Участники: Бруно Сенна (HRT), Лукас ди Грасси (Virgin Racing), Фелипе Масса (Ferrari), Рубенс Баррикелло (Williams)
Вопрос: Вопрос ко всем – как вы оцениваете свое выступление в нынешнем сезоне?
Бруно Сенна: Как известно, мы поздно начали подготовку и были вынуждены подтягиваться уже по ходу сезона. Я многому научился и добился заметного прогресса, так что лично для меня год сложился просто здорово. Полученный опыт позволит продолжить карьеру в Формуле 1, что особенно важно.
Разумеется, было бы неплохо уже сейчас бороться за очки, победы и подиумы, но я должен постепенно идти к своей цели и пока могу быть доволен тем, как всё складывается. Учитывая скомканное начало сезона, команда сработала по-настоящему хорошо, но нужно и в оставшихся гонках атаковать по максимуму, ведь чемпионат еще не закончен.
Лукас ди Грасси: Все дебютанты знают, насколько нелегко выступать в Формуле 1, но мой случай оказался особенным, ведь для команды нынешний сезон – тоже первый. У нас были проблемы с машиной, у меня – трудности с пилотажем, но всё это помогло мне вырасти, как гонщику. Я выступал на многих незнакомых трассах, в процессе доработки изучал машину и теперь гораздо лучше понимаю Формулу 1.
Да, мне было по-настоящему нелегко, но это принесло плоды. Хорошо, что у меня очень опытный напарник, который помог мне лучше разобраться в тонкостях управления машиной. После семнадцати гонок я положительно оцениваю нынешний сезон, но мне ещё многому предстоит научиться. Год сложился удачно, однако потенциал пока не реализован.
Вопрос: Рубенс, в этом году вы сменили команду…
Рубенс Баррикелло: Скажу честно, год складывается потрясающе! Меня часто спрашивают, каково это – сменить машину, способную побеждать, на менее конкурентоспособную, но это, пожалуй, единственное, к чему пришлось адаптироваться.
Сезон получился действительно неплохим – да, мы начали его не лучшим образом, но после Гран При Турции заметно прибавили. Мне трудно объяснить, но, знаете, аэродинамические доработки не всегда улучшают поведение машины – приходилось неоднократно вносить корректировки, но это было по-своему интересно: мы вместе пытались разобраться в ситуации, что делало нашу работу особенной.
Уже в Монреале FW31 вела себя заметно лучше, и результаты пошли в гору. С Williams действительно интересно сотрудничать -– при весьма ограниченных ресурсах команда творит чудеса, а её энтузиазму, наверное, нет предела!
Вопрос: Фелипе, вы вернулись в чемпионат после тяжелой травмы, заставившей вас пропустить финальную часть предыдущего сезона…
Фелипе Масса: Да, из-за аварии тот сезон был гораздо хуже нынешнего. Впрочем, в этом году результаты тоже не оправдывают ожиданий, особенно если говорить о квалификации: мне часто не удаётся прогреть резину и собрать воедино все три сектора – пожалуй, в этом основная проблема.
Надеюсь, в оставшихся гонках я смогу выступить намного лучше – борьба ещё не закончена, кроме того, нужно постепенно готовиться к квалификациям следующего сезона, ведь старт из первых рядов во многом предопределяет шансы на победу.
Мои далеко не впечатляющие результаты в основном объясняются позициями, с которых я стартовал – опять же, несколько раз я просто не набирал очки, попадал в аварии, а Сингапуре уже в квалификации столкнулся с проблемами и начал гонку последним. Тем не менее, я хочу уверенно закончить этот сезон и постепенно начинаю думать о следующем.
Вопрос: Кажется, все вы проживаете в Сан-Паулу. Бруно и Лукас, какие воспоминания связывают вас с этой трассой?
Бруно Сенна: Я впервые увидел трассу по телевизору, а непосредственно приехал сюда в 1993 году, чтобы посмотреть на Айртона (Сенну). Помнится, я даже забрался в кокпит его McLaren, но он оказался для меня слишком просторным!
Рубенс Баррикелло: А меня ты помнишь?
Бруно Сенна: Нет, тогда ты был не настолько известен, да и меня больше интересовали собственные ощущения. Я приезжал сюда в 1993-м и 1994-м, но не помню, чтобы видел тебя в паддоке.
Тогда же, в 93-м, на этом автодроме я впервые опробовал машину формульного класса – по сути, здесь началась моя карьера, так что с Интерлагосом у меня связаны особые воспоминания. Пусть мне ещё не доводилось здесь гоняться, я уже обожаю его всем сердцем.
Лукас ди Грасси: А я хорошо помню, как выглядит эта трасса с картодрома, расположенного напротив возвратной прямой. Когда мне было 12 лет, я часто приезжал на картодром, смотрел на основную гоночную трассу и мечтал, что в один из дней смогу выступить на ней.
Моя первая гонка состоялась как раз в Интерлагосе, но это было почти семь лет назад, и за эти годы я ни разу не выступал в Сан-Паулу. Не важно, как сложится предстоящий уик-энд: впервые гоняться здесь за рулем машины Формулы 1 – уже событие!
Вопрос: Рубенс и Фелипе, с 2003 года вы вдвоем завоевали все поулы Гран При Бразилии, допустив лишь одно исключение в 2005-м, когда лучшая стартовая позиция досталась Алонсо. Что вы думаете о предстоящей квалификации и гонке?
Рубенс Баррикелло: Эта трасса по-настоящему особенная, и дело не в том, что мы бразильцы – здесь на самом деле нелегко подобрать нужные настройки, но когда на пределе проходишь, скажем, шестой и седьмой повороты, испытываешь потрясающие ощущения.
Здесь я всегда квалифицировался очень неплохо, хотя далеко не всегда у меня была конкурентоспособная машина – хорошие настройки обеспечивают неплохие шансы, поэтому завтра главное оптимально настроить FW31 на предстоящую гонку.
Временами в Сан-Паулу идет очень сильный дождь, и, скажем, в прошлом году видимость была практически нулевой, а аквапланирование – едва ли не повсеместным, но трасса всё равно позволяла вести борьбу.
Меня часто спрашивают, насколько давно я знаком с Интерлагосом – собственно, когда я выступал в Формуле Ford, мне довелось гоняться ещё на старой конфигурации. Это было за год до реконструкции, и я горжусь тем, что успел застать автодром в его удлиненной версии.
Бруно Сенна: Должно быть, это было довольно давно?
Рубенс Баррикелло: Пожалуй, ты тогда ещё не родился! Как бы то ни было, я выступал здесь с начала 1990-х, провел одну гонку в F3, а затем перешел в Формулу 1 – по сути, весь мой опыт связан с Формулой 1.
Автодром действительно потрясающий – в прошлые годы асфальт был весьма кочковатым, но, похоже, эта проблема решена. Людям нравится сюда приезжать, а бразильский Гран При неизменно получается крайне интересным. Отчасти это объясняется конфигурацией: на длинных прямых есть небольшие изгибы, которые слегка замедляют машину и оставляют шанс для атаки слипстримом.
Вопрос: Фелипе, за три последних визита в Сан-Паулу вы трижды завоевывали поул…
Фелипе Масса: Да, в 2006-м, 2007-м и 2008-м бразильский уик-энд сложился весьма неплохо, и, честно говоря, мне на самом деле нравится гоняться на этой трассе. Я дважды побеждал здесь в своей дебютной гоночной категории – Формуле Chevrolet, однако позже вернулся уже в статусе участника чемпионата мира.
Как заметил Рубенс, в Интерлагосе нужен особый подход к настройкам – здесь есть несколько очень непростых поворотов, от прохождения которых во многом зависит результат на круге. В отличие от многих современных автодромов бразильская трасса сама по себе компактная, но очень органичная, здесь можно увидеть немало интересных сражений.
Пожалуй, для меня этот уик-энд особенный вдвойне, особенно если учесть мои предыдущие достижения в Сан-Паулу – две победы в Формуле Chevrolet, две победы и три поула в Формуле 1. Опять же, когда видишь на трибунах тысячи бразильцев, день напролет распевающих песни, получаешь дополнительный заряд энергии и сил!
Вопрос: Несколько слов о ваших планах на следующий сезон?
Бруно Сенна: Я полностью сосредоточен на этом сезоне и намерен закончить его как можно лучше. Разумеется, мы контактируем со многими людьми в паддоке, но до обсуждения планов на следующий год ещё далеко.
Лукас ди Грасси: Пока никаких новостей. По-моему, я неплохо сработался с Virgin Racing, было бы логично остаться в команде и прогрессировать вместе с ней, но решение ещё не принято. Конечно, мы ведем переговоры со многими участниками чемпионата, пытаясь выяснить, не найдется ли где-нибудь места для гонщика, за плечами которого всего один год выступлений.
Рубенс Баррикелло: Я веду переговоры исключительно с Williams и рассчитываю остаться с ними в следующем сезоне.
Вопрос: Они не смогут обойтись без вас, не так ли?
Рубенс Баррикелло: Верно.
Фелипе Масса: У меня никаких изменений – в следующем году я по-прежнему выступаю за Ferrari.
Вопросы с мест
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Вот-вот должен выйти фильм, посвященный Айртону Сенне. Кто-нибудь уже видел его? И еще - какие воспоминания связаны у вас с тем трагическим днем 1 мая 1994 года? Что значит для вас имя Айртона Сенны?
Бруно Сенна: Я посмотрел фильм минувшей ночью, и он воскресил в моей памяти немало событий, которые, казалось, были забыты с течением времени. Думаю, для всех гонщиков и тех, кто был болельщиком Айртона, новая картина будет совершенно особенной, а те, кто не знал его, смогут увидеть, каким он был человеком. Речь пойдет даже не о гонках, а о жизни Айртона и его поступках – фильм производит неизгладимое впечатление и вызывает массу воспоминаний, как хороших, так и очень грустных…
Лукас ди Грасси: Я плохо помню Айртона в годы его выступлений – я был очень мал и даже не гонялся в картинге. Но я отлично помню тот день, когда он погиб. Я как раз играл с радиоуправляемым самолетом – кажется, такие же игрушки нравились и Айртону – когда позвонил мой отец. Он тоже гонялся в картинге и как раз начинал приобщать меня к спорту, но в то воскресенье я просто играл на лужайке и даже не смотрел трансляцию Гран При… Папа сказал: «Вернись домой, здесь кое-что произошло». Я вернулся в дом и видел все, что происходило на экране, видел реакцию бразильцев… наверное, этот момент я не забуду никогда. Пожалуй, тогда я понял, насколько важен автоспорт для моих соотечественников, и это подтолкнуло меня к началу собственной карьеры…
Рубенс Баррикелло: Я тоже был очень молод, и потому у меня не так много воспоминаний об Айртоне – правда, после того, как Сенна помог мне выступить в чемпионате мира по картингу, он стал для меня буквально всем. К сожалению, вчера я не смог посмотреть фильм, но когда он выйдет на экраны кинотеатров, постараюсь увидеть его одним из первых. Кажется, премьера запланирована на 12 ноября – что бы ни случилось, я её не пропущу!
Фелипе Масса: Как сказал Рубенс, Сенна был потрясающим человеком и фантастическим гонщиком. Я видел многие его выступления, но то, что он творил в квалификациях, не поддавалось никакому объяснению – раньше мне не доводилось наблюдать, чтобы один человек по ходу сезона завоевывал большинство поулов, причем всякий раз с огромным преимуществом над остальными. Пожалуй, это отличало его от других известных гонщиков. Да, Айртон одержал немало побед, но его результаты в квалификациях производили неизгладимое впечатление.
Вопрос: Вы видели фильм?
Фелипе Масса: Нет, но постараюсь посмотреть его как можно скорее.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Фелипе, Ferrari намерена уже в этот уик-энд обеспечить Фернандо Алонсо чемпионский титул? По-вашему, испанцу по силам такая задача? От вас ждут поддержки?
Фелипе Масса: Фернандо – лидер чемпионата и титул ему вполне по силам. Опять же, главное – победить по итогам всего сезона: получится здесь – хорошо, но мы должны думать о шансах в целом. Несколько гонок назад все были уверены, что Red Bull с легкостью одолеет всех соперников, однако заминка в Корее стоила им немалого количества очков. Да, Себастьян Феттель завоевал десять поулов, выиграл три гонки, в чемпионате еще возможны любые расклады, но сейчас Фернандо впереди, и его шансы на титул гораздо выше…
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Фелипе, учитывая вашу скорость на этой трассе, какой может быть ваша роль в решении судьбы титула?
Фелипе Масса: Когда есть гонщик, способный отобрать очки у конкурентов в битве за титул, это очень важно – я постараюсь квалифицироваться как можно выше и добиться максимально возможного результата в гонке.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) И еще один вопрос. Вы сказали, что в нынешнем сезоне ваши результаты не оправдали ожиданий. Что сдерживало вас, скажем, в квалификации?
Фелипе Масса: Я не успевал прогреть шины и уже к первому быстрому кругу добиться достаточного сцепления с трассой.
Вопрос: (Джон МакЭвой – The Daily Mail) Вернемся к вопросу о тактике Ferrari – если вы будете лидировать в гонке, вы уступите Фернандо первую позицию?
Фелипе Масса: Кажется, я уже так поступал! 2007 год, не помните? В конце концов, я профессиональный гонщик, и все зависит от меня самого.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Фелипе, вы очень тепло отзывались о местных болельщиках и о том, как они приветствовали вас на протяжении последних нескольких лет. Вас не беспокоит, что после событий Гран При Германии их отношение к вам может слегка измениться? Развивая вопрос Джона – если вы вновь пропустите Алонсо, не обернется ли реакция бразильских болельщиков против вас? На домашней трассе они ждут победы своего соотечественника…
Фелипе Масса: Я тоже хочу выиграть домашнюю гонку и сделаю все возможное, чтобы порадовать своих болельщиков. Добавлю лишь, что даже после гонки в Германии мои соотечественники относились ко мне очень дружелюбно и всячески поддерживали. Простые люди ведут себя очень открыто и адекватно, а вот с журналистами приходится намного сложнее…
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Фелипе, вы говорили о первом быстром круге в квалификации. У вас есть какие-то соображения, почему вам не удается выступать настолько же успешно, как Фернандо Алонсо? Все дело в прошлогодней аварии?
Фелипе Масса: Нет, все объясняется температурой шин и моим стилем пилотирования на прогревочном круге – я просто не успевал обеспечить себе достаточный уровень сцепления. Всем известно, что в 2008 году я завоевал больше поулов, чем кто-либо из соперников – я знаю, как выигрываются квалификации, но в этом сезоне сделал что-то не так…
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Sport) Рубенс, как, по-вашему, развернется схватка за титул? За две гонки до конца сезона у Алонсо неоспоримое преимущество? Вы знаете о Ferrari практически все: сейчас итальянская команда поймала момент – полагаете, она добьется цели?
Рубенс Баррикелло: По-моему, итог сезона далеко не предрешен, хотя по сравнению с предыдущей гонкой шансы некоторых претендентов заметно уменьшились. Я уже говорил, что Алонсо себя покажет – да, у Red Bull по-прежнему быстрейшая машина, и если все пойдет по плану, они выиграют предстоящую гонку, но в Бразилии Ferrari, равно как и McLaren, всегда была в числе сильнейших. Приятно наблюдать такую напряженную борьбу – надеюсь, нам удастся сражаться в группе лидеров и подарить болельщикам интереснейшее зрелище!
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Рубенс, когда вы дебютировали в Формуле 1, Айртон Сенна уже был знаменитым гонщиком и не раз помогал вам советом. Не кажется ли вам, что у вас с Фелипе сложились подобные отношения? Когда Масса пришел в Формулу 1, вы уже были очень большим, а он – ещё маленьким…
Рубенс Баррикелло: Да, он и сейчас маленький!
Фелипе Масса: Да вы на него посмотрите, он ниже меня ростом!
Рубенс Баррикелло: Я всегда рад видеть своих друзей из Бразилии – на родине мы встречаемся друг с другом намного чаще, чем с парнями из Германии или Испании. Мы вчетвером неплохо ладим друг с другом. Лукас и Бруно знают: если им что-то нужно, они могут без проблем обратиться ко мне, и то же самое относится к Фелипе.
Мы не раз летали одним самолетом, и кто-нибудь из нас говорил другому: «Ты понял, что тот вариант прохождения поворота был оптимальным?»… «Нет, я даже не думал о нем!» В таком случае ты запоминаешь сказанное и в следующем году действуешь немного иначе. Мы открыто беседуем друг с другом, и я всегда рад поделиться опытом, если это на самом деле кому-то нужно.
Фелипе Масса: Более того – мы с Лукасом живем в одном здании. У него дома никогда нет еды, так что он всегда ходит ко мне поесть!
Лукас ди Грасси: Эй! А впрочем, всё верно – приятно получить бесплатный обед!
Перевод: Валерий Карташев