Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Абу-Даби появился в календаре относительно недавно, в 2009-м, но сразу занял особое место в мире Формулы 1. Дело не только в том, что новый автодром Яс-Марина построен на искусственном острове в Персидском заливе, неподалёку от столицы эмирата Абу-Даби и Объединённых Арабских Эмиратов – города Абу-Даби. В 2009-м, после появления в календаре гонок в Бахрейне и Сингапуре, блеском, гламуром и морскими пейзажами удивить было уже сложно. И не только в том, что все трибуны тут – крытые, а выезд с пит-лейн проходит через туннель.
В первую очередь особый колорит Гран При Абу-Даби связан с тем, что гонка проходила и проходит вечером, так что антураж постепенно меняется – старт даётся ещё при свете дня, спустя примерно 40 минут солнце садится и гонка продолжается при искусственном освещении, которое включают заранее.
Статус финальной гонки сезона имеет как большой потенциал, так и повышенные риски. Когда решается судьба чемпионата, к этапу приковано внимание всего мира. Когда чемпион определяется досрочно, значимость последнего Гран При существенно падает. В прошлом году этапу в Абу-Даби повезло, в этом интриг в чемпионате к последнему этапу осталось не так много.
Чемпион определён, обладатель Кубка конструкторов – тоже. У Боттаса есть шанс опередить Феттеля в борьбе за вице-чемпионский титул, но чисто теоретический – для этого Валттери должен победить, а Феттель заработать не более двух очков. Куда более важная борьба идёт за шестое место в Кубке конструкторов, на которое претендуют сразу три команды. Лидирует пока Toro Rosso, но Renault проигрывает им всего четыре очка, а Haas – шесть. Учитывая слабую форму Toro Rosso в последних гонках, изменения здесь вполне реальны, а это ощутимо влияет на призовые, полученные командой по итогам сезона.
Если говорить о выступлениях на этой конкретной трассе, то из действующих пилотов здесь побеждали только Хэмилтон, Феттель и Райкконен. Теоретически трасса должна подойти машинам Mercedes – они весьма эффективны в медленных поворотах, а на прямых немецкий мотор вновь продемонстрирует своё превосходство. Впрочем, в обоих компонентах машины Ferrari им почти не уступают. Так как скоростных поворотов здесь мало, машины Red Bull Racing лишатся своего главного преимущества, и, вероятно, пилотам этой команды снова придётся делить места позади гонщиков двух ведущих команд.
О трассе…
Яс-Марина. 55 кругов по 5.554 км = 305.355 км. 21 поворот. Средняя скорость – 195 км/ч. Конфигурация включает шесть медленных поворотов, которые проходятся на скорости ниже 100 км/ч – больше их только в Монако и Сингапуре.
Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с активированной DRS и 307 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 60% дистанции круга. Потребление топлива: среднее/высокое.
12 зон торможения, износ тормозов – средний. На торможении гонщики проводят 17% дистанции круга. По нагрузке на тормоза трасса занимает третье или четвёртое место в календаре. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 23 секунды.
О резине…
Как обычно, Pirelli привезёт в Абу-Даби свои самые мягкие составы: Soft (жёлтая маркировка), SuperSoft (красная маркировка) и UltraSoft (фиолетовая маркировка). Командам они хорошо знакомы, так как использовались на половине этапов.
Асфальт достаточно гладкий, но в начале уик-энда и каждое утро на нём много песка, потом его состояние постепенно улучшается, так что даже в квалификации важен выбор времени для попытки – с каждым кругом трасса будет становиться быстрее.
Обгонять в Абу-Даби непросто даже с двойной зоной DRS, так что от стратегии здесь зависит очень многое. При этом, так как по ходу гонки солнце скроется за горизонтом, асфальт будет быстро остывать. Теоретически это делает более выгодным выбор длинного отрезка на конец дистанции, но фактически возможны самые разные варианты, в том числе и рискованные – ведь терять на финальном Гран При многим уже будет нечего.
Год назад в Абу-Даби
Прошлогодний Гран При Абу-Даби стал решающим этапом сезона – именно на нём определился обладатель чемпионского титула. Сражение за него шло между двумя пилотами Mercedes – Нико Росбергом и Льюисом Хэмилтоном. Нико приехал в Абу-Даби лидером личного зачёта с преимуществом в 12 очков – ему было достаточно подняться на подиум при любом результате Льюиса, чтобы стать чемпионом мира.
Всё, что мог сделать Льюис в этой ситуации – выиграть гонку, и он с энтузиазмом принялся за дело. По ходу всего уик-энда Хэмилтон уступил соперникам лишь в одной сессии, в субботу утром, которая, впрочем, не имела никакого значения, так как проходила днём, в гораздо более жарких условиях, чем ожидались в вечерних квалификации и гонке.
В остальных сессиях Хэмилтон уверенно лидировал, легко завоевал поул и выиграл старт. Однако Нико Росберг каждый раз столь же уверенно удерживал второе место, чем нивелировал усилия своего напарника. На старте он сохранил второе место, после чего Льюису оставалось надеяться лишь на какую-то поломку на машине Нико.
Для пилотов Red Bull Racing гонка началась неудачно. Стартовавший третьим Риккардо пропустил Райкконена, а Ферстаппена развернуло после контакта с Хюлкенбергом, он откатился на последнее место. Впрочем, уже к четвёртому кругу Макс поднялся на 13-е место и продолжал быстро отыгрываться.
Удержать третью позицию Кими в итоге не удалось – Риккардо и Ферстаппен смогли опередить финна за счёт более ранних пит-стопов. А затем Райкконен сам пропустил Феттеля из стратегических соображений. Себастьян решил использовать отличную от остальных тактику – он провёл второй пит-стоп гораздо позже остальных, получив на финальный отрезок SuperSoft, а не Soft.
Получив преимущество в скорости, Феттель бросился в погоню за соперником, смог на трассе обогнать обоих пилотов Red Bull Racing, а на последних кругах догнал даже Хэмилтона с Росбергом! Отчасти это было связано с тем, что Хэмилтон сбавил темп – Льюис явно пытался сдержать Нико, чтобы подставить его под атаку Себастьяна. Конечно, даже финиш на третьем месте гарантировал Росбергу титул, но в момент атаки многое могло произойти...
Атаки не последовало – не хватило времени. Льюис выиграл четвёртую гонку подряд, но хотя на его счету было больше побед, чем у Росберга, титул достался Нико – спустя 34 года после того, как свой единственный титул завоевал его отец Кеке. Не только Росберг, но и Феттель финишировали в пределах секунды от Хэмилтона, что, как мы знаем сегодня, можно было считать прелюдией к противостоянию 2017 года.