Гран При Бразилии: Пресс-конференция в воскресенье

Подиум Гран При Бразилии

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Кими Райкконен (Ferrari)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Кай Эбель) Себастьян, фантастическое возвращение после этапа в Мексике и потрясающая победа перед этими невероятными болельщиками! Вам удался великолепный старт, не так ли?
Себастьян Феттель: Я неплохо сорвался с места, но в следующий момент возникла пробуксовка, и я даже подумал, что упустил свой шанс. Похоже, у Валттери старт прошел ещё хуже, мне удалось протиснуться мимо него по внутреннему радиусу в первом повороте – полагаю, он очень удивился! Это был важный момент, а после ухода с трассы машины безопасности оставшиеся шестьдесят пять кругов я атаковал на пределе, стараясь поддерживать достаточный отрыв.

Я очень рад за нашу команду. Сотрудники в Маранелло выкладывались по максимуму, эти две недели выдались весьма непростыми, но приятно привести обе машины на подиум.

Вопрос: (Кай Эбель) Валттери, многие гонщики мечтают вклиниться между машинами Ferrari, сегодня вам это удалось – как ощущения?
Валттери Боттас: Я вовсе не планировал оказаться между гонщиками Ferrari. Я стартовал с поула, поэтому у меня была только одна цель – выиграть гонку. Я недоволен тем, что проиграл старт. После этого борьба была плотной, я старался прессинговать Себастьяна, но это ничего не изменило. Льюис великолепно отыгрался и заработал много очков. Теперь мы готовимся к Гран При Абу-Даби.

Вопрос: (Кай Эбель) Перейдем к ещё одному представителю Финляндии, который сегодня чувствовал серьезный прессинг со стороны Льюиса Хэмилтона. Кими, насколько трудно вам было на последних кругах гонки?
Кими Райкконен: Льюис атаковал меня только в самом конце, а вообще на первом комплекте резины у меня были некоторые сложности с балансом машины, но по ходу первого отрезка ситуация улучшилась. Зато второй комплект работал прекрасно, позволяя ехать в темпе лидеров.

Но когда машины настолько близки по скорости, обгонять на этой трассе практически невозможно. Льюис подобрался вплотную, а я ехал довольно близко к машинам Себастьяна Феттеля и Валттери Боттаса, и в той ситуации не слишком волновался, что он меня обгонит, поскольку мне удавалось хорошо разгоняться на выходе из последнего поворота. Так что всё было нормально.

Вопрос: (Кай Эбель) Себастьян, сегодня вы отправитесь домой, но в полете наверняка отпразднуете победу, не так ли?
Себастьян Феттель: Посмотрим. Сейчас я чувствую облегчение. Гонка получилась трудной, мы с Валттери держали одинаковый темп, из-за чего даже малейшая ошибка была недопустима. Контролировать эффективность шин оказалось непросто, потребуется время, чтобы перевести дух, но затем мы отпразднуем этот успех и будем ждать следующую гонку.

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Себастьян, поздравляем с победой! Для вас это третий успех в Бразилии и пятый по ходу сезона. Расскажите о старте и борьбе в первом повороте – по сути, судьба гонки решилась там. Как в дальнейшем вы контролировали ситуацию? Первая четверка на финише уместилась в пять секунд, вам явно пришлось постараться…
Себастьян Феттель: Да, борьба получилась плотной. У нас и соперников был практически одинаковый темп, оторваться от преследователей оказалось непросто, хотя я старался изо всех сил.

В момент старта я неплохо сорвался с места и уже подумал, что всё получилось, однако перестарался с педалью газа, допустил пробуксовку и едва не уступил инициативу Валттери. Впрочем, я тут же заметил, что у него тоже возникли сложности. На второй фазе разгона я немного отыгрался, что позволило «нырнуть» мимо Mercedes в первый поворот. Там было свободное место, я понимал, что должен рискнуть – тот момент оказался во многом решающим.

