Гран При Бразилии: Пресс-конференция в пятницу

Гран При Бразилии. Пресс-конференция в пятницу

Участники: Джон Бут (Virgin Racing), Тимо Глок (Virgin Racing), Майк Гаскойн (Lotus), Ярно Трулли (Lotus), Росс Браун (Mercedes GP), Нико Росберг (Mercedes GP)

Вопрос: Джон, ваше мнение о дебютном сезоне?
Джон Бут: Кажется, я уже отвечал на этот вопрос – первая половина сезона была похожа на кошмар, но после гонки в Монако мы стабильно прогрессировали.

Вопрос: Как обстоят дела с подготовкой к следующему сезону? Говорят, команде необходимы серьезные инвестиции…
Джон Бут: Наш бюджет распланирован на три года вперед, мы не вносили никаких корректив.

Вопрос: То есть, программа финансирования утверждена?
Джон Бут: Именно.

Вопрос: И дополнительных вложений не предвидится?
Джон Бут: Нет.

Вопрос: Еще две дебютировавшие команды по ходу сезона сменили поставщика коробок передач. Как поступит Virgin Racing? У вас есть проблемы с двигателем или коробкой? Планируется новый контракт?
Джон Бут: У нас были проблемы с трансмиссией в начале сезона, но мы отличаемся от других команд-дебютантов тем, что сами разрабатываем коробку и разве что закупаем отдельные компоненты у разных производителей. Мы довольны достигнутым прогрессом, новая коробка передач выглядит ещё более надежной, так что перспективы неплохие.

Вопрос: То есть, вопрос смены поставщика не имеет к вам никакого отношения?
Джон Бут: Нет, не имеет.

Вопрос: Тимо, ваше мнение о сезоне?
Тимо Глок: Как сказал Джон, поначалу нам пришлось очень нелегко, но после Сильверстоуна мы всерьез доработали машину и прибавляли от гонки к гонке. Команда постепенно набиралась опыта, а я неизменно выкладывался по максимуму. Пару раз мне удалось опередить гонщиков Lotus, а в дождевых Гран При Сингапура и Кореи мы были вполне конкурентоспособны. Да, бывали и неудачные уик-энды, когда мы могли рассчитывать на двенадцатое-тринадцатое места, но откровенно не везло – впрочем, ничего не поделаешь, таковы гонки. Нужно учиться на своих ошибках и постоянно прогрессировать.

Вопрос: Что необходимо для прогресса? В следующем сезоне вы сможете бороться с Lotus?
Тимо Глок: Пока рано об этом судить – все команды стараются добиться максимальной конкурентоспособности. Посмотрим, как всё сложится. Мы должны опираться на собственный опыт и двигаться вперед.

Вопрос: Рассчитываете на удачный сезон?
Тимо Глок: Конечно.

Вопрос: Вы сохраните свое место в Virgin Racing?
Тимо Глок: Пока всё выглядит именно так.

Вопрос: Росс, похоже, после того, как вы перестали дорабатывать машину, она поехала намного быстрее. Нет, это не попытка обидеть вас или команду – возможно, вы поясните, как так получилось?
Росс Браун: Спасибо, Боб, вы весьма любезны. Мы просто закрепили результат нашей работы. Когда команда выпускает множество новых деталей, в отсутствие тестов пятничная и субботняя тренировки получаются крайне напряженными. По ходу сезона у нас бывали ситуации, когда мы готовили немало новинок, но не могли заставить их работать оптимально, сейчас нам это удалось.

Опять же, мы до сих пор не добились максимума, что послужит уроком – в следующем сезоне мы постараемся как можно тщательнее готовить аэродинамику, прежде чем вывезти машину на трассу. Мы не раз наблюдали, как в этом году команды сначала делают два шага вперед, а потом из-за отсутствия тестов вынуждены отступать назад. Раньше мы могли днями напролет испытывать различные компоненты, но даже тогда они не всегда оправдывали ожидания. Ситуация предельно понятна, этот опыт пригодится в будущем.

Вопрос: Не кажется ли вам, что сезон сложился как нельзя лучше в том плане, что за лидерство ведут борьбу сразу несколько команд?
Росс Браун: Да, сезон получился потрясающим, в том числе в силу причин, о которых я только что говорил. У команд не было возможности дорабатывать машину за счет тестов, запрет на дозаправки стал дополнительным вызовом, кроме того, изменилась спецификация шин. Да, у нас по-прежнему есть опасения, что в случае стабилизации расстановки сил нам рано или поздно придется утвердить новые требования к конструкции заднего антикрыла и тем самым обострить борьбу, но пока ситуация и без того выглядит неплохо – гонки получаются весьма зрелищными. Нет предела совершенству, но и сейчас мы наблюдаем очень достойное соперничество.

