Участники: Пол ди Реста (Force India), Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso), Серхио Перес (Sauber), Фелипе Масса(Ferrari), Марк Уэббер (Red Bull), Дженсон Баттон (McLaren).
Вопрос: Пол, начнем с вас, если вы не против. Уик-энд в Монако прошел для вас хорошо, обе машины финишировали в десятке. Как складываются ваши отношения с Нико [Хюлькенбергом]? Как вы совмещаете конкуренцию и сотрудничество?
Пол ди Реста: Да, уик-энд в Монако сложился для команды удачно. Если не брать в расчет квалификацию... Мы прорывались вперед, и нам повезло, что некоторые машины не доехали до финиша. Но я считаю это серьезным результатом для команды. Думаю, у нас хорошие отношения с Нико, и, конечно, мы конкурируем друг с другом, но при этом вместе работаем над машиной и чувствуем, что на данный момент лишь немного отстаем от Sauber и Williams. Чтобы их догнать, надо работать. В течение уик-энда надо выжимать максимум из того, что у нас есть, и мы приложим все силы для этого здесь, в Канаде.
Вопрос: Считаете ли вы, что команде лишь необходимо раскрыть потенциал шин Pirelli, или дело не в этом, а, как вы говорите, в работе над машиной? Глядя на Мальдонадо или Серхио, например, в Малайзии, вы не говорили себе «эй, на их месте должны быть мы»?
Пол ди Реста: С шинами все непросто, отрицать не стану, но, думаю, на некоторых трассах мы к ним приспособились, и уже показали неплохие результаты, например, в Бахрейне. Но, по-моему, дело не только в шинах, нам надо лучше понять машину, работать над ее усовершенствованиями. Я уверен в команде, ведь в прошлом году, начиная с середины сезона, модернизация машины шла очень быстро; надеюсь, и в этом году будет так же. Не уверен, что мы выжимаем максимум из нашего шасси, но в этот уик-энд будем снова стараться достичь большего. Здесь немного меньше прижимная сила, и нам это чуть больше подходит.
Вопрос: Вы ожидаете повышения темпов модернизации машины в средней фазе сезона?
Пол ди Реста: Думаю, да. Не секрет, что в начале сезона мы буксовали, но потом быстро пошли вперед. Если нам это удастся... Думаю, в Барселоне мы представили эффективные технические новинки. Очевидно, что в тот уик-энд мы добились неплохого прогресса. Сложно судить, насколько мы продвинулись в Монако, думаю, в следующих гонках это будет нагляднее.
Вопрос: Жан-Эрик, вы здесь уже так долго, что вас можно считать почти канадцем.
Жан-Эрик Вернь: Да, я даже могу изображать местный акцент.
Вопрос: Расскажите, чем вы занимались в последние дни?
Жан-Эрик Вернь: Меня пригласили в замечательный отель Sacacomie к северу от Монреаля. Это тихое место за городом, где я провел несколько дней, отдыхая и занимаясь спортом.
Вопрос: Успели посетить Cirque du Soleil?
Жан-Эрик Вернь: Да, мы с Даниэлем Риккардо были в цирке вчера. Утром заглянули на репетиции, попробовали с ребятами пару трюков, а вечером нас пригласили на представление. Было очень здорово.
Вопрос: И чему вы у них научились?
Жан-Эрик Вернь: Научился взбираться наверх, а еще у них там было такое колесо, в котором приходилось крутиться вверх тормашками. Также были мотоциклы. Здорово, в общем.
Вопрос: Поговорим о гонках. В Монако вы явно выступили неплохо, обогнали Михаэля Шумахера. Приятный был момент, должно быть. Если взять квалификации, то Даниэль опережает вас со счетом 5:1, но вы со счетом 4:1 опережаете его в гонках: насколько верно такое соотношение отражает ситуацию?
