Участники: Франц Тост (Toro Rosso), Адам Парр (Williams), Росс Браун (Mercedes GP), Стефано Доменикали (Ferrari).
Вопрос: Вопрос ко всем. Недавно было объявлено о возвращении Формулы 1 в Америку. Какой эффект это может принести, учитывая тот факт, что в следующем году чемпионат посетит ещё одну крупную страну – Индию. Тенденция связана с поиском возможных спонсоров? Она отразится на финансовом состоянии Формулы 1?
Адам Парр: Мы с радостью встретили новость о возвращении Формулы 1 в США. Один из наших спонсоров, AT&T, базируется в Техасе, а в местном представительстве Thomson Reuters работает не менее двухсот человек. Чемпионату мира нельзя игнорировать Северную Америку, так что Берни поступил абсолютно верно. Когда всем казалось, что интерес к Гран При США окончательно потерян, он заключил фантастическую сделку!
Вопрос: По-вашему, интерес на самом деле был потерян?
Адам Парр: Это была неофициальная точка зрения.
Вопрос: Франц?
Франц Тост: Да, спасибо Берни. Для Red Bull США – очень важный рынок, мы с нетерпением ждем возвращения в эту страну. Я всегда говорил, что в Америке должно быть две гонки – на восточном и западном побережье. По крайней мере, одна теперь будет, и это очень важно для нас и наших спонсоров.
Стефано Доменикали: Сложно добавить что-либо к сказанному Адамом и Францем. Как вам известно, США – ключевой рынок сбыта для компании Ferrari, мы рады возвращению этого Гран При в календарь чемпионата. Команды давно поддерживали эту идею, в Техасе продается немало наших машин – в общем, отличная новость!
Росс Браун: Снимаю шляпу перед Берни – мы давно хотели вернуться в Штаты, и ему все-таки удалось найти место для гонки! Этот важный коммерческий шаг, да и аудитория чемпионата вырастет – американцы в течение некоторого времени были лишены национального Гран При. В США нас всегда встречали с особым энтузиазмом, мы будем рады приехать туда снова!
Вопрос: Еще один общий вопрос. Команды договорились со следующего сезона не использовать двойные диффузоры и воздуховоды. Могут ли обнаружиться какие-то неучтенные моменты, которые хотелось бы заранее исключить из технического регламента?
Адам Парр: К следующему сезону мы подготовили немало предложений. В рамках FOTA Росс возглавляет техничеcкую рабочую группу – возможно, он подробнее ответит на ваш вопрос. В любом случае, нас ждет множество интересных решений. Процесс еще не завершен, но Росс наверняка об этом позаботится.
Росс Браун: Да, Адам прав – процесс продолжается. Было бы неправильно рассказывать обо всех наших планах, но в своей работе мы всегда стремимся сделать гонки более интересными, не забывая о необходимости ограничивать скорость машин – каждый год они едут на одну-две секунды быстрее, и раз в пару лет мы вынуждены снижать этот темп. Некоторые идеи уже претворяются в жизнь, однако целый пакет мер еще только обсуждается. Да, мы с оптимизмом ждем следующего сезона, у нас запланировано немало интересных дел, но я бы не хотел вдаваться в подробности, пока все команды не придут к единому мнению.
Вопрос: Желаете что-то добавить, Франц?
Франц Тост: Нет, ничего особенного. Впрочем, нужно помнить, что Формула 1 – вершина мирового автоспорта, и у инженеров всегда возникают какие-то новые идеи, будь то двойной диффузор или воздуховод. Не знаю, что творится в умах этих парней – возможно, они уже придумали пять новых деталей, которые увидят свет лишь в следующем году, и вот тогда нам снова придется что-то запрещать. Посмотрим, как все сложится.
Стефано Доменикали: Мне нечего добавить, я придерживают такой же точки зрения.
Вопрос: Еще один вопрос для всех. Много было сказано о дополнительных машинах, новом поставщике резины и тестах. Существует предположение, что суммы средств, которые вы тратите на работу с симуляторами, превышают затраты на реальные тесты. Может быть, стоит увеличить количество тестовых дней, по крайней мере, в конце сезона, когда появится новая шинная компания? Насколько это реально с точки зрения расходов?
Адам Парр: Благодаря усилиям со стороны крупнейших команд и других участников чемпионата за последние несколько лет нам удалось значительно сократить расходы, а добровольное соглашение в рамках FOTA предусматривает дальнейшие действия в этом направлении. Не хотелось бы, чтобы эта работа оказалась напрасной – немногие идеи действительно способствуют зрелищности гонок, но каждая из них непременно связана с затратами.
