Участники: Роман Грожан (Lotus), Шарль Пик (Marussia), Пастор Мальдонадо (Williams), Марк Уэббер (Red Bull Racing), Льюис Хэмилтон (McLaren), Михаэль Шумахер (Mercedes)
Вопрос: Роман, расскажите о вашем опыте выступлений в Монако…
Роман Грожан: Во-первых, в Монако чувствуешь себя несколько иначе – особая трасса, особая гонка. Для меня она почти домашняя, поскольку Франция совсем рядом – надеюсь, на трибунах будет немало сине-бело-красных флагов. Я побеждал здесь в GP2 в 2009-м, в прошлом году провел неплохую гонку, стартовав двадцать шестым и финишировав четвертым, однако случались и аварии. Посмотрим, как все выглядит из кокпита Формулы 1 – уверен, намного лучше, так что я с нетерпением жду начала уик-энда!
Вопрос: На некоторых трассах вы выступаете чуть лучше, чем на других. Монако может оказаться из их числа?
Роман Грожан: Мне нравится трасса, посмотрим, что получится. Конфигурация не похожа на другие автодромы: если ты быстр в скоростных поворотах, то понимаешь, что так или иначе справишься, однако здесь асфальт весьма неровный, его состояние по ходу уик-энда заметно меняется. Приходится адаптироваться, причем весьма оперативно, так что будет интересно взглянуть, чем всё это закончится. Мы постараемся как можно лучше настроить машину и заработать максимально возможный результат для меня и команды – много очков, а может даже нечто большее.
Вопрос: Вас поддерживает немало соотечественников, и для Франции это, пожалуй, первый реальный шанс выиграть гонку за последние несколько лет…
Роман Грожан: Ха-ха! Последним французом, побеждавшим в Монако, был Оливье Панис в 1996 году. Да, было бы здорово услышать Марсельезу в воскресенье вечером, но сперва нужно сработать по максимуму. В любом случае, поддержка со стороны болельщиков всегда помогает и вызывает особые ощущения, когда выезжаешь на трассу или просто участвуешь в параде пилотов.
Вопрос: Пастор, чем вы занимались после гонки в Барселоне? Вы были в Венесуэле? Как отреагировали там на вашу победу? Вы приезжали на базу Williams?
Пастор Мальдонадо: Да, я приезжал на базу команды, где провел несколько замечательных дней вместе с нашими сотрудниками и смог поработать с инженерами. После восьми лет без побед можете представить, какую реакцию вызвал недавний успех! Приятно начать выигрывать гонки, команда и я выкладываемся по максимуму и настроены весьма оптимистично!
Вопрос: В Монако вы выступали очень неплохо. Можно ли назвать вас специалистом по этой трассе?
Пастор Мальдонадо: Я всегда хорошо выступал в Монако, в GP2 и в Мировой серии, в прошлом году ехал шестым, но добиться успеха здесь очень непросто. На этой трассе многое зависит от трафика и прочих факторов, по ходу уик-энда состояние асфальта заметно меняется, и к этому нужно быть готовым. Я сделаю всё возможное и надеюсь, что буду конкурентоспособен. Посмотрим.
Вопрос: Первая победа снизила прессинг?
Пастор Мальдонадо: Приятно одержать первую победу, но повторить этот результат крайне сложно. Разница в результатах команд сейчас настолько мала, что любая мелочь имеет значение. Нужно собрать все факторы воедино, чтобы сделать шаг вперед. В Williams отлично справляются со своей работой, сотрудники команды невероятно мотивированы и делают всё возможное – атмосфера очень позитивная, но нам нужно добиться большего от машины. Пока она не на 100% хороша и мы не лидеры чемпионата, но отставание не так уж велико. Нужно двигаться вперёд шаг за шагом, и тогда всё обязательно получится.
Вопрос: Шарль, вы побеждали в Монако в GP2 и Мировой серии, но можете ли представить, каково ехать по этой трассе за рулем Формулы 1? Насколько велика разница?
Шарль Пик: Отличия, определенно, будут, но трасса останется прежней. Для меня это первый опыт выступления в Монако за рулем Формулы 1, трасса не прощает ошибок – нас ждет очень интересный уик-энд. Посмотрим, каким окажется наш темп, ведь улицы княжества не похожи ни на один автодром…
Вопрос: Для вас начало года получилось непростым, вы, по сути, не участвовали в зимних тестах. Как прошла первая четверть сезона?
