Дженсон Баттон (Honda), Дэвид Култхард (Red Bull), Ральф Шумахер (Toyota), Жак Вильнев (BMW Sauber)
Вопрос: Жак, что изменилось в команде, по сравнению с прошлым годом?
Жак Вильнев: У нас развязаны руки. Мы взяли старую команду, прибавили к ней хороший бюджет и взволнованы открывшимися перспективами. Разумеется, рабочая нагрузка на персонал и гонщиков сильно возросла.
Вопрос: Как вам новая квалификация в Бахрейне? Ваш партнер по команде оказался впереди, но что вы об этом всем думаете?
Жак Вильнев: Интересная, напряженная получилась квалификация. Она похожа на импровизацию, к которой невозможно подготовиться заранее. Вы не сидите в боксах, пытаясь угадать лучший момент для выезда на быстрый круг, а почти все время находитесь на трассе.
Вопрос: И этот час получается весьма насыщенным...
Жак Вильнев: Да. Забавно, что в момент, когда мы проезжаем большее число кругов перед гонкой, нам не разрешают настроить машину.
Вопрос: Вы бы хотели поработать с машиной?
Жак Вильнев: Конечно.
Вопрос: Как вела себя машина в гонке, пока не сгорел мотор?
Жак Вильнев: Хорошо. С каждым кругом машина прибавляла, я мог атаковать. По сравнению с прошлым годом мы здорово прибавили.
Вопрос: И на эту жаркую гонку вам поставят новый мотор...
Жак Вильнев: Да, это может дать определенное преимущество. Жалко, что, не участвуя в финальной квалификации, я сэкономил 12 кругов, которые мы рассчитывали потратить в Бахрейне, теперь мы их потеряли.
Вопрос: Ральф, вы красиво боролись со своим партнером по команде, но с машиной не все в порядке...
Ральф Шумахер: Гонка получилась трудной, но мы постарались чему-то научиться и использовали две разные стратегии. Очевидно, команде многое предстоит сделать, но в Малайзии ситуация может измениться - это другой уик-энд, другая трасса. Давайте подождем.
Вопрос: С какими проблемами вы столкнулись? Я так понимаю, что дело в недостатке сцепления с трассой...
Ральф Шумахер: Именно. Машиной трудно управлять, все дело в сочетании шасси-резина. У других команд та же резина была эффективной, так что дело в нас.
Вопрос: Ситуацию может изменить другой состав резины?
Ральф Шумахер: Здесь мы как раз будем использовать другую резину, Сепанг больше подходит нашей машине, так что все возможно...
Вопрос: Значит вы рассчитываете быстро справиться с этой проблемой?
Ральф Шумахер: На конкретную гонку - вполне, но нужно найти причину неудачи в Бахрейне, пока мы ее не нашли.
Вопрос: Вам не повезло в квалификации, но ее формат вам нравится?
Ральф Шумахер: На трассе появились красные флаги, сессия была остановлена, и я не смог прогреть резину перед быстрым кругом. Формат хороший, к нему надо привыкнуть. Надеюсь, в этот уик-энд мы добьемся большего.
Вопрос: Дэвид, что вы думаете о новой машине после квалификации и гонки?
Дэвид Култхард: Мы с Кристианом не заработали очков, но были разумно конкурентоспособны, правда, машине не хватало стабильности - после финального пит-стопа у нас обоих упала скорость. Так или иначе, мы находимся в группе команд, которая немного отстает от тройки лучших.
Вопрос: Тройки или все же четверки?
Дэвид Култхард: Мы проехали лишь одну гонку, давайте подождем, пока сложится цельная картина. К тому моменту, когда мы переедем в Европу, расклад сил будет понятен.
Вопрос: Расскажите о борьбе с Хайдфельдом. Как это выглядело с вашей стороны?