Рестарт тоже прошел не без сложностей. Машина безопасности довольно поздно погасила сигнальные огни, было непросто отпустить её на достаточное расстояние. Здесь очень длинная прямая, сама машина безопасности намного медленнее нас – было трудно вычислить, сколько времени следует подождать, прежде чем утопить педаль газа в пол. Всё получилось, но в целом по ходу уик-энда мы уступали Mercedes в скорости на прямых, потому ситуация оставалась непростой.

На первом и третьем секторах Валттери и Льюису удавалось приближаться, мне нужно было безупречно проходить второй сектор. К концу гонки шины были практически изношены: я старался держать отрыв, но ради этих двух-трех секунд приходилось всё время атаковать.

Вопрос: Валттери, как для вас сложилась гонка? Что вы почувствовали, когда на старте увидели рядом машину Ferrari? Расскажите и о пит-стопе. Вы явно уступали слишком много, чтобы переиграть Себастьяна – на что вы рассчитывали?
Валттери Боттас: К сожалению, мы упустили победу уже на старте. Проблемой стала пробуксовка: стоило отпустить сцепление, колеса провернулись, и я слишком медленно сорвался с места. Я пытался закрыть внутренний радиус, но в зеркалах видел только Кими. Я не видел Себастьяна и мог только предполагать, что он рискнет атаковать по внутреннему радиусу – так и получилось. Мне было нечего ему противопоставить: Феттель стартовал лучше и успел занять траекторию.

Далее у нас с Ferrari был практически одинаковый темп. Мы пытались усилить прессинг на Себастьяна, и как только я смог к нему приблизиться, провели пит-стоп, рассчитывая переиграть соперников тактически, но не хватило совсем немного. Когда Феттель выехал с пит-лейн, я был совсем рядом, но для атаки этого оказалось недостаточно.

Конечно, после вчерашнего поула я огорчен своим результатом. Теперь в борьбе за второе место в личном зачете преимущество Себастьяна только возросло, и чтобы опередить его, в Абу-Даби мне потребуется чудо.

Вопрос: Кими, для вас всё решили последние несколько кругов, когда Льюис Хэмилтон пытался провести атаку, задействовав DRS. Чемпион мира пару раз блокировал колеса – полагаете, именно это помешало ему выйти вперед?
Кими Райкконен: Я не следил за действиями Льюиса, а был сосредоточен на собственном пилотаже, поскольку у меня тоже было несколько блокировок без каких-либо причин. Временами я смотрел в зеркала, но в нынешнем сезоне в них очень сложно разглядеть, где находится соперник – особенно на трассе, где подъемы сменяются спусками. Мне удавалось хорошо пройти последние несколько поворотов, и на выходе из заключительного излома я всякий раз видел, что Льюис достаточно далеко. Я понимал, что с максимальной мощностью мотора и задействованной DRS к концу прямой Mercedes может подобраться, но отрыв в последних поворотах был достаточно комфортным, и меня даже удивило, что Хэмилтон не подъехал ближе.

Я не особо беспокоился, но затем несколько раз заблокировал колеса на входе в первый поворот, поскольку следил за зеркалами, а не за точкой торможения. Но в целом моя машина сегодня ехала здорово. Сложно, пожалуй, было на первом отрезке, но ближе к пит-стопу ситуация немного улучшилась, а затем на шинах Soft темп был по-настоящему неплохим.

Поначалу я не особенно атаковал, но всё равно приближался к лидерам. Я следил за состоянием шин, но стоило прибавить… Знаете, здесь можно подобраться ближе, но далее – никаких шансов. С нынешними машинами на подобных трассах обгонять крайне сложно, из-за чего гонки, к сожалению, получаются скучными. Я чувствовал, что мне хватает скорости, но все равно ничего не мог предпринять – отрыв так и остался неизменным. Да, результат неплохой, но я рассчитывал на большее.

