Участники: Гюнтер Штайнер (Haas), Маттиа Бинотто (Ferrari), Тойохару Танабе (Honda), Сирил Абитебул (Renault), Фредерик Вассёр (Alfa Romeo)
Вопрос: Субботние сессии отменены из-за тайфуна. Что вы думаете об этом решении, и как это сказалось на программе тренировок?
Фредерик Вассёр: Решение продиктовано, в первую очередь, соображениями безопасности. Кроме того, нет смысла в субботу приглашать болельщиков на трассу, чтобы потом решать связанные с погодой проблемы. Вчера вечером мы уже думали о графике и программе работы. Отмена третьей тренировки повлияет на нашу программу, но мы можем позволить себе, чтобы по ходу уик-энда было две тренировки. Возможно, это хорошее упражнение на будущее.
Вопрос: Сирил?
Сирил Абитебул: Практически нечего добавить. Подобное случалось раньше, не раз случится и в будущем. В воскресенье достаточно времени для квалификации и гонки, мы сможем на себе ощутить график, по которому работает Формула Е, что, возможно, не так уж и плохо.
Вопрос: Господин Танабе?
Тойохару Танабе: Я сочувствую болельщикам, которые хотели приехать на трассу в субботу. Но отмена субботних сессий – правильное решение. Сейчас мы постараемся как можно лучше подготовиться к квалификации и гонке.
Вопрос: Маттиа?
Маттиа Бинотто: Мне жаль болельщиков, но мы полностью поддерживаем решение FIA – безопасность на первом месте. Теперь у нас более насыщенная программа, ведь мы остались без третьей тренировки, а квалификация может пройти в воскресенье утром. Это значит, что нам придется интенсивнее поработать в пятницу. Мы можем использовать больше комплектов шин – в том числе те, что предназначались для третьей тренировки. Получилось, что у нас на одну сессию меньше, и надо настроить машину для квалификации в воскресенье утром. Теперь всё сложнее, но это, конечно, отличный вызов, и я уверен, что в воскресенье мы увидим великолепное шоу.
Вопрос: Гюнтер?
Гюнтер Штайнер: По спортивной составляющей добавить нечего. Организаторы приняли верное решение: безопасность превыше всего, а с остальным мы разберемся.
Вопрос: Господин Танабе, продолжим с вами. Для Honda этап в Сузуке всегда особенный, причем в этот уик-энд вместе с Red Bull Racing у вас есть шанс показать весьма неплохой результат, не так ли?
Тойохару Танабе: Вы правы, для Honda это особенная гонка, ведь Гран При Японии – наш домашний этап, притом автодром в Сузуке принадлежит нашей компании. Японские болельщики ждут от команд с силовыми установками Honda уверенного выступления – с одной стороны, это прессинг, а с другой дополнительная мотивация. Что касается подготовки к уик-энду, она такая же, как к любому другому этапу: мы постараемся подобрать оптимальные регулировки, чтобы выступить как можно лучше.
Вопрос: Как вы оцениваете участие Наоки Ямамото в первой тренировке за Toro Rosso? Он уступил Даниилу Квяту всего десятую...
Тойохару Танабе: Учитывая тот факт, что Наоки впервые принял участие в одной из сессий уик-энда Формулы 1, он сработал весьма неплохо. Сравнивать его результаты с результатами Даниила не вполне корректно, поскольку гонщики работали по разным программам. Но он помог команде в работе над настройками, а само участия Ямамото в сессии вдохновит молодых японских гонщиков. Спасибо за эту возможность Toro Rosso и Red Bull!
Вопрос: Фредерик, до конца сезона всего пять гонок. Как вы оцениваете выступление Alfa Romeo в 2019-м?
Фредерик Вассёр: Сезон для нас состоял из подъёмов и спадов. В первых четырех-пяти гонках команда заработала немало очков, но потом были неудачи в Монако и Барселоне, после чего мы всё больше уступали соперникам. Последние четыре Гран При получились особенно трудными, но посмотрим, что получится в оставшихся пяти. Надеюсь, мы выступим хорошо.
Вопрос: Что вы можете предпринять, чтобы выступать более стабильно?
Фредерик Вассёр: Всё решают нюансы. В Сочи Антонио Джовинацци квалифицировался тринадцатым, притом во второй сессии он уступил седьмому результату всего пару десятых. Борьба предельно плотная, иногда за счет мельчайших факторов вы оказываетесь медленнее соперников, однако анализ в любом случае нужно проводить с учетом всех обстоятельств. Но также верно, что в трех-четырех последних гонках мы сами допустили немало ошибок и сейчас должны собраться с силами, чтобы прибавить в скорости и заработать очки в оставшихся Гран При.
Вопрос: Насколько помог команде опыт Кими Райкконена?
Фредерик Вассёр: Кими в любой ситуации остается спокойным, это помогает нам всем концентрироваться на реальных проблемах, не распыляясь на множество направлений. Мы знаем, что было сделано не так в нескольких предыдущих Гран При, и постараемся скорректировать это в Сузуке и последующих гонках.
Вопрос: Гюнтер, в Сочи Кевин Магнуссен заработал очки впервые с Гран При Германии. С какой версией аэродинамического обвеса он выступал, и можно ли считать её основной на будущее?
Гюнтер Штайнер: Я не знаю, с каким обвесом выступал Кевин, поскольку в команде постоянно меняли разные детали. Закрепленного названия у этой спецификации нет, мы сами называем её гибридной, причем здесь машина у нас практически такая же, какой была в Сочи. Мы тестируем кое-какие идеи, но я не могу сказать вам, с какой спецификацией мы выступим в следующий уик-энд, поскольку сейчас задача – разобраться в поведении машины, чтобы не иметь подобных сложностей в 2020-м. Похоже, в России VF-19 ехала чуть лучше – надеюсь, в оставшихся гонках мы заработаем несколько очков.
Вопрос: С учетом имеющихся знаний что нужно было сделать иначе при разработке VF-19?
Гюнтер Штайнер: Многое. Не хочу вдаваться в детали, но в целом нужно было внимательнее слушать гонщиков, когда они рассказывали о поведении машины. Иногда комментарии гонщиков оказываются значимее каких-либо цифр, это мы для себя усвоили. Теперь мы должны сопоставить эти комментарии с тем, что говорят нам цифры, и во всем разобраться, чтобы в итоге добиться прогресса. Как я уже сказал, с этапа в Барселоне многое нужно было делать по-другому.
Вопрос: Сирил, расскажите о прогрессе в работе над машиной в этот уик-энд. Как оценили гонщики новое переднее антикрыло?
Сирил Абитебул: С нынешними правилами оценивать эффект от одной конкретной детали всегда непросто, это вам скажут в любой команде. Для полного понимания требуется время. Мы провели серию сравнительных тестов, сейчас специалисты на базе команды изучают собранную информацию и, конечно же, комментарии гонщиков. Никаких проблем не выявлено, но можно добиться большего эффекта для баланса и скорости. Зона переднего антикрыла – одна из сложнейших в плане доработки, на неё приходится большая аэродинамическая нагрузка, и если допустить ошибку, это может быть чревато для стабильности машины в целом.
Вопрос: Что именно сказали о новинке гонщики?
Сирил Абитебул: Мне бы не хотелось вдаваться в конкретику. В первой тренировке баланс машины был не совсем таким, как мы рассчитывали, нужно обсудить всё с гонщиками и удостовериться, что собранная информация подтверждает то, что парни чувствовали на трассе. Если да, мы скорректируем настройки, а там посмотрим, удастся ли добиться лучших результатов.
Вопрос: Если говорить о более отдаленных перспективах, похоже, Renault не будет поставлять свои моторы кому-либо кроме собственной заводской команды в 2021 году. Как это скажется на процессе разработки и развития силовых установок?