Вопрос: Нико, насколько быстрой может оказаться ваша машина в двух оставшихся гонках? Росс сказал, что она с каждым Гран При едет всё лучше...
Нико Росберг: В Корее нам представился неплохой шанс, и мы могли финишировать гораздо выше, чем в предыдущих гонках, однако я предпочел бы осторожно оценивать наш прогресс. Сейчас основная задача – удержать занятые позиции. Судя по всему, здесь команде придется очень непросто, но в субботу ожидается дождь, и в таких условиях шансы заметно возрастают. На мокрой трассе мы можем выступить намного сильнее.

Вопрос: В какой мере вы можете повлиять на судьбу титула? Понимаю, вы не намерены мешать кому-либо из претендентов, но, оказавшись в группе лидеров, можете воспользоваться ситуацией в своих интересах…
Нико Росберг: Сейчас лидеры должны вести себя предельно осторожно, и этим можно воспользоваться. Честно говоря, я был бы рад вмешаться в борьбу претендентов, поскольку это означало бы присутствие в лидирующей группе, но сделать это на самом деле непросто.

Вопрос: В Корее MGP-W01 была очень быстра на прямых. В Интерлагосе и Абу-Даби тоже немало прямых – полагаете, это сработает в вашу пользу?
Нико Росберг: В Корее воздуховод сработал весьма эффективно и позволил добиться заметного прогресса – уверен, он пригодится и в оставшихся двух гонках. Опять же, мне бы не хотелось заранее говорить о каком-то резком улучшении результатов.

Вопрос: Майк, буквально на днях команда подписала контракт, согласно которому в следующем сезоне она будет использовать моторы Renault и новую трансмиссию Red Bull. Насколько это важно для вас?
Майк Гаскойн: Да, в следующем сезоне мы будем использовать двигатели Renault и трансмиссию Red Bull Racing. Для Lotus это серьёзный шаг вперед – думаю, все недавние события, включая обустройство собственной аэродинамической трубы и оснащение базы команды, обещают нам неплохое будущее. Дебютный сезон всегда получается непростым, однако мы довольны тем, как он сложился. Сейчас нас по праву считают лучшими среди новичков, мы намерены сохранить этот статус, но в целом год ушел на то, чтобы окончательно сформировать команду и качественно подготовиться к следующему сезону. Полагаю, с новыми партнерами и более основательной технической базой у команды очень неплохие перспективы.

Вопрос: Я правильно понял, что дебютный год был в целом посвящен формированию команды?
Майк Гаскойн: Да, мы должны были собрать коллектив и выйти на старт дебютной гонки – учитывая то, насколько поздно мы приступили к работе, задача оказалась весьма непростой. Опять же, дебютантом можно быть всего один раз – в следующем сезоне вы не можете выступать на таком же уровне, нужно стать конкурентоспособнее. Оборудовав базу в Хингхэме и подписав контракт с новыми партнерами, мы создали хороший базис с прицелом на позиции в середине пелотона.

Сейчас все команды разделены на две группы, и дебютанты ведут борьбу исключительно друг с другом. Как сказал Берни Экклстоун, новичкам необходимо собраться, и в какой-то степени мы с ним согласны. Мы должны сражаться в середине пелотона, для второго сезона это вполне реальная цель, но чтобы её добиться, необходим серьезный прогресс. Над этим мы работали на протяжении практически двенадцати месяцев и теперь вполне уверены в своих силах.

Вопрос: Ярно, не могу не спросить о проблемах с гидравликой. Почему они случаются только у вас и совсем не касаются Хейкки Ковалайнена?
Майк Гаскойн: Боб, об этом нужно спрашивать меня, а не Ярно.

Ярно Трулли: Мне просто не везет. Механики делают всё возможное, но если поломка все-таки случается, это происходит именно с моей машиной. Хорошо, что подобные неприятности пришлись на нынешний сезон, когда у нас нет реальной возможности бороться за очки. Но вот в следующем сезоне мы вполне можем рассчитывать на финиш в первой десятке, и в таком случае отказы недопустимы. Сейчас я просто воспринимаю ситуацию такой, какая она есть. Мы заранее знали, что год получится крайне непростым, однако результаты оказались даже хуже, чем предполагалось.

