Участники: Ярно Трулли (Toyota), Фелипе Масса (Ferrari), Рубенс Баррикелло (Honda), Льюис Хэмилтон (McLaren Mercedes)
Вопрос: Вопрос ко всем: каковы ваши впечатления от трассы и Валенсии?
Ярно Трулли: Пока все хорошо – здесь тепло и солнечно. Трасса выглядит очень неплохо, но нужно войти в ритм уик-энда, чтобы понять её характер. Впрочем, она довольно хорошо обустроена, и атмосфера на трибунах должна быть просто великолепной, ведь мы находимся в Испании, где, разумеется, очень много испанских болельщиков.
Рубенс Баррикелло: Я уже влюблен в эту трассу. Как мне кажется, конфигурация, покрытие, асфальт просто фантастические, все очень, очень хорошо подготовлено. Единственное, что не понравилось, это приказ полисмена повернуть направо – мой отель находится в пяти минутах ходьбы, но на дорогу ушло целых полчаса, поскольку пришлось ехать почти до самой Барселоны и возвращаться обратно. В этом плане они чего-то не учли, а в остальном все очень неплохо.
Вопрос: Вы надеетесь, что отныне на дорогу от отеля до трассы будет уходить меньше времени?
Рубенс Баррикелло: Я надеюсь, что в воскресенье смогу уложиться в двадцать минут.
Вопрос: Фелипе, ваше мнение?
Фелипе Масса: Это действительно впечатляет – по-моему, трасса совершенно не похожа на привычные автодромы. Отдельными поворотами она напоминает Монако, но здесь есть и несколько длинных прямых, как в Бахрейне. Завтра асфальт будет грязным, но постепенно ситуация изменится к лучшему. Мне нравится этот город, надеюсь, гонка придется по душе и нам, и фанатам.
Вопрос: Льюис, что думаете вы?
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, мне приятно оказаться в Валенсии – в 2006 году я выступал здесь в GP2, но, если не считать прошлогоднюю презентацию нашей машины, впервые попал в город. Организаторы поработали на славу – трасса выглядят потрясающе, и я с нетерпением жду завтрашнего дня, чтобы опробовать её в деле.
Вопрос: Ярно, в предыдущих Гран При пилоты Toyota дважды поднимались на подиум. Чего вы ждете от оставшихся гонок? Готовятся ли какие-нибудь новинки?
Ярно Трулли: Думаю, в этом году команда сработала очень хорошо. Мы неплохо начали сезон и постоянно совершенствовали машину – этот процесс продолжается, я уверен, что до конца сезона мы сможем показать серьезные результаты. На отдельных трассах вроде Венгрии и Маньи-Кур мы были очень конкурентоспособны, на других столкнулись с трудностями, но в квалификации всегда сражались за места в первой десятке, а в гонке регулярно претендовали на очки. Наша цель – закончить сезон на четвертом месте в Кубке Конструкторов.
Вопрос: Стоит ли ждать каких-то новинок?
Ярно Трулли: Да, даже в этой гонке. Команда уже работает над машиной для следующего сезона, но продолжает совершенствовать существующую, ведь борьба за четвертое место очень упорная.
Вопрос: Вы останетесь в команде на следующий год?
Ярно Трулли: У меня есть контракт – уверен, я проведу с Toyota еще один сезон.
Вопрос: Рубенс, перед гонкой в Венгрии Honda серьезно доработала машину, но как обстоят дела с дальнейшим прогрессом?
Рубенс Баррикелло: Думаю, о каких-то принципиально новых разработках речь уже не идет, но нам необходимо оптимизировать многие элементы. Для Венгрии мы подготовили новую заднюю подвеску, но из-за нехватки времени не смогли дожным образом ее протестировать, и еще раз убедились в том, что впереди еще много работы. В команде отличная атмосфера, наши инженеры делают всё, чтобы улучшить RA108, несмотря на серьезную подготовку к следующему сезону. C нетерпением жду продолжения чемпионата, ведь на некоторых трассах нам по силам набрать еще несколько очков.
Вопрос: После Гран При Венгрии в газетах появились сообщения о том, что в следующем году Фернандо Алонсо перейдет в Honda. Что в таком случае будете делать вы?
Рубенс Баррикелло: Думаю, Honda вела переговоры с Фернандо, но это пока не факт, лично я никогда не был так доволен своим местом в команде. Я ушел из Ferrari потому, что не мог делать то, что хотел – в Honda у меня есть такая возможность, но нет достойной машины, поэтому приходится ждать своего шанса. Скажу откровенно – как только я почувствую, что еду медленнее, чем в своей первой гонке, то сразу повешу шлем на гвоздь. Мы постоянно ведем переговоры, я общаюсь со всеми командами и хочу продолжить карьеру.
Вопрос: Фелипе, вы уже справились с разочарованиями прошлой гонки?
Фелипе Масса: Конечно. Нужно двигаться вперед, думать о семи предстоящих Гран При – будет разыграно семьдесят очков, и нам необходимо сделать всё, чтобы наверстать упущенное. Было бы здорово выиграть ту гонку, но неприятности иногда случаются, и главное – мы по-прежнему очень сильны, ведь в квалификации машина позволяла бороться за поул. Тогда мой круг получился не слишком удачным, но в гонке мы продемонстрировали всю свою скорость, доказали, что способны продолжать борьбу.
Вопрос: Проблемы с темпом на первом круге остались в прошлом?