Дэвид Култхард: Гоночный инцидент, в котором стюарды усмотрели нарушение. Забавно, ассоциация гонщиков Гран При три года требовала от FIA постоянного стюарда, добились своего, и Ника предупредили за инцидент, очень похожий на тот, что произошел год или два назад, когда Сато вынес Ральфа во втором повороте. Тогда для меня было очевидно, что Сато не прав.
Его тогда похвалили: "быстрый японец в быстрой машине", но он действительно жестко вынес Ральфа. Где-нибудь в Монако, где нет широких полос безопасности, он бы его просто убил. Это бесконтактный спорт, если вы посмотрите запись, то поймете - Ник меня не коснулся, но я выехал за пределы трассы. Стюардам не понравилось то, что он блокировал меня в повороте, когда я был на траектории.Та же ситуация, но совсем другая оценка. Надеюсь, появление постоянного стюарда сделает ситуацию более предсказуемой и мы поймем, где граница дозволенного.
Вопрос: Чего вы ждете от предстоящей гонки?
Дэвид Култхард: Мне поставят новый мотор, к сожалению, мой отказал после взмаха клетчатого флага в Бахрейне.
Вопрос: Что произошло?
Дэвид Култхард: Не знаю, выяснили ли причину поломки мотористы Ferrari, но на последних кругах двигатель начал терять мощность. Я подумал, что его отказ до финиша позволит заменить двигатель без штрафа, но увы - пересек линию. Десятое место, никаких очков и штраф с потерей десяти мест на старте следующей гонки. Я понимаю, регламент один для всех, но мне кажется странным, что он не учитывает ситуацию. Я потеряю десять мест, посмотрим, насколько быстра наша машина в Малайзии.
Вопрос: Дженсон, в Бахрейне вы стартовали третьим, а финишировали четвертым...
Дженсон Баттон: Если оценивать гонку по результатам зимних тестов, то мы должны были добиться большего. Если вспомнить о старте с третьего места, то результат кажется удовлетворительным. В скорости я не уступал лидерам, но потерял несколько мест на старте, откатившись с третьей позиции на девятую. Жаль, что так случилось, но соперники настолько конкурентоспособны, что не простят вам и малейших проблем с машиной. В этом случае невозможно рассчитывать на подиум, я уж не говорю о победе.
Вопрос: Но Райкконен стартовал последним...
Дженсон Баттон: Да, он использовал универсальную стратегию, а мы хотели квалифицироваться в первых рядах. Потом я проиграл несколько позиций на старте, а после первого пит-стопа застрял в трафике. Если бы не это, наша стратегия могла оказаться очень эффективной. Все честно, Райкконен стартовал последним и финишировал на третьем месте, он однажды останавливался в боксах и великолепно провел гонку.
Вопрос: В этот уик-энд нас ждет более равноправная ситуация? Ни одна из команд здесь не проводила тестов, в отличие от Бахрейна...
Дженсон Баттон: Посмотрим. Наверняка те, кто были быстры в Бахрейне, будут быстры и в Малайзии. Если удастся безупречно провести уик-энд, мы можем добиться успеха. Я доверяю этой машине, и команда в нее верит.
Вопрос: Вы довольны новым форматом квалификации?
Дженсон Баттон: Да. Проблемы с машиной Кими заставили поволноваться гонщиков, которые еще не выезжали на трассу, но формат интересный, и моей маме он понравился. Мы сделали шаг вперед.
Вопросы с мест
Вопрос: Здесь все жалуются на жару, что вы чувствуете после гонки?
Дэвид Култхард: Это похоже на физические упражнения или секс в сауне, не могу себе представить того, кто хотел бы так проводить время.
Вопрос: Другие аналогии?
Дженсон Баттон: Воздух настолько влажный и горячий, что даже на прямых трудно дышать. Здесь действительно очень жарко.
Вопрос: Гонщики часто говорят, что на трассе они способны забыть о любой травме или болезни, выходит, жара страшнее?