По-моему, экономическую ситуацию в чемпионате до сих пор нельзя назвать устойчивой – большинство команд не готовы увеличивать свои расходы и наоборот, стремиться к экономии. Сейчас не лучший момент для преобразований, подразумевающих дополнительные инвестиции – возможно, мы вернемся к этим вопросам чуть позже.
Вопрос: Франц, а вам бы наверняка хотелось предоставить своим гонщикам возможность дольше поработать на трассе?
Франц Тост: Да, но, как сказал Адам, всё упирается в расходы. Для дополнительных тестов нужно нанять специалистов, обеспечить их необходимым оборудованием – всё это стоит денег. Да, я всегда говорю, что любая секунда, проведенная вне трассы, прожита зря, и мне бы хотелось видеть больше тестов, но остается вопрос финансирования. В рамках FOTA мы пришли к разумному решению – тестировать машины непосредственно перед гонкой, в пятницу. По-моему, это самый логичный вариант.
Что касается вашего вопроса о третьей машине, всегда возникают ситуации, когда хочется сказать: «Эх, если бы у нас была третья машина, все было бы намного лучше». А следующим шагом, разумеется, будет наличие четвертой машины. Нужно сбалансировать доходы и расходы, и сейчас, как мне кажется, команды стоят на правильном пути. Не забывайте, в следующем сезоне соглашение о сокращении затрат обретет еще большую силу, и подвести все идеи под один пакет мер не так-то просто.
Стефано Доменикали: С одной стороны, я готов присоединиться к словам Адама и Франца. С другой, мы не должны забывать о зрелищности гонок и болельщиках. Вспомним, что произошло с нами в Монако: отказ от запасной машины был, несомненно, разумным решением, но из-за него болельщики так и не увидели во время квалификации Фернандо Алонсо – мы не успели отремонтировать разбитое шасси. Пожалуй, здесь нам есть, над чем подумать, но, в то же время, важно сохранить существующее ограничение расходов.
Что касается тестов, с приходом нового поставщика шин важно как можно лучше подготовиться к предстоящему сезону, иначе проблемы могут возникнуть уже по ходу Гран При. Нужно прикинуть, как организовать процесс без необходимости заново нанимать тестовую команду – возможно, нам следует слегка изменить формат гоночного уик-энда и отвести на тесты целый день.
Вопрос: Наверняка вы попросите нового поставщика шин провести дополнительные тесты своей резины, ведь в нынешнем сезоне число доступных комплектов заметно сократилось…
Стефано Доменикали: Да, как только мы определимся с новым поставщиком, мы непременно обсудим с ним этот важный вопрос.
Росс Браун: Как заметил Адам, экономическая ситуация остается нестабильной, мы должны думать о благополучии всех команд. Сейчас Формула 1 добилась значительного сокращения расходов, а в будущем мы должны прийти к ещё большей экономии. Компания Mercedes вернулась в чемпионат с собственной командой, будучи уверенной в том, что издержки находятся под контролем, и соперничество не превратится в «войну бюджетов». Мы не хотим подобного сценария, мы хотим видеть Формулу 1 вершиной автоспорта, сочетающей в себе лучшие инженерные решения, но использующей несколько иные подходы, чем в прошлые годы. Жаль, что из-за особенностей регламента в Монако Фернандо Алонсо не смог принять участие в квалификации – пожалуй, нам следует задуматься о необходимых корректировках, ведь мы не хотим, чтобы гонщики просто так пропускали сессию.
Конечно, нам нужны специальные тесты, чтобы опробовать новые шины, но мы не должны возвращаться к практике использования специальных тестовых команд. Это непростая задача – в следующем сезоне нас ждет сразу двадцать этапов, необходимо каким-то образом распределить усилия. Фантастика – двадцать гонок, а я ничуть не жалуюсь! Разумеется, присутствует некоторый прессинг – скорее всего, придется осуществить кадровые перестановки, и в таких условиях мне бы не хотелось думать об отдельной группе тестеров. Сейчас мы движемся в правильном направлении, нужно лишь тщательно взвесить все факторы.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Два вопроса для Росса. Первый – о воздуховоде. Вы довольны его работой на пятничных свободных заездах? Планируете использовать его элемент в гонке? А второй вопрос о Нико Росберге. В Барселоне у него возникли проблемы с доработанной версией MGP-W01. Вы нашли причину? Что было сделано для того, чтобы гонщик чувствовал себя комфортнее?
Росс Браун: Воздуховод – действующий проект. Говоря о том, что нам не следует прибегать к дополнительным тестам, мы, на самом деле, мечтаем о такой возможности, чтобы довести дело до конца. В McLaren предусмотрительно опробовали свой воздуховод еще зимой, а все, кто сейчас пытается скопировать их систему, столкнулись с серьезными трудностями. Наша разработка пока работает не в полную силу, но с каждой гонкой мы прогрессируем.
Сложно сказать, почему в Барселоне Нико не хватило скорости. Здесь, в Стамбуле, он снова вывел на трассу MPG-W01 с увеличенной колесной базой и остался доволен поведением машины. Бывают ситуации, когда что-то идет не так, но в этот раз Нико ни на что не жаловался.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Вы только что говорили об экономии, но упомянули двадцать этапов чемпионата. Более того, число гонок в одном сезоне может быть увеличено до двадцати четырех! Разве это не связано с дополнительными расходами?
Франц Тост: Как раз на гонках мы зарабатываем деньги, это тесты не приносят дохода.
Росс Браун: Между командами и Берни существует соглашение, согласно которому за большее количество гонок они получат больше денег. Осталось удостовериться в том, что в данном случае наши доходы превысят расходы, а с Берни это не так просто!
Адам Парр: Издержки команды Формулы 1 во многом фиксированы – к примеру, затраты на разработку и производство давно определены и остаются на одном уровне. Вряд ли за один Гран При гонщики будут получать больше денег – они и без того жалуются, что мало времени проводят на трассе. Если гонки будут организованы в нужном месте, в нужное время и на хороших условиях, это принесет прибыль.
Росс Браун: Да, мы приветствуем увеличение числа гонок и появление новых Гран При. Нужно лишь правильно распределить ресурсы, ведь командам придется использовать больше моторов, тормозных колодок. Придется чаще летать, бронировать места в отелях… Впрочем, как сказал Адам, основные расходы мы несем ещё до старта первой гонки.
Стефано Доменикали: Надеюсь, речь идет все-таки о двадцати гонках – лично мне бы не хотелось бы выезжать на двадцать четыре! В остальном меня все устраивает. Мы не обсуждали идею с двадцатью четырьмя Гран При, но если это принесет больше денег – здорово, хотя мне больше нравится число двадцать.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Кому-либо из вас был бы интересен вариант с более чем двадцатью гонками?
Адам Парр: В таком случае нам нужно рассматривать этот вопрос вместе с изменением формата гоночного уик-энда. Двадцать четыре Гран При в сегодняшнем варианте обернулись бы множеством проблем с логистикой, хотя в иных условиях сама идея весьма интересна.
Росс Браун: Когда число гонок достигает определенного значения, приходится нанимать вторую команду, как поступают в NASCAR. На первых порах увеличение количества Гран При сулит серьезные затраты, но это вполне посильная мера, нужно лишь правильно все рассчитать.
Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Росс, в следующем году вы планируете оставить в команде обоих гонщиков?
Росс Браун: Я на это надеюсь. Вам известны какие-то варианты? Мне – нет, равно как нет никаких причин отказываться от услуг Нико или Михаэля. Мы довольны нашими гонщиками, им нравится работать в команде – было бы логично продолжить сотрудничество.
Вопрос: (Тед Кравитц – BBC) Росс, о чем думали вы и Михаэль, когда на последнем круге в Монако готовили атаку на Фернандо Алонсо? Стефано, как вы восприняли тот факт, что вашего гонщика опередил именно Михаэль буквально на последних метрах дистанции?
Росс Браун: Как выяснилось, правила были прописаны недостаточно четко – команда и стюарды восприняли их совершенно по-разному. Мы приказали Михаэлю атаковать, Стефано, насколько мне известно, попросил Фернандо не рисковать – согласитесь, это не совсем честная борьба, поэтому мы не стали подавать апелляцию на решение стюардов. Тем не менее, в обстоятельствах гонки штраф оказался слишком серьезным, собственный результат Михаэля был в принципе аннулирован из-за двусмысленности правил, поэтому мы ведем активные консультации с FIA по поводу изменения системы наказаний.
Стефано Доменикали: Мне нечего добавить, Росс верно описал ситуацию.
Вопрос: (Данни Вир – Le Journal de Montreal) Ещё один вопрос о новом Гран При США. С точки зрения расходов и логистики вы бы предпочли сдвоенный этап с Гран При Канады, или же вам интереснее иной сценарий?
Стефано Доменикали: Все решает логистика, нужно найти оптимальный вариант. Сколько часов занимает перелет из Техаса в Монреаль? Пять? Что ж, почему бы не организовать сдвоенные этапы – к примеру, переезд на грузовиках из Барселоны в Монако занимает намного больше времени. С увеличением числа гонок главное – разработать четкий план действий, поскольку это напрямую сказывается на подготовке к заездам и текущих расходах.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Вернемся к вопросу о поставщике шин. Не могли бы вы сказать, кто определяет выбор? Такое ощущение, что решение принимают и все, и никто…
Стефано Доменикали: С формальной точки зрения выбор поставщика шин определяется действующим регламентом, но ситуация немного сложнее, поскольку ряд вопросов по-прежнему требует разъяснений. Надеюсь, все станет ясно уже в этот уик-энд – мы не можем и дальше откладывать решение данной проблемы.
