Участники: Кими Райкконен (Lotus), Нико Росберг (Mercedes), Серхио Перес (McLaren), Валттери Боттас (Williams), Нико Хюлкенберг (Sauber), Адриан Сутил (Force India)
Вопрос: Пожалуй, мы начнем с Кими. Поздравляем с переходом! С момента объявления о новом контракте мы впервые видим вас. Если бы перед началом сезона вам сказали, что в сентябре вас пригласят в Ferrari, каким был бы ваш ответ? Это невозможно или, скажем, вы всегда рассматривали такой вариант?
Кими Райкконен: В Формуле 1 ситуация меняется очень быстро, но у меня никогда не было конфликта с Ferrari – у меня там осталось немало друзей и приятных воспоминаний. Я знал, что мой контракт с Lotus заканчивается в конце сезона и должен был принять решение. Теперь это сделано.
Вопрос: Могли ли в Lotus каким-либо образом удержать вас, или предложение Ferrari оказалось слишком заманчивым?
Кими Райкконен: Они могли кое-что предпринять и знали это. Сложно сказать, как в таком случае все обернулось бы, но теперь вопрос решен, и я рад новому контракту.
Вопрос: Что станет для вас главным вызовом в новом сезоне за Ferrari?
Кими Райкконен: Я знаю команду и её сотрудников. После моего ухода там появились новые специалисты, но в основном состав остался прежним. Не думаю, что с переходом и результатами возникнут какие-то сложности. Вот машина точно окажется совершенно иной, и сложнее всего будет сделать ее быстрой и надежной. У кого это получится, тот и окажется сильнее.
Вопрос: Спасибо, Кими! Переходим к Нико Хюлкенбергу. Нико, в Lotus появилась вакансия, вас считают главным претендентом. При всем уважении к вашей нынешней команде, является ли контракт с Lotus вашим приоритетом?
Нико Хюлкенберг: Сам контракт – нет. Приоритет – получить конкурентоспособную машину. Пока ничего не решено, я пытаюсь определиться с вариантами и сделать правильный выбор.
Вопрос: Вас тоже сватали в Ferrari – переход был действительно возможен?
Нико Хюлкенберг: Не знаю – думаю, шанс был. Сейчас нет смысла говорить об этом, нужно двигаться дальше.
Вопрос: Вы приехали сюда после отличного выступления в Монце. Насколько приятным был тот результат, учитывая сложности, с которыми пришлось иметь дело по ходу сезона?
Нико Хюлкенберг: Это был фантастический уик-энд для всей команды! Здорово, что наши сотрудники получили достойную награду за свой невероятный труд – кроме того, результат прибавит оптимизма на оставшиеся гонки! В этот непростой сезон этап в Монце получился по-настоящему ярким.
Вопрос: Серхио, уверен, вы рады приехать в Сингапур, но ваши мысли сейчас наверняка о ваших соотечественниках - из-за тропического урагана?
Серхио Перес: Конечно! В Мексике сложная ситуация: многие потеряли кров, есть погибшие, и ситуация усугубляется. Я посвящу этот уик-энд моей стране и всем пострадавшим – надеюсь, вскоре все нормализуется.
Вопрос: Ровно год назад мы беседовали о вашем будущем и возможном переходе в McLaren, который в итоге и состоялся. Двенадцать месяцев спустя люди снова говорят о перспективах – вы уже продлили контракт с McLaren?
Серхио Перес: Практически, но вам лучше спросить Мартина Уитмарша.
Вопрос: Были какие-то препятствия, или же стороны пришли к единому мнению?
Серхио Перес: Мы обсуждали кое-какие моменты, контракт согласован, осталось лишь поставить точку по ряду вопросов. Не могу вдаваться в детали, но дело практически сделано.
Вопрос: Валттери, вам впервые предстоит выступить в Сингапуре! С какими сложностями придётся справляться?
Валттери Боттас: Полагаю, уик-энд будет очень непростым – как во время дебюта в Монако. Гонка проходит ночью, но трасса хорошо освещена, так что большой разницы я не почувствую. Правда, конфигурация очень непростая, здесь много поворотов – в общем, в пятницу нужно адаптироваться.
Вопрос: Какова ваша цель на уик-энд?
Валттери Боттас: Заработать очки. Эта трасса сильно отличается от Монцы, где мы были недостаточно конкурентоспособны, но здесь дела могут пойти иначе. В прошлом году Williams неплохо выступила в Сингапуре, и я надеюсь, что трасса и на этот раз подойдет нашей машине. Мы подготовили некоторые новинки, если они сработают, как надо, мы сможем побороться за позиции в первой десятке.
Вопрос: Можете ли вы со всей определенностью сказать, что следующий сезон проведете в Williams?
Валттери Боттас: Посмотрим. Подобные вопросы лучше задавать команде – там в курсе всех планов, но я хотел бы остаться в Williams.
