Гран При Венгрии : Пресс-конференция после гонки

1. Льюис Хэмилтон (McLaren) 1:35'52"991
2. Кими Райкконен (Ferrari) + 0"715
3. Ник Хайдфельд (BMW Sauber) + 43"129

Телевизионная часть

Вопрос: Льюис, вы лидировали в течение всей гонки, начиная с поула - удивительный день! А Кими Райкконен, ехавший позади, постоянно давил на вас...
Льюис Хэмилтон: Да, уик-энд был богат на события и очень эмоционален. Команда отлично поработала, мы сделали большой шаг вперед и привезли очень хорошую машину. У нас не было уверенности в том, что опередим Ferrari, по ходу гонки было заметно, что они очень быстры. На втором отрезке у меня появились проблемы с управляемостью, не знаю, что послужило причиной, но стало трудно поддерживать скорость. Как вы могли видеть, я слегка сбавил темп - немного нервничал, вдруг что-то сломается, но, слава Богу, этого не случилось. По радио мне сказали, что все в порядке, и я продолжал атаковать. Кими преследовал меня достаточно долго и не сдавался до последнего круга. Он провел фантастическую гонку, но я рад, что после такой насыщенной событиями гонки мы снова на вершине.

Вопрос: Расскажите поподробнее о проблемах с управляемостью и разнице между двумя составами резины - на последнем отрезке вы использовали более мягкий. Кими подобрался к вам вплотную, наверное, дело было в зернении и износе шин?
Льюис Хэмилтон: Если честно, я не знаю, что было не так с управлением, просто слегка заносило вправо, надо будет разобраться. Что касается шин - первый отрезок был очень удачным, я ехал быстро и стабильно, атаковал и улучшал свое время, а потом... после первого пит-стопа я продолжал ехать на таких же шинах, но поначалу были некоторые трудности. Задняя часть машины имела отличное сцепление, но возникала недостаточная поворачиваемость, плюс еще мешал трафик - потому Кими и удалось сократить отрыв. Думаю, его машина к тому же была немного легче моей, у меня топлива было больше на 5-6 кругов, и я старался аккуратно обращаться с шинами. Я понимал, что за эти пять лишних кругов мне придется увеличить тот отрыв, который я создал, и после пит-стопа он оказался несколько дальше от меня, чем был до этого. Шины SuperSoft меня удивили, мы рассчитывали на более высокий уровень гранулирования и думали, что будем ехать медленнее. Думаю, в тот момент Кими был немного быстрее, но я продолжал атаковать и давил на газ до последнего круга.

Вопрос: Не верится, что вы все еще новичок и проводите первый сезон - такое давление по ходу гонки, атаки Кими. Расскажите о вашем психологическом настрое от старта и до финиша.
Льюис Хэмилтон: С учетом драматических событий, развивавшихся по ходу уик-энда, нетрудно было потерять концентрацию. На команду это действует угнетающе, но она сохраняет оптимизм и энергию - это говорит о том, что нас ничто не остановит. Помня об этом, я могу сесть в машину и делать свою работу, я знаю, как выигрывать гонки. В этом году Кими пару раз уже висел у меня на хвосте, особенно в Малайзии, и с учетом такого опыта сегодня мне было немного легче, но все же гонка была тяжелая.

Вопрос: Кими, наверное, теперь вы знаете каждый квадратный сантиметр задней части McLaren, вы проехали позади целую гонку. Порой вы приближались вплотную и выглядели немного быстрее...
Кими Райкконен: Да, в начале гонки мы знали, что будем быстры. Я рассчитывал, что McLaren провалятся, но этого не вышло, и оставалось только держаться к ним поближе. Проблема в том, что, когда борешься с равным соперником, то пока он не ошибется, обогнать не получится. Поэтому гонка была в некотором роде скучной - я просто ехал следом и надеялся, что что-то произойдет. Однако ничего не произошло, мы финишировали в том же порядке, что и стартовали.

Вопрос: Насколько трудно было следовать в воздушном потоке позади него, как это сказывалось на шинах и аэродинамике?
Кими Райкконен: Конечно, это усложняет жизнь, особенно в одном из быстрых поворотов, но, пожалуй, не так сильно, как на других трассах - помогают прижимная сила и сцепление, сегодня у меня была очень хорошая машина. На свободной трассе я мог бы как следует разогнаться, но увы, не довелось...

