Участники: Роберт Кубица (Renault), Сакон Ямамото (HRT), Хейкки Ковалайнен (Lotus), Фелипе Масса (Ferrari), Рубенс Баррикелло (Williams).
Вопрос: Роберт, вы считаете эту гонку домашней, не так ли?
Роберт Кубица: Да, ведь этот этап проходит ближе всего к Польше, и сюда приезжает немало моих болельщиков. Раз уж у нас нет польского Гран При, венгерскую гонку можно смело назвать домашней.
Вопрос: Здесь действительно много поляков?
Роберт Кубица: Пока нет, но я предполагаю, их число заметно возрастет. По-моему, в Венгрии большинство болельщиков – это поляки и финны. Следовательно, на трибунах должно быть немало моих соотечественников.
Вопрос: Вы говорили, что трасса должна вам подойти – возможно, не так, как Монако, но все равно – это практически уличный автодром. По крайней мере, именно так его описывают…
Роберт Кубица: Полагаю, здесь мы можем оказаться чуть ближе к лидерам – характеристики трассы лучше подходят нашей R30. После Монако многие машины были серьезно доработаны, большинство сейчас оснащены воздуховодом, хотя в Венгрии он не имеет решающего значения. Тем не менее, данный элемент обеспечивает заметное преимущество в скорости, так что посмотрим, как все сложится.
Вопрос: Говорят, моторам Renault не хватает мощности… Вы согласны с таким утверждением?
Роберт Кубица: Трудно сказать. Судя по показателям, нам действительно не хватает лошадиных сил, но насколько – сложно судить. Здесь нет никакого секрета – к сожалению, наши моторы уже не первый год являются далеко не самыми мощными.
Вопрос: Сакон, насколько сложно возвращаться в Формулу 1 уже по ходу сезона?
Сакон Ямамото: Да, это не самый лучший вариант возращения в чемпионат, но раз уж мне представилась такая возможность, я безумно благодарен команде и сделаю все необходимое, чтобы в своей третьей гонке выложиться по максимуму.
Вопрос: Вы неплохо знаете венгерскую трассу…
Сакон Ямамото: Да, в 2006-м и 2007-м годах я гонялся здесь за Super Aguri и Spyker, а в 2008-м выступал в GP2, так что для меня это четвертый визит на Хунгароринг.
Вопрос: И вам нравится сам автодром. Насколько успешным может быть ваш результат? Или здесь невозможно изменить существующий расклад сил?
Сакон Ямамото: Мне нравится конфигурация, но нас в любом случае ждёт здесь очень непростой этап. Тем не менее, я постараюсь получить удовольствие от борьбы и готов все время атаковать.
Вопрос: Рубенс, если вы помните, вам уже доводилось побеждать на Хунгароринге. Для вас это любимая трасса?
Рубенс Баррикелло: Причем тут память?
Вопрос: Ну, это было пару лет назад…
Рубенс Баррикелло: Возможно, даже больше. Мне действительно нравится Хунгароринг – здесь никогда не бывает стандартных сценариев. Всякий раз машина ведет себя немного по-другому, а по ходу уик-энда приходится не раз менять настройки. К примеру, в субботу условия могут быть совершенно иными, чем в пятницу, и если начнется дождь, нужно всерьез задуматься о выборе шин. Квалификация имеет решающее значение, ведь для удачной гонки необходимо занять максимально высокую стартовую позицию…
Вопрос: Если завтра нас ждет дождливая погода, на восстановление достаточного уровня сцепления с трассой потребуется больше времени?
Рубенс Баррикелло: По-моему, дождь лишь добавляет интереса! В пятницу и субботу мы стараемся добиться идеального поведения машины – это само по себе непросто, а дождь вдвойне осложняет задачу. Приходится соответствующим образом корректировать настройки, а отсутствие слоя прикатанной резины создает ситуацию, в которой все быстрые машины совсем не обязательно окажутся в первых рядах – некоторые из более медленных соперников могут выйти вперед.
Подчас нелегко пилотировать машину, способную пробиться в финал квалификации, но страдающую определенной нехваткой скорости – тем не менее, здесь мы можем выступить очень неплохо, я надеюсь заработать очки.
Вопрос: Трасса подходит машине Williams? Или наоборот, машина подходит трассе?
Рубенс Баррикелло: Сложно сказать – мне не приходилось гоняться здесь на Williams, но в прошлом году на Хунгароринге команда квалифицировалась очень неплохо. Эта трасса во многом напоминает Монако – максимальный уровень прижимной силы и прочие факторы… Думаю, мы можем рассчитывать на успех. Подход остается простым – нужно работать на пределе.
Вопрос: Фелипе, в прошлом году на этой трассе вы угодили в очень неприятную аварию. Если я правильно понял, сегодня вы посетили местный госпиталь и встретились с его сотрудниками. Расскажите, как все прошло…
Фелипе Масса: Учитывая все события, которые происходили здесь со мной, это действительно особенное место. В 2007-м я неудачно выступил в квалификации и стартовал из хвоста пелотона. В 2008-м я вел едва ли не лучшую гонку в своей карьере – уже к первому повороту пробился с третьей позиции на первую, взял хороший темп, но после середины дистанции был вынужден сбросить скорость, чтобы сберечь машину и сохранить при этом лидерство, однако за три круга до финиша мотор все-таки не выдержал.
В прошлом году сезон изначально складывался очень неудачно – нам всерьез не хватало скорости. Тем не менее, в Венгрии мы выглядели весьма неплохо: Кими Райкконен финишировал вторым, а я неплохо провел свободные заезды и рассчитывал на успешный результат, когда случился тот сумасшедший инцидент – самый опасный в моей карьере.
Впрочем, несмотря на эти неприятности, мне по-прежнему нравится эта трасса – здесь я получаю колоссальную поддержку, особенно после прошлогодней аварии. Мы продолжим работу, посмотрим, какого результата сможем добиться.
Вопрос: Вам удалось встретиться с персоналом госпиталя?
Фелипе Масса: Да, я приезжал в госпиталь, встретился с сотрудниками, которые когда-то вытащили меня из кокпита и проделали все необходимые процедуры. Нет ничего лучше, чем снова увидеть людей, готовых в любой момент прийти на помощь.
Вопрос: Неделю назад вы говорили, что на более жесткой резине чуть хуже чувствуете машину. Вас устраивают составы, предложенные для этой гонки?
Фелипе Масса: Думаю, да – сочетание составов выглядит намного привлекательнее, чем в предыдущих гонках, где мы использовали жесткую резину.
Вопрос: И пара слов о предыдущем уик-энде. Что вы чувствуете после гонки в Хоккенхайме?
Фелипе Масса: У всех бывают непростые времена, но мы постоянно учимся и должны непременно смотреть вперед, становиться сильнее. Я вполне уверен в себе и готов бороться за победу.
Вопрос: Хейкки, вам также доводилось побеждать в Венгрии. Для вас это любимая трасса?
Хейкки Ковалайнен: Определенно, это трасса, на которую мне хочется возвращаться вновь и вновь! Здесь я одержал свою первую победу – правда, для Фелипе та гонка сложилась крайне неудачно. Он и Льюис Хэмилтон вели потрясающую борьбу, и в тот день я заслуживал лишь третьего места, однако у обоих лидеров возникли проблемы.
Для меня это был незабываемый момент – кроме того, Гран При Венгрии я могу в какой-то степени считать домашней гонкой, ведь в Будапешт традиционно приезжает немало финских болельщиков. Я всегда жду этот этап, и мне действительно нравится венгерская трасса. Пожалуй, на этот раз нам будет сложно выиграть гонку, но я смогу насладиться уик-эндом.
Вопрос: Есть предположение, что характеристики Хунгароринга подойдут вашей машине…
Хейкки Ковалайнен: На самом деле, это не имеет никакого значения, не так ли? Возможно характеристики трассы подходят нашей машине, но если нет, это ничуть не меняет задачу, которая заключается в том, чтобы быть впереди наших соперников, даже если те добились заметного прогресса – как в случае с Virgin.
В Хоккенхайме я все время висел у них на хвосте и за счет пит-стопа смог выйти вперед – надеюсь, нечто подобное повторится в Венгрии. Такова первая цель, кроме того, мне интересно взглянуть на отставание от прочих соперников – возможно, оно окажется меньше, чем, скажем, в Сильверстоуне. Скоростные автодромы не подходят нашей машине, там откровенно не хватает прижимной силы, но здесь у нас может быть небольшое преимущество.
Вопрос: Насколько вас беспокоит вопрос надежности?
Хейкки Ковалайнен: В Хоккенхайме у меня не возникло никаких серьезных проблем, но вот Ярно – похоже, он собрал все неприятности. Скрестим пальцы – надеюсь, в этот раз обе машины без проблем отработают уик-энд и смогут добраться до финиша.
Да, у нас есть определенные опасения, и мы не можем утверждать, что проблем удастся избежать, однако команда сделает все возможное, чтобы обеспечить нам максимальный уровень надежности.
Вопросы с мест:
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Рубенс, о чем вы подумали, когда услышали приказ из боксов, адресованный Фелипе? Вы сожалеете, что вам самому пришлось точно так же пропустить напарника во время Гран При Австрии 2002 года? И к вам, Фелипе. Учитывая мнение бразильских СМИ, вам не кажется, что в предыдущий уик-энд вам следовало поступить несколько иначе?
Рубенс Баррикелло: Мне на самом деле жаль, что Фелипе оказался в столь неприятной ситуации. Никто не должен сталкиваться с такими приказами – Фелипе мой друг, и мне бы хотелось, чтобы с ним не случалось ничего подобного.
Фелипе Масса: Спустя год после аварии я вел неплохую гонку, но… Впрочем, мы должны смотреть в будущее и думать о предстоящем уик-энде.
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, этот инцидент повлияет на ваши планы дальнейшего сотрудничества с Ferrari? Наверное, вы не предполагали такого развития событий…
Фелипе Масса: Этот инцидент сделал меня еще сильнее.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фелипе, после гонки в Хоккенхайме я спросил, не опасаетесь ли вы за то, как будете выглядеть в глазах своих земляков. Вы ответили: «Нет». Спустя неделю мы поняли, как бразильцы восприняли тот маневр – некоторые считают, что вы предали свою страну. Ваше мнение?
Фелипе Масса: Ни в коем случае – я всегда делал для своей страны всё, что в моих силах. Для меня нет ничего важнее Бразилии, и своими поступками я не раз доказывал, что я способен сделать ради нее. Тот, кто говорит о каком-то предательстве, совершенно не прав – я всегда буду делать для своей страны все возможное.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Фелипе, прежде всего, добро пожаловать в Будапешт. Во время воскресной пресс-конференции в Хоккенхайме ни вы, ни Фернандо Алонсо не признали факт использования командной тактики, однако позже FIA признала Ferrari виновной, выписала солидный штраф и передала дело на рассмотрение Всемирного Совета по автоспорту. Могу ли я узнать ваше мнение на этот счет? Еще вы говорили, что здесь, в Венгрии, готовы бороться за победу – если повторится ситуация недельной давности, полагаете, вам позволят финишировать первым?
Фелипе Масса: Как я уже говорил, нет смысла постоянно возвращаться к событиям предыдущего уик-энда – нужно думать о настоящем. Мы уже много говорили о той гонке, а здесь я в любом случае буду бороться за победу.
Вопрос: (Адрианна Равелли – Corriere della Sera) То есть, снова оказавшись в подобной ситуации, вы отреагируете точно так же, или поступите иначе?
Фелипе Масса: Я доведу гонку до победы.
Вопрос: (Анне Джунтини – L'Equipe) Фелипе, мы понимаем, когда вы говорите, что работаете на команду, но после событий недельной давности это может превратиться в работу на собственного напарника…
Фелипе Масса: Нет, я работаю на команду, и мы все прекрасно знаем, как важно работать на общий результат.
Вопрос: (Анне Джунтини – L'Equipe) Но если ваш напарник сражается за титул, это зависит, прежде всего, от его усилий…
Фелипе Масса: Думаю, вы прекрасно помните, что происходило в 2007-м, 2008-м годах, не так ли? Иногда нет смысла набирать максимум очков, но если у команды есть реальные шансы на победу, мы должны работать как можно лучше.
Вопрос: (Сара Хольт – BBC Sport) Фелипе, команда заверила вас, что вы сможете на равных бороться за титул? Вы обсуждали этот вопрос? Инцидент не отразился на вашей мотивации?
Фелипе Масса: Конечно, я беседовал с командой. Я выступаю не для того, чтобы просто гоняться – я здесь ради победы. Пока я способен претендовать на первые места, мы должны бороться за максимальный результат, но если ситуация меняется, я должен работать на команду. Я профессионал, и вы должны понять мою точку зрения.
Вопрос: (Холли Самос – BBC Radio Five Live) Вопрос для Рубенса, Фелипе и всех, кто пожелает ответить… Не следует ли полностью запретить приказы из боксов? Ваше мнение?
Рубенс Баррикелло: Не нам решать. Когда бы ни запрещали указания из боксов, всякий раз появлялись другие способы приказать гонщику сбросить скорость. Иногда ты думаешь: «Подобных ситуаций быть не должно», но команда может действовать по своему усмотрению. Полагаю, нам следует каким-то образом прекратить это, иначе дело может обернуться скандалом.
Когда ты выезжаешь на трассу, тебе хочется опередить соперника, но я не буду чувствовать себя комфортно, если вы скажете: «Я дам тебе нечто, что позволит быть быстрее конкурента». Я никогда не прибегал к подобным уловкам и потому переходил из одной команды в другую.
Решение проблемы зависит от тех, в чьих руках сосредоточена власть, а гонщики должны свободно бороться на трассе. В конце концов, в чем проблема? Если ты проиграл чемпиону всего одно очко, смирись. Или по-другому: у тебя был шанс, ты им воспользовался и выиграл титул с преимуществом в одно очко – так разве это только потому, что кто-то позволил тебе победить? Если для чемпионства нужно вести себя нечестно, меня это не устраивает. Я буду воспитывать своих детей так же, как меня воспитывал мой отец, и не планирую ничего менять.
Хейкки Ковалайнен: Мне бы не хотелось участвовать в дискуссии – я здесь ради гонки.
Роберт Кубица: Ситуация не такая уж и простая. Каждый из нас работает на свою команду, и нравится нам это или нет, есть одна цель на весь коллектив. Если есть хоть малейший шанс помочь команде улучшить свое положение в зачете чемпионата, вполне естественно, чтобы гонщикам давали указания, которым они должны следовать.
Да, иногда трудно заставить себя пропустить напарника, но иногда так лучше для команды – данный принцип будет действовать до тех пор, пока мы попросту не запретим обгоны между напарниками, но такой вариант в принципе невозможен. Ситуация была такой десять лет назад и вряд ли изменится в ближайшие годы.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Рубенс, в Ferrari вам приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. Какой совет вы могли бы дать Фелипе? Как ему следует вести себя с командой?
Рубенс Баррикелло: Мы уже беседовали по телефону, и этот разговор останется между нами. Я всего лишь выразил свое мнение – не было смысла вдаваться в рассуждения. Сейчас Фелипе чувствует то же самое, что чувствовал я несколько лет назад.
Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Фелипе, не могли бы вы обозначить факты? Отныне вы – гонщик №2? Если нет, то какой смысл просто так отдавать Фернандо семь очков? Мы знаем вас как отличного гонщика и настоящего бойца, но многие из нас были удивлены вашим поступком в предыдущий уик-энд…
Фелипе Масса: Когда я признаю себя вторым номером, то сразу повешу шлем на гвоздь, но пока я себя таковым не считаю.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) В Сильверстоуне Марк Уэббер заявил: «Если бы я знал, что дело обернется таким образом, то, возможно, не подписал бы контракт». Разве вы не чувствуете нечто подобное?
Фелипе Масса: Нет. Честно говоря, многие журналисты явно пытаются говорить за меня. У меня есть свое мнение, и я не намерен вдаваться в дальнейшие рассуждения.
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia) Рубенс, оставим, наконец, предыдущую тему. Трехсотый старт в Гран При – когда вы достигли отметки в 257, вашу машину специально окрасили в оригинальную цветовую схему. Планируете нечто подобное? Триста стартов – солидное достижение!
Рубенс Баррикелло: Не знаю, когда это вы успели насчитать триста стартов, но юбилей я планирую отметить в Спа. Гран При Бельгии станет моим трехсотым стартом в Формуле 1, тогда как двести пятьдесят седьмой пришелся на турецкий этап. Кстати, спасибо за смену темы, весьма любезно с вашей стороны!
Да, это фантастический момент – приблизиться к отметке в триста гонок и по-прежнему оставаться конкурентоспособным, иметь возможность наслаждаться машиной и выступать за легендарную команду. В честь этого события в Спа я буду гоняться в шлеме с оригинальной раскраской – не знаю, планирует ли команда каким-либо образом украсить машину, но я на самом деле безумно горжусь тем, что мне удалось приблизиться к столь значимому рубежу.
Честно говоря, я не мечтал о чем-то подобном – возможно, когда-нибудь я буду спокойно сидеть в кресле и думать обо всех этих достижениях, но сейчас для меня главное то, что я по-прежнему могу управлять машиной и бороться за позиции.
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia) Что ж, мои поздравления! Однако должен напомнить, что когда вы достигли отметки в 257 стартов, вы заявили, что следующая цель – отметка в три сотни. Что теперь? Триста пятьдесят?
Рубенс Баррикелло: Четыреста! Почему бы и нет?
Вопрос: (Алессандро Бербик – Fox TV Serbia) Фелипе, вам не кажется, что после прошлогодней аварии в начале уик-энда вы будете чувствовать себя немного некомфортно?
Фелипе Масса: Ничуть, мой подход к работе совершенно не изменился. Честно говоря, я не помню свою аварию. Я не помню, в каком повороте это произошло, хотя неоднократно просматривал тот момент в записи. Когда закрываешь визор шлема, ты не думаешь о подобных вещах, а стараешься сработать по максимуму. Уверен, на этот раз на машине Рубенса стоят более прочные пружины!
Рубенс Баррикелло: Можешь не сомневаться! Не думаю, что у Фелипе возникнут какие-то опасения. Три месяца назад в Бразилии мы вместе играли в покер, и в какой-то момент он сказал: «У меня есть для тебя сюрприз», - и достал тот самый шлем, который был на нем в момент аварии. Это испортило мне весь вечер, я начал проигрывать деньги, а его это только позабавило! Уверен, он будет гнать во весь опор без риска… Кстати, я сам теперь выступаю в другой команде, так что Фелипе в полной безопасности!
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) У меня вопрос для Хейкки. На этой неделе многие обвиняли Ferrari в неспортивном поведении и использовании командной тактики, однако, если я не ошибаюсь, в 2008 году, в Хоккенхайме, вы получили от Рона Денниса практически такое же сообщение: «Льюис едет намного быстрее тебя», - после чего британец прошел вас буквально в том же повороте, где Фелипе уступил дорогу Фернандо, а в конце сезона выиграл титул с преимуществом в одно очко. Это правда?
Хейкки Ковалайнен: Я этого не помню. По-моему, нет смысла копаться в прошлом – я приехал сюда вместе с Lotus, и больше мне нечего добавить.
Перевод: Валерий Карташев