Об ожиданиях от уик-энда…
Трудно найти другую трассу, которую пилоты и болельщики любили бы так же сильно, как Спа. Исторические трассы в Монако, Монце, Сильверстоуне, Нюрбурге – это прекрасно, но ни одна из них не сравнится с бельгийским автодромом.
Автодромом она стала относительно недавно – долгое время это была временная трасса, проложенная по обычным дорогам, протяжённостью 15 километров. В восьмидесятые длину круга сократили до 7 км, но в отличие от Нюрбургринга, где от старого кольца осталось одно название, или Хоккенхаймринга, где автодром после реконструкции полностью утратил прежний характер, новая версия трассы в Спа стала ещё лучше прежней. Все ключевые, наиболее яркие и зрелищные повороты остались, но при этом пилоты проезжают по ним чаще.
Главный «центр притяжения» Спа – Eau Rouge или «Красная вода» – самый знаменитый поворот в мировом автоспорте. Все без исключения гонщики его обожают, и пусть сейчас пройти его «в пол» на машине Формулы 1 достаточно просто, он по-прежнему очень и очень впечатляет.
Даже в сокращённой версии в Спа самый длинный круг в календаре современной Формулы 1 – больше семи километров. При настройке машин приходится искать компромисс между скоростью на прямых и сцеплением с асфальтом на втором секторе. Проблем с обгонами тут не было и до появления DRS. Результаты квалификации в Спа редко определяют результат гонки – в 15 последних Гран При здесь обладатель поула побеждал только семь раз.
Вообще, у трассы интересная статистика – за последние шесть лет здесь побеждали пять разных гонщиков. Среди них нет ни одного финна, хотя именно Кими Райкконен – самый успешный из действующих пилотов в Спа, на его счету тут четыре победы. Абсолютный рекордсмен по победам в Бельгии и Спа – Михаэль Шумахер. Он здесь дебютировал, здесь одержал свою первую победу, а всего выигрывал шесть раз – даже без учёта победы в 1994 году, которую у него отобрали через два часа после финиша.
В нынешнем сезоне Кими Райкконен постепенно обретает себя и выглядит всё лучше – подводят только квалификации. В Спа позиция на старте не играет ключевой роли, эта трасса всегда нравилась Кими, так что Гран При Бельгии можно считать идеальным местом для него, чтобы прервать затянувшуюся полосу без побед, которая тянется с Гран При Австралии 2013 года, ну или хотя бы подняться на сотый в карьере подиум.
Впрочем, эта победа нужна не только Райкконену. Его напарник Себастьян Феттель в двух последних гонках потерпел два обиднейших поражения и теперь проигрывает Хэмилтону 24 очка. На счету Себастьяна всего две победы в Спа, и если в ближайший уик-энд он не добудет третью, его шансы на титул могут оказаться под сомнением.
На счету Хэмилтона тоже не так много побед в Спа – всего три. Но две из них он одержал за последние три года, так что неизбежно будет одним из главных фаворитов уик-энда. С другой стороны, вряд ли Mercedes на этой трассе будет иметь какое-то преимущество, так что борьба будет очень жаркой.
О трассе…
Спа. 44 круга по 7.004 км = 308.052 км. 19 поворотов. Средняя скорость – 238 км/ч. Аэродинамика настраивается на средний/низкий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 335 км/ч с системой DRS и 320 км/ч без неё. Время на торможении – 14% круга. 9 зон торможения. Износ тормозов – низкий. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 21 секунда.
В этот уик-энд ключевым фактором станет требовательность трассы к моторам. 70% дистанции круга гонщики проезжают с полностью нажатой педалью газа, а на одном из участков – от разгона в La Source до точки торможения в Les Combes – 23,5 секунды подряд.
Пит-стоп в Спа занимает около 21 секунды. Пит-лейн достаточно длинный, но те, кто остался на трассе, в этот момент проезжают медленную шпильку, поэтому потеря времени не так велика, как могла быть.