Вопрос: Сегодняшний день был в каком-то смысле обнадеживающим, ведь Ferrari беспокоилась насчет трасс с высокой прижимной силой, особенно по поводу этой, а все оказалось в порядке.
Кими Райкконен: Да, но в квалификации мы не смогли выжать из машины то, что хотели, на таких трассах мы недостаточно быстры в квалификации, зато в гонке со скоростью все было замечательно. Когда мы вернемся к нормальным трассам вроде Турции, машина должна будет вести себя лучше, и мы попробуем отыграть несколько очков. Это будет непросто, но впереди еще много гонок. Одно неудачное выступление - и все меняется, в нынешнем году мы уже в этом убедились.

Вопрос: Ник, второй раз подряд вы заняли третье место на Хунгароринге - стратегия трех пит-стопов, интересная гонка, сильное выступление.
Ник Хайдфельд: Еще в начале уик-энда мы приняли решение пойти на три дозаправки, понимая, что шины SuperSoft долго не протянут. Поэтому мы хотели стартовать с максимально высокой позиции, в третьей квалификационной сессии залили поменьше топлива - и это сработало.

Вопрос: И как же вели себя шины SuperSoft?
Ник Хайдфельд: Довольно неплохо, на самом деле, так, как мы и ожидали - потому последний отрезок и был относительно коротким, топлива было немного, нагрузка на шины - невысокая. К тому же в конце гонки трасса была покрыта ошметками резины, и на первых двух кругах я старался особо не гнать, чтобы резина не сильно зернилась, особенно с учетом того, что позади меня был Фернандо. Больше всего шины страдали в последнем повороте, и было важно сохранить там высокую скорость и удержать его позади.

Вопрос: Каково было испытывать это давление, и где, по-вашему, он был быстрее?
Ник Хайдфельд: Думаю, он был немного быстрее на всех участках. Где-то за семь кругов до конца гонки я подумал, что он слегка сбавил газ, но с Фернандо никогда нельзя быть уверенным. В тот момент я снова постарался набрать скорость, потому что впереди нас показался шустрый круговой, и я не хотел попасть в его грязный воздушный поток, имея на хвосте Фернандо. Я пытался атаковать изо всех сил, но, как известно, в Венгрии нелегко обгонять.

Вопрос: Льюис, в этом уик-энде определенно была какая-то ирония - по вашему собственному признанию вчера в третьей квалификационной сессии вы немного изменили стратегию, попали в итоге на поул и выиграли гонку. Но быстрый круг вы упустили - ну не ирония ли?
Льюис Хэмилтон: Не знаю, что сказать, но сегодняшняя гонка была, пожалуй, одной из самых сложных в моей карьере, мне пришлось здорово постараться, чтобы удержать Кими позади, и это особенно приятно. Для меня и команды очень важно было набрать очки, показать, что мы быстры и можем одолеть любого.

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, в сегодняшней гонке к концу первого круга ваше преимущество было больше, чем на финише. Вы фантастически стартовали.
Льюис Хэмилтон: Да, отличная гонка, мы были очень быстры - я был уверен, что так и будет. На первом отрезке мне удалось оторваться и сохранять скорость, беречь шины, топливо и так далее. Я полагал, что мой первый отрезок будет длиннее, чем у Кими, и считал, что для более тяжелой машины у меня очень хорошая скорость. Поэтому я берег шины, и со стабильностью все было в порядке. На втором отрезке возникли трудности, колеса начали блокироваться, меня сносило вправо, и ехать было труднее. Передняя часть машины вела себя иначе, чем на первом отрезке, поэтому Кими смог приблизиться. Я считал, что лучше будет держаться подальше от обочин, потому что не знал... схожие чувства я испытывал на Нюрбургринге, поэтому был осторожен. Но по радио команда передала мне, что с машиной все в порядке, я мог продолжать атаковать. Однако сложности оставались, а Кими в конце ехал очень быстро.

Вопрос: В современной Формуле 1 рулевое колесо устроено так, что недостаточно просто довернуть его в нужную сторону, не так ли?
Льюис Хэмилтон: Да, представьте, каково это - ехать так на протяжении целой гонки. Между поворотом направо и налево была большая разница, и, чтобы свернуть вправо, приходилось прилагать больше усилий.

Вопрос: И этот ваш отрезок был длиннее, чем у Кими.
Льюис Хэмилтон: Да, на первом отрезке у нас была хорошая стратегия, плюс мы были очень быстры... это позволило нам ехать дольше, и мы знали, что на втором отрезке... было видно, что Кими очень быстр, но его машина была немного легче, поэтому мне удалось использовать шины максимально эффективно - я знал, что, когда он свернет в боксы, мне нужно будет максимально увеличить отрыв. Это не был решающий, но серьезный момент гонки, правда, в конце он меня догнал, и борьба продолжалась до последнего круга.

Вопрос: Насколько велико было давление на последнем отрезке?
Льюис Хэмилтон: В начале, когда я попал в трафик, он подбирался все ближе и ближе. Важно было хорошо выходить из поворотов и сохранять отрыв, не нанося вреда шинам - мы знали, что с резиной SuperSoft возникнут проблемы, но, к счастью, их не было. Создав отрыв, я мог просто удерживать его и не перенапрягать мотор. Преимущество составляло 1-2 секунды, и я просто сохранял его вместо того, чтобы давить на газ и отрываться.

Вопрос: Кими, вы хорошо стартовали и отыграли одно место.
Кими Райкконен: Да, мы и рассчитывали на удачный старт, в последних гонках это хорошо получалось. Я оказался позади Льюиса, но этого, к сожалению, было недостаточно. Проблема была в том, что на первый пит-стоп мы заехали синхронно, нужно было угадать, как поступит другая команда, а у нас это не получилось, и после этого мы уже ничего не могли поделать.

Вопрос: Первый отрезок прошел для вас менее успешно, чем остальные два.
Кими Райкконен: Да, наверное, эта трасса не очень подходит нашей машине. По мере увеличения сцепления машина должна была вести себя лучше, так оно и было. Мы были очень быстры, но не смогли реализовать эту скорость.

Вопрос: На 13-м круге вы потеряли полторы секунды, помните, что тогда случилось?
Кими Райкконен: Да, помню - в двух поворотах последнего сектора я вышел слишком широко и потерял время.

Вопрос: И все же вы довольны вторым местом?
Кими Райкконен: Это лучше, чем стартовая позиция, но мне нужно было набрать больше очков, чем трое соперников, а удалось опередить только двоих, Льюис остался впереди. Но мы сделали все, что могли, надеюсь, в следующих гонках на нормальных трассах результаты будут выше.

Вопрос: Ник, насколько сильно атаковал Фернандо в конце гонки?
Ник Хайдфельд: Очень сильно. Он был быстрее, но в Венгрии трудно обгонять. Когда я выехал с последней дозаправки, он проигрывал мне несколько секунд, поэтому я решил поаккуратнее обращаться со сверхмягкой резиной, чтобы удержать Фернандо позади. На протяжении пары кругов он здорово атаковал, затем сбавил газ, а на последнем круге-двух снова принялся за свое, но мне удалось остаться впереди.

Вопрос: То есть вы вполне довольны третьим местом?
Ник Хайдфельд: Конечно, сегодня это был наш максимум. Разумеется, хотелось бы на старте оставить позади и Кими, но я был на грязной стороне трассы и не мог сдержать его.

Вопрос: Интересно вы стартовали...
Ник Хайдфельд: Да, я довольно поздно попытался раскрутить шины и легко уступил свою позицию.

Вопросы с мест

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Кими, когда вы узнали, что будете стартовать третьим, как отреагировали?
Кими Райкконен: Я услышал об этом вчера вечером, около полуночи, как раз собирался лечь спать.

Вопрос (Сэл Занка - Associated Press): Тот же вопрос Льюису. И как вы оценивали свои шансы на победу, ожидая вчера лишние 30 секунд на пит-лейн?
Льюис Хэмилтон: Я, как и Кими, узнал об этом поздно вечером. Что касается пит-стопа, думаю, важно всегда сохранять оптимизм, и в тот момент я думал - все в порядке, время идет, а у меня пока лучший результат. Если я окажусь на втором месте, то буду атаковать изо всех сил, у меня хорошая стратегия. Если вы заметили, моя машина была тяжелее, чем у Фернандо, быть быстрее и тяжелее - это преимущество, поэтому насчет гонки я не волновался.

Вопрос (Тони Доджинс - Autosport): Фундамент вашей победы был заложен еще вчера. Можете ли вы прояснить пару моментов? Во-первых, команда сказала, что на этой трассе невозможно проехать одинаковое количество кругов, выжигая топливо, но после нехитрых подсчетов становится ясно, что это возможно. И во-вторых, почему вы не дали Фернандо выехать из боксов первым? Мне кажется, вы сказали, что Кими был близко и что вы не были согласны с этим. Можете внести ясность?
Льюис Хэмилтон: Во-первых, я закончил вторую квалификационную сессию первым и поехал в боксы. Мою машину охладили быстрее всех, и на выезде с пит-лейн я оказался первым - я всегда к этому стремлюсь. Люблю быть первым. Фернандо находился чуть справа от меня, а Кими был очень близко позади него. Я тут же подумал - ладно, я могу пропустить Фернандо, но не Кими, потому что тогда квалификация для меня будет испорчена. Мне пришлось принять мгновенное решение. Я добрался до первого поворота и подумал - ОК, если Фернандо будет держаться со мной, мы оба будем быстры. Я надавил на газ, не знаю, почему он этого не сделал. Мне сказали пропустить Фернандо несколько позже, но он был так далеко позади, что я просто продолжал ехать.

Вопрос (Тони Доджинс - Autosport): А выжигание топлива?
Льюис Хэмилтон: Думаю, сделать это можно только на определенных трассах, эта входит в их число, и, полагаю, если бы он держался рядом со мной, у нас обоих был бы лишний круг, это было бы правильно.

Вопрос (Юха Паатало - Financial Times Germany): Кими, в самом начале вы немного уступили Льюису - было такое впечатление, что на первых трех-четырех кругах у вас зернились шины. Дело было в этом?
Кими Райкконен: Нет, шины не зернились, но мы знали, что на новой резине на первых кругах они будут быстры. То же самое было и в квалификации, и я знал, что, если гонка пойдет нормально, я смогу отыграть некоторое время. Так и вышло, но я слегка ошибся и немного потерял. Если бы мы заехали в боксы на разных кругах, было бы проще, а так нам пришлось гадать, сколько топлива будет в их машине, и мы ошиблись.

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Льюис, поздравляю. Вы, конечно, очень рады победе, но не портят ли все впечатление события вчерашнего дня?
Льюис Хэмилтон: Я начинал гонку с невеселыми мыслями, когда в команде такие настроения, сконцентрироваться трудно. Я не знал, ненавидят ли они меня или саму ситуацию и кого обвиняют. Было нелегко, но я старался улыбаться, сохранять оптимизм и делать то же, что и всегда. Я обошел всех членов команды и сказал им - ну давай же сделаем это, удачи. Только один человек не ответил, но это не сильно меня задело. Я просто сел в машину и сделал свою работу. Конечно, команде не повезло - мы оба финишировали в призовой восьмерке и, учитывая, что Фелипе очков не набрал, с легкостью могли увеличить отрыв в чемпионате. Но так уж получилось.

Вопрос (Жером Бурре - L'Equipe): Льюис, прежде всего я хотел бы услышать ваши комментарии по поводу сказанного вчера Фернандо. Он заявил, что после происшедшего вы ни с кем в команде не разговаривали. И второй вопрос - в пятницу вы сказали, что вы и Фернандо испытываете взаимное уважение друг к другу, это еще актуально?
Льюис Хэмилтон: Учитывая уважение, которое я испытываю к Фернандо, это так и есть. Я считаю, что, когда ты растешь и видишь чужие успехи, которых и сам мечтаешь добиться - Фернандо ли, или Михаэля Шумахера - то обязан уважать их за эти достижения. Я так и делаю. Последние несколько лет я следил за ним, очень ценю его заслуги, в этом ничего не изменилось. Со вчерашнего дня он со мной не разговаривает, поэтому я не знаю, есть ли у него проблемы. Что касается команды, то я говорил со всеми, объяснил каждому ситуацию, извинился, если они думали, что я сделал что-то не так. Это выше их, если вы понимаете, о чем я.

Вопрос (Кэвин Гэрсайд - The Daily Telegraph): Льюис, с учетом холодных отношений внутри команды и вчерашних эмоций и разногласий, как бы вы описали положение дел, в первую очередь с Роном, и как рассчитываете исправлять ситуацию?
Льюис Хэмилтон: С Роном... Вчера он, конечно, был недоволен, мы должны были быть профессионалами и поговорили об этом. Я объяснил ему свою точку зрения, он сказал - "ок, я принимаю ее, это часть твоей личности, возможно, в твоем положении так было лучше для тебя". Мы достигли взаимопонимания и сегодня начали с чистого листа. У нас и так полно проблем с FIA и Ferrari, лишнее давление на команду ни к чему. Утешает то, что даже при таких событиях команда продолжает оставаться сильной, мы победили, а в квалификации заняли 1-е и 2-е места. Мы одержали победу и не были разочарованы своей работой, это главное, теперь нам нужно, как и всегда, проанализировать весь уик-энд. Нужно сесть и поговорить, но меня это не пугает.

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Кими, с учетом того, что вы проигрывали два очка Льюису, не стоило ли предпринять какую-то атаку? Вы отстаете на 20 очков, и в оставшихся шести гонках отрыв может увеличиться...
Кими Райкконен: Я бы попытался, если бы был шанс, ведь терять было особо нечего. Даже если бы это окончилось вылетом, это мало что меняло, но у меня не было ни одного шанса. Подвернись мне возможность, я бы ее использовал, но по скорости мы были равны. На таких трассах шансов нет.

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Льюис, после вчерашней квалификации вы сказали, что команда должна дать вам объяснения. Как вам объяснили вчерашнюю ситуацию?
Льюис Хэмилтон: Когда я вернулся в команду, все было спокойно, мы почти не разговаривали. Я пошел к своим инженерам, мы, как обычно, провели совещание. Потом мы пообщались с Мартином Уитмаршем, Фернандо, его и моим механиками, обсудили намеченную программу. Меня спросили, почему я не сделал то, что от меня ожидали. Я им все объяснил и сказал - "Я совершил ошибку, приношу свои извинения, это больше не повторится. Но так получилось, давайте забудем об этом и будем двигаться дальше. Мы оба в первом ряду, это ли не повод для радости." Из-за спора с Роном по радио я думал, что мне решили преподать урок, он был очень зол, и я старался не падать духом. Поэтому на пресс-конференции я и сказал, что не думал, будто Фернандо способен на что-то подобное, но у меня есть причины думать иначе.

Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Льюис, восстанавливать отношения должны обе стороны. Пока вы не поговорите с Фернандо, как вы считаете, есть ли у вас шанс снова стать хорошими напарниками?
Льюис Хэмилтон: Это всегда непросто. Такое у меня случалось в каждой команде. Когда в одну команду попадают два лучших гонщика, оба хотят побеждать, и это оказывает на команду колоссальное давление. Нелегко вести честную игру и облегчать ситуацию. Иногда кажется, что одному гонщику предпочитают другого. Я порой думаю, что предпочтение отдается ему, и наоборот. Надеюсь, он будет со мной разговаривать. Со мной легко поладить, я ни к кому не питаю зависти. Да, я возглавляю личный зачет, но это не уменьшает моего уважения к нему. Если он не захочет со мной разговаривать - это его решение, но я открыт к общению.

Вопрос (Питер Фаркас - Auto Motor): Вопрос Кими и Льюису. Во вчерашней квалификации отрыв был достаточно велик, не удивило ли вас, что сегодня Ferrari были так близки к McLaren?
Льюис Хэмилтон: Мы думали, что Ferrari оттянут первый пит-стоп, не понимаю, почему вчера они были так медленны. Но мы и раньше убеждались в том, что у Ferrari проблемы с первым кругом. Однако сегодня мы не можем сказать, что Ferrari медленнее, они найдут, чем ответить - так обычно и бывает. Но я уже говорил, что у меня были некоторые трудности, и, начиная со второго отрезка, я понемногу терял время. Не могу сказать, сколько именно, но скорость определенно упала, думаю, в конце гонки я мог ехать быстрее.

Кими Райкконен: Как я и сказал, мы знали, что будем сильны здесь, особенно в квалификации. К сожалению, машина оказалась недостаточно хороша. В следующем году нам нужно будет подготовить машину, способную хорошо проехать один круг, но из прошлого опыта мне известно, что они [McLaren] здесь быстры. Они будут быстры и на некоторых других трассах. Каждый год история повторяется, и их хорошее выступление здесь меня не удивило. Думаю, на следующем этапе у нас все сложится удачно, но я очень доволен вторым местом. Конечно, нужно было побеждать, но, увы, не вышло.

Вопрос (Сэл Занка - Associated Press): Льюис, какой урок вы извлекли из этого уик-энда?
Льюис Хэмилтон: Я многое узнал о своей команде - какой сильной она может быть, столкнувшись с проблемами. Не думаю, что любая другая команда справилась бы лучше. Мы двигаемся дальше. Команде пришлось тяжело, но мы не растерялись, и это замечательно. Что касается меня... Я узнаю что-то новое, каждый раз садясь в машину. Я все больше и больше осваиваюсь в ней, узнаю что-то новое о пит-стопах, о создании отрыва, умелом обращении с шинами. Я постоянно учусь, и это здорово. Я все еще провожу свой первый сезон, так что... Я узнал больше о трассе, по ходу уик-энда становился все быстрее, и еще я узнал, каково это - сдерживать позади гонщика вроде Кими.

Вопрос (Тони Доджинс - Autosport): Льюис, правда ли, что вы лично пришли к стюардам и попросили их разобраться во вчерашнем инциденте в квалификации?
Льюис Хэмилтон: Нет, я спустился вниз, там был один из стюардов, но мы не обсуждали этот вопрос.

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Один вопрос Кими и еще один - Льюису. Кими, так как эта трасса не очень подходит Ferrari, считаете ли вы, что после этой гонки Ferrari станет сильнее перед оставшимися этапами?
Кими Райкконен: Думаю, мы возвращаемся к той ситуации, которая складывалась в нескольких последних гонках. Трасса в Турции нам подходит. Так я слышал, ведь выступать за эту команду мне там не доводилось. Я уверен, что машина будет вести себя хорошо, и мы успешно проведем оставшиеся гонки. Надеюсь, мы сможем заработать очки и вернуться в борьбу.

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Льюис, не думаете ли вы, что ваш "медовый месяц" с командой и Роном Деннисом подошел к концу? Или он еще продолжается?
Льюис Хэмилтон: Вам известно, что я работаю с Роном около десяти лет. Да, для команды это была неприятная ситуация, но, думаю, наши отношения очень прочны, и подобный случай не может их разрушить. У нас впереди только лучшее.

Вопрос (Марко Дель'Инноченти - La Gazzetta dello Sport): Льюис, считаете ли вы свое нынешнее преимущество достаточно комфортным для того, чтобы завершить чемпионат и одержать в нем победу?
Льюис Хэмилтон: А какой у меня отрыв?

Вопрос: Семь очков.
Льюис Хэмилтон: Нет, конечно, не считаю. Сколько там осталось, шесть гонок? Это очень много. Мы не можем позволить себе еще один такой уик-энд, как на Нюрбургринге, но тогда нам не повезло, произошло все и сразу, но все же мы извлекли из него хороший урок. Но больше мы не можем терять очки таким образом. Я буду бороться до последней гонки.

Вопрос (Жером Бурре - L'Equipe): Льюис, вы сказали, что открыты к общению с Фернандо, но почему вы считаете, что это он должен к вам подойти?
Льюис Хэмилтон: Это кто такое сказал?

Вопрос: Вы с ним поговорите?
Льюис Хэмилтон: Если я его увижу, то поговорю. Но я не собираюсь его искать и... облегчать ему жизнь.

Вопрос: Команда винит во вчерашнем инциденте именно вас.
Льюис Хэмилтон: Это вы так думаете.

Читайте ещё