Жан-Эрик Вернь: Должен признать, в квалификациях всё оказалось намного сложнее, чем я себе представлял. Но, думаю, постепенно все наладится: скорость у меня есть, и я смогу это показать в ходе гонок. Но в Монако, к сожалению, перед тем, как показать быстрый круг, я чиркнул по отбойнику. Не то чтобы мне не повезло: я просто перестарался, и в результате не смог показать достойный результат. Это лишь вопрос времени, нужно просто слегка расслабиться. Я знаю, что я быстр, и у меня есть машина, способная даже иногда зарабатывать очки. Так что, думаю, со временем все придет.
Вопрос: Я читал ваши слова о том, что Монреаль – ваша любимая трасса, но вы ведь никогда не выступали здесь раньше...
Жан-Эрик Вернь: А как же Playstation? Мне нравится эта трасса. Я много поездил на ней на симуляторах, и получил немало удовольствия. Надеюсь, завтра в реальности будет то же самое.
Вопрос: Серхио, в прошлом году вы проехали здесь лишь три круга. Помните трассу?
Серхио Перес: Не особенно. Я не очень хорошо знаю эту трассу, даже после нескольких кругов, которые я проехал в первой тренировке год назад. Тогда я не смог продолжить из-за последствий аварии в Монако, и после первой тренировки пришлось уехать домой. Надеюсь, нынешний уик-энд сложится лучше. Я думаю, что у нас очень конкурентоспособная машина, и мы сможем побороться за место на подиуме.
Вопрос: Вы тренировались на симуляторе Ferrari?
Серхио Перес: Да, я проехал на нем несколько кругов. Не думаю, что на этой трассе у меня будут проблемы со скоростью, я ведь уже опробовал ее в прошлом году.
Вопрос: Начиная с Малайзии, дела, похоже, идут не совсем так, как ожидалось. В Малайзии вы добились успеха, но продолжения не последовало. Что нужно, чтобы исправить ситуацию?
Серхио Перес: Думаю, надо просто все собрать воедино. Мы довольно быстры, просто после Малайзии нам пару раз сильно не везло. Например, в Китае. Единственная трасса, где нам не хватало скорости – это Бахрейн. У нас тогда сильно стирались шины. Но давайте вспомним остальные гонки: в Барселоне я был четвертым и проколол колесо; в Монако во время квалификации у нас была скорость, позволявшая бороться за победу, но в гонке барахлило рулевое управление, и я просто не мог нормально поворачивать. По-моему, у нас все есть, в том числе и скорость, и теперь нужно лишь немного удачи. Нам слишком не везло в последних гонках.
Вопрос: Фелипе, похоже, в последней гонке дела шли неплохо. Перенесете ли вы этот положительный опыт на остальные этапы сезона?
Фелипе Масса: Я считаю, что гонка в Монако прошла уже лучше, всё сложилось нормально, проблем не было. Мы были быстры с первой же тренировки. Надеюсь, собранные данные помогут добиться прогресса не только в Канаде, но и во всех оставшихся гонках. Мне кажется, уик-энд прошел успешно, хотя не могу сказать, что я очень доволен шестой позицией.
Вопрос: Трасса в Монако весьма специфична. Вам действительно удалось разобраться с какими-то проблемами?
Фелипе Масса: В Монако мы нашли несколько решений, которые, безусловно, сможем использовать и на других гонках. Конечно, городская трасса отличается от большинства остальных, но прошлый Гран При помог нам разобраться с тем, что не удавалось понять прежде. Надеюсь, мы сохраним это направление работы и будем прогрессировать с каждым Гран При.
Вопрос: Считаете ли вы, что канадская трасса хорошо подходит Ferrari?
Фелипе Масса: Пока сложно сказать: здесь много медленных поворотов, но есть и длинные прямые. Судя по предыдущим гонкам сезона, заранее говорить о том, подойдет ли та или иная трасса нашей машине, практически невозможно. Нам нужно прибавить в скорости, но мы работаем над этим с начала сезона. Мы знаем, насколько в Канаде важна высокая максимальная скорость на прямых. Посмотрим, что нас ждет. Предсказать результаты почти невозможно.
Вопрос: Марк, вы выиграли предыдущий Гран При, а вчера занимались интересным делом: как вам понравился скайдайвинг?
