рона в этой ситуации.
Вопрос: Петер, а вы не собираетесь использовать третью машину?
Петер Заубер: Нет, это слишком дорого.
Вопрос: Ник, на презентации команды в феврале вы говорили о том, что ждете разъяснения от британского правительства по поводу табачной рекламы. До официального запрета осталось три гонки, вы получили эти разъяснения?
Ник Фрай: Насколько я понимаю, будет соблюдаться принцип экстерриториальности, то есть реклама табака на машинах, выступающих за границей и транслируемая по ТВ, не будет наказываться штрафом. Наши адвокаты сейчас изучают этот вопрос, пока еще ничего не решено.
Вопрос: Рон...
Рон Деннис: Я ничего про это не знаю. Редкий пример того, что Ник о чем-то информирован лучше меня (смех).
Вопрос: Что вы думаете о планируемой монополизации поставок резины, некоторые считают, что резина слишком сильно влияет на характеристики машины, к тому же одна резина на всех позволит сэкономить средства команд? Вы согласны?
Ник Фрай: Мы возвращаемся к теме, которую уже обсуждали сегодня, о месте Формулы 1 на вершине автоспорта. Все мы хотим сохранить этот статус, и вопрос с резиной - часть комплекса вопросов. Мы должны решить, в каком направлении двигаться после окончания срока действия Договора Согласия.
Петер Заубер: Я согласен.
Рон Деннис: У меня смешанные эмоции по этому поводу. Если вернуться к началу сезона, все мы поддерживали увеличение ресурса резины, как меру, способную привести к значительной экономии средств. Сейчас оказалось, что мы гораздо больше тратим на тестах, потому что вынуждены проезжать солидную дистанцию. Получается, что затраты те же, просто раньше мы платили шинникам, сейчас тратим на тесты. Это отрицательный момент.
Теперь о положительном. Я не знаю, закладывалось это в проект или произошло случайно, но гонки стали интереснее, по мере износа резины меняется баланс машины, чего можно было избежать, меняя шины по ходу гонки. В гонках всегда было так, что получая небольшое преимущество, команды делают все, чтобы это преимущество сохранить. Сейчас ситуация выглядит так, что от износа резины больше страдают наши соперники, а мы достаточно уверены в том, что без проблем сможем финишировать. Это помогает McLaren, но гонки стали интереснее? Да, и на финише мы несколько раз видели очень интересную борьбу.
Фрэнк Уильямс: Я помню старые добрые времена, когда резину поставляла одна компания и гонки были не менее хороши, чем сегодня. Если главная задача - экономия средств, тогда мы действительно должны монополизировать поставки, но два производителя дают большую универсальность резины. Вспомните те времена, когда компания Bridgestone была единственным поставщиком и все ревновали к двум ведущим командам, которые проводили все тесты резины. Естественно шинники подстраивались под интересы этих команд, так что проблемы есть в любом случае.
Вопрос: Финансовая сторона Формулы 1 становится важнее с каждым днем, а насколько сейчас важна ее спортивная сторона? Эти два понятия можно свести воедино?
Рон Деннис: Если бы в Формуле 1 не было спорта, не было бы и меня в чемпионате. Простой вопрос, но это на самом деле так! Я люблю Формулу 1 из-за спорта, а не из-за финансов. Разумеется, вы должны быть компетентным бизнесменом, чтобы руководить командой, но тут дело не только в деньгах.
Фрэнк Уильямс: Зарабатывать деньги тоже интересно, если вы достаточно успешны.
Ник Фрай: Я думаю, что есть гораздо более легкие способы заработка, чем Формула 1. Это очень непростой бизнес, мы все время ездим с места на место, и если вас не интересует спортивная сторона, нужно заняться чем-то другим. Все мы собрались здесь ради гонок, а остальные аспекты лишь поддерживают эту основу.
Петер Заубер: Для меня спортивная составляющая очень важна. Я - гонщик, я люблю Формулу 1, но для того, чтобы добиться успеха, нужны серьезные средства.