Материал подготовлен при спонсорской поддержке всемирно известного бренда синтетических моторных масел Mobil 1 |
Участники: Норберг Хауг (Mercedes), Виджей Малья (Force India), Марио Тайссен (BMW Sauber), Фрэнк Уильямс (Williams)
Вопрос: Вопрос ко всем. Каковы ваши ощущения от новых правил? Как они работают, если работают. Хороши они или плохи? Выполняют ли те функции, на которые были рассчитаны?
Марио Тайссен: Лично я считаю, что они себя не оправдали. С точки зрения болельщиков чемпионат получился весьма интересным, а результаты - неожиданными, но все очень сильно приблизились друг к другу по времени на круге, а ведь многие ждали от новых правил совершенно противоположного результата. В Бахрейне Трулли доминировал в квалификации, а в Барселоне он с трудом прошел во вторую часть, заняв 15-е место всего в 0,7 секунды от лидера, а это значит, что никто не может чувствовать себя в безопасности. Это очень увлекательно для зрителей, а для нас, пожалуй, чересчур.
Смотрите, почти все команды используют два набора свежей резины уже в первой части квалификации, чтобы попасть во вторую часть. Никто не ожидал подобного сценария, мы не видели такого уже 10 лет, и я считаю, что все встало с ног на голову. Новые правила оправдывают себя в том, что касается экономии средств, но что касается облегчения обгонов, мы ожидали большего. Ограничения в аэродинамике оказались не так ощутимы, как ожидалось, здесь есть еще над чем поработать.
Виджей Малья: Я согласен с Марио насчет большей плотности результатов и интереса болельщиков. По сравнению с прошлыми годами, небольшие команды получили серьезный шанс приблизиться к лидерам. Некоторые гонщики в этом году едут намного быстрее, чем в прошлом. Но я думаю, что правила 2009 года – это хорошая платформа для дальнейшего развития. Вы хорошо знаете, что продолжаются дискуссии о том, что делать в 2010-м и далее.
Норберг Хауг: Думаю, пока все идет хорошо. Шансы и условия одинаковы для всех. Очевидно, некоторые команды были больше заняты ближе к концу года, чем в течение сезона, но это нельзя считать оправданием, это лишь отчасти объясняет то, что некоторым теперь приходится прилагать больше усилий на трассе; впрочем, это достаточно честно. Мы оказались в роли догоняющих, и я думаю, многие были удивлены высоким уровнем конкурентоспособности новичков, как уже отмечали Марио и Виджей.
Стартовое поле перемешалось, но никто никому не делал подарков. Конечно, было много споров по поводу диффузора, но в конце концов мы оставили это позади.
Мы видели пару захватывающих гонок. Прошлая, в Барселоне, никогда не считалась зрелищной. Это сложная, очень требовательная к аэродинамике трасса, на которой проходят довольно скучные гонки, как было и на этот раз, но, мы стали свидетелями большего количества маневров с целью обгона. Я смотрел статистику, она говорит, что мы движемся в верном направлении.
Справедливости ради надо признать, что ни одна из машин, использующих KERS, не находится в более выгодной позиции по сравнению с другими, чтобы за счет этого побеждать в гонках. Разве что это будет очень хорошая машина с очень хорошим KERS, но это уже другая история.
Я, конечно, надеюсь на быстрый прогресс команды, но догонять всегда тяжело, это не вопрос пары недель. Скорее, уйдут месяцы, так что следует запастись терпением.
Глядя на сегодняшние результаты, хочу сказать, что это не типичная гоночная трасса. Мы всегда были здесь сильны и выиграли несколько гонок в последние годы. Но это не типичная гоночная трасса, поэтому я считаю, что в двух ближайших Гран При расстановка сил не изменится. Надеюсь, мы придем к соглашению и вернемся, наконец, из политики в спорт.
Фрэнк Уильямс: Согласен с остальными. Новые правила поменяли порядок распределения мест, а KERS облегчил жизнь одним, осложнив другим, и это в порядке вещей. Думаю, две дождевые гонки доставили удовольствие телезрителям.
Вопрос: Ещё раз вопрос ко всем. Что вы скажете по поводу предложенного ограничения бюджета? Должен ли он быть большим или меньшим?