Марк Уэббер: Да, я вчера попробовал это впервые в жизни. Это происходило в аэродинамической трубе, поэтому нельзя назвать настоящим скайдайвингом, но было здорово пообщаться с Джоном [ДеВором], феноменальным спортсменом Red Bull из Калифорнии. Он вытворял такое... Он участвовал в съемках «Трансформеров», летал там при помощи костюма-крыла. Просто потрясающе, что эти ребята выделывают. Мы вчера попробовали пару трюков с машиной и парашютом, это было действительно здорово, мне понравилось. Если честно, не знаю, хватило ли бы мне решимости выпрыгнуть из самолета, но мне действительно очень понравилось.
Но лучшее, что со мной произошло после Монако – это мотогонки на острове Мэн. Это абсолютно потрясающее соревнование, которое нужно обязательно посмотреть, если вы любите мотоспорт. И я стал свидетелем очередной победы моего друга, Джона МакГиннесса: они там, конечно, все герои, но Джон показал выдающийся результат, было очень приятно снова видеть его в хорошей форме. Мы с друзьями отлично провели время в прошлое воскресенье.
Вопрос: А сегодня утром участвовали в акции «Безопасность на дорогах»?
Марк Уэббер: Да, я принимал участие в кампании «Безопасность на дорогах», все прошло хорошо.
Вопрос: Вы побеждали в Монако, девять раз участвовали в Гран При Канады. Просто чтобы напомнить: вы были здесь вторым в квалификации в 2010-м, финишировали третьим в 2011-м, и у вас только один сход за все это время. Что вы думаете о гонке в Канаде, вам она нравится?
Марк Уэббер: Да, здесь хорошая комбинация особенностей, больше характерных для городской трассы, с низкой прижимной силой. Конечно, машины будут настроены не так как в Монако, мы будем выжимать из них максимальную скорость. Безусловно, здесь нужна хорошая машина. На этой трассе можно отыграть много времени, или наоборот, потерять – все зависит от того, как сложатся обстоятельства. Мне нравится это кольцо, гонка всегда получается интересной. Многое зависит от случайностей. Надо следить за тем, много ли на обочинах фрагментов отработанной резины, каков износ тормозов, здесь возможны аварии, наверняка будут автомобили безопасности. Это Гран При Канады. Даже у Найджела Мэнселла здесь заглох двигатель на последнем круге (в 1991-м), так что в Монреале всегда возможен драматический поворот событий. С нетерпением жду старта.
Вопрос: Дженсон, если говорить об интриге, то в прошлом году у вас здесь было все: 7-й результат в квалификации, потом, в гонке вы откатились на последнее место, а потом одержали победу. Вы всегда сконцентрированы на квалификации. Но, похоже, в Канаде она не так много значит?
Дженсон Баттон: Вы всегда стараетесь занять максимальную позицию на стартовой решетке, упростив себе задачу в гонке. В Канаде может произойти всё, что угодно. В прошлом году у нас не было проблем с фрагментами отработанной резины на трассе, но возникло много других трудностей. Надеюсь, в воскресенье не будет дождя, но в этом случае за пределами траектории будет очень грязно. Впереди сложная гонка, для которой непросто найти верные настройки.
Вопрос: Будем надеяться, что все пройдет как надо, ведь вы слегка отстаете в чемпионате.
Дженсон Баттон: Честно говоря, я специально не смотрел на турнирную таблицу, но не думаю, что в чемпионате уже определился явный лидер, ведь в этом году много победителей Гран При.
Несколько последних гонок прошли не так, как мы с командой рассчитывали, но ситуация изменится, и мы снова добьемся хороших результатов. В трех последних Гран При я дважды сошел с дистанции и заработал всего два очка. Последние уик-энды оказались неудачными, так что моя цель в Канаде – добыть побольше очков, чтобы вернуться в нормальную колею. Все мы надеемся на победу, но в этом сезоне важно стабильно финишировать в пятерке – это ключ к тому, чтобы оставаться в лидерах по ходу сезона.