Вопрос: Адриан, каковы ваши шансы остаться в Force India?
Адриан Сутил: Да, было бы неплохо, ведь я чуть более полугода назад вернулся в Формулу 1. Правда, я обо всем этом еще не думал – никаких движений нет.
Вопрос: То есть, вы и команда еще не обсуждали варианты?
Адриан Сутил: Именно.
Вопрос: В начале сезона Force India выглядела очень неплохо, пока в Pirelli не изменили конструкцию шин, после чего результаты пошли вниз. Дело объясняется исключительно шинным фактором?
Адриан Сутил: Думаю, да. С появлением новых шин мы явно сдали. Раньше мы могли позволить себе провести на один пит-стоп меньше, чем соперники, да и баланс машины был намного лучше. В Спа дела шли относительно неплохо, но в Монце нас постигло разочарование. Здесь мы постараемся добиться большего – знаю, мы не выжимаем из машины максимум и уже не дорабатываем ее, но в других командах дела обстоят так же. Нужно вернуться на привычные позиции – уверен, в Сингапуре нам по силам сработать эффективнее.
Вопрос: Нико, у вас такие же ощущения? После досадных этапов в Спа и Монце Mercedes сможет прибавить на совершенно иной трассе? Или вы опасаетесь продолжения череды неудач?
Нико Росберг: Гонку в Спа не назовешь неудачной. Да, мы не добились победы, но заработали неплохие очки за третье и четвертое место. А в Монце – вы правы – дела шли не по плану. Машина быстра, и результат мог оказаться намного выше, но уик-энд просто не сложился. Поэтому я с нетерпением жду гонку. Мы возвращаемся к аэродинамическому обвесу с максимальной прижимной силой, с которым Льюис победил в Венгрии – уверен, мы вновь будем конкурентоспособны!
Вопрос: Полагаю, трасса в Сингапуре вам очень нравится?
Нико Росберг: Конечно! Здесь я добивался неплохих результатов и надеюсь их повторить.
Вопрос: Что скажете о сезоне в целом? У вас были яркие выступления, но были и разочарования…
Нико Росберг: В целом мне нравится нынешний сезон, поскольку у меня впервые есть машина, с которой я временами могу выигрывать гонки. Приятно приезжать на трассу, зная, что тебе по силам взять поул и добиться победы!
Вопросы с мест
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Кими, год назад вы сказали, что с уходом из Ferrari почувствовали себя свободным. Что заставило вас вернуться и снова «потерять свободу»?
Кими Райкконен: В Ferrari я всегда чувствовал себя свободным. О моей жизни в разных командах ходят разные истории, но это все от вас, журналистов. Вы не работаете в команде и не знаете, что происходит на самом деле, потому иногда ваши истории оказываются неправдой. Мне нравилось в Ferrari, и я уверен, что у нас впереди немало приятных моментов.
Вопрос: (Яков Полихронис – F1Plus.com) Кими, кое-кто из гонщиков – в частности, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель – предположил, что ваше сотрудничество с Фернандо Алонсо может не сложиться. Вас это беспокоит?
Кими Райкконен: Не вижу причин, почему наша связка может не сработать. Мы оба достаточно взрослые и знаем, что делаем, а команда постарается это проконтролировать. Если возникнет проблема, мы о ней поговорим, ведь мы не двадцатилетние новички. Может, я ошибаюсь – время покажет, но я уверен: все будет в порядке. Конечно, борьба на трассе будет жесткой, иногда ситуация складывается иначе, чем хотелось бы, но, как я уже говорил, особых сложностей не предвидится.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Кими, в своем интервью Лука ди Монтедземоло сказал, что ждет от вас побед и поулов, а также рассчитывает, что вы сможете помочь Фернандо Алонсо в работе над машиной. Вы уже проводите больше времени в Маранелло, чтобы в этот раз остаться в команде чуть дольше, чем в предыдущий раз?
Кими Райкконен: Почти аналогичный ответ – слухов было много, но мы оба всегда неплохо работали с командой, и я не вижу причин, по которым мы вдруг не сможем построить быструю машину, а потом совершенствовать ее. Да, новые правила, ситуация будет сложной для всех, но я об этом не беспокоюсь.
Вопрос: (Люк Доменьоз – Le Matin) Кими, похоже, в Lotus задолжали вам немалую сумму денег. Если команда не выполняет свою часть контракта, почему вы выполняете свою? Почему бы вам просто не остаться дома?
Кими Райкконен: Мне нравятся гонки – по этой причине я здесь, и не важно, в какой команде. Я ухожу из Lotus из чисто финансовых соображений – мне не выплатили зарплату. Это досадный момент, но я все-таки хочу по максимуму помочь им.
Вопрос: (Фулвио Солмс – Corrirere dello Sport) Кими, если говорить о вашем новом напарнике, чему вы сможете научиться у него, и может ли он чему-то научиться у вас?
Кими Райкконен: Всегда учишься чему-то у напарника, ведь все работают по-разному. Иногда напарники в чем-то действуют лучше, но многие вещи подходят кому-то одному, и в твоем случае они могут просто не сработать. Я знаю команду, знаю сотрудников, и у меня нет никаких опасений. Да, я никогда не сотрудничал с Алонсо, но я знаю его по гонкам, и все будет в полном порядке.
Вопрос: (Четан Нарула – Planet F1) Адриан, насколько важно для Force India одолеть McLaren в Кубке конструкторов? Разница - всего пять очков, гонок осталось немного, а более высокая позиция обещает большие деньги, которые для команды в условиях смены регламенты были бы весьма кстати…
Адриан Сутил: Это стало бы отличным достижением. Сейчас мы уступаем несколько очков, задача непростая, но с быстрой машиной нам по силам соперничать с McLaren. Мы профессионалы и хотим выигрывать гонки, поэтому всегда сражаемся до конца, а там кто знает, чем все обернется.
Пока ясно одно: одолеть McLaren сложно, но в этом нет чего-то невозможного, потому мы продолжаем борьбу. Если получится, мы окажемся пятыми по итогам сезона – то есть, на две позиции выше по сравнению с прошлым годом и получим больше призовых, это станет неплохой поддержкой и повысит шансы на хорошее выступление в 2014-м.
Вопрос: Серхио, насколько важно для McLaren закончить сезон впереди Force India? Вы придаете значение этому сражению?
Серхио Перес: Конечно! Сезон складывается для нас совсем не так, как хотелось, поэтому мы обязаны как можно лучше провести оставшиеся семь гонок и раскрыть свой потенциал. В Монце мы должны были заработать больше очков – следовательно, нужно добиваться 100% эффективности. Если удастся одолеть Force India, это будет неплохо.
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action and National SpeedSport News) Вопрос для Нико Росберга. В начале сезона преимущество было у вас, а позже инициатива перешла к Хэмилтону. Как вы намерены повернуть ситуацию в свою пользу?
Нико Росберг: У меня было несколько неудачных гонок подряд, но я не сомневаюсь в том, что мне по силам переломить ситуацию и вновь выступать успешно.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Вопрос для Нико Хюлкенберга. Год назад вас сватали в Ferrari, в этот раз контракт был практически подписан, пока в команде не выбрали Кими. Чувствуете ли вы некую обиду на Ferrari – особенно на способ уведомления вас об отказе? Кажется, вы получили смс-ку…
Нико Хюлкенберг: Ничуть. Отношения с командой остались прежними, а историю «раздули» журналисты. Я читал об этом, но обиды не держу.
Вопрос: То есть, вы не получали смс?
Нико Хюлкенберг: Нет.
Вопрос: (Люк Смит – NBC Sports) Валттери, в Сингапуре традиционно немало сходов в гонке, часто выезжает автомобиль безопасности. Возможно, здесь у вас максимальный шанс заработать очки?
Валттери Боттас: Да, здесь всякое может случиться – машина безопасности и т.д… Если наши новинки сработают, мы прибавим в скорости и окажемся ближе к первой десятке, появится шанс на очки. Нужно продолжать борьбу.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Кими, принимая решение о переходе в Ferrari, руководствовались ли вы, помимо прочего, и чисто техническими соображениями? Начинается эра турбомоторов, а Ferrari сама строит и шасси, и двигатель. По-вашему, это сулит более высокие шансы на конкурентоспособную машину, чем в Red Bull Racing и Lotus?
Кими Райкконен: Я на это надеюсь. В Ferrari всегда строили очень неплохие шасси и моторы, выиграли немало титулов, но и Red Bull Racing и Lotus вместе с Renault добились немалых успехов. Сложно сказать, кто получит преимущество. Ходят слухи, что конкретные моторы окажутся намного мощнее прочих, но факторов множество, так что я не представляю, кто будет сильнее. Нужно дождаться хотя бы первых тестов.
Вопрос: (Четан Нарула – PlanetF1) Нико Росберг, в продолжение темы: на следующий сезон команды стараются заполучить сильнейших гонщиков, чтобы в условиях непредсказуемости результатов заработать максимум очков. Ваша пара с Льюисом считается очень сильной – особенно после того, как в Red Bull Racing вместо Кими выбрали Даниэля Риккардо. Но что вы скажете о паре Алонсо – Райкконен?
Нико Росберг: Могу говорить лишь о нас с Льюисом – связка работает. Мы можем подгонять друг друга, учиться друг у друга, и мы отлично ладим между собой. А про других я не знаю, поживем – увидим.
Вопрос: Насколько важно ладить с напарником? Если отношения не идеальные, можно ли соперничать в полную силу?
Нико Росберг: Ладить совсем не обязательно, нужно проявлять должное уважение. Иначе всё может сложиться не лучшим образом.
Перевод: Валерий Карташев