Вопрос: На что можно рассчитывать в следующем сезоне?
Ярно Трулли: Я всегда осторожно оцениваю свои шансы – никому не дано предвидеть будущее. Опять же, Майк и Тони Фернандес работают, не жалея сил, и наша новая машина выглядит многообещающе. Задача на следующий сезон – набрать первые очки: команда не может позволить себе и дальше выступать на нынешнем уровне. Мы должны подтянуться к соперникам и вести борьбу в середине пелотона.

Опять же, есть несколько факторов, влияние которых пока никто не может оценить – к примеру, появление нового поставщика шин заденет как новичков, так и более опытных участников чемпионата. В начале сезона кто-то сработает эффективно, а кто-то допустит ошибку – надеюсь, мы окажемся среди тех, кто поступил правильно. У Майка есть необходимый опыт, а у Тони – финансирование и энтузиазм. В команде замечательная атмосфера, а её будущее выглядит весьма перспективно.

Вопрос: Что ж, тогда спросим Майка о проблемах с гидравликой. В чем причина?
Майк Гаскойн: Честно говоря, все гидравлические системы собирает одна группа сотрудников. Компоненты распределяются по машинам случайным образом, так что здесь нет никакой объективной причины, разве что элементарное невезение. Жаль, что нам так и не удалось свести риск поломки к минимуму. С некоторыми неполадками мы и вовсе столкнулись впервые, но зачастую Ярно на самом деле просто не везло.

Вопрос: Может, все дело в том, как он пилотирует машину?
Майк Гаскойн: Вряд ли. Система такая, какая есть, а гонщик всего лишь ведет машину на пределе возможностей и обращается с ней так, как считает нужным. Техника рассчитана на подобные нагрузки, но мы сработали не лучшим образом и в какой-то момент подвели Ярно.

Вопросы с мест

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Майк, в утреннем пресс-релизе, посвященном договору о поставке моторов, ни Renault, ни ваша команда не использовали название “Lotus”. Причина – слушания в суде, или что-то еще?
Майк Гаскойн: Думаю, вы прекрасно знаете, что название холдинговой компании, получившей право выступать в Формуле 1 – 1Malaysia. Cosworth подписывала договор с 1Malaysia, Renault подписывала договор с 1Malaysia, мой контракт и контракты всех наших сотрудников также заключены с 1Malaysia. Вопрос о наименовании рассматривается отдельно, но на сути пресс-релиза это никак не отразилось.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix +) Майк, в следующем году вы будете работать в Lotus?
Майк Гаскойн: Сейчас я работаю на 1Malaysia, с этой компанией у меня подписан контракт. В настоящее время в Малайзии идут переговоры насчет… знаете, они носят конфиденциальный характер, однако это не помешало появиться множеству слухов.

Все, что я могу сказать – у нашей команды неплохое будущее. Мы сформировали отличный коллектив, три основных акционера – Тони, Наса и Дин – по-настоящему влюблены в автоспорт, и лично мне приятно с ними работать. Они пришли сюда надолго, команда полностью разделяет их планы, а все недавние заявления насчет новых моторов, коробок передач и аэродинамической трубы лишь подтверждают наше намерение навязать борьбу более опытным участникам чемпионата.

Я лишь инженер, и смена названия никак не отразится на моей работе. Спросите Росса – за последнюю пару лет он успел поработать под разными "вывесками" и превосходно справился со своими основными обязанностями. В остальном я убежден, что с такими акционерами, сотрудниками и оснащением команду ждёт блестящее будущее.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix +) Росс, в следующем году вы сможете одолеть Team Lotus?
Росс Браун: Понятия не имею. По словам Майка, им удалось сколотить неплохую команду, а как она будет называться – их дело. Надеюсь, всем новичкам удастся закрепиться в Формуле 1 – чемпионату нужны такие команды, и мне приятно слышать, что у них серьёзные планы на будущее.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix +) Могу я задать вопрос о ситуации в FOTA и узнать мнение технической комиссии? Вы уже пришли к единому мнению насчет нового мотора? Решение должно быть принято к концу декабря…
Росс Браун: Мы по-прежнему ищем оптимальный вариант, при этом команды и FIA готовы сотрудничать друг с другом. Экономическая ситуация всё ещё нестабильна, поэтому мы должны быть предельно осторожны в своих планах и заручиться необходимой поддержкой. Все участники прекрасно понимают суть проблемы, и я не сомневаюсь, что мы придем к правильному решению.