Я с нетерпением жду начала уик-энда. У меня связано несколько очень приятных воспоминаний с Монреалем, особенно с прошлогодним Гран При. Кроме того, я хорошо помню гонки 2010-го года и более раннюю (2005-го года), когда стартовал с поула. Посмотрим, что подготовили соперники, и с чем нам придется иметь дело.
Вопрос: Спорткары McLaren GT также выступают неплохо: в прошлый уик-энд они выиграли обе гонки в Наварре. Эти успехи как-то поднимают настрой команды Формулы 1?
Дженсон Баттон: Надеемся! Конечно, эти гонки сильно отличаются от Формулы 1, но ребята весь сезон работают очень напряженно, чтобы быть конкурентоспособными. Да, для McLaren очень важна эта двойная победа в Наварре.
Вопросы с мест
Вопрос (Адриан Хубер – Agencia EFE): Вопрос Фелипе. На прошлой неделе, на открытии магазина Ferrari в Мадриде, Фернандо сказал, что теперь он уверен в том, что вы начнете приносить много очков, бороться за подиумы, и, даже, возможно, за победы. Дает ли это вам дополнительный импульс, и ставите ли вы перед собой более высокие цели в этом сезоне?
Фелипе Масса: Да, конечно. Я намного лучше приспособился к машине. Думаю, вы понимаете, что это сильно помогает вождению, особенно при моем стиле пилотирования. Я действительно стараюсь улучшать результаты, становиться сильнее от гонки к гонке, бороться за очки и даже за победу или место на подиуме. Это моя цель, и я чувствую себя намного увереннее, чем в начале сезона.
Вопрос (Даниэль Бастиан – радио FM103-3): Поскольку в этом сезоне очень высока конкуренция, Дженсон недавно выразил озабоченность, что выиграть гонку сейчас может любой. Разделяют ли другие пилоты его мнение?
Дженсон Баттон: Я имел в виду вот что: болельщики полагают, что каждый из нас может как победить, так и проиграть.
Серхио Перес: Думаю, любой может победить. Никогда не знаешь, что может произойти в гонке, поэтому всегда есть шанс получить приятный сюрприз. Особенно в этом году, когда большинство топ-команд, да и команд среднего звена так близки по результатам, что всегда может произойти что-нибудь неожиданное, как, например, в случае с Пастором Мальдонадо, который одержал победу в Барселоне. Думаю, в течение сезона это может случиться с кем-нибудь еще.
Жан-Эрик Вернь: На самом деле мне нечего добавить. Думаю, что он [Перес] уже все сказал, хотя забыл упомянуть о своем втором месте! Я считаю, что все возможно. Надо только оказаться в нужное время в нужном месте на хорошей машине. Так что да, наверное.
Пол ди Реста: Тут не о чем особенно рассуждать. Наверное, не совсем правильно говорить, что любой может выиграть, но, если угадать с настройками машины, то надо быть готовым к тому, что вы сможете сделать большой шаг вперед.
Фелипе Масса: Я тоже так считаю.
Вопрос (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport): Пара вопросов Фелипе. Первый – о выхлопной системе. Вы с Фернандо будете сравнивать разные версии выхлопной системы, и мне хотелось бы узнать, на что направлена эта работа? Чтобы найти больше прижимной силы, сцепления с трассой, или еще чего-либо? А второй вопрос – связан с вашим недавним интервью: на прошлой неделе, говоря о будущем, вы сказали: «Если я не смогу больше выступать за Ferrari, я займусь чем-то другим». Возможно ли, что мы вас увидим, например, в гонках IndyCar, как Рубенса Баррикелло?
Фелипе Масса: Что касается выхлопной системы, то у нас есть несколько деталей, которые мы хотим опробовать. Важно кое-что выяснить. Трудно сказать, насколько они лучше, надо просто испытать их на трассе.
На самом деле я не говорил того, о чем вы упомянули. Я сказал, что самое главное – думать о сегодняшнем дне, сосредоточиться на конкретной гонке и ее результатах. Надо продолжать выдерживать направление, заданное в прошлой гонке, зарабатывать очки, и, разумеется, после августа мы начнем задумываться о будущем.
Я не говорил, что, мол, «если не останусь в Ferrari, то закончу карьеру». Я сказал: «Если мне придется переходить в слабую команду, возможно, я подумаю о том, чтобы заняться чем-то другим». Я здесь, всегда готов к гонкам, к борьбе за победу, это то, чем я занимаюсь многие годы, и собираюсь вернуться в борьбу за победы и за чемпионат. Я верю в себя, и, как уже сказал, это важно... Сезон начался не так, как хотелось бы, но мне кажется, что ситуация улучшается, и сейчас нужно продолжать в этом же ключе. Если это получится, мне будет намного проще в будущем, пойдет ли речь о том, чтобы остаться в Ferrari или правильно определиться, в какой категории выступать в дальнейшем.
Вопрос (Фредерик Ферре – L’Equipe): Дженсон, вы начали сезон в качестве фаворита McLaren, выиграли первый Гран При, и с тех пор, похоже, лишь боретесь за очки. Можете это объяснить?
Дженсон Баттон: Можем разобрать каждую гонку. Во второй гонке я допустил ошибку, затем в Китае был хороший шанс побороться за победу, и я приехал вторым, что для нынешнего сезона очень хорошо: постоянно занимая вторые места, можно было бы стать лидером чемпионата. Это был очень хороший результат, но в следующих трех гонках все сложилось труднее.
Что-то решалось в воскресенье, но не все. Если вы ставите себя в сложное положение в квалификации, то потом вам может повезти – или не повезти – в первом повороте, особенно на такой трассе, как Монако, и, очевидно, мне не повезло. В этом сезоне очень плотная борьба, и, если вы допускаете ошибку, или что-то идет не так, удача вас покидает, и вы можете не набрать очков вовсе, либо набрать их совсем немного.
В прошлые годы заработать два или три очка, выступая за McLaren, было просто шоком, нынешний же сезон совсем не такой. Если взглянуть на историю автоспорта, можно выделить великие команды, но в этом сезоне вы не сможете назвать великой ни McLaren, ни Ferrari, ни Red Bull. Все очень плотно. Все пошло не так, как я планировал, и как рассчитывала команда, но все изменится, и мы снова добьемся высоких результатов.
Вопрос (Рэнди Филлипс – Montreal Gazzette): Дженсон, возвращаясь к удивительному прошлогоднему Гран При: вы сказали, что это была одна из лучших, а возможно лучшая гонка в вашей карьере. Сколько времени ушло на то, чтобы успокоиться, переосмыслить все, что произошло в то воскресенье?
Дженсон Баттон: На самом деле я мало что помню из событий той ночи, у меня легкая амнезия. На самом деле, как только я добрался до отеля… Знаете, после каждой победы это особое чувство, когда ты пересекаешь финишную линию и первым видишь клетчатый флаг, и празднуешь потом с семьей и с друзьями. Но на этот раз это было нечто по-настоящему особенное. Не хочется говорить, что победа стала шоком, но она была весьма неожиданной после всего того, что случилось в гонке, и потом еще несколько часов чувствовал этот адреналин.
Конечно, я пересматривал запись того Гран При, снова смотрел ее даже в этом году. За десять кругов до финиша невозможно было представить, что смогу выиграть, это был неповторимый уик-энд. Надеюсь, в ближайшие годы будут еще подобные гонки, но такое бывает не слишком часто. Я очень ценю эти воспоминания.
Вопрос (Рэнди Филлипс – Montreal Gazzette): Марк, вы один из шести победителей гонок этого сезона: как получилось, что у нас столько претендентов на победу среди команд и гонщиков, больше, чем когда-либо раньше?
Марк Уэббер: Ну, я не думаю, что на данный момент у нас много топ-команд. Конечно, все очень близки по скорости, все зависит от трассы, от погоды, от гонщика. Поэтому и результаты другие, другие гонщики на подиумах и другие победители в отличие от того, что мы наблюдали раньше. По-моему, некоторые команды, такие как Ferrari, Williams и Sauber, в прошлом году не самым эффективным образом использовали возможности технического регламента и медлили с внедрением «выдувных» диффузоров, но в этом сезоне подтянулись к тем, кто успешно развивал эту идею – к McLaren и Red Bull. Как-то так.