Шарль Пик: В целом неплохо. Наша задача – дорабатывать машину от гонки к гонке, мы с этим справляемся и должны и впредь выкладываться по максимуму. Мне пришлось многому научиться, без тестов первые несколько этапов прошли очень непросто, но я сделал все, что мог, и с каждым разом чувствовал себя все более подготовленным. Нужно продолжать в том же духе.
Вопрос: Марк, вы наверняка помните свой первый подиум в Монако. Для вас эта трасса особенная, не так ли?
Марк Уэббер: Конечно. Я побеждал здесь в Формуле 3000, несколько раз поднимался на подиум и уже в Формуле 1 выиграл Гран При 2010 года. Фантастическая трасса и невероятный уик-энд!
Правда, для механиков, журналистов и прочих действующих лиц он всегда связан с серьезными нагрузками, но потрясающе, что мы по-прежнему проводим гонку на этих узких улочках, и что она неизменно популярна среди гонщиков! С нетерпением жду возможности выехать на трассу – здесь всегда интересно гоняться, и завтра мы, наконец, приступим к делу.
Вопрос: Формула 1 давно не видела сезонов, подобных нынешнему – он складывается совершенно непредсказуемо. Для вас это хорошо или плохо?
Марк Уэббер: Все зависит от подхода – тем, кто привык к сценариям предыдущих сезонов, потребуется время, чтобы переключиться. Сейчас ни у одной из команд нет заметного преимущества, и многим болельщикам это нравится. Если вам нужно множество конкурентоспособных участников – вы пришли по адресу, и это, пожалуй, здорово, но посмотрим, чем всё закончится. Думаю, сильнейшие команды сохранят скорость вплоть до последней гонки.
Вопрос: Михаэль, вы получили штраф с потерей пяти мест на старте. С другой стороны, в 2006-м вам уже доводилось стартовать здесь из последних рядов, и вы сами видели прорыв Льюиса Хэмилтона две недели назад в Барселоне… Что вы чувствуете в преддверии этой гонки?
Михаэль Шумахер: Думаю, в целом мы должны быть конкурентоспособны на этой трассе, ее конфигурация должна подходить нашей машине. В свое время мне приходилось стартовать в Монако последним и финишировать пятым. Посмотрим, чего мне удастся добиться в квалификации, и тогда станет ясно, с какой позиции я буду стартовать. Поскольку я оштрафован, идеальной ситуацию не назовешь, но не сомневаюсь - нас ждет увлекательная гонка.
Вопрос: В Монако у вас больше побед, чем у других действующих гонщиков. Как вам удается быть здесь настолько быстрым?
Михаэль Шумахер: Монако – уникальная трасса. Чтобы добиться успеха, нужно по-настоящему хорошо чувствовать машину, все факторы должны удачно совпасть. Это важно в любой гонке, но здесь может дать больший эффект. И если найти правильный ритм, вы сможете улучшить время более заметно, чем на других трассах, потому что гонка в Монако настолько сложная, что важен любой нюанс.
Вопрос: Я как раз собирался спросить, играет ли здесь мастерство гонщика большую роль, чем на любой другой трассе…
Михаэль Шумахер: В конечном итоге, именно так.
Вопрос: И вы с нетерпением ждете гонки?
Михаэль Шумахер: Определенно.
Вопрос: Льюис, потрясающее выступление две недели назад в Барселоне. Вам понравилась гонка? Вы говорили, что собираетесь просто насладиться борьбой…
Льюис Хэмилтон: Добрый вечер! Да, я остался доволен работой команды и своим выступлением в предыдущей гонке. Я рассчитывал прибавить, и, судя по всему, мы добились заметного прогресса.
Вопрос: Вы финишировали во всех прошедших гонках и сейчас уступаете лидеру чемпионата всего восемь очков. И если кто-то и выступает стабильно, то вы регулярно зарабатываете очки. Но можно ли сказать, что сезон в целом складывается неровно?
Льюис Хэмилтон: Для нас?
Вопрос: Для гонщиков в целом...