Сирил Абитебул: На следующем сезоне это никак не скажется, поскольку силовая установка для него уже подготовлена и сейчас проходит стендовые испытания. Работа над ней была начата довольно давно, на неё недавние решения не повлияют. Повлияют они на работу на 2021 год в том смысле, что при наличии нескольких клиентов мы со стороны Renault всегда старались учесть требования каждого из них, тогда как теперь сможем действовать свободнее и сосредоточимся исключительно на себе. В плане экономики негативного эффекта тоже нет, так как мы продавали моторы практически по себестоимости – к тому же, их максимальная цена в любом случае была ограничена. Так что для нас изменения только позитивные. Конечно, приятно, когда твои моторы используют сразу несколько команд, но на наших долгосрочных целях отказ от предоставления силовых установок другим участникам никак не скажется.
Вопрос: Маттиа, насколько мы поняли из слов Шарля Леклера на пресс-конференции в четверг, у вас на прошлой неделе была беседа с обоими гонщиками в Маранелло. Насколько вы уверены в том, что ситуация, которая возникла по ходу гонки в Сочи, более не повторится?
Маттиа Бинотто: Прежде всего, это была далеко не первая наша беседа в Маранелло. Да, я встретился с Шарлем и Себастьяном, когда они приезжали на базу команды для работы на симуляторе и прочих дел. С каждым из них у меня был очень конструктивный и открытый разговор. В ситуации, возникшей в Сочи, не было ничего откровенно плохого, но она показала, что нам нужно поработать над отдельными моментами – в целом это возможность сделать выводы и в будущем стать сильнее.
Насколько я уверен в том, что ситуация не повторится? Ничуть не уверен, поскольку у нас два великолепных гонщика, каждый из которых преследует одну цель – побеждать. Но для меня гораздо важнее, что внутри команды мы всё прояснили.
Вопрос: Вы сказали, что у Ferrari два великолепных гонщика. Что вы узнали о Себастьяне и Шарле в предыдущих двух Гран При?
Маттиа Бинотто: Они оба выступают очень здорово, и я не раз говорил, что для руководителя команды быть в такой ситуации своего рода роскошь. Я доволен выступлениями Себастьяна и Шарля, наши гонщики очень конкурентоспособны, но не скажу, что для меня это стало открытием или сюрпризом. Мы просто рады возможности работать с таким составом.
Вопрос: Как вела себя машина в утренней тренировке, и что вы можете сказать о скорости Mercedes?
Маттиа Бинотто: По итогам одной сессии всегда сложно делать выводы. Мы не можем пренебречь тем фактом, что в предыдущих четырех Гран При поул остался за нами, однако к этой гонке в Mercedes подготовили кое-какие новинки, да и Red Bull Racing с Honda выглядят очень конкурентоспособно. Из-за отмены субботних сессий у нас будет меньше времени для работы на трассе, в воскресенье утром условия на трассе могут оказаться слишком сложными – уверен, уик-энд будет непростым для всех участников, и в такой ситуации лучше сосредоточиться на собственных усилиях. После первой пятничной тренировки нам явно нужно поработать над балансом, притом команда, что опережает нас в Кубке Конструкторов, по-прежнему остается ориентиром. Мы выступаем в роли догоняющих, но я ничуть не сомневаюсь, что нам по силам конкурентоспособно выступить в Сузуке, ведь такова наша цель.
Вопросы с мест
Вопрос: (Эрик Бильдерман) Вопрос ко всем. Рассматриваете ли вы вторую пятничную тренировку как квалификацию? Есть вероятность, что в воскресенье утром из-за сильного ветра провести сражение за поул будет невозможно.
Гюнтер Штайнер: Я бы не назвал это квалификацией, но многие участники наверняка постараются показать хорошее время на круге на случай, если квалификацию в воскресенье утром отменят. Решение будет приниматься в зависимости от погоды, но из-за отмены субботних сессий у нас в любом случае больше комплектов шин, и во второй пятничной тренировке каждый сам решит, стоит ли показывать быстрый круг. Как уже говорил Маттиа, в отсутствие субботней тренировки работы на трассе прибавится – уверен, будет интересно!
Маттиа Бинотто: Практически нечего добавить, ответ здесь очевиден. Не думаю, что главным во второй пятничной тренировке будет показать хорошее время на круге, мы сами направим основные усилия на то, чтобы оптимизировать настройки и максимально подготовиться к воскресенью, так как с большой вероятностью в тот день у нас будут и квалификация, и гонка. Опять же, если представится возможность, мы постараемся на всякий случай проехать быстрый круг.