Марио Тайссен: Для нас не всё так просто, и дело не в конкретной сумме – мы считаем этот вопрос гораздо более сложным, здесь нужно всё тщательно обдумать. Необходимо под разным углом рассматривать команды, которые находятся на разных стартовых позициях, всех привести к одному графику снижения стоимости, дать им достаточно времени, чтобы в итоге все пришли в одну точку, не потеряв по дороге ни самой мелкой, ни самой крупной команды. Это все требует кропотливого труда, а то, что мы имеем на данный момент – это определенное снижение бюджета, привязанное к определенному набору правил, что делает весь процесс еще сложнее. Думаю, с этим надо разобраться. Мы работаем, и, надеюсь, сможем прийти к соглашению, которое удовлетворит все заинтересованные стороны.
Виджей Малья: В сегодняшних экономических условиях все стараются реорганизовать свой бизнес с тем, чтобы уменьшить затраты. Формула 1 - не исключение, и Force India приветствует сокращение расходов до приемлемого уровня, будет ли это выражено в виде конкретной суммы, или в виде прогрессивных инициатив, о которых говорит Марио. Мы должны прийти к цифре, которая устроит все команды, и, вместе с FIA, работаем над этим.
Как бы вы это ни называли – ограничением бюджета или суммой, которую вы планируете потратить, это очень, очень важно, иначе небольшие независимые команды не будут иметь шансов против команд с огромным бюджетом.
Норберг Хауг: Не хотелось бы повторяться – всё это уже долго обсуждается, надеюсь, у нас есть для этого еще предстоящие выходные. Завтра у нас свободная пятница – без гонок, без тестов. Запланированы кое-какие встречи, и, я надеюсь, мы вместе сделаем шаг вперед. Возможности для компромисса есть, мы должны к нему прийти, и мы открыты для этого.
Вопрос: Фрэнк, похоже, что многое сделано, но предстоит сделать ещё больше...
Фрэнк Уильямс: Мы поддерживаем эту идею, она нам подходит. Ожидать от крупного производителя снижения затрат на 300% за четыре месяца – это нетривиальная финансовая задача, возможно, потребуется более плавный график, но повторюсь, мы нуждаемся в этом.
Вопрос: Марио, я не знаю, продвинулись ли вперед другие, либо отстали вы, но похоже, что в последних нескольких гонках вы выступаете хуже, чем в начале сезона.
Марио Тайссен: Последние три гонки были разными. В Бахрейне мы не показали того, на что способны, в Барселоне все прошло более-менее, учитывая дефицит времени на адаптацию к новой аэродинамике, а сегодня я вновь неудовлетворен. Мы потеряли много времени, но машина не так быстра, как должна быть, так что нам есть над чем поработать в субботу. Как уже говорил Норберт, это не типичная гоночная трасса, у нее свои особенные характеристики, никогда не знаешь, чего от нее ожидать, но я надеюсь, что мы справимся.
Вопрос: Виджей, в этом году вы руководите командой, что изменилось с тех пор, как вы просто были ее владельцем?
Виджей Малья: Не думаю, что многое изменилось. Я в равной степени участвовал в жизни команды в прошлом году и в этом, и не считаю, что смена должности на что-то повлияла. Мы реорганизовали команду, многое изменили в структуре управления. Мы заключили сделку с McLaren Mercedes в начале ноября, и, имея хорошую механическую основу, разработали вполне достойную машину всего за 120 дней. Ещё надо поработать с аэродинамикой – у нас было очень мало времени на доводку из-за запрета на тесты в течение сезона, но мы, конечно, более конкурентоспособны, чем прежде. Мы показали это в Шанхае и в Австралии, и я с оптимизмом смотрю на предстоящую гонку в Монако.
Вопрос: Норберт, вы являетесь поставщиком для трех разных команд. Насколько это выгодно для Mercedes?
Норберг Хауг: Это позволяет компенсировать некоторые расходы. Как заметил Виджей, у нас партнерское соглашение с Force India на поставку шасси и двигателя, но у нас не было планов поддерживать другую команду. Лишь 5-го декабря мы узнали, что Росс Браун ищет двигатель и не были уверены, что они справятся к концу марта. Но ребята из High Performance Engines и Brawn GP сделали отличную работу по доводке двигателя и совмещению его с шасси – присутствующие здесь специалисты поймут, как много это значит. Это не так просто, как кажется – вставил двигатель в машину, нажал на газ и поехал. Это большое достижение в трехмесячный срок. Это было непросто, и нам очень помогло взаимное доверие.
Там еще не всё гладко, но машина сразу поехала и начала выигрывать гонки. Конечно, это положительно влияет на людей, которые делают двигатели. Мы рады были выиграть с нашим двигателем прошлогодний чемпионат, но мы также рады, что можем качественно обеспечить наших клиентов, и это для нас очень важно. Но, постучу по дереву - всякое еще может случиться. У нас много двигателей, у нас много опыта, логистики находятся на своем месте, и мы поднялись на следующий уровень. Вспомните например Бахрейн в 2004-м, или возьмем 2005-й – мы, проиграли чемпионат в том числе и потому, что слишком часто меняли двигатели, в результате теряя по 10 мест на стартовом поле. Ситуация улучшилась, и это приятно.
Я могу лишь сказать слова благодарности всем, кто тяжело работал над этим. Конечно, мы в большей степени сконцентрированы на работе с McLaren. Мы владеем 40% акций команды, это самый крупный пакет. Многие считают наше сотрудничество лишь партнёрством, но мы – часть команды, и нам важно вернуться туда, где мы были в последние годы. Мы напряженно работаем над этим, но, как я уже заметил, это вопрос времени. По крайней мере мы удовлетворены двигателем и системой KERS, я бы даже сказал, мы очень довольны.
Вопрос: Фрэнк, ваши гонщики очень конкурентоспособны в пятницу и утром в субботу. Есть ли определенное разочарование от того, что эта скорость не получает реализации в воскресенье?
Фрэнк Уильямс: Вы намекаете на показуху.
Вопрос: Я этого не говорил...
Фрэнк Уильямс: Но, имели в виду. В Формуле 1 истина выясняется мгновенно. Если ты быстр, то это подтвердят и гонка, и зрители. А во время тренировок можно дурачить кого угодно, включая себя.
Вопрос: Вы хотите сказать, что ваши места в завтрашней гонке – 7-е и 8-е?
Фрэнк Уильямс: Это непредсказуемо. Давайте поговорим о результатах после гонки.
Вопрос: Но ведь есть удовлетворение. Вы довольны?
Фрэнк Уильямс: Я бы так не сказал.
Вопросы с мест
Вопрос (Алан Болдуин – Reuters): Норберт, вы сказали, что ни одна из машин не сможет выигрывать гонки только за счет KERS, но глядя на результаты тренировки, можно сказать, что у Льюиса неплохие шансы. Считаете ли вы, что у Льюиса есть шанс победить?
Норберг Хауг: Надеюсь, но не считаю нас фаворитами. Я был в Монако много раз, и это хороший знак, когда машина сразу едет быстро. В принципе, это касается любой трассы, но здесь это особенно важно. Ни Льюис, ни Хейкки не удовлетворены машиной полностью, но уик-энд начался неплохо.
Результаты очень плотные, 12 машин в одной секунде – при этом кто-то использовал мягкую резину, (а кто и два комплекта), у кого-то больше топлива, у кого-то меньше. Думаю, нас ждет непривычный порядок машин на старте. Ferrari будет сильна, без сомнений. Brawn и Red Bull будут даже сильнее, чем были до сих пор, думаю, Renault, возможно, Toyota… Думаю, и Williams составит конкуренцию. Не показную, а реальную силу!
Вопрос (Ричард Уильямс – The Guardian): Вопрос Фрэнку и Марио – на днях выяснилось, что у Ferrari есть право вето на изменения в техническом регламенте Формулы 1. Стало ли это для вас сюрпризом, и считаете ли вы, что команда может обладать такими правами?
Фрэнк Уильямс: Я сначала послушаю, что скажет Марио.
Марио Тайссен: Когда создавалась FOTA, очень скоро стало ясно, что разные команды будут играть в ней разные роли. Понятно, что разные команды имеют разные контакты с FOA, и мы все согласились с этим. Мы знали об этом, и приняли все как есть. С моей точки зрения, в данный момент Ferrari действует в интересах FOTA, они используют возможность прояснить нашу позицию.
Фрэнк Уильямс: Это довольно сложная тема, юрист сказал бы, что вопрос находится выше юрисдикции FIA, и этим должны заниматься другие международные организации. Но, если говорить о спорте, то оставить все как есть – не лучший выход. Думаю, многие из нас считали, что эти преимущества касаются лишь коммерческой стороны, и они вполне их заслуживают, но до последнего времени этот вопрос не поднимался.
Вопрос (Эд Горман – The Times): Вопрос Фрэнку – в какой степени текущий спор между Формулой 1 и FIA касается правил следующего года и ограничения бюджета, или, возможно, речь о стиле руководства Макса Мосли в качестве президента FIA? Кажется, его личность и методы руководства являются большей проблемой, чем сами правила.
Фрэнк Уильямс: Думаю, главная причина в том, что нам хотят навязать сокращение бюджета. Все дело в деньгах.
Вопрос (Дэн Натсон – National Speed Sport News): Норберт, Mercedes Benz выиграл много гонок за последние месяцы. Много ли вы получили рекламы от этого?
Норберг Хауг: В настоящее время мы не занимаемся рекламой. В некоторых странах она появляется, но мы не ведем целенаправленной кампании. Такова реальность. Мы инвестируем в продукт, сейчас непростое время для всей отрасли, и я думаю, что среди заинтересованных в автоспорте людей мы известны как поставщик двигателей, который помогает выигрывать гонки. Но мы - лишь часть этого, нужно быть реалистами. Двигатель важен, но я думаю, те, кого интересует, кто выиграл гонку, точно знают, кто это.
Вопрос (Эндрю Франкль – Forza): Виджей, вы говорили о мировом кризисе, а как обстоят дела с индийской трассой?
Виджей Малья: К счастью, Индия не так сильно пострадала от мирового кризиса, как другие страны. Как ни удивительно, у нас продолжается рост ВВП примерно на 4,5%. После выборов, завершившихся на прошлой неделе, фондовый рынок вырос на 17%. Эти цифры выгодно отличают Индию от многих других стран. Промоутеры трассы и связанные с ними коммерческие структуры уже приобрели землю, собираются заложить первый камень и начать строительство. Я смотрю на это с оптимизмом, считаю, что трасса будет построена в срок, и мы проведем первый Гран При Индии в 2011-м году.
Вопрос (Ричард Уильямс – The Guardian): Вопрос Норберту и Марио – на минутку вернемся к ограничению бюджета. С учетом особенностей вашей организации, считаете ли вы, что крупные команды в состоянии провести точную оценку суммы затрат на Формулу 1, или, возможно это будет способствовать злоупотреблениям? Считаете ли вы, что система будет открыта для злоупотреблений?
Норберг Хауг: Это трудно. Начинайте вы, Марио.
Марио Тайссен: Я думаю, что в денежном выражении, либо в виде ограничения каких-то ресурсов, мы должны это контролировать, и такой контроль возможен. Если бы мы не были уверены, что это можно контролировать, мы бы не тратили столько усилий. Я думаю, если все стороны проявят добрую волю, мы все сделаем правильно. Это вполне возможно.
Норберг Хауг: Абсолютно согласен. Мы привыкли к ограниченному бюджету, хотите верьте, хотите нет. И я могу говорить обо всей нашей индустрии – все очень понятно, куда и сколько уходит денег, все четко документируется. Так что я считаю, что нам надо просто собраться и найти общее решение, это вполне достижимо. Это правильная тенденция. У нас хороший спорт с непредсказуемым результатом – как в прошлом году, и я думаю, мы никогда не должны забывать о спорте. Чемпион определился в последнем повороте последнего круга. Это то, о чем мечтал не только Берни, но и все мы.
Я бы пережил, если бы чемпион определился и гонкой раньше, но насколько было бы здорово для спорта и всех нас, если бы в Бразилии мы смотрели на белую машину Brawn GP с двигателем Mercedes, и гадали – как же все решится? Или возьмем к примеру Red Bull… или классические команды – Ferrari, McLaren, BMW – все пытаются отыграться, и это замечательно, это хорошо для спорта. И все идет к тому, чтобы тратить меньше.
Мы начали этот процесс как раз здесь, пять лет назад, в мае 2004 года – 24-го мая или около того – на специальной встрече Автомобильного Клуба Монако. Еще одно заседание будет завтра, спустя пять лет – и с тех пор была сэкономлена большая сумма. Я знаю, о чем я говорю, я отвечаю за финансы, так что мы движемся в верном направлении, и мы сделаем еще один шаг на этом пути, чтобы дать Формуле 1 шанс на хорошее будущее. Вот на чем нам нужно сосредоточиться.
Вопрос (Олег Карпов – Клаксон): Норберт, на Гран При Испании Фелипе сказал, что он не сможет бороться за чемпионское звание. Как вы думаете, а Льюис сможет это звание защитить?
Норберг Хауг: Мы должны в это верить, но нет смысла в прогнозах. Мы всегда работаем над улучшением машины, и возможны всякие сюрпризы, как не раз случалось в прошлом. Формула 1 уникальна, и, как сказал Марио, если 15 машин умещаются в 0,7 секунды, случиться может что угодно. Мы выглядим глупо на 15-м или 16-м месте, и отыграть три, четыре или пять десятых очень сложно, но это проще – поверьте мне – чем отыграть полторы секунды.
Если вы отыграете три, четыре, пять десятых, то вы уже 6-й или 7-й, и при агрессивной стратегии все в ваших руках. Если вы не уверены, то возможно, стоит помечтать и поверить в свои мечты, нет смысла просто садиться и говорить: "ну все, у меня больше нет шансов". Если кому-то это нравится – ОК, но я бы в таком случае не сидел здесь перед вами и не рассказывал о желании выиграть чемпионат. Такая позиция не даст вам ни одной десятой секунды, а заработать эту десятую можно только упорным трудом, верой в себя и поддержкой людей.
Конечно, внутри команды существует и критика, но, что очень и очень важно – это положительная критика, она позволяет двигаться в верном направлении. К примеру, в 2006-м мы не выиграли ни одной гонки. В 2007-м мы проиграли чемпионат с разницей в одно очко, а в 2008-м выиграли его. Такие вещи быстро меняются. Нужно верить в себя, но при этом не быть высокомерным, это только мешает. Вы должны трудиться и трудиться изо всех сил – и это именно то, чем мы занимаемся.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC) Насколько реальна угроза ухода Ferrari, насколько серьёзным может быть ущерб для Формулы 1?
Виджей Малья: Все команды хотели бы гарантировать своё будущее в Формуле 1. Не думаю, что кто-то, включая Ferrari, хотел бы покинуть чемпионат, поэтому я уверен – будет найдено решение, устраивающее и FOTA, и FIA, и FOM. Все признают важность, значимость и целостность этого спорта, никто не хочет ухода команд, я надеюсь, что мы найдём способ удержать Ferrari.
Марио Тайссен: Я думаю, что заявление было серьёзным, и потеря может быть весьма значимой. Согласен с Виджеем, нам нужно найти решение. Формула 1 - это серьёзный бренд, сильная платформа, которую нет смысла разрушать, тем более тем, кто получает прибыль.
Фрэнк Уильямс: Ferrari не нужна помощь, это очень сильная и богатая команда. Их уход стал бы позором для чемпионата, но если они уйдут, то я надеюсь, что это не станет ещё одним аргументом в споре. Они много лет имели привилегированное положение по этому и прошлому Договору Согласия, которое, если бы о нём было известно ранее, могло вызвать вопросы у Еврокомиссии по контролю за конкуренцией. Думаю, лучше им согласиться на ограничение бюджета и вернуться в чемпионат.
Норберт Хауг: Никто из нас не может говорить за Ferrari, но одно ясно наверняка – все хотят, чтобы Ferrari осталась в Формуле 1, и болельщики, и команды. Думаю, Марио прав – они бы не сделали такого заявления без тщательного анализа. Оно стало следствием ситуации, которую мы обсуждаем в командах, в FOTA. Тем не менее, я считаю, что мы должны серьёзно работать над тем, чтобы сохранить существующую группу команд.
Я поддерживаю идею приглашения новых команд, но они должны соответствовать определённому уровню. Фрэнк лучше меня расскажет о том, что нужно для дебюта в Формуле 1, и мы не должны недооценивать эту цену.
Необходим свод правил, ведь болельщики хотят видеть лучших гонщиков в лучших машинах, а не обгоны, которые объясняются наличием у одной из сторон управляемого элемента заднего антикрыла, хотя я понимаю причины принятия подобных решений.
Иногда в туринге, или в гонках производителей, не было другого пути, но через некоторое время приходилось возвращаться к прежним правилам, как произошло в DTM – ведь именно это и интересно. Действительно ли один гонщик быстрее другого? Даже в одной команде – именно это сделало Формулу 1 интересным вызовом в прошлом. Таково моё мнение, думаю, коллеги согласятся, что мы не должны недооценивать этот факт.