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Если говорить о конструкции машин, существует ли вероятность возвращения граунд-эффекта с целью повышения зрелищности гонок?
Франц Тост: Зачем? По-вашему, нынешние гонки слишком скучные?
Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Я этого не говорил, но людям всегда хочется чего-то большего. Вы обсуждали подобный вопрос?
Франц Тост: Нет. По-моему, в этом году мы видели немало интересных гонок – не думаю, что с граунд-эффектом борьба оказалась бы более захватывающей.
Адам Парр: Я хотел бы добавить одну вещь, которую лично для себя понял уже давно. В Формуле 1 если вы задумали что-либо изменить, нужно делать это напрямую: хотите больше обгонов – спросите себя, почему гонщики не могут атаковать друг друга. Логично предположить, что преследователь находится в заведомо невыгодном положении – значит, нужно работать непосредственно в данной области. Инженеры Формулы 1 настолько умны, что стоит предложить им ничем не обоснованное правило вроде возвращения граунд-эффекта, они построят машину так, что ситуация с обгонами будет развиваться по непредвиденному сценарию. Учитывая это обстоятельство, мы должны действовать предельно внимательно и напрямую работать с проблемами.
Росс Браун: FIA и FOTA проделали серьезную работу над факторами, влияющими на количество обгонов. Многое зависит от конфигурации трассы – на некоторых автодромах атаковать намного легче. Еще один момент – формат уик-энда: мы на протяжении двух дней работаем над скоростью машины и в нынешнем сезоне устранили требование проводить финальную квалификационную сессию с полными баками, чтобы лидеры могли занять подобающие позиции.
Нельзя обходить стороной и технические вопросы. Нужно сделать так, чтобы машины могли без особых проблем следовать друг за другом, однако здесь главное – не перестараться. У Формулы 1 есть свой характер, своя сущность, которую не хотелось бы просто так потерять. Лично мне трудно следить за баскетбольным матчем, в котором команды набирают по девяносто и более очков – футбол с одним-двумя забитыми мячами намного зрелищнее. Думаю, гонка с парой эффектных обгонов – как раз то, что нам нужно.
Мы активно работаем над нынешней ситуацией. Как правило, люди противятся скорым изменениям, но я не сомневаюсь, по прошествии времени они сочтут наши действия правильными.
Стефано Доменикали: Если говорить о граунд-эффекте, вряд ли его возвращение возможно в самое ближайшее время, но ближе к 2013 году, когда нам предстоит глобальная смена технического регламента и переход на совершенно иные шасси и двигатель, идея может оказаться вполне жизнеспособной. Больше мне нечего сказать.
Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Росс, вы говорили об усилиях, направленных на увеличение числа обгонов. Принимая во внимание тот факт, что у нового поставщика резины останется не так много времени на разработку шин, не кажется ли вам, что существует опасность использования предельно консервативного подхода, когда инженеры создадут несколько спецификаций, рассчитанных на дистанцию гонки, но практически не отличающихся между собой по рабочим характеристикам?
Росс Браун: Конечно, было бы намного лучше, если бы мы раньше определились с поставщиком шин, но мы уже говорили о нынешней экономической ситуации – люди хотят чувствовать себя максимально уверенно. К счастью, многие инженеры-шинники, покинувшие чемпионат вместе со своими компаниями, в конечном итоге оказываются в действующих командах – к примеру, у нас работает бывший сотрудник Michelin, в McLaren – бывший специалист Bridgestone.
Все команды хотят плодотворного взаимодействия с новым поставщиком, но на это уйдет некоторое время, и поначалу консервативный подход неизбежен: мы не можем позволить себе какие-либо проблемы с резиной. Да, все хотят получить предельно эффективные составы, но если они не окажутся достаточно износостойкими, ждите неприятностей. Впрочем, участники чемпионата готовы оказать новому поставщику всяческую поддержку – уверен, вместе у нас все получится.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Стефано, вы готовы использовать воздуховод во время гонки?
Стефано Доменикали: Да.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Почему?
Стефано Доменикали: Похоже, с ним машина едет быстрее – по крайней мере, об этом говорит телеметрия.
Росс Браун: Стефано говорит в точности, как я – мы тоже не совсем уверены в нашей разработке.
Стефано Доменикали: Я сказал, что все выглядит именно так.
Перевод: Валерий Карташев