Вопросы с мест

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Себастьян, считали ли вы, что Льюис сможет побороться с вами за победу? Полагаю, команда информировала вас о его прорыве – особенно о том, как в начале своего отрезка на SuperSoft Льюис был быстрее вас на секунду...
Себастьян Феттель: Я не ощущал серьезной угрозы. Я видел, как Льюис свернул в боксы, и понимал, что он будет отыгрываться, но мы не впервые по ходу сезона наблюдаем ситуацию, когда зеркальная стратегия имеет свои преимущества. Она не так уж выгодна, если стартуешь из первых рядов, но имеет свои плюсы, если оказываешься далеко от привычных позиций, как вышло с Льюисом.

Ближе к финишу состояние трассы улучшилось, шины SuperSoft явно обеспечивали лучшую скорость, но следует признать, что и Льюис сегодня оказался невероятно быстр. В субботу нам было приятно оказаться настолько близко к Mercedes в условиях квалификации, но в гонке, скажем честно, мы заметно уступали им в скорости на прямых – более того, Валттери Боттас имел возможность пользоваться «воздушным мешком» за моей машиной. На втором секторе я был быстрее Mercedes на полсекунды, но оказывался медленнее на прямых, из-за чего результаты на круге были равными.

Валттери ехал достаточно близко, из-за чего терял на втором секторе, но подбирался на прямых, так что сложно сказать… Впрочем, вряд ли Льюис представлял реальную угрозу. Да, команда говорила мне, что он догоняет Кими, но я знал, что провести обгон будет невероятно трудно.

Вопрос: (Ливио Орихио) Валттери, если бы старт прошел удачнее, вы смогли бы удержать первое место? Себастьян, а если бы вы остались вторым, смогли бы обогнать Валттери?
Валттери Боттас: Думаю, с более удачным стартом я смог бы сохранить лидерство, поскольку, как заметил Себастьян, сегодня у наших машин была практически одинаковая скорость. Окажись я лидером на выходе из первых двух поворотов, гонка могла сложиться иначе, но Себастьян лучше сработал на старте.

Себастьян Феттель: Думаю, мне было бы трудно обогнать Валттери. Когда едешь в одинаковом темпе, провести атаку сложно, так как никакого преимущества нет – более того, возникает вопрос, как вообще подобраться к сопернику. Потому многое решил старт. Возможно, у меня был бы шанс выйти вперед за счет пит-стопа – благодаря ему Валттери сегодня подъехал практически вплотную, но в любом случае задача оказалась бы непростой.

Вопрос: (Ян Паркс) Себастьян, впереди ещё одна гонка, но борьба за титул уже окончена. Что вы думаете о сезоне в целом? С ним у вас было связано немало надежд, но всё закончилось разочарованием.
Себастьян Феттель: Хорошо, что после того, как судьба титула оказалась решена, у нас осталось в запасе пара гонок – это поможет справиться с огорчением. В предыдущие годы у нас такой потребности не было, но не скажу, что тогда ситуация была лучше, просто приятно иметь определенные задачи.

В целом сезон сложился неплохо, никто не ожидал, что мы окажемся настолько быстры. Команда добилась большего прогресса, чем соперники, мы сражались за победу в чемпионате практически весь сезон. Нам по силам выигрывать гонки, мы победили в Бразилии, привели обе машины на подиум – позитивных моментов немало.

Досадно упустить титул, но нужно объективно смотреть на вещи. В 2016-м мы были недостаточно конкурентоспособны и не лучшим образом справлялись с доработкой машины. В 2017-м команда добилась невероятного прогресса, и даже если шанс в итоге был упущен, нужно быть признательным всем сотрудникам за тот большой шаг вперед, что нам удалось сделать.

Мы постепенно становимся сильнее и, хочется верить, будем конкурентоспособны не только в следующем сезоне, но и на протяжении ближайших лет. Нам хочется вернуть Ferrari доминирующее положение, такова цель.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё