Bridgestone
Хирохиде Хамашима: «Монца – трасса по-своему интересная и трудная. Из-за скоростных прямых команды настраивают аэродинамику на низкую прижимную силу. Ее роль в создании необходимых уровней сцепления колес с асфальтом при прохождении поворотов снижается, а нагрузка на шины возрастает.
В прошлом году мы наблюдали, что в скоростных поворотах резина с левой стороны машин подвергалась очень интенсивному износу. А если учесть, что задние шины должны обеспечивать достаточный уровень сцепления с трассой при разгонах, можно сказать, что резина в Монце работает в очень жестких режимах.
Дополнительные трудности связаны с поверхностью полотна, которое состоит из старых и более абразивных участков, и участков, совсем недавно покрытых более гладким асфальтом. В прошлом году резина была подвержена пузырению, особенно мягкая. Сейчас мы везем в Монцу шины типов Hard и Medium, и этот фактор проявится в меньшей степени».
Scuderia Ferrari Marlboro
Фелипе Масса: "Спустя несколько часов после того, как я стоял на подиуме в Спа и получил кубок за второе место в Гран При Бельгии, пришло известие о том, что меня объявили победителем. Я был в моторхоуме команды, прощался со всеми и уже собирался уезжать с трассы, когда Стефано Доменикали сообщил, что стюарды оштрафовали Льюиса за тот обгон Кими…
Мы узнали, что началось расследование происшествия после церемонии награждения, и я помню свою первую реакцию: надо понять, что же случилось на самом деле, поскольку я был на трассе и ничего не видел.
То, что сделал Льюис, вполне может произойти с каждым, но, думаю, он чересчур оптимистично оценивал ситуацию, когда решил, что он просто отдаст позицию, хотя бы частично, и пропустит Кими, чтобы тут же предпринять вторую попытку обгона.
Подобные инциденты часто обсуждались на официальных пилотских брифингах, и уже не раз говорилось, что каждый срезавший шикану обязан в полной мере вернуть отыгранную позицию и отказаться от полученного преимущества. Если бы Льюис корректно прошел шикану, он никогда мы не смог обогнать Кими на короткой прямой, которая за ней следует. Я сразу об этом подумал, как только посмотрел видеозапись этого эпизода. Возможно, если бы Льюис выждал и попытался совершить обгон на следующем прямом отрезке, все бы закончилось по-другому.
Интересная складывается картина: я отстаю от лидера лишь на два очка. Я провел гонку в Спа, думая о ситуации в чемпионате, и это было правильно, ведь так получилось, что я поднялся на позицию выше, когда Кими вылетел с трассы, а после финиша получил еще одну. Вопрос о титуле остается открытым, и меня это вполне устраивает.
Но впереди еще пять этапов, и нам предстоит как следует потрудиться. На последних двух кругах в Спа было чрезвычайно скользко, поэтому я сбросил скорость, зная, что намного оторвался от ближайшего соперника: я просто хотел добраться до финиша. Если бы мне предстояло бороться еще за одну позицию, я бы ехал быстрее. Но я не хотел рисковать, не хотел терять очки.
Приятно, что победа досталась мне, но при этом я переживаю за Кими. Я знаю, что это такое: ты лидируешь в гонке и вдруг теряешь все за несколько кругов до конца. Очень жаль, особенно если учесть, что Гран При Бельгии он провел отлично.
Теперь, буквально через несколько дней, мы выходим на старт в Монце, и я намерен хорошо выступить, тем более перед итальянскими болельщиками. Мы должны собраться, чтобы сильно провести и весь уик-энд, и оставшиеся гонки.
Вечером в воскресенье, вернувшись в Монако, я отметил победу с моими дядями и с отцом, который был в Спа вместе со мной. Но уже во вторник направляюсь в Монцу, где мне предстоит принять участие в нескольких рекламных акциях, поскольку это нужно команде и спонсорам, а в пятницу начнется работа…
Недавно мы провели на этой трассе весьма результативные тесты, занимаясь вопросами надежности машины, прежде всего обращая внимание на двигатель, а также опробовали версию аэродинамического обвеса, разработанного специально для Монцы, где требуется низкая прижимная сила.
Думаю, итоги тестов были неплохими: благодаря некоторым улучшениям, внесенным в подвеску, мы смогли добиться более стабильного поведения машины при езде по бордюрам. В Монце это очень важно. Субботняя квалификация покажет, насколько мы хорошо поработали.
На подобных трассах для атаки бордюров необходим высокий уровень механического сцепления с асфальтом, а аэродинамика должна быть правильно настроена, чтобы машина развивала высокую максимальную скорость. Хорошая комбинация этих элементов и позволит добиться выигрыша в скорости. Посмотрим, как будут развиваться события, но мне не терпится вновь выйти на старт после этого необычного воскресенья в Спа".
Кими Райкконен: "Определенно, в Спа мы рассчитывали на другой результат, но было приятно вернуться в борьбу за титул - я, наконец, почувствовал машину, а бельгийская трасса - самое красивое место для гонки Формулы 1.
Мне удался неплохой старт, и я сразу же вступил в борьбу за победу – обогнал двух гонщиков и контролировал ситуацию. До цели не хватило пары кругов, четырех минут. Пилотировать в дождь невероятно трудно, кроме того, на последнем отрезке гонки у меня возникли проблемы с жесткой резиной – машина постоянно скользила. Я вернул себе лидерство, но тут же влетел в стену…
Это напомнило мне гонку в Валенсии – там я тоже возвращался в боксы пешком, но, в отличие от Гран При Европы, в Спа я до последнего боролся за победу… Она была моей единственной целью, иной результат позволил бы соперникам увеличить преимущество. Впрочем, нет смысла жаловаться на судьбу – я сделал все возможное, но этого оказалось недостаточно. Я буду бороться до самого конца – осталось пять гонок, и я не привык отступать.
Нас ждет Гран При Италии. Монца – Мекка для итальянских тиффози, но я уверен, на трибунах будет немало финских фанатов. Это самая быстрая трасса чемпионата – приятно приехать сюда, зная, что на этот раз можно рассчитывать на машину. Год назад во время субботней тренировки я врезался в стену – в результате удара моя Ferrari получила серьезные повреждения, и тот уик-энд стал для нас самым трудным в сезоне.
Перед бельгийским этапом чемпионата мы тестировались в Монце – как мне кажется, на этой трассе F2008 должна быть весьма конкурентоспособна, впрочем, дождемся квалификации. Мы сделаем все, чтобы порадовать команду и болельщиков победой. Это домашняя гонка Ferrari, и было бы просто фантастикой впервые выиграть Гран При Италии. Терять нечего, я буду бороться до конца".
Vodafone McLaren Mercedes
Норберт Хауг: «В Спа, в сложнейших условиях, сопровождавших заключительную фазу Гран При, Льюис, несомненно, был лучшим гонщиком, и все это видели. Он продемонстрировал высочайшее мастерство и смелые обгоны – именно этого и хотят зрители.
Мы считаем, что Льюис все сделал правильно, и, самое главное, он был уверен, что не получал никакого незаконного преимущества. Поэтому, когда стюарды лишили его победы, все были очень расстроены. Однако, мы бойцы: перед пятью последними гонками сезона мы получили сильнейшую мотивацию. В воскресенье вечером по дороге в аэропорт Льюис мне сказал: “Теперь мы хотим выиграть все оставшиеся Гран При, верно?” Я не возражаю».
Мартин Уитмарш: «Монца – самая быстрая трасса календаря, поэтому мы уменьшаем число элементов аэродинамики, которые генерируют прижимную силу и влияют на уровень сопротивления воздуху.
Например, мы демонтируем носовые крылышки и поставим одинарное заднее крыло. Но машина должна хорошо справляться с ездой по бордюрам и сохранять стабильность на торможении, поэтому, готовясь к Монце, мы не просто удаляем все лишнее, стремясь добиться максимальной скорости – мы ищем оптимальное сочетание этих качеств. Это уникальная задача».
Льюис Хэмилтон: «Монца не так проста, как кажется, потому что аэродинамика здесь настраивается на очень низкую прижимную силу, и приходится в основном полагаться на резину и способность машины держать трассу. Но при этом мы атакуем бордюры, а это требует более мягких настроек подвески. Также необходима стабильность на торможении и максимально высокий уровень механического сцепления колес с асфальтом в поворотах. Важно снизить до минимума дорожный просвет машины, но при этом она не должна чиркать днищем по трассе.
Если вы пытаетесь совершить обгон, в последнем повороте надо подобраться максимально близко к сопернику. На выходе из Parabolica надо постараться попасть в зону воздушного разряжения позади его машины, и тогда на прямой вы сможете его обойти и занять внутреннюю траекторию в 1-м повороте. Можно также попытаться хорошо разогнаться на выходе из первой шиканы, чтобы попробовать обогнать по внутренней бровке на входе во вторую шикану – но это не так-то просто».
BMW Sauber F1 Team
Марио Тайссен: "Монца – трасса моторов. После перехода на двигатели V8, дистанция, которую гонщики проходят, утопив педаль газа в пол, увеличилась до 70%, а в 2007-м Роберт показал максимальную скорость в 351,7 км/ч. В предстоящий уик-энд он получит новый мотор, а Нику предстоит использовать двигатель, проехавший дистанцию гонки в Спа.
На Autodromo Nazionale мы традиционно выглядим очень неплохо – именно здесь два года назад Роберт впервые поднялся на подиум, хотя имел на своем счету всего две гонки, а в прошлом сезоне ему и Нику удалось набрать девять очков на двоих. В предстоящем Гран При мы будем бороться за самые высокие результаты.
Гран При Италии завершает европейскую часть сезона Формулы 1, которая была весьма удачной для нас. В этом сезоне мы девять раз побывали на подиуме, отпраздновали дубль в Монреале – команде удалось добиться поставленной цели, закрепиться в тройке лучших".
Ник Хайдфельд: "Главная особенность Монцы – невероятная скорость, ни на одной другой трассе мы не преодолеваем отметку в 350 км/ч. Многое зависит и от того, насколько агрессивно ты атакуешь поребрик. Скорость и традиции – главные атрибуты Autodromo Nazionale, в остальном он выглядит несколько устаревшим, правда, итальянские фанаты всегда создают уникальную атмосферу.
Ключ к успеху – аэродинамика с минимальным лобовым сопротивлением, больше нигде мы не используем столь малое количество антикрыльев. Тесты прошли очень неплохо, и я с нетерпением жду эту гонку".
Роберт Кубица: "Для машин Монца является одной из самых непростых трасс – уровень прижимной силы минимален, а скорости предельно высоки. Все зависит от аэродинамической эффективности, минимального сопротивления воздушному потоку и стабильности на торможении. Быстрые прямые, на каждой из которых машины с легкостью разгоняются до скоростей за 300 км/ч – уникальная особенность итальянского автодрома. Кроме того, здесь есть несколько знаменитых поворотов вроде Ascari, Parabolica и Lesmo, перед которыми приходится буквально выжимать педаль тормоза.
Для меня эта трасса – особенная: здесь в 2006-м я впервые поднялся на подиум, проехав всего две гонки в Формуле 1. Чтобы отметить годовщину этого успеха, я выйду на старт в шлеме иной раскраски. Свое гоночное мастерство я оттачивал именно в Италии, и среди местных фанатов автоспорта немало тех, кто горячо меня поддерживает, но я надеюсь, что на трибунах будут и польские болельщики".
Panasonic Toyota Racing
Паскаль Васселон: "Монца – это уникальное явление в календаре Формулы 1. Скоростная трасса, уникальная аэродинамика, которая позволит добиться максимально эффективной работы машины на длинных прямых, весьма требовательных к моторам и тормозам. Чтобы добиться максимума на этой трассе, нужна высокая максимальная скорость, стабильность на торможении и способность атаковать поребрик.
В Монце все живет гонками, здесь можно прикоснуться к истории автоспорта. Мне нравится приезжать на итальянскую трассу, а после удачных испытаний новой аэродинамики, я с особым нетерпением жду начала уик-энда".
Ярно Трулли: "Гран При Италии - это моя домашняя гонка, это непередаваемые ощущения от выступления на скоростной трассе перед родными трибунами, которое, впрочем, не добавляет мне мотивации – я и так предельно нацелен на успех! Надеюсь, что смогу порадовать итальянских болельщиков.
К этой гонке каждая команда готовит уникальную аэродинамику, поэтому никогда не известно, какой окажется расстановка сил. Впрочем, мы неплохо адаптируемся к различным автодромам, и я знаю – команда делает всё, чтобы максимально подготовиться к предстоящему этапу. После отличного старта с одиннадцатой позиции в Бельгии, где уже в первом повороте я боролся за третье место, финиш вне призовой восьмерки стал большим разочарованием. У меня были все шансы на высокий результат, но в очередной раз не повезло".
Тимо Глок: "С трассой в Монце у меня связаны приятные воспоминания – в прошлом году, выступая в серии GP2, здесь я дважды финишировал на подиуме и выиграл спринт. А вот уик-энд 2006 года лучше забыть – тогда я сильно повредил запястье.
Надеюсь, на этот раз все сложится удачно. Мне нравится Монца – это невероятно быстрая трасса, а гонщики обожают скорость. Нам удалось опробовать несколько новинок и аэродинамику на тестах, собрать важную информацию, которая пригодится уже в эту пятницу. Моя цель – заработать очки".
ING Renault F1 Team
Боб Белл: "Как и другие команды, мы поставим на машины специальную версию аэродинамического обвеса, которая была опробована на недавних тестах. Большинство наших новинок на этот раз предназначены исключительно для Монцы, поскольку гонка предстоит действительно уникальная. Пожалуй, Спа подходит нашей машине лучше, чем Монца, но все же я уверен, что мы сможем добиться неплохого результата".
Фернандо Алонсо: "Трасса великолепная, быстрая, а что еще нужно гонщикам? По ходу первых кругов ты каждый раз испытываешь немного странные ощущения, ведь аэродинамика машины настроена на очень низкую прижимную силу. В ее поведении появляется легкость и какая-то неопределенность, и проходить шиканы на такой машине довольно сложно. Но в Монце всегда интересно, там царит особая атмосфера, и я с нетерпением жду старта.
Мы без проблем провели тесты в Монце три недели назад и нормально подготовились к этой гонке. На этой трассе очень многое зависит от аэродинамики, и в пятницу мы в основном будем заниматься анализом поведения шин".
Red Bull Racing
AT&T Williams
Сэм Майкл: "По ходу уик-энда на главной прямой Монцы машины не раз превышают отметку скорости в 350 км/ч. С учетом всего четырех поворотов и двух шикан, ключевыми слагаемыми успеха в Гран При Италии можно считать мощность двигателя, низкое лобовое сопротивление и способность эффективно атаковать поребрики, причем последнее является фундаментальным требованием к настройкам, поскольку скорость, с которой машина срывается с поребрика, влияет на динамику разгона.
Из года в год в Монце используется уникальный аэродинамический пакет, и предстоящий Гран При не станет исключением – FW30 получит модифицированный обвес и новые антикрылья, все эти детали были проверены на недавних тестах. Как правило, в гонке команды идут на одну или две дозаправки, ведь потеря времени на пит-лейн достаточно велика – пока ваша машина медленно едет в боксы, соперник буквально летит по трассе. В Италию Bridgestone привезет среднюю и жесткую резину, поскольку в повороте Parabolica шины быстро перегреваются".
Нико Росберг: "Тесты в Монце прошли удачно как с точки зрения работы над настройками, так и в плане оценки новинок, подготовленных командой. На итальянской трассе меня привлекают не только сумасшедшие скорости, но и богатая история. Невероятно быстрая главная прямая, жесточайшее торможение в конце круга и поребрики, которые необходимо все время атаковать – здесь действительно интересно гоняться. Из-за низкой прижимной силы удержать машину в скоростных поворотах довольно непросто, но это нисколько не уменьшает радость от пилотажа на одной из лучших трасс мира. Атмосфера на трибунах и итальянская кухня великолепны, я с нетерпением жду начала уик-энда!"
Казуки Накаджима: "Перед гонкой в Спа я тестировался в Монце, правда, до этого в последний раз приезжал на итальянскую трассу почти год назад. Программа испытаний была насыщенной – пришлось привыкать и к автодрому, и к машине, которая вела себя необычно из-за малой прижимной силы. Атака поребриков требует смелости, но это приносит особое удовольствие".
