Долгое время бразильская гонка являлась одним из первых этапов в календаре Формулы 1 – лишь в 2004 году её впервые провели в октябре. А со следующего сезона Интерлагос стал являть миру чемпионов, и эта традиция длится уже пять лет. Лишний раз напоминать, что творилось здесь в 2006-м, 2007-м или 2008-м, думается, нет нужды – те гонки еще свежи в памяти, хотя уже успели стать классикой.
Гран При Бразилии – гонка контрастов. Машины Формулы 1 стоимостью в множество миллионов проносятся мимо бедняцких фавел, по дороге на автодром любой европеец вполне может расстаться с кошельком, а из боксов порой пропадают ноутбуки – но трибуны всегда до отказа переполнены зрителями, которые охотно делятся своими эмоциями. Сам гоночный комплекс, ведущий историю из 80-х годов прошлого века, с большим трудом вписывается в сегодняшние требования, но едва ли найдётся хоть один пилот, который скажет, что не любит Интерлагос.
Утратившая в последние годы большую часть фирменных кочек бразильская трасса плавно переходит из поворота в поворот, взбегает на пригорки и спускается вниз. Здесь всего дюжина поворотов, но каждый имеет столь богатую историю, что о ней можно рассказывать очень долго. Год назад в Бразилии победил Марк Уэббер, а с тех пор шасси Red Bull Racing стало только лучше, так что австралиец и его напарник Себастьян Феттель вновь выглядят фаворитами. А уж в том, что именно кому-то из этой пары достанется поул, сомневаться почти не приходится.
Другое дело – гонка, в ход которой, вдобавок, может вмешаться дождь. Тут шансы есть и у традиционно быстрого на домашней трассе Фелипе Массы (на руку бразильцу сыграет и «мягкая» пара сликов Medium и Super Soft), и у пилотов McLaren, к которым в последнее время Фортуна слишком часто поворачивалась спиной. Однако, если традиция определять чемпиона на Интерлагосе продолжится и в 2010-м – с титулом из Бразилии должен уехать лидер сезона Фернандо Алонсо…
Три с лишним десятилетия назад бразильская гонка проводилась не в дождливом октябре, а в разгар местного лета – 23 января. Иной была не только погода, но и трасса – закрученное в тугую спираль кольцо по протяженности превосходило нынешнее почти вдвое, хотя занимало ту же площадь. Типичная для Южной Америки легкомысленность сквозила и в организации гонки – многочисленные зрители, желающие увидеть Формулу 1, легко перелезали невысокое ограждение и оказывались почти у края асфальта. Без особого рвения их пытались прогнать судьи в забавных по нынешним меркам коротких шортах.
Заезд начался с фальстарта, но так как его допустил местный герой Карлус Пасе, все сделали вид, что ничего не случилось. Бразилец из команды Brabham лидировал, но вскоре ошибся под давлением обладателя поула Джеймса Ханта. Действующий чемпион мира сразу же попробовал выйти в лидеры, но Пасе поспешил вернуться на траекторию – и машины столкнулись. Карлуса после этого ждала долгая остановка в боксах, а его оппоненту стало куда сложнее контролировать машину.
Этим воспользовался Карлос Рейтеман. В первых тренировках аргентинец из Ferrari, как и его напарник Ники Лауда, никак не мог угнаться за лидерами. Однако, получив новое заднее крыло (в Скудерии оно оказалось в единственном экземпляре), Рейтеман разом улучшил время прохождения круга почти на две секунды. Потому по ходу дистанции он смог настичь – а вскоре и обойти Ханта. Джеймс, McLaren которого рулился всё хуже, даже отправился в боксы за свежими шинами – но ситуацию это почти не улучшило.
Тем временем у других пилотов проблемы были гораздо серьезнее. На тогдашнем Интерлагосе одним из самых примечательных мест был третий поворот. После невероятно длинной прямой пилоты проходили весьма коварный вираж, который всегда казался более быстрым, чем был на самом деле. Стоило самую малость перебрать со скоростью, как машина оказывалась в полосе безопасности, где её уже ждали – по тогдашней моде – специальные сетки, призванные замедлить гонщиков и не допустить их контакта со стоящим рядом забором.
Разумеется, по ходу дистанции, когда пилоты стали уставать под палящим солнцем, число ошибок в третьем повороте постоянно росло. Йохен Масс потерял третью позицию, когда его McLaren закрутило – вышло так, что от этого злополучные сетки вылетели на асфальт, где «стреножили» ехавших следом Клея Регаццони и Ронни Петерсона. Поскольку их машины после этого просто стащили на обочину, те, кто промахивался мимо асфальта в дальнейшем, порой не могли избежать столкновения – после финиша механикам оставалось лишь хвататься за голову от объема необходимой работы.
Всего же из 22-х стартовавших до финиша добрались всего семь пилотов. Первым это сделал Карлос Рейтеман, следом – Джеймс Хант. После своего пит-стопа британец провел несколько обгонов, но все равно шел только третьим. На его счастье, у занимавшего второе место Тома Прайса из Shadow на последних кругах не выдержал мотор. Ну а третья ступенька подиума в итоге досталась Ники Лауде, который ехал, быть может, и не слишком быстро, но по обыкновению надежно.
