1. Фелипе Масса (Ferrari) - 1:38.989
2. Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes) - 1:39.199
3. Роберт Кубица (BMW Sauber) - 1:39.392
Вопрос: Поздравляем, Фелипе! Расскажите о круге, принесшем вам поул…
Фелипе Масса: Да, приятно стартовать с поула. Трасса в Валенсии довольно непростая, а асфальт – скользкий, но мне удался неплохой круг – и вот я на поуле. Думаю, у нас хорошая машина. Завтрашняя гонка будет очень трудной, но я постараюсь выложиться по максимуму.
Вопрос: Каким был этот круг, если проанализировать его по секторам?
Фелипе Масса: Я выиграл поул за счет первого сектора – он получился просто фантастическим. На втором я совершил небольшую ошибку, поскольку в зависимости от характера поворота там всегда возникает то избыточная, то недостаточная поворачиваемость. Ну а третий сектор тоже оказался неплохим, правда вся работа все-таки была сделана на первом.
Вопрос: Расскажите, как проходит уик-энд, и что вы думаете о трассе…
Фелипе Масса: Определенно, состояние полотна постепенно улучшается, и уже к концу вчерашнего дня нам удалось намного превзойти первоначальные результаты. Стоит нанести на асфальт слой резины, как баланс машины меняется в лучшую сторону, правда, ночной дождь осложнил нам работу во время утренней сессии. Впрочем, сейчас все в порядке. Это отличная трасса, надеюсь, завтра все сложится не менее удачно.
Вопрос: Машина Ferrari выглядит великолепно, не так ли?
Фелипе Масса: Да, у нас потрясающая машина, и мы не раз доказывали это. Мы доказали это и в предыдущей гонке, но неприятности иногда случаются, и сегодня мы в очередной раз продемонстрировали свою скорость – думаю, это главное. Команда провела очень непростую подготовку к этому уик-энду - мы искали первоначальный баланс на симуляторе, а затем продолжили работу уже на трассе, и, похоже, у нас все получилось.
Вопрос: Льюис, вы на первом ряду – неплохое начало дебютной гонки в Валенсии. Расскажите, как прошла сессия…
Льюис Хэмилтон: Она складывалась довольно просто – как вы могли заметить, во время свободных заездов наша машина выглядела очень неплохо, поэтому с выходом в финал квалификации не возникло никаких проблем. В последней сессии я оба раза выезжал на трассу на более мягком типе резины, правда, мой первый быстрый круг был не идеален – он оказался на секунду медленнее второго, который получился очень даже неплохим. Разумеется, можно было сбросить еще, но и эта стартовая позиция - тоже хороший результат.
Вопрос: Похоже, нас ждет еще одно сражение между вами и Ferrari…
Льюис Хэмилтон: Да, но вы видели круг Фелипе – на первом секторе он просто «уничтожил» соперников. Одолеть Ferrari будет очень нелегко, но мы постараемся.
Вопрос: Каким был ваш первый сектор?
Льюис Хэмилтон: Думаю, я проигрывал пару десятых уже после первого поворота, а в третьем, четвертом и пятом выглядел не так сильно, как хотелось бы, но в целом круг получился неплохим. Я доволен.
Вопрос: Роберт, вы вновь в тройкесильнейших! Рады снова видеть вас здесь после квалификации!
Роберт Кубица: Да, после нескольких неудачных гонок эта квалификация прошла хорошо и для меня, и для всей команды. Скорость машины была неплохой, но мы все равно немного проигрываем Ferrari и McLaren. Сессия сложилась гладко, разве что в ее ход немного вмешалась погода, поэтому мы старались выложиться на каждом круге, чтобы без проблем пройти в следующую сессию.
Вопрос: Мы видели капли дождя на объективах видеокамер. Что почувствовали гонщитки?
Роберт Кубица: Дождь так и не начался, но во 2-й сессии какие-то капли упали на последние метры главной прямой, однако это ни на что не повлияло.
Вопрос: Выбор шин – в очередной раз мы заметили разницу в поведении двух типов резины…
Роберт Кубица: Для меня все было предельно ясно – вчера мы прикинули, какой тип резины будем использовать, и сегодня придерживались своего выбора. В первой сессии я выехал из боксов на более жесткой резине, а вторую и третью провел на более мягких.
Вопрос: Фелипе, ваши мысли об этой трассе и возвращении после неудачного Гран При Венгрии…
Фелипе Масса: Да, после неудачи всегда приятно оказаться на вершине, особенно если учесть, как именно все произошло в Венгрии, где я столкнулся с проблемой за три круга до финиша, когда победа уже была у меня в кармане. После столь непростого уик-энда я рад приехать в Валенсию и завоевать этот поул. Впрочем, гонка состоится только завтра, и никто не знает, что может произойти, но мы постараемся сделать ее незабываемой.
Валенсия – очень красивое место. Я регулярно приезжал сюда с 2000 года, когда выступал еще в Formula Renault, и своими глазами видел, как рос этот город, как появлялись современные отели, и как создавалась эта приятная атмосфера. Рад, что стартую здесь с первой позиции, надеюсь, завтра нас всех ждет великолепный Гран При.