Honda Racing F1 Team
Росс Браун: "Монца – единственная трасса чемпионата, требующая очень низкого уровня прижимной силы, поэтому мы установим на RA108 несколько уникальных аэродинамических элементов. Главная цель – минимизировать лобовое сопротивление машины, добиться максимальной скорости - около 340 км/ч, поэтому площадь антикрыльев, боковых дефлекторов и кожуха двигателя будет значительно уменьшена.
В Монце есть несколько жестких торможений, тормозной системе придется непросто. Нам предстоит найти компромисс при настройке подвески, которая должна обеспечить стабильный контакт с неровным асфальтом итальянской трассы и позволить гонщикам максимально эффективно атаковать поребрик. ".
Дженсон Баттон: "Я всегда с нетерпением жду гонку в Монце. Итальянские фанаты влюблены в автоспорт – даже сосредоточившись на машине, вы чувствуете атмосферу этого уникального уик-энда. У трассы богатая история – я прогуливался по старому бэнкингу и поражался мужеству парней, выступавших здесь в прежние времена. Монца не похожа на другие автодромы – она невероятно быстрая, и чтобы добиться преимущества на длинных прямых, приходится использовать минимальную прижимную силу.
Больше всего мне нравится поворот Ascari, Parabolica тоже весьма неплоха, особенно в квалификации, когда стараешься выжать из машины максимум и затягиваешь с торможением. Стоит замешкаться – и ты вылетаешь в гравий, а то и вовсе врезаешься в стену, но если сделать все правильно и чисто проехать, то испытываешь невероятные ощущения. Ну и первый поворот – он всегда интересен, особенно когда двадцать машин тормозят с 290 км/ч до 50 км/ч и сражаются за позиции на скользком асфальте и холодных шинах!"
Рубенс Баррикелло: "Выступление в Монце - это честь для гонщика, что уж говорить о победе в Гран При Италии – я прекрасно помню свой успех в 2002-м и 2004-м. На самом быстром автодроме чемпионата многое зависит от мощности двигателя, позволяющего развить максимальную скорость в конце длинных прямых. Для уверенной атаки поребриков требуется хорошая стабильность на торможении, а при выходе из Rettifilo и Roggia все решает хорошая тяга, ведь в обоих поворотах можно обгонять. Правда, в наше время держаться позади машины соперника очень непросто".
Force India F1 Team
Колин Коллес: «Гонка в Монце – последняя перед заокеанским турне, и хороший результат был бы кстати, но соперники быстры и надежны, так что набрать очки будет непросто. Тем не менее, это наша цель – мы уже доказали, что способны бороться с соперниками. Возможно, погода снова преподнесет сюрприз, и мы не должны упустить свой шанс».
Майк Гаскойн: «Нужно использовать любую возможность. Тесты в Монце прошли успешно, оба гонщика нацелены на хороший результат в финальном европейском Гран При. Наша цель – удачная квалификация и финиш двумя машинами».
Адриан Сутил: «После удачного выступления в Бельгии я с оптимизмом жду гонку в Монце. В Спа мы сработали неплохо, верные настройки позволили обгонять соперников на прямых, навязать борьбу Баттону. Как мне кажется, в Италии нашим главным конкурентом снова будет Honda. Тесты прошли хорошо, нужно приложить максимум усилий и не упускать удачу из рук».
Джанкарло Физикелла: «Монца – одна из моих самых любимых трасс. Конфигурация может показаться простой, но здесь очень непросто найти настройки, позволяющие добиться максимальной скорости на прямых без потери стабильности в поворотах.
Результаты тестов обнадеживают – у нас есть шансы на неплохой результат. В Бельгии судьба моей гонки была решена на первом круге, когда впереди развернуло Казуки Накаджиму, хотя на свободной трассе я ехал в темпе пелотона и уже под дождем серьезно сократил свое отставание. В ближайший уик-энд крайне важно хорошо квалифицироваться и чисто проехать первый круг, чтобы воспользоваться возможными инцидентами впереди».