При этом теплее всего бразильская публика, конечно, встречала своего земляка Эмерсона Фиттипальди. Двукратный чемпион мира, перешедший в семейную команду, созданную эго братом Вильсоном, финишировал на Интерлагосе четвёртым.
…И еще десять гонок, оставивших след в истории
1972 – Первый Гран При Бразилии был разыгран во внезачетном «выставочном» формате, как требовал тогдашний регламент. С поула стартовал кумир трибун Эмерсон Фиттипальди, но всего за пять кругов до финиша подвеска его Lotus не выдержала сражения в кочками (ставшими с тех пор неотъемлемой чертой автодрома в Сан-Паулу). Победителем в итоге стал аргентинец Карлос Рейтеман, выступавший на Brabham.
1978 – Гран При перебрался в Рио-де-Жанейро, на трассу с труднопроизносимым названием Жакарепагуа, построенную у подножия живописной горы на месте осушенного болота. Дебютная победа вновь осталась за Карлосом Рейтеманом. Затем на два года Большой Приз вернулся на Интерлагос, после чего проводился в Рио до 1989 года. И лишь после существенной перестройки автодрома в Сан-Паулу (длина кольца уменьшилась с первоначальных восьми до нынешних 4,3 км) гонка получила там окончательную прописку.
1979 – Гран При завершился полным триумфом не блиставшей доселе команды Ligier. Созданная молодым конструктором Жераром Дюкаружем модель JS11, оснащенная мотором Ford Cosworth DFV, принесла Жаку Лафиту и Патрику Депайе две первые позиции на старте, а затем и по ходу всей дистанции вплоть до финиша.
1988 – Айртон Сенна одержал в Формуле 1 четыре десятка побед, но в родной Бразилии смог отличиться всего дважды. Впервые сев за руль стремительного McLaren, Волшебник с лёгкостью взял поул в Рио, но на старте прогревочного круга его машина «зависла» на первой передаче, и Айртону пришлось мчаться в боксы, чтобы пересесть в запасную. Он стартовал с пит-лейн и за 20 кругов прорвался с 26-го места на второе, но был снят с гонки за нарушение правил использования запасной машины. Победа в итоге досталась его напарнику Алену Просту, самому успешному пилоту в истории Гран При Бразилии, на счету которого шесть побед.
1993 – Внезапно разразившийся тропический ливень спутал все карты. Лидировавший Ален Прост не успел заехать в боксы – и его Williams буквально выбросило с трассы. Вперед ненадолго вышел новобранец команды Фрэнка Уильямса Дэймон Хилл, но в пелене брызг он был не в силах противостоять Айртону Сенне. На третье место после заминки на пит-стопе на последних кругах прорвался Михаэль Шумахер.
2001 – Дерзкий новичок Формулы 1 Хуан-Пабло Монтойя не побоялся авторитетов и обогнал на трассе самого Михаэля Шумахера. Позже, лидируя с 30-секундным преимуществом, колумбиец врезался в кругового, а Шумахер на «сухих» настройках из-за начавшегося дождя не смог сопротивляться атакам Дэвида Култхарда из McLaren. Третьим, завоевав первый в карьере подиум, финишировал юный Ник Хайдфельд, представлявший Sauber.
2003 – Еще одна гонка, где погода стала действующим участником. Настоящая река, образовавшаяся на трассе в Солнечном повороте Curva do Sol, смывала с асфальта как новичков, так и чемпионов. Заезд остановили досрочно из-за аварии Фернандо Алонсо, и после изучения всех обстоятельств победителем был признан Джанкарло Физикелла, выступавший на скромном Jordan. Сам Алонсо был классифицирован третьим, но даже не смог подняться на подиум, поскольку находился на осмотре в медицинском центре.
2006 – Несмотря на то, что победу на домашней трассе одержал Фелипе Масса, а Фернандо Алонсо завоевал второе подряд чемпионское звание, героем гонки стал другой пилот. Михаэль Шумахер попрощался с Формулой 1 в истинно чемпионском стиле. Он атаковал и сражался, невзирая на неудачи и практически проигранный спор за чемпионство. С 20-го места немец поднялся на четвертое, блистательным пилотажем напомнив о своих лучших годах в Ф1. О том, что за прощаньем последует новая встреча, тогда никто не догадывался…
2007 – Удивительная гонка, назвавшая имя чемпиона мира. Льюису Хэмилтону достаточно было финишировать позади основных соперников – напарника по McLaren Фернандо Алонсо и лидера Ferrari Кими Райкконена, но молодой британец не совладал с нервами на старте, а потом случайно нажал на кнопку перезагрузки электроники. В итоге до финиша он добрался только седьмым, а титул достался победившему финну.
2008 – Спустя год болельщиков Формулы 1 ждала ещё более невероятная развязка. Судьба титула решилась всего за 500 метров до клетчатого флага. Фелипе Масса выиграл под дождем домашний этап, и в боксах Ferrari воцарилось ликование, когда в споре за пятое место Льюис Хэмилтон опередил в финальном повороте Тимо Глока и с минимальным перевесом получил чемпионскую корону.