Тойохару Танабе: Что касается силовых установок, во второй тренировке мы подберем регулировки и на квалификацию, и на гонку, а далее посмотрим, как всё получится. Надеюсь, когда тайфун достигнет Японии, он довольно быстро пройдет Сузуку.
Сирил Абитебул: Придется искать некий компромисс: с одной стороны, нам нужно подготовиться к гонке и качественнее оценить недавние доработки, с другой стороны, нужно помнить о риске отмены квалификации в воскресенье. Мы всё же считаем, что погодные условия в воскресенье утром позволят провести квалификацию, и потому решили остаться с пятничными моторами, у которых чуть меньше мощности, так как они использовались в первых гонках сезона.
Фредерик Вассёр: Думаю, мы увидим некую комбинацию второй пятничной и субботней тренировок. Надеюсь, Антонио не придется стартовать в соответствии с номером на машине!
Вопрос: (Дэн Натсон) Фредерик, когда в Alfa Romeo определятся с напарником для Кими Райкконена на следующий сезон?
Фредерик Вассёр: Мы вскоре примем решение. Если вспомнить предыдущую гонку, Антонио сработал очень здорово, притом он в шести или семи квалификациях подряд ничуть не уступает Кими. Да, первый круг Гран При России оказался для него неудачным, но в целом он неплохо справляется и постепенно прогрессирует. Сегодня утром на его машине были проблемы, из-за которых он не смог продемонстрировать всю свою скорость, но лично я в нем абсолютно уверен.
Вопрос: (Кейт Уолкер) Пара вопросов для Маттиа. Как с позиции Ferrari вы оцениваете процесс работы над новыми правилами, и намерены ли в команде воспользоваться правом вето?
Маттиа Бинотто: Шестнадцатого октября состоится встреча с участием FIA, FOM и всех команд, притом она будет исключительно важной, так как это последнее общее собрание перед голосованием в конце месяца. Обсуждение многих моментов еще продолжается, и сейчас сложно сказать, каким будет итог дискуссий. Есть разница в интересах между командами, между FOM и командами, между FIA и командами. Мы в Ferrari намерены действовать исходя из той значимости, которую представляет наша команда для Формулы 1, позиция Ferrari имеет существенный вес в любой дискуссии, но что касается вето, я уже говорил об этом в Сочи – будет очень досадно, если этим правом придется воспользоваться. Не думаю, что в этом должна быть необходимость. Дискуссия со всеми заинтересованными сторонами проходит в открытой и конструктивной манере, я всё же надеюсь, что мы придем к компромиссу.
Вопрос: (Жюльен Биллотт) Гюнтер, вас вызвали к стюардам за радиообмен в Сочи. Вы огорчены? У вас достаточно аргументов в собственную защиту?
Гюнтер Штайнер: Я не представляю, что они мне скажут. Встреча состоится буквально через пять минут, и мне придется уйти с пресс-конференции раньше. Я читал то же самое, что читали вы, иной информации у меня нет. Возможно, я смогу рассказать вам чуть больше после встречи со стюардами – надеюсь, они не накажут меня за то, что я чуть раньше покинул зал для пресс-конференций!
Вопрос: (Мартин Моравец) Маттиа, когда вы наблюдаете столь напряженное соперничество между Шарлем и Себастьяном, не опасаетесь ли вы в какой-то момент потерять контроль над своими гонщиками?
Маттиа Бинотто: Нет, не опасаюсь. Я не думаю, что есть риск потерять контроль, ведь есть разница между тем, чтобы вовсе не управлять гонщиками, и тем, чтобы хотя бы пытаться это делать. Всегда можно поступить просто и отказаться от какого-либо контроля, кто-то сочтет такой вариант для себя приемлемым, но мы стараемся управлять ситуацией с целью максимальной выгоды для команды и обоих гонщиков. Мы в силах исправить или улучшить отдельные моменты, над ними и будем работать, чтобы обеспечить себе успешное будущее.
Перевод: Валерий Карташев