О резине…
Из-за очень высоких скоростей в поворотах обычно шинники привозят в Спа достаточно жёсткие составы, способные выдерживать большие нагрузки. Тем неожиданнее было то, что год назад в Pirelli выбрали для этапа в Бельгии самые мягкие составы: UltraSoft, SuperSoft и Soft.
В этом году выбор более консервативный – мы вновь увидим составы Medium, Soft и SuperSoft. В Pirelli даже решили не пропускать состав, как на двух предыдущих Гран При, где мы видели Medium, Soft и UltraSoft. Фактически это самый жёсткий набор составов, использующийся в этом сезоне – только в Сильверстоуне мы видели более жёсткий набор, начинавшийся с Hard.
Теоретически это может привести к тому, что рекорд круга, установленный в Спа год назад, устоит. Это же будет означать, что Спа останется единственной трассой, входящей в календарь чемпионата мира, где рекорд круга установлен не на машине Формулы 1. Потому что нынешний рекорд трассы, 1:41,770, был показан в начале года на машине Porsche категории LMP1. И хотя на самом деле это была специально подготовленная машина, не соответствующая регламенту чемпионата, факт остаётся фактом – рекорд трассы был побит, пусть и ненамного.
Впрочем, учитывая, что в целом линейка составов стала более мягкой, а командам определённо удалось добиться прогресса в скорости, скорее всего, рекорд всё же будет побит. Вряд ли это произойдёт до квалификации, но в ней машины должны поехать заметно быстрее прошлогодних даже на SuperSoft. Правда, помешать им может одно обстоятельство.
Один из ключевых факторов гонки в Бельгии – погода. Капризный климат арденнских гор не раз превращал гонку в Спа в лотерею – дождь может пойти в любой момент, а через несколько минут закончиться. По той же причине, а также из-за высоких скоростей, велика вероятность появления автомобиля безопасности – более 80%.
Год назад в Спа…
Гонки в Спа редко бывают скучными, но, откровенно говоря, прошлогодняя получилась именно такой. Хотя надежды на интригу были – с первых же тренировок в Ferrari навязали серьёзную борьбу Mercedes, причём лучшим пилотом Скудерии оказался Кими Райкконен. Финн возглавил протоколы первой и третьей тренировок, а во второй, сильно сокращённой из-за дождя, уступил только Хэмилтону.
В квалификации, однако, всё сложилось как обычно – Хэмилтон легко завоевал поул, а Райкконен оказался только четвёртым, пропустив и напарника, и даже Боттаса. Впрочем, результат мог бы быть другим, если бы не командная стратегия Ferrari – вместо последней попытки Кими помогал Феттелю, создавая для того «воздушный мешок». Пилоты Red Bull Racing оказались позади лидеров, хотя и недалеко.
Как ни странно, на старте никаких изменений в позициях шести первых гонщиков не произошло. Борьба за победу на этом, по сути, была окончена – опередить Хэмилтона Феттелю не помогли ни игры со стратегией, ни появление автомобиля безопасности на 30-м круге.
Позади пары лидеров событий хватало, но большинство из них становилось следствием различных технических проблем и ошибок. Так, уже на 7-м круге вынужден был остановиться и сойти Макс Ферстаппен. Проезжая мимо остановившейся машины Макса, Кими не сбросил скорость под жёлтыми флагами, получил 10-секундный Stop&Go и потерял своё четвёртое место.
Одними из главных героев гонки, хотя и с несколько негативным оттенком, стали пилоты Force India. Уже на старте между ними произошёл лёгкий контакт. Затем Перес обогнал Грожана за пределами трассы, получил за это 5-секундный штраф, но даже несмотря на это отказался пропускать напарника, Эстебана Окона. На 30-м круге они вновь столкнулись, на этот раз гораздо серьёзнее, что и привело к появлению сэйфти-кара.
Позади автомобиля безопасности все пилоты совершили пит-стоп, что уравняло их шансы. Однако в Mercedes ошиблись, решив перевести Боттаса на Soft, и на рестарте он стал лёгкой добычей для Риккардо и Райкконена, завершавших гонку на UltraSoft. Отыграться так и не удалось – Валттери так и финишировал пятым.