Роберт Кубица (BMW Sauber), Кими Райкконен (Ferrari),
Себастьян Феттель (Toro Rosso), Сакон Ямамото (Spyker).
Команда McLaren попросила FIA освободить Фернандо Алонсо от участия в пресс-конференции из-за неизбежных вопросов, связанных со шпионским скандалом. Просьба была удовлетворена...
Вопрос: Себастьян, когда вы узнали, что поедете за Scuderia Toro Rosso?
Себастьян Феттель: В начале недели. Разговоры об этом начались немного раньше, на 100% все было подтверждено в начале недели, а во вторник команда выпустила официальное заявление.
Вопрос: Заявления выпустили и Red Bull, и BMW. А вы сами кем себя считаете, гонщиком Red Bull Sauber (так в оригинале), или Red Bull у вас на втором месте?
Себастьян Феттель: Думаю, важно то, что меня достаточно давно поддерживают обе команды. С 2005-го года я пользуюсь поддержкой BMW, чуть позже - Red Bull. В Инди я в составе BMW заменял Кубицу. Ну и конечно, будучи гонщиком, я хочу участвовать в гонках и с удовольствием использую представившуюся возможность выступить за Toro Rosso.
Вопрос: И каковы ваши цели на остаток сезона?
Себастьян Феттель: Трудно сказать, я ведь даже не сидел еще в этой машине и завтра впервые ее опробую. Думаю, машина не так сильна, как у лидеров, предстоит еще поработать, но я надеюсь привнести немножко мотивации, делать все, что в моих силах, и, в конце концов, добыть пару очков.
Вопрос: Вы ведь ездили здесь раньше?
Себастьян Феттель: Да, буквально две-три недели назад я выступал здесь во Всемирной Серии Renault, и это был последний раз, когда я садился за руль гоночной машины. Можно считать это определенными преимуществом.
Вопрос: Сакон, рады снова вас видеть. Вы в этом году выступаете в GP2. Как там дела?
Сакон Ямамото: Да, в прошлом году, по окончании Гран При Бразилии я пытался получить место второго гонщика в Super Aguri, но они предпочли Энтони Дэвидсона, и мне пришлось уйти в GP2. Я решил погоняться в GP2, чтобы потом попытаться вернуться в Формулу 1 - это ведь лучшая серия для такой задачи.
Вопрос: И как проходит сезон?
Сакон Ямамото: Да, в начале было тяжело, но с середины сезона у нас стало лучше получаться с настройками, и сейчас все в порядке, к Венгрии мы готовились с оптимизмом.
Вопрос: И как вы попали в Spyker?
Сакон Ямамото: Утром в воскресенье, после финиша гонки GP2 в Нюрбургринге, мне об этой возможности сказал мой менеджер, и я был очень удивлен, не ожидал, что Spyker может обратиться именно ко мне.
Вопрос: Когда вы в последний раз садились за руль машины Формулы 1?
Сакон Ямамото: Последний мой Гран При - это прошлогодняя гонка в Бразилии, но потом я еще участвовал в фестивале в Абу-Даби.
Вопрос: А вы участвовали в каких-нибудь тестах в этом году?
Сакон Ямамото: Нет, я ни в одних тестах не принимал участия, я впервые в этом году сяду за руль Формулы 1.
Вопрос: Тяжело придется?
Сакон Ямамото: Ну, да. Все теперь другое, будет непросто. Но я знаю кое-кого из персонала со времени моего участия в Jordan Grand Prix, это поможет освоиться. Завтра я максимально использую отведенные три часа, чтобы привыкнуть к машине и изучить ее настолько, насколько сумею.
Вопрос: Роберт, у вас вроде как годовщина?
Роберт Кубица: Да, полный сезон, не считая Инди.
Вопрос: Вы ведь дебютировали здесь в прошлом году.
Роберт Кубица: Да, да, все верно. В прошлом году я испытал всю гамму эмоций - сначала финишировал в очках, потом меня дисквалифицировали. Надеюсь, в этом году уик-энд сложится удачнее. Машина в этом году намного лучше, мы очень сильны, да и наверняка приедет много польских болельщиков, поэтому я надеюсь на приличный результат.
Вопрос: Оглядываясь на год назад, верится ли вам в то, что произошло с тех пор?
Роберт Кубица: Да, конечно. В конце концов, я гонщик, и всегда стараюсь выжать максимум из машины. Конечно, были хорошие дни, были и плохие - каждому гонщику есть что вспомнить и с лучшей и с худшей стороны. Но мы сосредоточены на будущем и на этом конкретном Гран При.
Вопрос: Похоже, в последнее время вы опережаете напарника. Чувствуете ли вы, что продолжаете прогрессировать?
Роберт Кубица: Все мы прогрессируем в течение жизни. В каждом Гран При, каждый день вы получаете новый опыт, который затем используете в будущем. Конечно, теперь намного сложнее выжимать каждую - я даже не говорю десятую - половину десятой доли секунды из машины, из себя, из шин, но я считаю, что каждый Гран При преподносит нам урок, который необходимо выучить и стать еще опытнее.
Вопрос: Каковы ваши ожидания от уик-энда?
Роберт Кубица: Думаю, будет снова сложно бороться с Ferrari и McLaren, но я надеюсь поучаствовать в этом, по крайней мере не отстать, а может даже и вмешаться в их борьбу, впрочем, будет удивительно, если это получится. В Нюрбургринге у нас был не самый удачный уик-энд, и я надеюсь принести больше очков команде.
Вопрос: У вас здесь много болельщиков?
Роберт Кубица: Да, даже в прошлом году о моем участии в гонке официально сообщили лишь в среду или в четверг, а на трибунах уже было немало людей, которые за меня болели, это было удивительно. Даже в конце прошлого года в Китае и в Японии на трибунах было много людей из Польши, а ведь это нелегко - перелетать за Формулой 1 с места на место. Поэтому здесь я ожидаю особенно большого количества моих болельщиков.
Вопрос: Это ведь справедливо и для вас, Кими - это ведь практически домашняя для финнов трасса.
Кими Райкконен: Да, как минимум, ближайшая. Здесь обычно собирается много финских болельщиков. Сюда проще добраться, для этого есть много разных способов, и я всегда рад их здесь видеть.
Вопрос: У нас тут ходят истории о костюме гориллы…
Кими Райкконен: (Смеется) Да, но был ли это я? Вы же не знаете. Люди многое рассказывают…
Вопрос: Но победили вы. Или вы отказываетесь от своей победы?
Кими Райкконен: Да, мы и кубок получили. Ну это просто была гонка на лодках, для забавы.
Вопрос: В 2006-м году вы завоевали здесь поул, а в 2005-м выиграли гонку, стартовав с четвертого места. Каковы ваши шансы?
Кими Райкконен: Не знаю на самом деле, эта трасса необычна, немного похожа на Монако, но, я думаю, мы прогрессируем, и выступим лучше, чем в Монако. Надо посмотреть, как завтра поведет себя машина.
Вопрос: Что вы поменяли в машине после Монако? У вас ведь были проблемы на трассах с множеством поворотов, как эта.
Кими Райкконен: Да, но думаю, что… Ладно, похоже на Монако, но тем не менее, это нормальная трасса. Мы опробовали некоторые узлы на тестах, думаю, они должны помочь, здесь очень неровно, надо постоянно атаковать поребрик, поэтому, надеюсь, нам это поможет.
Вопросы с мест
Вопрос (Адриан Родригес Хубер - Agencia EFE): Вопрос Роберту. Удивляли ли вас какие-либо решения врачей насчет того, кто может участвовать в гонке, а кто нет?
Роберт Кубица: Нет, с чего бы? Я могу говорить только за себя. Я понимаю, почему меня не допустили к гонке в Индии, что тут еще сказать. Мне потом разрешили ездить в Маньи-Кур.
Вопрос (Адриан Родригес Хубер - Agencia EFE): А как насчет Хэмилтона? (Он был допущен к гонке после серьезной аварии в субботу в Германии.)
Роберт Кубица: У меня нет всех данных. Я не был в его машине, и не знаю, насколько силен был удар. Меня это мало заботит на самом деле. Думаю, раз его допустили к гонке, значит он был к ней готов. Вот и все.
Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Вопрос Кими. Как вам видятся ваши шансы в чемпионате? Вы отстаете, а гонок осталось немного.
Кими Райкконен: Я не больше отстаю, чем до предыдущей гонки. Мы показали плохой результат, но не отстали по очкам… Видите как бывает, как в прошлой гонке, случается всякое, и кто-то вдруг набирает много очков и сокращает свое отставание от лидера, а кто-то - нет. Но до конца чемпионата еще далеко, мы продолжаем работать, и если удастся сохранить ту скорость, которая у нас была в последних пяти гонках, думаю, шанс еще есть.
Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Себастьян, вы переходите из сильной команды, где вы были тест-пилотом, в команду, которая борется за места в нижней части таблицы. Вас это беспокоит? Или вам только бы участвовать в гонках, неважно за кого?
Себастьян Феттель: Всем понятно, что в этом году регламент сильно ограничивает участие в тестах. Особо не поездишь. И больше всех от этого страдает третий гонщик, или даже оба тест-пилота. В данных обстоятельствах мы приняли разумное решение, это отличная возможность сделать еще один шаг вперед. Конечно, эту машину нельзя сравнивать с BMW, но это вызов. Есть, над чем поработать, что улучшить, и я постараюсь сделать для этого все от меня зависящее, на трассе и вне ее. Я предпочитаю не оглядываться в прошлое, а сосредоточиться на ближайшем будущем.
Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Кими, McLaren отозвал Алонсо с этой пресс-конференции, могу предположить, из-за ситуации вокруг McLaren и Ferrari. Не считаете ли вы, что и Ferrari следовало поступить так же?
Кими Райкконен: Я не знаю, в чем там причина, может, что-то другое… Лично я рад быть здесь. Я выполняю ту же работу и здесь и паддоке, поэтому для меня нет разницы.
Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Кими, вас все еще беспокоят проблемы с надежностью? Или вы полагаете, что решите их здесь раз и навсегда?
Кими Райкконен: Это гонки, и с машиной случаются проблемы. К сожалению, это часть процесса. Думаю, мы разобрались, в чем дело, кое-что поправили, и, надеюсь, это больше не повторится. Но никогда нельзя загадывать наперед. В субботу после квалификации я был счастлив, но гонка длинная, и, к сожалению, я не смог финишировать.
Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Кими, а мы можем узнать ваше мнение по поводу решения Всемирного Совета в прошлый четверг? Так ли вас это сильно разочаровало, как остальных членов команды? И заодно, какова ваша реакция на то, что дело теперь будет слушаться в аппелляционном суде?
Кими Райкконен: На самом деле, я не особенно за этим следил, слышал только, что люди говорят, и, в общем, не хочу в этом разбираться. Поэтому неважно, нравится мне это или нет. Мое мнение никак не повлияет на развитие событий, есть другие люди, они принимают решения, а я буду им следовать. Думаю, все имеет свои причины, нам же остается лишь наблюдать, как сложится ситуация.
Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Вы с Фелипе охотнее собираетесь на трассе доказывать преимущество Ferrari, чем в каких-то околоспортивных делах?
Кими Райкконен: Конечно, мы выложимся и будем бороться за победу, за каждое очко. Это единственный способ. Мы не ищем какого-либо преимущества на стороне. Это совершенно другая история, и мы ездим так же, как и раньше. Надеюсь, нам удастся их достать.
Вопрос (Байрон Янг - The Daily Mirror): Кими, Рон Деннис в своем письме президенту итальянского автоспорта предположил, что в Австралии Ferrari использовала машину, не соответствующую техническому регламенту.
Кими Райкконен: Вообще ничего не знаю об этом письме. Думаю, если бы наша машина не соответствовала техническому регламенту, нас бы дисквалифицировали, в противном случае он не прав.
Вопрос (Хайнц Прюллер - Kronen Zeitung): Джентльмены, что вы планируете на время отпуска? Кими, вероятно, лодки?
Кими Райкконен: Я не знаю, не планировал еще ничего. Повеселюсь, это точно. Посмотрим.
Роберт Кубица: У меня уже был перерыв, и на этот раз я займусь тем же. Ничего особенного.
Сакон Ямамото: Я собираюсь на пять дней слетать в Японию.
Себастьян Феттель: Думаю, ничего особенного. Мне всегда есть к чему стремиться. Позанимаюсь физическими упражнениями, может, побольше, чем раньше, чтобы быть готовым к следующей гонке.
Вопрос (Панос Диамантис - Car and Driver): Кими, в Нюрбургринге вы говорили, что машина с более легкими баками ведет себя хуже, чем с тяжелыми. Не считаете ли вы, что это влияет на вашу стратегию?
Кими Райкконен: Нет, в квалификации машина ведет себя хорошо. Вероятно, в гонке нам не удалось заставить шины работать так, как хотелось бы. Две первые квалификационные сессии мало чем отличаются, все решается в третьей. У нас была хорошая машина, много топлива на борту…
Вопрос: Кими, вы теперь довольны тем, как машина приспособлена к сверхмягким шинам? Похоже, в Монако и в Канаде с ними были проблемы.
Кими Райкконен: Не думаю, что проблема была в шинах, просто в тех гонках мы были не так сильны, как в других. В последних гонках мы часто использовали мягкие шины, и никаких проблем с не испытывали.
Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Кими, вы сказали, что не особенно следите за тем, что сейчас происходит вне гонок. Но разве вас не раздражает то, что это все еще продолжается? И считаете ли вы, что гонки должны выигрываться на трассе, а не в суде?
Кими Райкконен: Конечно, я считаю, что все, случилось и случится в ближайшие недели и месяцы, лучше бы решать на трассе. Но иногда возникают ситуации, которые выходят далеко за ее пределы. Я не очень много знаю о данной проблеме, о ее подробностях, и поэтому ничего не могу об этом сказать. У каждого свое видение ситуации, я лишь подожду, что произойдет, и буду заниматься своим делом.