Вопрос (Жюльен Фебро – L’Equipe ): Марк, на данный момент вы сравнялись в чемпионате с вашим напарником. Не боитесь ли вы, что эта ситуация может породить определенное напряжение в команде, как было в 2010-м, или вы считаете, что команда сделала выводы и сумеет с этим справиться?
Марк Уэббер: Хорошо, когда есть такая проблема.
Вопрос (Джон Лу – TSN Canada): Вопрос к тем из вас, кто уже бывал в Монреале, на этой трассе. У нас всегда хорошей традицией был День открытых дверей, но на этот раз из-за внешних обстоятельств он отменен. Каковы ваши чувства по поводу того, что болельщики лишены возможности непосредственного общения с вами, как это было в прошлые годы?
Марк Уэббер: Мы расстроены ситуацией вокруг гонки. Гран При Канады входит в тройку лучших уик-эндов сезона. Болельщики, пилоты, механики, фотографы – все приезжают сюда с удовольствием. Это один из лучших городов, принимающих гонки Формулы 1. Многие годы мы все получали положительные эмоции от приезда в Монреаль, а Гран При Канады всегда проходил в дружественной атмосфере.
Я не в курсе сложившейся ситуации, но мне говорили, что некоторые студенты решили заявить о себе через Формулу 1. Я не могу назвать это нормальным, и, к сожалению, из-за этого болельщики не смогли попасть сегодня на трассу. Я уверен, уик-энд пройдет без проблем, мы сделаем всё возможное, чтобы гонка получилась успешной.
Фелипе Масса: Я видел сегодня болельщиков, студентов, многих молодых людей, которым нравится Формула 1. Надеюсь, ситуация не будет развиваться по негативному сценарию. Обидно, что такое вообще стало возможным. Мы хотим, чтобы болельщики получили удовольствие от гонки, чтобы ничто не омрачало им праздник.
Дженсон Баттон: Уик-энд в Монреале всегда занимал особое место в Формуле 1. Послушайте местные радиостанции – все они рассказывают о Гран При. Надеюсь, мы проведем отличный уик-энд и продемонстрируем болельщикам, которые придут на нас посмотреть, отличное шоу. Полагаю, – и не только потому, что я выиграл этот Гран При год назад – у зрителей остались приятные воспоминания о прошлом сезоне, и о гонках, проходивших в Канаде в предыдущие годы. Монреаль буквально преображается в дни гоночного уик-энда. Надеюсь, в этом году всё будет, как всегда.
Вопрос (Паоло Яньери – Gazzetta dello Sport): Марк, FIA объявила незаконной версию днища, которое Red Bull использовала в последних гонках. Скажется ли это как-то на ваших последующих результатах, и что вы ответите людям, которые будут говорить, что вы с Себастьяном выиграли гонки на машинах, не соответствующих регламенту?
Марк Уэббер: Отвечу на первую часть вашего вопроса. Меня не интересует, будет или не будет изменено днище, и, как гонщику, мне кажется, что никакой разницы я не почувствую. Возможно, вы мне не поверите, но к Валенсии, независимо от изменений в правилах, мы подготовили несколько новинок, и в днище RB8 уже не будет отверстий.
Что касается обвинений в том, что я победил на машине, не соответствующей регламенту: в мой адрес в разное время звучали разные слова, и я готов выслушать критику по поводу моих выступлений и все такое, но в данном случае упреков не принимаю. Если честно, это меня оскорбляет, поскольку машина прошла все технические инспекции, и ни одна команда, критично настроенная против RB8, не подала протест в Монако.
Теперь в правила внесены изменения. Наша машина соответствовала техническому регламенту в первой половине сезона, а сейчас конкретное положение регламента было изменено – значит, все начинается сначала.
Вопрос (Ливио Ориккио – O Estado de Sao Paulo): Марк, гонщики Red Bull здесь еще не выигрывали ни разу, даже в сезоне, когда они побеждали практически везде. Это связано с какими-то особыми обстоятельствами, или эта трасса просто не подходит вашей машине?
Марк Уэббер: Похоже, что в 2009-м и в 2010-м годах наша машина не лучшим образом вела себя на трассах с низкой прижимной силой. Red Bull Racing конкурентоспособна в последние два, три или четыре сезона, но победа в Монреале нам пока не давалась. Себастьян был близок к ней в прошлом году, но потерял концентрацию в самом конце, чем тут же воспользовался Дженсон.
Судя по тому, как прошло начало сезона, на этот раз у нас есть все шансы. В прошлом году на скоростных трассах в Спа и в Монце мы были очень сильны, на самом деле даже сильнее, чем на других автодромах, хотя я не стал бы делать из этого далеко идущих выводов. Думаю, что здесь нет универсальной формулы. Мы уверены в себе, но не зациклены на этой уверенности. Всех ждет сложная гонка, и я помню, что Фернандо Алонсо был последним, кто победил здесь на машине, с двигателем Renault, поэтому наши поставщики моторов очень хотят вновь добиться успеха. Renault Sport F1 вместе с Red Bull много добились, так что было бы неплохо пополнить нашу коллекцию трофеев. Но повторюсь, хорошо, когда есть такая проблема: одержать столько побед на большинстве трасс по всему миру - кроме Канады. Когда ставишь перед собой высокие цели, не всегда получаешь нужный результат.
Вопрос (Ливио Ориккио – O Estado de Sao Paulo): Вопрос ко всем. Чемпион мира Жак Вильнёв назвал нынешнее поколение гонщиков «папенькиными сынками»…
Дженсон Баттон: Давайте я скажу. Жак весьма оригинален в своих высказываниях, но вы ведь тоже вырвали его слова из контекста. Самая важная часть того интервью была о безопасности и о том, что в 70-е гонщики больше рисковали и чаще погибали. Думаю, он имел в виду, что сейчас гонки и трассы стали безопаснее. Также он комментировал маневр Нико против Льюиса в Бахрейне и посчитал его некорректным. Вот о чем он говорил. Но для вас же вполне нормально вырвать цитату из контекста.
Вопрос (Минеоки Ионея – La Vie Creative): Можно спросить вас о ваших шлемах? Как и где вы решили, какую использовать цветовую схему, и есть ли у вас какие-то любимые детали оформления?
Марк Уэббер: Я придумал свой шлем, сидя в классе в школе. Был скучный урок, поэтому я сидел и рисовал шлем. Я даже помню, как звали учительницу. Ей не нравилось то, чем я занимался, но у меня появилось несколько идей насчет того, как использовать цвета австралийского флага. Наверху я использовал зеленый и золотой – это спортивные цвета Австралии. Сейчас я убрал почти весь зеленый, потому что в Red Bull не очень любят этот цвет, но это мало что изменило. Я бы хотел оставить все так, как есть. Может, дизайн и не супер, но я сам его придумал, он мне близок, с ним я начал карьеру, с ним и закончу.
Дженсон Баттон: Моя история начинается в 1994-м. Рисовал не я, это сделал кто-то другой, и с годами дизайн менялся, но осталась основная идея с британским флагом на задней части шлема. Сбоку появились буквы JB – это, конечно, мои инициалы. Год за годом я менял цвета и сейчас вернулся к стандартному варианту, который мне нравится.
Фелипе Масса: Дизайн моего шлема достался мне от отца. Он участвовал в гонках ради забавы, только у него были другие цвета. Он использовал синий и оранжевый, а я их заменил на синий, желтый и зеленый, цвета моей страны, и с тех пор ничего не менял. Конечно, он становится все более ярким, но остается очень похожим на то, с чего я начинал. Я считаю, что шлем – это лицо гонщика, поэтому не люблю менять оформление, он должен быть таким же, как и в начале карьеры. Так что я просто поменял цвета отцовского шлема, но использую его дизайн, и мне это очень нравится.
Перевод: Дмитрий Черепович