Турецкий этап впервые появился в календаре в 2005 году, а ещё через два года трассу, изначально носившую имя Истанбул-Отодром, а позже переименованную в Истанбул-парк, приобрел Берни Экклстоун. Потому нет ничего удивительного, что этап Формулы 1 будет проходить здесь, как минимум, до 2021 года. Местные жители вкус Формулы 1 пока не распробовали, а вот для россиян поездка на этот Гран При едва ли не наиболее доступна из всех, поэтому наших болельщиков на трибунах всегда много.
Гонки здесь, как правило, получаются интересными. Жара, интересная конфигурация трассы, закрученной против часовой стрелки, и весьма шершавый асфальт приводят к тому, что обгоны, ошибки пилотов и разнообразные происшествия случаются в Истанбул-парке с завидной регулярностью. Отдельного упоминания заслуживает главная изюминка созданного Германом Тильке автодрома – восьмой поворот, включающий связку нескольких поворотов, образующих длинную скоростную дугу.
На трассе с длинными прямыми и высокой средней скоростью есть и довольно медленные участки, и такое сочетание традиционно добавляет работы инженерам. И хотя Bridgestone привезет на берега пролива Босфор «жесткую комбинацию» составов – Soft и Hard – не исключено, что в гонке кто-то попробует использовать тактику с двумя пит-стопами. Наконец, из действующих пилотов Ф1 побед здесь пока добивались всего двое.
В 2009 году этап прошел в непривычных условиях – было нежарко, порой даже моросил дождь. Квалификация во второй раз в сезоне осталась за Себастьяном Феттелем из Red Bull. До этого молодой немец уже стартовал с поула в Китае – и выиграл, однако во всех остальных гонках первым финишировал Дженсон Баттон, его машина Brawn GP была оснащена двойным диффузором.
На Истанбул-парке это устройство обещало серьезную выгоду, однако технический директор RBR Эдриан Ньюи тоже не сидел сложа руки – потому в противостоянии Феттеля и Баттона уже не было явного фаворита, и квалификационный успех Себа многие восприняли как знак того, что господству Brawn GP постепенно приходит конец.
Вот только никто не учел, что 21-летний пилот – тоже живой человек, порой допускающий осечки. Выиграв старт, Феттель уже на первом круге ошибся в безобидной ситуации, пропылил по обочине и оказался лишь вторым. Баттон же вышел в лидеры – и без особых проблем довел Гран При до победы. Гонщик в шестой раз поднялся на вершину подиума, чем окончательно снял все вопросы о судьбе титула – тем более, что его напарник Рубенс Баррикелло сошел из-за поломки.
Феттель выступал в квалификации с небольшим количеством топлива, рассчитывая использовать рискованную тактику трех пит-стопов. Из-за неудачи на первом круге она не сработала, и в итоге немец финишировал лишь третьим, уступив ещё и собственному товарищу по команде Марку Уэбберу.
…И ещё несколько Гран При Турции
2005 – Кими Райкконен лидировал от старта и до финиша, а его напарник по команде McLaren Хуан-Пабло Монтойя, занимая на последних кругах второе место, налетел на Jordan кругового Тьяго Монтейру и пропустил вперед Renault Фернандо Алонсо.
2006 – Впервые в карьере на вершину подиума поднялся Фелипе Масса. Бразилец выиграл поул и опережал по ходу дистанции своего напарника Михаэля Шумахера, когда в первом повороте замерла Toro Rosso Тонио Лиуцци, и судьи выпустили автомобиль безопасности. Все ринулись в боксы – и немцу пришлось ждать, пока механики Скудерии обслужат его напарника. В итоге Михаэль финишировал лишь третьим, проиграв принципиальному сопернику – Алонсо.
2007 – Шумахер ушел из Ф1, а Масса победил вновь. Гонка запомнилась проблемами у Льюиса Хэмилтона – агрессивное пилотирование британца привело к тому, что в затяжном восьмом повороте на McLaren не выдержала шина…
2008 -.Фелипе выиграл третий раз подряд, но на этот раз борьба за победу была по-настоящему острой. Чтобы избежать прошлогодних проблем, в McLaren избрали для Хэмилтона тактику двух пит-стопов. Льюис был быстрее Массы и даже в какой-то момент обошел того на трассе – но все же не смог компенсировать потерю времени и уступил в итоге три секунды.