Вопрос: Фелипе, скажите, где вам удалось создать преимущество?
Фелипе Масса: Уже после первой попытки я подумал, что мне удался довольно неплохой круг, но всегда есть вероятность того, что соперники допустили ошибку или не выложились на 100%. Нужно непременно прибавить, и, как мне кажется, во второй попытке я серьезно улучшил время первого сектора – пожалуй, я проехал его на пару десятых быстрее. Второй и третий сектора также получились неплохими, но поул был завоеван благодаря работе в начале круга.
Вопрос: Перед второй попыткой вы переобулись в более мягкую резину…
Фелипе Масса: Я не был уверен, какой из двух типов резины лучше. Еще утром я не сомневался в шинах soft, но в первых двух сессиях квалификации никак не мог проехать действительно быстрый круг, поэтому в первой попытке использовал эту резину, а во второй переобулся в super soft. Похоже, это решение оказалось верным.
Вопрос: Вас не беспокоит само расположение первой стартовой позиции? Она находится на левой стороне трассы, тогда как правая сторона используется гораздо чаще…
Фелипе Масса: Насколько мне известно, организаторы перенесли ее, и теперь она находится справа. Обычно завоевание поула имеет решающее значение, и чтобы уйти в гонку первым, ты должен стартовать с правильной стороны трассы, а здесь таковой является именно правая сторона. Было бы странно, если бы поул находился слева – в таком случае было бы выгоднее стартовать вторым. Организаторы приняли верное решение, теперь все в порядке.
Вопрос: Льюис, вы довольны собственным результатом и действиями команды на абсолютно незнакомой трассе?
Льюис Хэмилтон: Думаю, мы сработали очень неплохо и приехали сюда полностью подготовленными. У нас действительно хорошая машина, и именно мы являемся главными соперниками Ferrari. Первый ряд стартового поля – неплохая возможность побороться за победу, поэтому я доволен результатом.
Вопрос: Не могли бы вы чуть подробнее рассказать о состоянии трассы? Сегодня некоторые пилоты совершали небольшие ошибки, следовательно, асфальт до сих пор скользкий?
Льюис Хэмилтон: Не думаю, что он скользкий. Уровень сцепления вполне достаточный, но, когда едешь на пределе, легко переступить грань дозволенного. К сожалению, лишь Фелипе в полной мере удалось удержать машину под контролем и завоевать поул, но, как мне кажется, у всех гонщиков возникали схожие проблемы. Каждый блокировал то передние, то задние колеса, стараясь ехать достаточно быстро и в то же время не атаковать сверх меры, каждый пытался найти правильный баланс, нащупать предел. Я не вижу в этом никаких проблем.
Вопрос: Как это может сказаться на ходе гонки? Одно дело заблокировать резину на единственном быстром круге, и совсем другое – на длинной дистанции с множеством жестких торможений…
Льюис Хэмилтон: Да, на этой трассе тормоза испытывают суровые нагрузки – уверен, кто-то из гонщиков непременно столкнется с проблемами, но у нас все должно быть в порядке. Завтра все будет зависеть от шин – необходимо как можно дольше поддерживать их в рабочем состоянии, но, повторюсь, у нашей команды проблем быть не должно.
Вопрос: Роберт, скорее всего, вы рады возвращению в тройку сильнейших впервые с Гран При Канады, где для вас все закончилось победой…
Роберт Кубица: Конечно, стартовать третьим гораздо приятнее, нежели пятым или седьмым. Сессия прошла без проблем – и вот результат. Машина вела себя гораздо лучше, но следует помнить, что и в Венгрии я стартовал отнюдь не с последнего ряда, поэтому главное – не повторить те же ошибки в завтрашней гонке. Трасса довольно скользкая, по крайней мере, для нашей F1.08 – возможно, мы должны каким-то образом повысить уровень сцепления с асфальтом, и здесь работа с шинами, как отметил Льюис, выйдет на первый план.
Вопрос: Насколько трудно выступать, когда состояние самой трассы вызывает вопросы?
Роберт Кубица: Я полностью уверен в этой трассе, хотя не использовал симулятор и прежде, чем сесть за руль, лишь один раз погулял по ней в четверг. В пятницу мне потребовалось всего пять кругов, чтобы найти точки торможения, в каждой сессии я ехал ровно и без ошибок. Разумеется, условия постоянно меняются – к примеру, сегодня ветер дул в совершенно противоположном направлении, нежели вчера, что немного повлияло на баланс машины. Уровень сцепления с асфальтом тоже стал иным – вчера он значительно улучшился, но прошедший дождь смыл всю накатанную резину – в общем, есть множество постоянно меняющихся факторов, к каждому из которых нужно быстро приспосабливаться.
Вопрос: Этих факторов больше, чем обычно?
Роберт Кубица: По крайней мере, они меняются очень быстро, что может оказать серьезное влияние на поведение машины вне идеальной траектории. Приходится адаптироваться и придерживаться той линии, которую выбирает большинство гонщиков, поскольку там больше накатанной резины. Впрочем, далеко не все машины едут по одной траектории, к тому же, вчера у нас были проблемы с первым сектором – похоже, мы просто достигли предела своих возможностей.
Вопрос: А обгоны? Гонщики говорят, что выход за пределы идеальной траектории делает атаку сложной вдвойне…
Роберт Кубица: Да, здесь есть несколько мест для атаки, к примеру, участок в конце длинной прямой или отрезок трассы перед семнадцатым поворотом. Но когда разница в скорости минимальна, обогнать практически невозможно. Если бы уровень сцепления был везде одинаков, атаковать было бы намного легче, а так вне траектории слишком грязно, что еще больше осложняет задачу.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Роберт, прежде всего, повторения каких ошибок вы хотите избежать, и чем вы можете объяснить свой результат? Дело в трассе, или в машине?
Роберт Кубица: Что касается первой части вопроса – не секрет, что в Венгрии мы перестарались с уровнем давления в шинах. К сожалению, эта ошибка коснулась всех трех комплектов резины. На первом отрезке дистанции я надеялся, что после пит-стопа все проблемы исчезнут сами собой, но вместо этого ситуация только ухудшилась. Думаю, здесь все понятно, и подобное больше не повторится. А чем объяснить успех? Лично я не вижу никакой разницы – в Венгрии я квалифицировался четвертым, сегодня завоевал третью позицию, да и машина за последние несколько недель нисколько не изменилась. Все дело в том, что в квалификации мы всегда стараемся показать максимально возможный результат, и нам практически всегда это удается, а вот в гонке начинаются проблемы – если ты теряешь сцепление и начинаешь скользить, твой темп может оказаться далеким от темпа лидеров.
Вопрос: (Джеймс Аллен – ITV) Мне хотелось бы узнать у Льюиса и Фелипе, как прошли первые две квалификационные сессии. Судя по всему, двум топ-командам потребовалось некоторое время, чтобы войти в нужный ритм, ведь сегодня на первых строчках протоколов мелькали совершенно непривычные фамилии…
Фелипе Масса: Да, это было довольно странно, но обычно мы начинаем квалификацию на уже прикатанной резине, и поэтому заранее предполагали, что окажемся не на первых ролях. На свежем комплекте я проехал неплохой круг и сразу поднялся на вторую строчку, а в следующей сессии моя попытка получилась неудачной, и пришлось снова менять шины... К счастью, в подобной ситуации оказались не мы одни: все команды удивлялись результатам соперников и особенно времени Себастьяна Феттеля – он был очень быстр, и именно это обстоятельство заставило многих перейти на второй комплект свежей резины. Впрочем, я сам сработал не лучшим образом, и мне в любом случае пришлось бы выезжать на очередную попытку, чтобы гарантированно попасть в первую десятку.
Льюис Хэмилтон: Для меня первая сессия прошла довольно гладко – я проехал всего один быстрый круг и долгое время занимал первую строчку протокола. Мне не нужно было второй раз покидать боксы, я сделал свое дело, а поскольку состояние полотна улучшалось, все поехали быстрее. Вторая сессия преподнесла настоящий сюрприз – я переобулся в более мягкую резину, но не смог серьезно превзойти показанный ранее результат, тогда как соперники тут же вырвались вперед, причем со значительным преимуществом. Пришлось использовать еще одну попытку, хотя, как оказалось, в этом снова не было необходимости.
Вопрос: (Томас Рихтер - TV Nova) Фелипе, как вам удалось оправиться от тяжелого разочарования трехнедельной давности? Летний отдых способствовал этому, или нет?
Фелипе Масса: Нет, отдых тут не при чем, поскольку после столь неудачного уик-энда ты хочешь вновь выйти на старт, чтобы добиться иного результата. Иногда поражения мотивируют, и даже в эти три недели перерыва я постоянно контактировал с командой, ведь мы вместе тяжело переживали это поражение. Да, за рулем той машины был я, но это машина Ferrari, принадлежащая людям, которые работали над ней. Разочарование было общим, и оттого сегодняшний результат вдвойне приятен. Это само по себе достижение, и я надеюсь, завтра мы выступим не хуже.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Льюис, вместе с Фелипе вы стартуете из первого ряда. В Венгрии он провел потрясающий обгон – как вы считаете, есть шанс отыграться?
Льюис Хэмилтон: Я уже говорил – вторая позиция сулит неплохие возможности. Неизвестно, как пройдет старт, и стоять на чистой или грязной стороне трассы… Не думаю, что здесь вообще можно говорить о какой-то стороне. Главное – хорошо начать гонку. Разумеется, я постараюсь сразу же атаковать Фелипе, но если не смогу приблизиться на достаточное расстояние, то предпочту сохранить позицию.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Второй вопрос для всех – мы слышали о каких-то проблемах с асфальтом на пит-лейн. Не могли бы вы пояснить, в чем дело?
Льюис Хэмилтон: Что касается пит-лейн, я не вижу здесь сколь-нибудь серьезных проблем, по крайней мере, для нас.
Текст: Валерий Карташев