Льюис Хэмилтон: Не знаю, можно ли назвать его неровным… В принципе, да – из-за шин. Иногда удается вывести их в эффективный режим, иногда – нет, и командам трудно понять, почему резина то работает, то нет. Впрочем, ситуация одинакова для всех, и болельщикам, судя по всему, это нравится. Я заметил, что многие интересуются, как в пяти прошедших гонках оказалось пять разных победителей, и фанаты, с которыми мне доводилось встречаться, в один голос называют сезон фантастическим – надеюсь, так будет и дальше.
Вопрос: Испытываете ли вы досаду от того, что уже не раз квалифицировались на поуле, демонстрировали быстрейшие круги, но пока так и не выиграли гонку?
Льюис Хэмилтон: Я не расстроен, в гонках такое случается. Если посмотреть на квалификационные результаты, то станет очевидно, что в гонках нам хотелось бы добиться большего. Мы должны прогрессировать, если хотим сохранить то положение, в котором находимся сейчас или подняться выше. Пока мы неизменно финишировали чуть ниже, чем стартовали, но команда делает все возможное, чтобы переломить ситуацию.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос для Пастора. Насколько трудно было потушить пожар, возникший в боксах команды сразу после финиша гонки в Барселоне, и насколько сложно было подготовиться к предстоящему этапу?
Пастор Мальдонадо: После пожара мы делали всё, чтобы компенсировать потери. Команда сработала великолепно, мы на 100% обеспечены всем необходимым и снова готовы выложиться по максимуму. Должен сказать, наши сотрудники работали, не жалея сил, и действительно постарались на славу!
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Вопрос ко всем. Считаете ли вы, что в воскресенье мы увидим уже шестого победителя гонки по ходу нынешнего сезона? И для всех, кроме Пастора – может быть, именно вы окажетесь этим шестым?
Марк Уэббер (после паузы): Да, вариант с шестью разными победителями вполне возможен – почему бы и нет? И было бы здорово, чтобы шестым оказался я – уверен, все ответят так же.
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Хотелось бы, чтобы все, кроме Пастора, оценили свои шансы на победу…
Михаэль Шумахер: Уверен, многие из присутствующих могли бы выиграть эту гонку. Вполне естественно, что каждый хочет оказаться этим шестым победителем…
Льюис Хэмилтон: Соглашусь с Михаэлем. Есть и другие участники, способные побороться за победу, конкуренция крайне высока, так что шансы есть у всех, особенно здесь, в Монако, где роль гонщика особенно заметна. Машина, которая не вполне конкурентоспособна в Барселоне, здесь может поехать чуть быстрее, так что…
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Роман, как вы оцениваете свои шансы?
Роман Грожан: Сложно судить, поскольку мы еще не работали на трассе, но я хотел бы финишировать первым.
Вопрос: Шарль?
Шарль Пик: Да, в этом году конкуренция особенно острая, но нашей скорости пока недостаточно для борьбы за победу, так что мы должны сосредоточиться на собственном прогрессе.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Пастор, вы сказали, что Williams работала, не жалея сил, стараясь компенсировать ущерб от пожара в Барселоне. Многие команды пришли к вам на помощь, но скажите, насколько тот инцидент может сказаться на нынешнем уик-энде, если учесть, что в огне было утрачено практически все оборудование?
Пастор Мальдонадо: Да, инцидент крайне досадный. В тот момент мы как раз находились в боксах, я беседовал с Фрэнком Уильямсом и, честно говоря, здорово испугался. Спасибо всем командам, помогавшим нам тушить пожар! Как я уже говорил, наши сотрудники работали день и ночь, чтобы подготовиться к этой гонке. Времени оставалось немного, каких-то полторы недели, и я хотел бы отдельно поблагодарить команды, предоставившие нам кое-какое оборудование для нынешнего уик-энда…
Вопрос: (Пьер ван Влье – F1i.com) Льюис, насколько я понял, вы недавно переехали в Монако. Каково это – гоняться у себя дома? Возможно, Михаэль и Пастор тоже могли бы ответить на этот вопрос, ведь они давно живут в Княжестве…
Льюис Хэмилтон: Мне здесь нравится. Здорово, что утром можно проснуться в собственной кровати, перейти через дорогу и оказаться на работе. Сегодня я впервые оказался в такой ситуации, и это наверняка поможет по ходу уик-энда. Раньше я жил в Швейцарии, и мне там нравилось, но Монако – совершенно другое место, и мне здесь даже комфортнее.
