Эдди Джордан (Jordan), Пол Стоддарт (Minardi),
Тони Парнелл (Jaguar), Вилли Рампф (Sauber),
Росс Браун (Ferrari), Пэт Симондс (Renault)
Вопрос: Хочу начать с вопроса, который сейчас в центре внимания прессы - давайте поговорим о переходе Дженсона Баттона в Williams. Дэвид Ричардс просил о поддержке со стороны владельцев команд, вы можете ее обеспечить? Что вы думаете обо всем этом? Эдди, я могу начать с вас?
Эдди Джордан: О, спасибо! Вы говорите о поддержке, но это не наш бизнес. Поддержка подразумевает знание того, чего не знают другие, какие-то факты, которых пока нет. Это на самом деле сложно понять - как можно через пару дней после лучшей гонки в своей карьере, как сказал Дженсон в Хоккенхайме, объявить о переходе в другую команду? В команду, которая может быть не так конкурентоспособна? Для такого поступка должен быть серьезный повод, вроде потери мотивации, но я сомневаюсь в том, что именно это произошло с Дженсоном. Да, такое бывает в гонках, нечто подобное произошло с Михаэлем Шумахером и тогда я был одним из участников этих событий. В нашем распоряжении нет фактов, которые позволили бы однозначно встать на одну из сторон.
Вопрос: Вилли, ваш комментарий?
Вилли Рампф: Мне тут нечего комментировать, поскольку я не располагаю информацией о контракте Дженсона.
Вопрос: Пол, Дэвид Ричардс просил вас о поддержке?
Пол Стоддарт: Нет, но вероятно потому, что я был в Южной Африке, когда все это произошло. Мы каждый год платим деньги на работу Совета по контролю за исполнением контрактных обязательств и этот случай как раз в их юрисдикции. Кажется все должно быть просто - несколько адвокатов вскрывают запечатанный конверт с контрактом, читаю его и принимают решение. После этого, как и в любом другом юридическом процессе стороны имеют право на арбитраж, но обычно в контракте все прописано достаточно ясно, чтобы понять кому принадлежит гонщик - BAR или Williams.Тони Парнелл: Вся эта шумиха вредит Формуле 1. Мы стараемся создать образ чистых гонок, но есть детали, которых мы никогда не узнаем. В любом случае это самый худший способ сменить команду. Да, нам жаль, что Марк Уэббер уходит в конце сезона, но он сделал все для того, чтобы этот переход был честным. Мы знали о ситуации с Марком несколько месяцев и все решили полюбовно, я не думаю, что действия Дженсона идут на пользу чемпионату.Росс Браун: Я считаю все это неудачным стечением обстоятельств, которое дало журналистам повод для комментариев в период относительно затишья в Формуле 1. У нас нет фактов, нет деталей, а в каждой истории есть две стороны и мы всегда от одной из них слышим больше комментариев, чем от другой. Пока факты не станут очевидными трудно судить кого-то.Пэт Симондс: Мы действительно не знаем факты. Единственное, что я хочу сказать - если ваш работник не хочет на вас работать, кто угодно - механик, инженер, гонщик или тот, кто подметает пол, нет никакого смысла уговаривать его остаться в команде. Вы довольны, когда персонал с удовольствием работает на вас, если этого не происходит - следует задуматься над причинами. Больше мне нечего добавить.
Вопрос: Следующий вопрос касается регламента. Я хотел бы в первую очередь спросить тех, кто сидит в первом ряду о том, довольны ли они, а тех, кто сидит во втором - как все это повлияет на ваши команды, ведь бюджет у вас скромнее, чем у тех, кто сидит в первом ряду? Давайте начнем с первого ряда...
Пэт Симондс: Постараюсь не повторять очевидное, но в этом вопросе есть три момента. Мы говорим о шасси, подразумевая аэродинамику, о моторах и резине. По поводу шасси никаких проблем нет и я думаю, что это относится ко всем командам. Техническая рабочая группа обсуждала эту тему, принципы давно определены, а деталей тут не так много. С моторами ситуация очень сложна, поэтому мы рассматриваем принятие временных мер. Мы говорим об этом уже 18 месяцев, речь идет о снижении мощности и объема двигателя, но все это не может быть сделано к следующему сезону и именно поэтому я говорю о временных мерах. Тут нужно соблюдать определенную осторожность, чтобы не спутать экономию средств с требованиями безопасности, наша команда одобряет идею с одним мотором на две гонки, но мы не считаем это существенным шагом к повышению безопасности гонок.Резина. Этот вопрос самый сложный. Как команда мы поддерживаем предложения FIA, но я лично хотел бы предостеречь от поспешных решений. Одна из самых важных вещей сегодня - зрелище, мы говорим об экономии средств, но я больше не за экономию, а за зарабатывание денег и меня волнует вероятность монопольных поставок резины. Это чересчур, наше шоу будет не столь интересным, поэтому здесь стоит соблюдать особую осторожность. Многие говорят, что соскучились по обгонам, но монополия на резину этого не может обеспечить.Если мы говорим "Да", соглашаемся с поправками к регламенту, то можем приступать к разработке машин и именно поэтому важно добиться согласия команд. К сожалению сейчас все решает не только технический, но и спортивный регламент. Возьмите к примеру регламент квалификации. Мы моделировали гонку на этой трассе, которая практически не позволяет обгонять и выяснили, что единственный пит-стоп при предлагаемом регламенте пройдет на 49-м круге, за 21 круг до финиша. Я не думаю, что это будет очень интересно зрителям, так что здесь действительно следует соблюдать осторожность.Росс Браун: По поводу шасси мы действительно почти договорились. Федерация сделала нам предложение еще в октябре и все успели разобраться с подробностями. Думаю это предложение будет принято. Конечно есть те, кто против любых альтернатив и разумеется, каждый хочет добиться преимущества для своих машин. Существенное сокращение прижимной силы уменьшит скорости в поворотах и, разумеется, замедлит машины.По поводу резины поступило предложение от производителей, Michelin и Bridgestone собрались вместе и выработали идеи, которые будут проработаны в следующем году. Что касается моторов, то мы поддерживаем две глобальные идеи - один мотор на две гонки и формула V8 2.4. Вопрос только во времени, нужно, чтобы это было не слишком дорого. Восьмицилиндровая формула с объемом в 2.4 литра позволит снизить мощность, а один мотор на две гонки позволит добиться экономии средств, что имеет существенное значение для небогатых команд и мы должны поддержать это предложение.Думаю с этими вопросами все ясно, в воскресенье утром пройдет заседание технической рабочей группы, на которой мы обсудим некоторые детали. Я уверен, некоторые предложения будут одобрены и мы сможем начать разработку машины для следующего сезона.Тони Парнелл: В нашем спорте есть несколько аспектов, требующих реформирования и Макс Мосли настойчиво пробует совершить революцию за ближайшие четыре года и я поддерживаю некоторые его предложения. Однако сейчас, когда мы не совсем уверены в том, по каким правилам строить новые машины, возникают трудности не только у богатых команд, но и у тех, для кого Формула 1 - лишь часть гоночного бизнеса. Некоторые предложения уже стоили нам слишком дорого, потому что команде пришлось менять проект шасси. Нам нужна ясность, надеюсь в этот уик-энд техническая рабочая группа решит многие вопросы и мы сможем двигаться вперед. Я разделяю высказывания Пэта по поводу зрелищности, но как инженеру мне нужны точные инструкции, как человеку, связанными с финансами мне нужна определенность.
Вопрос: Пол, а вы что думаете?
Пол Стоддарт: Во-первых мы пока не строим новую машину, просто потому, что не можем позволить себе допустить ошибку. Мы находимся на Хунгароринге, традиционной линии водораздела чемпионата, где команды всегда заявляют о контрактах с пилотами, о поставщиках моторов и.т.д. Обычно именно здесь команд строят планы на будущий сезон, а мы пока даже не знаем, каким будет регламент. То, что говорят боссы богатых команд, сидящие в первом ряду на заседании технической рабочей группы и на встрече боссов команд никак не согласуется между собой. Мы ни о чем не договаривались, мы не согласовали детали формулы один мотор на две гонки, которая планируется к использованию в будущем году, мы не пришли к общему мнению по поводу аэродинамики. Росс сказал, что встреча пройдет в воскресенье утром, но это все еще предварительная стадия, потому что дальше мы не продвинулись.По поводу резины действительно были сделаны предложения, но никакой договоренности пока нет и все это затянется до 15 января, до крайнего срока, объявленного Максом Мосли. Маленькая команда или просто команда с ограниченным бюджетом не в состоянии работать параллельно с двумя-тремя проектами, одновременно тестируя новые детали в аэродинамической трубе, чтобы постараться вернуть проигрыш в прижимной силе, вызванный введением нового регламента. Любая перемена регламента стоит денег, в независимости от того, на что конкретно они уходят. Да, это может дать нам выигрыш в долгосрочной перспективе, главное, чтобы мы не погибли в ближайшее время.Мой ответ прост - все это разрушительно для маленьких команд, до 30 октября мы не определимся с регламентом и я надеюсь, что для нас будут сделаны послабления. Формула 2.4 V8 будет введена с 2006 года, но те команды, которые не в состоянии разработать или купить такой мотор смогут использовать старый V10, гарантируя отсутствие преимущества от этого. Я хотел бы думать, что мы сможем построить новые машины или сможем некоторое время использовать старые, но маленькие команды получат шанс участвовать в борьбе. Иначе зачем нам вообще строить машины?
Вопрос: Вилли, вы согласны с этим?