Фелипе Масса: Думаю, да. В Венгрии, во второй части квалификации, мне удался очень быстрый круг, но в следующей сессии я попал в трафик и не смог показать хороший результат, а когда конкуренции столь высока, любая проблема может стоить поула. Я упустил свой шанс, но был рад стартовать третьим, а не вторым, поскольку это позволяло мне атаковать на старте.
Вопрос: Льюис, вы говорили, что стабильность – ключ к победе. Почему в этом сезоне претенденты на титул выступают не так ровно, как в прошлом году?
Льюис Хэмилтон: Не помню, чтобы я говорил нечто подобное, но вряд ли мои мысли будут отличаться от ваших. Мы атакуем по максимуму, и сейчас борьба гораздо более плотная, чем год назад. Команды работают на пределе, в такой ситуации легко совершить ошибку. Эксперименты с машиной, незнакомые трассы – в принципе, ничего нового, но в прошлом году…я вспоминаю результаты первых девяти-двенадцати гонок – это было невероятно. Тот сезон мог сложиться несколько иначе, но, как мне кажется, в этом году все выступают примерно на одном уровне, особенно если говорить о лидерах.
Вопрос: В Венгрии вы проехали на сверхмягких шинах довольно длинный отрезок дистанции. Вы остались довольны их поведением? Раньше они быстро изнашивались, удалось что-то изменить?
Льюис Хэмилтон: Нет. Оба типа резины работали практически одинаково, но в тот момент я был обязан перейти на более мягкие шины – кажется, я проехал на них около тридцати кругов, но они без проблем выдержали дистанцию, мне было комфортно.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вопрос к Льюису и остальным пилотам: я только что вернулся с персональной пресс-конференции Фернандо Алонсо, на которой он выразил надежду, что в свете вчерашней катастрофы в испанском аэропорту, пилоты Формулы 1 перед началом свободных заездов почтят память погибших минутой молчания. Пожалуй, вы согласитесь на это, ведь FIA одобрила такой шаг…
Льюис Хэмилтон: Да, я готов выразить свою поддержку семьям погибших и всему народу Испании. Это ужасная трагедия, и я был очень огорчен, когда услышал о ней. Мы находимся в прекрасной стране, в красивейшем городе – надеюсь, произошедшее не омрачит ход уик-энда, и все мы сможем оправиться от потрясения.
Фелипе Масса: В прошлом году подобная катастрофа произошла в Бразилии. Да, мы приехали сюда ради гонок, но сейчас важно поддержать этих людей в тяжелый момент. Мы должны сделать все возможное, чтобы помочь им.
Вопрос: (Питер Уиндзор – Speed Channel) Льюис, в чем причина прокола колеса во время Гран При Венгрии? Говорили, что резина могла быть повреждена при наезде на острый край поребрика или обломок другой машины. Есть какая-то информация?
Льюис Хэмилтон: Я не разговаривал с инженерами на эту тему – если хотите, спросите их самих, но для меня это был обычный прокол, простое невезение. Вряд ли возможно найти точную причину.
Вопрос: (Питер Уиндзор – Speed Channel) Фелипе, надежность моторов Ferrari (стучу по дереву) не вызывала никаких сомнений – даже со сломанной выхлопной трубой во Франции Кими смог финишировать вторым. Что произошло с двигателем вашей машины? Инженеры могли повлиять на ситуацию?
Фелипе Масса: Нет, поскольку такие проблемы случаются раз в десять лет, и если речь идет о заводском браке, уже ничего нельзя сделать. Кроме как в той гонке мы никогда не сталкивались с подобными неполадками, нет смысла что-либо предпринимать.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем: вы довольны зонами безопасности новой трассы?
Ярно Трулли: Трудно сказать, ведь мы не знаем, на какой скорости проходится конкретный поворот. Впрочем, эта трасса безопасна в любом случае – насколько я могу судить, организаторы сделали всё возможное, правда, пока рано делать окончательные выводы.
Рубенс Баррикелло: В Валенсии, как и в Мельбурне, пространство вблизи уличной трассы сильно ограничено. Да, организаторы сработали неплохо, но если у кого-то из пилотов возникнут проблемы в девятом или десятом поворотах – то есть, на мосту – гонку придется остановить. Машина безопасности делу не поможет – нужно будет как-то убрать машину за пределы трассы. Это может стать настоящей головоломкой, но, как сказал Ярно, нам еще только предстоит оценить скорость прохождения круга, и единственный поворот, который вызывает опасения – это первый, поскольку там зоны вылета просто нет. В остальном – никаких проблем.
Фелипе Масса: Да, все выглядит неплохо, нужно лишь оценить ситуацию из кокпита. При хорошем уровне сцепления с асфальтом проблем быть не должно, но если этот уровень окажется недостаточным, пространства в зоне вылета может просто не хватить.
Льюис Хэмилтон: По-моему, организаторы обо всем позаботились.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Льюис, проблемы с отдельными типами резины обусловлены вашим стилем пилотирования?
Льюис Хэмилтон: Нет, почему вы так считаете?
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Судя по проколу в Венгрии и разрушению покрышки год назад в Турции…
Льюис Хэмилтон: Да, проблема в Турции была связана с моим стилем пилотирования, но у инцидента в Венгрии совершенно иные причины.
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) По сравнению с прошлым годом вы изменили свой стиль пилотирования?
Льюис Хэмилтон: Нет.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис и Фелипе, что вы думаете о битве за титул? Что станет ключом к победе?
Фелипе Масса: Главный вопрос – теряешь ты очки, или нет. С самой первой гонки было ясно, что ключом к победе станет стабильность, об этом говорили все, с тех пор ничего не изменилось.
Льюис Хэмилтон: Полностью согласен.
Текст: Валерий Карташев