Ральф Шумахер: Не знаю, все зависит от массы факторов. Были годы, когда машиной было сложно управлять и мне было тяжело, но были годы, когда никаких проблем не было. Если ваша машина конкурентоспособна, то все хорошо.
Жак Вильнев: Гонщики сильно потеют, а значит во второй половине гонки наступает обезвоживание, которое снижает эффективность вашей работы.
Вопрос: Вы возьмете с собой воду?
Жак Вильнев: В машине смонтирована поллитровая бутылка.
Дженсон Баттон: У нас литровая.
Ральф Шумахер: У нас меньше.
Дэвид Култхард: 400 мл.
Вопрос: В прошлом году Алонсо и, кажется, Хайдфельд, проехали гонку с поломанной питьевой машинкой, не глотнув ни капли. Это тяжело?
Дженсон Баттон: Фернандо тогда выиграл гонку, но после финиша выглядел не лучшим образом, правда? Вода нужна, перед гонкой, во время нее и после. Утром перед гонкой я выпиваю примерно пять литров жидкости, раньше я этого не делал и был настолько обезвожен, что сначала дрожал от холода, а потом начинал терять зрение. Этот тот случай, когда лишняя вода не помешает.
Дэвид Култхард: Я согласен с Жаком, любой физиотерапевт скажет вам, к каким проблемам приводит потеря жидкости. Ясно одно - это мешает вам эффективно работать, снижает время реакции, вы не можете думать и действовать. Бороться с этим невозможно, вы сосредоточены на гонке и едете к финишу, хотя в нормальной жизни попали бы в больницу с серьезным обезвоживанием. Наверное в тот момент, когда нам дают стакан воды и мокрое полотенце, многие думают, что мы не отрабатываем свою зарплату.
Вопрос: Дэвид, на старте Гран При Малайзии вас оштрафуют потерей десяти мест. Вы хотите, чтобы эти правила были пересмотрены?
Дэвид Култхард: Да, и не только потому, что на этой неделе оштрафуют именно меня. Нужно изменить эту формулу, она больше наказывает тех, кто и так испытывает проблемы с машиной, а не лидеров, у которых все хорошо.
Вопрос: Дженсон, вы шесть лет выступаете в Формуле 1 и не выиграли ни одной гонки. В этом сезоне у вас достойная машина, как вы оцениваете свои шансы после первой гонки сезона?
Дженсон Баттон: Так же, как и перед Бахрейном. Наша машина позволяет бороться за победу. Обстоятельства прошлой гонки сложились не лучшим образом, но это ничего не меняет. У нас быстрая и конкурентоспособная машина, а значит есть шанс. Побеждать в столь конкурентоспособном чемпионате всегда было непросто.
Вопрос: Но в этом году вы прервете эту серию?
Дженсон Баттон: Это моя цель. Если я не смогу победить за рулем быстрой машины, значит дело во мне.
Вопрос: Жак, каким вы видите этот уик-энд с точки зрения настройки машины?
Жак Вильнев: Мы вынуждены ограничивать дистанцию, и, если вы начнете уик-энд с неверными настройками, велик шанс, что они такими и останутся. Многое зависит от первых кругов в пятницу, хотя утром всегда прохладнее. Но, по крайней мере, не будет проблем с прогревом резины, которые помешали мне на квалификации в Бахрейне.
Вопрос: Роберт Кубица был быстр на пятничных тестах и сложилось впечатление, что команда в хорошей форме...
Жак Вильнев: Большинство команд, которые финишировали перед нами, не использовали третью машину в пятницу.
Дэвид Култхард: Ситуация с третьей машиной кажется мне запутанной - эти гонщики могут использовать семь комплектов резины и не ограничивают обороты мотора. В этот уик-энд мы можем проехать 11 кругов в пятницу и 17 кругов в субботу, поскольку мотор должен преодолеть дистанцию двух Гран При, и это при надежности двигателей Ferrari. Фактически регламент ограничивает время, которое гонщики могут провести на трассе, не давая нам возможности настроить машину. Думаю, что и этот пункт следует пересмотреть, сделав пятничные сессии более зрелищными.
Вопрос: Может дело в том, что сезон только начался? Год назад V10 были феноменально надежны...
Дэвид Култхард: Конечно, но команды все равно будут ограничивать дистанцию.
Жак Вильнев: Во время квалификации мы проезжаем больше кругов, чем раньше, и это как раз те круги, которые мы не проехали в пятницу. В Бахрейне мы проехали шесть или восемь кругов в пятницу и 14 кругов в субботу. Для подготовки к гонке этого недостаточно, и чем больше мощность мотора, тем меньшую дистанцию будут проезжать гонщики, больше доверяясь третьему пилоту. Не думаю, что это верный путь для Формулы 1, однажды может получиться так, что в пятницу мы просто не приедем на трассу.
Вопрос: Основные гонщики предпочли бы выполнить эту работу самостоятельно?
Дэвид Култхард: Я не стал бы лишать молодых пилотов шанса проявить себя за рулем Формулы 1, но подразумевалось, что это поможет маленьким командам получить небольшое преимущество за счет лучшей подготовки машины. Сейчас ситуация изменилась. В прошлом году BAR не могла работать с третьей машиной, поскольку финишировала второй в чемпионате, а сейчас может, но меня больше поразило прошлогоднее разрешение для McLaren. Это немножко не в духе правил, регламент должен быть более гибким.
Я согласен с теми, кто говорит: если команда добилась успехов, построила более надежную машину, то и в пятницу она сможет подготовиться лучше. Но регламент обязывает нас использовать один мотор в двух гонках, все мы ограничены в дистанции, а мне хочется, чтобы на трассе кипела работа.
Вопрос: Ральф, а вы что думаете?
Ральф Шумахер: Я не думал об этом, у меня достаточно проблем.
Вопрос: И ваша команда не может использовать третью машину...
Ральф Шумахер: Она действительно дает командам определенное преимущество, а молодым гонщикам - шанс дебютировать в Формуле 1 и научиться настраивать машину.
Вопрос: Дженсон, год назад вы категорически отказывались перейти в Williams. Зимние тесты и прошедший Гран При не изменил вашу позицию?
Дженсон Баттон: Этот сезон я проведу в Honda, они хорошо поработали, что еще раз доказал прошлый уик-энд. Давайте посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: Дэвид, вы давно выступаете в Формуле 1. Какой формат квалификации за последние 10 или 12 лет вам понравился больше всего?
Дэвид Култхард: Вы так добры ко мне! Вы тогда уже были? Хорошо. Новый формат мне понравился, в нем есть интрига, а гонщики все время заняты. Из-за проблем с надежностью я не отрабатывал новый формат до начала сезона и в Бахрейне с интересом следил за происходящим.
Как уже сказал Ральф, в конце первой сессии, когда перед вами десяток машин и возможно появление красных флагов, есть причина для беспокойства, и некоторые гонщики не смогут показать хорошее время просто потому, что на трассе были другие машины. Я не участвовал в последней сессии, но думаю, что многим быстро надоест смотреть за машинами, которые должны проехать десять кругов.
Они израсходуют круги, которые можно было бы использовать в следующей гонке, но я не понимаю, как это повышает зрелищность. Для меня квалификация - это констатация факта - этот гонщик и эта машина быстрее всех в этот день, а по действующему регламенту это не так, фактически время поула больше, чем результат того, кто квалифицировался 11-м, потому что этот 11-й проехал свой круг с пустыми баками, а разница тут, между прочим - 30 кг.
Если вы опросите тысячу человек, то получите тысячу мнений. Мне больше нравится старый формат, с четырьмя быстрыми кругами, когда все решалось в последней попытке. Тогда все понимали, какая машина действительно быстра в этот уик-энд, хотя и тут есть свои недостатки - быстрые машины стартовали впереди, медленные - позади, и мы почти не видели борьбы между ними.