Первые соревнования под названием Американский Гран При, проведенные с участием европейцев по правилам AIACR (предшественницы FIA), состоялись в Штатах ещё в 1908 году. Однако гоночная жизнь по ту сторону Атлантики развивалась по собственным законам – публике куда больше нравились по-американски прямолинейные и зрелищные гонки на овалах, поэтому специализированных автодромов в стране практически не было, да и интерес к довоенным, а потом и послевоенным соревнованиям на Большие Призы, что проходили в Европе, сложно назвать массовым.
Разумеется, знаменитые 500-мильные состязания в Индианаполисе 11 лет входили в календарь Ф1, но проводились по собственным правилам и техническим требованиям, причем за редчайшим исключением на старт здесь выходили лишь представители США. И только к концу 50-х – не в последнюю очередь стараниями Энцо Феррари, которому крайне нужен был американский рынок для продажи своих люксовых авто – Формула 1 стала понемногу завоевывать позиции в Северной Америке.
После гонок на авиабазе в Себринге и трассе Риверсайд близ Лос-Анджелеса Гран При США прочно прописался на автодроме Уоткинс-Глен близ Нью-Йорка. Гонка обычно проходила осенью, когда листва на окрестных деревьях уже начинала желтеть, а щедрые стартовые выплаты от организаторов привлекали на этот этап большое число пилотов. Глен, как называли этот автодром, продержался в календаре два десятилетия – пока Формула 1 не рассталась с ним по соображениям безопасности.
Настоящий же американский рассвет Больших Призов наступил в начале 80-х. После успеха городской гонки на трассе Лонг-Бич в Калифорнии увидеть у себя лучших пилотов Ф1 захотели многие организаторы. Только-только занявший пост коммерческого босса чемпионата Берни Экклстоун не отказывал никому – после уплаты соответствующего взноса, разумеется. Два, а то и три Гран При в год на территории США были в ту пору нормой. О том, каково приходилось пилотам на пыльном и кочковатом асфальте под лучами палящего солнца, правда, лучше не вспоминать.
Все закончилось столь же внезапно, сколь и началось – когда местные промоутеры поняли, что заработать на заморских гонках едва ли возможно. Этап в Финиксе, Штат Аризона, открывал календарь 1991 года, но с трудом собрал на трибунах 20 000 человек. На десять лет Америка осталась без Формулы 1, пока не был озвучен проект возвращения в Индианаполис. Ради этого внутри овала даже прочертили участок с правыми и левыми поворотами.
Но не зря говорят, что история развивается по спирали – и на этот раз американский роман Ф1 получился недолгим. Причем запомнился он, прежде всего, знаменитой гонкой 2005 года с участием шести машин. Всего на земле США за 62 последних года прошли ровно 62 гонки Формулы 1, их принимали девять трасс (считая Индианаполис за две). Впереди – очередная попытка.
800-тысячный город Остин занимает 13-ю строчку по численности населения в стране (то есть является в известном смысле аналогом российской Перми). Он был основан в середине XIX века, когда нынешний штат Техас ещё был независимым государством. Сейчас известен, как центр университетской жизни и высоких технологий, а также одна из музыкальных столиц США. И именно в это – довольно захолустное, если называть вещи своими именами – местечко у самой мексиканской границы в ближайшие выходные пожалует Формула 1.
Новый автодром едва ли разочарует участников чемпионата, да и гоночное кольцо выглядит интересно. Первый сектор – это торможение на крутом подъеме и «змейка», петляющая не только вправо-влево, но и вверх-вниз. Второй почти полностью состоит из очень длинной прямой, которая заканчивается жестким торможением, а главным элементом третьего выглядит невероятная скоростная дуга – чем-то похожая на знаменитый восьмой поворот Истанбул-парка.
Есть вероятность, что предстоящий Гран При США коронует чемпионов мира в обоих зачетах, а уж Кубок конструкторов найдет своего обладателя на 100%. Победителю гонки в любом случае выпадет честь вписать свое имя в длинный список, который открывает почти забытый ныне Луи Вагнер, продолжают Джим Кларк, Грэм Хилл, Ники Лауда, Ален Прост, Айртон Сенна, Мика Хаккинен и Михаэль Шумахер.
Есть в нём и немало других славных имен, ну а действующим победителем Большого Приза Соединенных Штатов вот уже пять с лишним лет остается Льюис Хэмилтон. В 2007-м дебютант того сезона приехал в Индианаполис спустя всего несколько дней после первой в карьере победы, одержанной в Монреале, и с места в карьер завоевал поул. Днём позже британец захватил лидерство, после чего довольно спокойно контролировал развитие событий на стартовом отрезке гонки. Однако после первого пит-стопа на Льюиса начал активно наседать его напарник, Фернандо Алонсо.
Пара McLaren всё дальше отрывалась от преследователей, при этом испанец по десятым и сотым уменьшал отставание от лидера. Наконец, разогнавшись в слип-стриме на большой дуге «Старой кирпичницы», действующий чемпион мира пошел в атаку в первом повороте. Машины поравнялись. Но и Хэмилтон оказался не робкого десятка – ему удалось довольно жестким маневром отстоять свою первую позицию.
Кругом позже, вновь проносясь мимо боксов, Алонсо резко дёрнул машину в сторону командного мостика McLaren. Так он выразил свое недовольство поведением напарника. Но этот жест то ли не заметили, то ли не хотели замечать… До самого финиша Льюис и Фернандо возглавляли гонку. В финишном протоколе их разделили полторы секунды: Хэмилтон стал сильнейшим второй раз за восемь дней и укрепился на первой строчке общего зачета.
Лишь на заметном удалении в тот день смогли финишировать пилоты Ferrari. Фелипе Масса почти всю дистанцию ехал третьим, а Кими Райкконен, потеряв пару позиций на старте, избавился от трафика лишь на финальном секторе, но смог только догнать своего напарника – на атаку не хватило ни времени, ни разницы в скорости.
Из других событий Гран При США стоит выделить аварию на старте, приведшую к трём сходам, а также неудачу Нико Росберга, чей Williams сломался всего за несколько кругов до финиша, лишив немца верного шестого места. Зато отличился Хейкки Ковалайнен, уступивший за рулем Renault лишь соперникам из Ferrari и McLaren. В первой же гонке смог вписать свое имя в историю Себастьян Феттель: 19-летний мальчишка, подменявший в BMW Sauber Роберта Кубицу после памятной монреальской аварии поляка, сразу же смог заработать очки, финишировав восьмым.
Несмотря на то, что с момента описываемых событий прошло более пяти лет, названные выше пилоты по-прежнему в строю – и поборются за звание сильнейшего в первой гонке на десятой трассе в американской истории Формулы 1.