Вилли Рампф: С моторами мы не испытываем проблем, мы обсудили ситуацию и уверены в том, что мотор для следующего сезона будет мощным и надежным, тут у нас не поводов для беспокойства. Если говорить о резине, то мы пока не знаем, чем все закончится, но если регламент изменится и мы получим один или два пит-стопа вместо трех, то придется менять концепцию шасси, потому что объем емкостей для топлива вы не можете изменить по ходу сезона и нам остается только предполагать, на какой объем топлива рассчитывать.Мы поддерживаем перемены в техническом регламенте, потому что считаем, что это хороший шанс для небольших команд и обладая новым аэродинамическим полигоном мы можем извлечь определенную выгоду. Проблема лишь в том, что решение, принятое в последнюю минуту будут очень дорого нам стоить, мы не можем позволить себе создать вторую команду инженеров, которая будет работать над параллельным проектом. У нас одна бригада инженеров по аэродинамике и мы уже начали работу над проектом машины для будущего сезона, будет жаль выбросить результаты этой работы в мусорную корзину из-за серьезных перемен в регламенте. Мы не против перемен, но чем позже они будут приняты, тем дороже будут стоить. Нужно определяться поскорее.
Вопрос: Эдди, а вы что думаете?
Эдди Джордан: Я согласен со многим, что сегодня здесь прозвучало. Как нормальный человек я понимаю, что мы должны развлекать публику и должны убедиться в том, что делаем для этого все возможное. После прошлой встречи в Хоккенхайме, где боссы команд не смогли договориться, я действительно был расстроен и написал каждому из них, чего я обычно не делаю, о том, что нам не нужны правила, наложенные на нас, гораздо благоразумнее договориться самим, не теряя времени.Нам нужна определенность и уверенность, именно эти слова я использовал в своем письме. И эта уверенность нам нужна не в октябре, а сейчас, немедленно, поэтому я торопил тех, кто сидит сегодня в первом ряду, членов технической рабочей группы, чтобы собрать трясущихся от старости боссов команд в воскресенье и договориться, подписать регламент до следующей гонки. Это было бы действительно здорово, ведь у всех нас есть определенные обязательства, но главное - это бизнес, в котором всегда будут сильные и слабые команды, так было всегда и ничего здесь не изменить. Все, о чем мы просим - дайте нам шанс участвовать в борьбе. Это звучит нелепо, но мы пока не определились с набором правил и инструкций для следующего чемпионата и я хочу поторопить всех, включая себя, чтобы придти к соглашению чем скорее, тем лучше.
Вопрос: Мне кажется, что трое, сидящие на первом ряду знают, каким будет новый регламент, а те, кто сидит позади них не знают этого. Вы можете сообщить, что именно уже согласовано с технической рабочей группой, какие перемены мы наверняка увидим в следующем году. И еще, кажется Макс Мосли обозначил крайний срок 6 сентября, он все еще в силе?
Вопросы с мест Росс Браун: Регламент на аэродинамику практически согласован и меня удивляют слова Эдди о том, что у нас нет регламента. Пять или шесть команд уже согласились, так что альтернативного варианта не будет. По поводу резины - представители Michelin и Bridgestone обратились в FIA и будут решать этот вопрос с федерацией, сложнее всего с моторами, там две команды серьезно возражают против предложенных мер, но в том, что касается конструкции машины и регламента на резину все более-менее ясно.
Вопрос: Так каким будет новый регламент?
Росс Браун: Диффузор изменится, чтобы снизить уровень прижимной силы, переднее крыло будет поднято, заднее изменится и будет использоваться один комплект резины на всю гонку.Пол Стоддарт: Подождите, это ведь не было согласовано. Росс говорит о пяти-шести командах, но для принятия регламента нужно набрать восемь голосов в технической рабочей группе. Мы снова теряем время!Росс Браун: Я думаю, что вы не правы. Пол, я не говорил, что согласен с тем, как это предложение было сделано, но это предложение FIA, а вот для альтернативного варианта действительно требуется получить одобрение 80-ти процентов участников чемпионата. Шесть команд написали в FIA о своем согласии с предложениями федерации.Эдди Джордан: Давайте будем честными. Мне никто не сообщил о том, что шесть команд написали в FIA. И кроме того, при всем моем уважении, техническая рабочая группа не разрабатывает регламент, который все равно должен быть ратифицирован, так что слова Пола имеют смысл. Я склоняюсь к позиции Росса, но будет принят тот регламент, что лежит на столе у Макса Мосли. Знаете, как в поговорке - обещать - не значит жениться! (смех)Пол Стоддарт: Проблема в том, что вы считаете некоторые вопросы решенными, а потом все начинается сначала и от этого в первую очередь страдают маленькие команды. Я не знаю деталей, но в сначала нам предложили пересмотреть диффузор и днище машины, а потом появились модификации переднего и заднего антикрыла и ваши специалисты, Тони, ничего не могли сделать с тем, что работа над новым шасси была проведена впустую. Ситуация такова, что один или двое вносят новую идею, а потом оказывается, что вы двигались в совершенно противоположном направлении и потратили впустую шесть месяцев исследовательских работ. Сейчас август, парни, середина августа, мы должны знать, что будем делать в следующем году, а не тратить время на разговоры об этом!Тони Парнелл: Резюме Росса показалось мне очень прагматичным, вероятно так и должно быть, но в Формуле 1 всякое бывает. И все же, я думаю, что Росс видит дальше всех.Пол Стоддарт: Нам не нужны ясновидцы, нам нужен регламент.Тони Парнелл: Если мы говорим о реорганизации, то должны найти прагматичный и разумный подход.