Михаэль Шумахер: Живя здесь, ты не только гоняешься у себя дома, но и имеешь возможность наблюдать, как сооружается трасса, как история рождается у тебя на глазах, и когда наступает момент выезда из боксов, ты чувствуешь все это вдвойне сильнее.
Пастор Мальдонадо: Соглашусь с Михаэлем и Льюисом. Приятно жить и гоняться здесь, кроме того, я могу поспать чуть дольше, и это тоже здорово!
Вопрос: (Марко Дегл'Иносенти – La Gazzetta dello Sport) Михаэль, в одной из немецких газет я прочел слова Росса Брауна о том, что команда во многом виновата в ваших трудностях. Не уверен, что я правильно перевел эту фразу с немецкого, но смысл был в том, что в Mercedes не смогли предоставить вам достаточно быструю машину. Вы согласны с Россом?
Михаэль Шумахер: Скорее, я не согласен с вашим переводом. У нас достаточно быстрая машина, и если вспомнить, в какой форме была команда в прошлом году, мы действительно сделали заметный шаг вперед и доказали, что способны выигрывать гонки. Да, мне откровенно не везло, но мы одна команда, одна большая семья, мы вместе побеждаем и вместе проигрываем – это часть спорта. Пожалуй, об этом хотел сказать Росс. Не скажу, что я разочарован – скорее наоборот, даже больше мотивирован на результат, поскольку вижу, какого прогресса удалось добиться, и вижу дальнейший потенциал. Я полностью сосредоточен на работе.
Вопрос: (Александр Тобаковски – Vecer) Михаэль, неделю назад вы приезжали на этап MotoGP в Ле-Мане и слышали, как Кейси Стоунер объявил о своем уходе из спорта по причине несогласия с новым техническим регламентом и тем, по какому пути развивается чемпионат. Не могли бы вы оценить такой поступок и сравнить его с вашими ощущениями насчет нынешней ситуации в Формуле 1 – нравится она вам или нет?
Михаэль Шумахер: На первую часть вопроса я могу ответить. Большинство из присутствовавших в Ле-Мане были удивлены решением Кейси, и я не исключение, но нужно уважать его мнение. Не знаю причин такого поступка, но, в конце концов, Стоунер достаточно молод и может позволить себе годичный отпуск. Сравнений со мной и Формулой 1 быть не может – каждый спортсмен сам принимает решение об уходе, руководствуясь только собственными мотивами. Три года назад у меня не было никаких иных причин, кроме чувства усталости, только всего.
Вопрос: (Седрик Вусар – Le Figaro) Михаэль уже высказался на эту тему, поэтому вопрос для Льюиса и Марка. Марк, вы сказали, что болельщикам понравились первые пять гонок. Льюис, вы заявили, что с точки зрения шин ситуация одинакова для всех, но скажите, вам нравится гоняться по таким правилам? Вы можете выжать из машины 100% скорости и по максимуму проявить свое мастерство?
Марк Уэббер: В последние годы гонки проходили по совершенно иному сценарию, чем десять или двадцать лет назад. Во времена дозаправок приходилось выступать предельно агрессивно: бороться за максимально высокую позицию в квалификации, а уже в гонке атаковать по максимуму в надежде реализовать оптимальную стратегию, штампуя круги с учетом количества топлива в баках машины.
Потом дозаправки отменили, в Гран При появился элемент выносливости, когда гонщикам приходилось контролировать стиль пилотирования и темп, а с переходом на шины Pirelli изменения в технике пилотажа стали максимальными за все время моего выступления в Формуле 1 – а я здесь не первый год. В большинстве гонок – в том числе в тех, которые ты выигрываешь, а мне доводилось побеждать с Pirelli – даже победителю зачастую не удается ехать на все 100%, поскольку есть ещё одна цель – довести машину до финиша, демонстрируя оптимальное время на круге на протяжении всей дистанции. Такую ситуацию мы наблюдаем и сейчас, но мне по-прежнему нравится управлять машиной Формулы 1, нравится работать с инженерами и соперничать с потрясающе сильными соперниками на лучших автодромах в мире.
Перемены будут всегда, мы должны прогрессировать вместе с техническим регламентом, и всегда найдутся, казалось бы, более интересные варианты… Знаете, лично мне и многим другим гонщикам всегда нравились гонки с дозаправками, правда, зрелищность в таком случае была не на высоте. С другой стороны, требовалось быть более точным и по-настоящему чувствовать машину на протяжении всех двух часов борьбы. Сейчас – другая история, другие вызовы, и мы должны с ними работать.
Льюис Хэмилтон: Не представляю, что можно добавить – Марк все сказал. Мне нравятся нынешние гонки, как нравились гонки в предыдущие годы. Каждый сезон – это новый вызов, и правила призваны этот вызов создавать. Да, сейчас мы не атакуем по максимуму на протяжении всей дистанции – есть моменты, когда мы выкладываемся на 100%, но это длится лишь несколько кругов, и ситуация, как заметил Марк, напоминает гонки на выносливость, когда от нас требуется максимально продлить ресурс резины. Но это тоже задача – как можно дольше выжимать из шин максимум эффективности, она тоже требует определенных навыков и мастерства, и лично я по-прежнему стараюсь эти навыки совершенствовать. В любом случае, это Формула 1, она по-прежнему интересна, обгонов стало больше, и болельщикам это нравится.
Вопрос: (Игнасио Найа – DPA) Два вопроса для Пастора. Каково это, ощущать себя победителем Гран При? За последние две недели вы почувствовали какие-то изменения в своей жизни, большее внимание к своей персоне? И второй вопрос: вы побеждали здесь в GP2, считаете ли вы эту трассу подходящей вашему стилю пилотирования? Мечтаете ли вы о победе в ближайшее воскресенье?
Пастор Мальдонадо: Победа ничего не меняет, нужно продолжать работу, постоянно прогрессировать. У нас нет преимущества перед другими командами, нам есть, над чем работать, чтобы стать конкурентоспособнее, в том числе и мне лично. Ощущения весьма позитивные, и у меня, и у команды, особенно после победы, теперь нужно продолжать в том же духе, прибавлять, прибавлять, прибавлять.
Для меня Монако – одна из любимых трасс, здесь я всегда был очень быстр и в этот уик-энд снова постараюсь выложиться по максимуму. Уверен, мы будем достаточно конкурентоспособны, но давайте подождем. Чтобы добиться результата, нужно собрать все воедино – я и команда готовы сработать на все 100%, а там посмотрим, что у нас получится.
Вопрос: (Боб МакКензи – Daily Express) Михаэль, для вас начало сезона получилось непростым, но задумывались ли вы о том, станете ли выступать в следующем году, достаточно ли у вас сил и мотивации? Несмотря на семь чемпионских титулов, должны ли вы согласовывать свои планы с Mercedes, или решение о продолжении карьеры остается исключительно за вами?
Михаэль Шумахер: Решение не менялось – впрочем, сейчас мы не думаем о том, что будет в следующем году, а целиком и полностью сосредоточены на нынешнем сезоне. Придет время – мы с командой все обсудим, а пока у меня нет для вас никаких новостей и, честно говоря, мне не хотелось бы вступать в дискуссию.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Льюис, вы сказали, что в Монако вам нравится больше, чем в Швейцарии. В чем разница? Как возможность проснуться у себя дома в собственной кровати может повлиять на ход уик-энда? Это прибавит вам сил?
Льюис Хэмилтон: Швейцария – одна из самых красивых стран, в которых мне довелось побывать. Погода там почти такая же, как в Англии, разве что погожих дней несколько больше, но вдобавок ко всему я жил вдали от города в тихом местечке, и чтобы добраться, скажем, до ресторана, требовалась уйма времени.
Здесь, в Монако, практически всегда светит солнце, в двух минутах ходьбы от моего дома есть несколько отличных ресторанов, тренажерный зал, бассейн – раньше на дорогу до тренажерного зала у меня уходило полчаса езды на машине. Мне еще нет тридцати, я хочу наслаждаться молодостью и сейчас чувствую себя более счастливым. Каждый день я совершаю пробежку по трассе, и это действительно здорово – бегать по своей любимой конфигурации, когда захочется. Мой маршрут проходит через туннель, и я всякий раз не могу поверить, что я здесь, в Княжестве – приходится щипать себя, вдруг это сон! Я бегаю там, где гонялись величайшие гонщики вроде Михаэля и Айртона, теперь я сам выступаю на этой трассе и к тому же живу здесь – это очень здорово!
Гоночный уик-энд? Не знаю, насколько этот факт отразится на нем, но возможность находиться у себя дома в привычных и комфортных условиях точно не навредит.
Перевод: Валерий Карташев