Вопрос: (Гатан Винерон – RTBF) Джон, бельгиец Жером Д’Амброзио выступает за вашу команду по пятницам. Что вы можете сказать о нём? На что вы обратите внимание, когда будете принимать решение по поводу его будущего?
Джон Бут: В этом году Жером работает великолепно – достаточно вспомнить его выступление в Сингапуре на незнакомой и, к тому же, очень грязной трассе. Всего одна ошибка в четырех попытках – хороший показатель. Мы будем внимательно следить за его дальнейшими результатами.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Майк, кто будет выступать за команду в следующем сезоне? Решение уже на подходе?
Майк Гаскойн: Да, оно вот-вот будет принято. В этом году мы предельно четко обозначили свои намерения, пригласив в команду двух опытных гонщиков, за плечами которых есть победы в гонках. Нужно и впредь придерживаться такого подхода: когда команда сможет вести борьбу в пелотоне – а это и есть задача на следующий сезон – нам потребуются гонщики соответствующего уровня. Как только мы определимся с выбором, сразу сделаем заявление – могу вас заверить, это произойдет совсем скоро.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix +) Ярно, на пути в Бразилию вы ненадолго остановились в США. Как провели время? Вы видели гонки NASCAR? Может быть, участвовали в каких-то тестах?
Ярно Трулли: Нет, я всего лишь слетал в Майами, где хотел встретиться с Хуаном-Пабло. Там как раз проходили соревнования по триатлону, но я не стал в них участвовать. И я не присутствовал ни на каких тестах – Монтойя испытывал машину NASCAR за несколько дней до моего визита, но лично я приехал в США исключительно ради отдыха, а люди в очередной раз распустили нелепые слухи.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix +) Но в прошлом году вы тестировали машину NASCAR…
Ярно Трулли: Да, в конце сезона, и мне это понравилось!

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Вопрос для Росса и Майка – Джон, полагаю, в следующем году вы не будете использовать KERS, но оставшиеся две команды – наверняка. Можно ли уже сейчас сказать, насколько конкурентоспособной может быть машина, не оснащенная системой рекуперации кинетической энергии?
Росс Браун: Как вы сами могли наблюдать еще в прошлом году, у системы есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны это дополнительный вес, необходимость как-то уместить её под кожух, организовать охлаждение, с другой – преимущество на разгоне, но основная причина, по которой мы намерены использовать KERS – ее стратегическая важность.

Вы видели, как ведут себя на старте машины, оснащенные этой системой – мы не хотим повторения прошлогодней ситуации, когда нас опережали буквально на первых метрах дистанции. Технология весьма полезна, и хорошо, что Mercedes обладает, пожалуй, самым эффективным её воплощением. В 2009-м их KERS была лучшей в пелотоне – уверен, им по силам и в следующем сезоне создать вариант, оптимальный с точки зрения мощности, массы и габаритов. Опять же, использование KERS подчеркивает высокий технологический статус чемпионата, а новый регламент, ограничивающий расходы на разработку системы, сделает её доступной большинству команд.

Майк Гаскойн: Кажется, Росс предоставил исчерпывающий ответ. Стратегически KERS очень важна, и мы намерены её использовать – возможно, не с начала сезона, поскольку у нас немало других задач, которые мы не успели решить. Опять же, соглашусь с Россом – наличие KERS подчеркнет передовой технологический статус Формулы 1.

Вопрос: (Гатан Винерон – RTBF) Нико, чему научило вас сотрудничество с Михаэлем Шумахером? Может быть, какие-то технические приемы или новый подход к гонкам?
Нико Росберг: Пожалуй, я могу считать себя везунчиком – мне посчастливилось работать не только с Михаэлем, но и профессионалами вроде Росса, за плечами которых огромный опыт и немало достижений. У них всегда есть, чему поучиться, и это действительно помогает мне прогрессировать.

Росс Браун: От себя лишь добавлю, что Нико очень помогает команде. Наше сотрудничество развивается на взаимовыгодной основе, я рад видеть его в Mercedes GP, и мне приятно, что его участие в делах не ограничивается работой на трассе.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё