Участники: Тимо Глок (Marussia Virgin Racing), Нико Росберг (Mercedes GP), Михаэль Шумахер (Mercedes GP), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Адриан Сутил (Force India), Ник Хайдфельд (Lotus Renault)
Вопрос: Тимо, по ходу сезона вы не раз призывали команду принять меры и доработать машину. Вы довольны последними новинками?
Тимо Глок: Честно говоря, с точки зрения скорости мы еще не достигли того уровня, на котором хотим быть, но перспективы неплохие. Проделанная работа и сотрудничество с McLaren – хороший задел на будущее. Сейчас мы выжимаем из машины максимум, подчас даже более 100%, обидно, что люди не видят наших стараний, но такова жизнь. Нужно лучше подготовиться к следующему сезону.
Вопрос: Когда можно ожидать заметного прогресса? Не раньше следующего года?
Тимо Глок: Трудно сказать, многое зависит от того, насколько быстро мы сможем доработать машину. Если результат будет заметен сразу, возможно, нам удастся представить очередной пакет обновлений ближе к концу сезона, но пока рано делать прогнозы. Надеюсь, мы сумеем неплохо подготовиться к следующему сезону, ну а если получится сделать что-то в нынешнем – замечательно.
Вопрос: Ник, ваша команда провела реконструкцию аэродинамической трубы и теперь может продувать в ней 60% модели вместо использовавшихся ранее 50%-х. Насколько это повысит эффективность работы? Вы рассчитываете на прогресс?
Ник Хайдфельд: Без реконструкции прогресс был недостаточно быстрым, в долгосрочной перспективе такая модернизация принесёт неплохую выгоду. Мы уже гораздо лучше понимаем работу аэродинамики и смогли найти дополнительные направления развития. Команда привезла несколько новинок, надеюсь, они сразу подтвердят свою эффективность. Расчеты выглядят неплохо, посмотрим, какой будет ситуация на трассе. Пожалуй, я больше, чем обычно, рассчитываю на сухую погоду – в дождь проводить такие тесты намного сложнее!
Вопрос: Немного странно слышать, что вас до сих пор рассматривают как временную замену Роберта Кубицы. Полагаю, вы хотели бы сохранить место в команде на следующий сезон. Что для этого необходимо?
Ник Хайдфельд: Как всегда, в Формуле 1 нужно выкладываться. Я стараюсь добиться максимального результата, а дальше остается лишь вести переговоры и следить за ситуацией. Пока сезон складывается неплохо, в предыдущих двух гонках у нас возникли небольшие проблемы, однако мы заработали несколько очков. Мы пытаемся соперничать с Mercedes, не с Себастьяном – он намного быстрее. В предыдущем Гран При ближайшим соперникам удалось нас опередить, теперь нужно отыграться.
Вопрос: Адриан, как вы оцениваете своё выступление и результаты команды в первой половине сезона?
Адриан Сутил: Начало сезона получилось непростым, чего и следовало ожидать по результатам зимних тестов. Сейчас мы постепенно прогрессируем, и вторая половина чемпионата должна сложиться намного удачнее. В принципе, уже сейчас ситуация вполне приемлемая, но нам хотелось бы иметь больше очков. Пожалуй, в Монреале и Сильверстоуне мы упустили свой шанс: я и Пол ехали в призовой десятке, но затем случилась заминка на пит-стопе, да и стратегия сработала не лучшим образом. Тем не менее, у команды есть потенциал, временами нам удается пробиться в финал квалификации, да и гоночный темп выглядит достойно. Но мы не можем быть довольны общей ситуацией, поэтому уже в ближайших гонках должны набрать очки.
Вопрос: Что значит для вас выступление в домашней гонке? Прогноз погоды обещает дождливый уик-энд, а среди многочисленной толпы болельщиков каждый четвертый будет вашим соотечественником…
Адриан Сутил: Для меня этап на Нюрбургринге всегда особенный, ведь эта трасса – колыбель немецкого автоспорта. Она потрясающе красива, здесь всегда невероятная атмосфера. Много лет назад на Нюрбургринге я получил свою гоночную лицензию, мне действительно нравится приезжать сюда снова и снова. Кроме того, моя семья живет совсем неподалеку, так что предстоящий этап я действительно могу назвать домашним.
Вопрос: Вы катались здесь на санках? Ник говорил, что он учился этому именно на Нюрбургринге…
Ник Хайдфельд: Ещё и на велосипеде.
Адриан Сутил: Нет. Здесь часто идут дожди, так что приходится брать вместе с шортами дождевик и теплую куртку в придачу – чемодан всегда получается объемным!
Вопрос: Михаэль, заявления представителей Mercedes звучат оптимистично, а недавние доработки позволили рассчитывать на прогресс. Что скажете?
Михаэль Шумахер: Да, мы с нетерпением ждем начала уик-энда. Приятно слышать, что билеты почти распроданы – для нашей команды этот этап будет по-настоящему особенным. С Нюрбургрингом у меня связано немало воспоминаний – надеюсь, последние новинки позволят порадовать болельщиков достойным результатом. Как вы заметили, одним из факторов станет погода, в остальном, весьма интересно оценить свое положение в пелотоне после возвращения к предыдущему варианту правил.
Вопрос: Болельщики по-прежнему ждут вашей первой победы с момента возвращения в гонки…
Михаэль Шумахер: Я жду её не меньше.
Вопрос: Насколько вы близки к этому?
Михаэль Шумахер: Не думаю, что сейчас мы можем говорить о победах в гонках. Команда прогрессирует, мы уверенно движемся вперёд, хотя пока это не сказывается на результатах, но если говорить об организации работы, о наших перспективах в будущем, то я оцениваю их с большим оптимизмом. Поначалу я не думал надолго возвращаться в гонки, но постепенно ситуация обернулась в пользу долгосрочного контракта, и здесь нет смысла для спешки. Нужно двигаться вперёд шаг за шагом, именно это мы и делаем.
Вопрос: Себастьян, впереди ваш первый домашний Гран При в статусе чемпиона мира. Что это значит для вас?
Себастьян Феттель: Честно говоря, по ощущениям приезд сюда в звании чемпиона мира ничем не отличается от приезда на Нюрбургринг два года назад. Тем не менее, приятно выступать в родной стране – это чувство разделяют все шестеро присутствующих здесь гонщиков, и лично я с нетерпением жду начала уик-энда. Люди часто говорят о дополнительном прессинге, но по мне нет ничего лучше, чем видеть на трибунах множество болельщиков, поддерживающих тебя и призывающих атаковать в стремлении сбросить ещё одну-две десятых на круге.
Вопрос: В предыдущих трех гонках победа доставалась представителям трех команд – Red Bull, Ferrari и McLaren. Сейчас правила снова изменились – реальный расклад сил будет понятен уже в ближайшее воскресенье, или нам придется ждать Гран При Венгрии?
Себастьян Феттель: Думаю, по ходу сезона мы уже наблюдали реальный расклад сил – для оценки у нас было достаточно гонок. К сожалению, в прошлый уик-энд мы больше говорили о правилах, чем о борьбе на трассе, но сейчас ситуация прояснилась, можно вновь сосредоточиться на соперничестве. На протяжении всего сезона оно было довольно плотным, особенно если говорить о предыдущих трех Гран При, поэтому пока трудно сказать, кто на этот раз окажется сильнейшим. Узнаем совсем скоро – думаю, у нас неплохие шансы. Эта трасса подходит нашей машине, два года назад на Нюрбургринге мы были очень быстры, так что посмотрим. С тех пор многое изменилось, мы набрались опыта и чувствуем себя вполне уверенно.
Вопрос: Нико, вы планировали прокатиться по знаменитой «северной петле» за рулем легендарного Mercedes W196. Поездка состоялась?
Нико Росберг: Да, сегодня утром. Для меня это особая честь – проехать по «северной петле» на автомобиле, за рулем которого Хуан Мануэль Фанхио в далеком 1954 году принес Mercedes первую победу в Гран При. Честно говоря, я не знал, чего ожидать, но поездка получилась захватывающей. Ощущения как в картинге, переключение передач очень четкое, и единственное, что было непривычно, это посадка – огромное рулевое колесо и две педали справа и слева от громоздкой коробки передач.
Вопрос: Тот же вопрос, что для Михаэля: как вы оцениваете прогресс команды и перспективы на предстоящий домашний этап…
Нико Росберг: Этот Гран При тесно связывает прошлое и настоящее. Как я уже говорил, поездка за рулем легендарной «серебряной стрелы» на домашней трассе стала настоящим событием, а что касается задач на уик-энд, мы должны доработать аэродинамический обвес, представленный в Сильверстоуне, и убедиться в его эффективности. Мы не сомневаемся в том, что нам по силам сделать ещё один шаг вперед – надеюсь, мне удастся добиться хорошего результата в домашней гонке.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Михаэль и Себастьян, вы оба – чемпионы мира. Не могли бы вы оценить результаты друг друга, и не кажется ли вам, что Себастьян вполне может стать следующим Михаэлем Шумахером?
Себастьян Феттель: Я мог бы оценить любой из сезонов, проведенных Михаэлем – у него их было немало, кроме того, он семь раз становился чемпионом мира. Впрочем, он сидит здесь рядом со мной и все слышит, так что нет смысла снова возвращаться в прошлое. Вы тоже давно наблюдаете за гонками и наверняка все помните: у Михаэля были очень удачные годы, но случались и времена, когда ему приходилось справляться с трудностями – впрочем, он успешно их преодолевал, и даже если не выигрывал титул, добивался значительного прогресса.
Что касается второго вопроса – я не брат Шумахера, у него один уже есть. Каждый из нас неизбежно будет сравнивать себя с Михаэлем и в каком-то смысле идти по его стопам, но повторить такой успех очень непросто. Его достижения феноменальны, и вопрос даже не в том, сможет ли кто-либо из немцев когда-нибудь добиться чего-то подобного, а в том, будет ли во всей Формуле 1 еще один такой талант?
Михаэль Шумахер: Себастьян сказал «идти по стопам» - что ж, у нас одинаковый размер обуви, так что у него неплохие перспективы.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос ко всем. Шестеро немецких гонщиков – это 25% всего пелотона. Почему в Формуле 1 так много немцев?
Михаэль Шумахер: Основная причина в том, что в нашей стране автомобильная отрасль всерьез заинтересована в существовании Формулы 1, и в предыдущие годы не только Mercedes, но и многие другие компании инвестировали в чемпионат и собственные гоночные программы немало средств. Сейчас автоспорт приобрел еще большее значение, и по всей стране действует множество школ, в которых пытаются выявить таланты. К счастью, у нас достаточно гонщиков, занимающихся картингом или выступающих в многочисленных гоночных категориях – так мы смогли прийти к тому, что сегодня на конференции вы наблюдаете сразу шесть немецких спортсменов.
В свое время мы получили необходимую финансовую поддержку и возможность проявить себя, но тогда возникает вопрос – почему в определенные периоды в Формуле 1 бывает так много бразильских или, скажем, итальянских гонщиков? Думаю, здесь есть какой-то жизненный цикл. Почему в год моего дебюта в чемпионате выступало 12 или 14 итальянцев, а сейчас не осталось никого, кроме Ярно Трулли и Витантонио Лиуцци? Возможно, все дело в финансовой стороне вопроса или иных причинах, а может это просто совпадение…
Себастьян Феттель: Соглашусь с Михаэлем. Временами в чемпионате выступали многие итальянцы или французы, но сейчас у нас всего два итальянца и ни одного француза. Конечно, ситуация когда-нибудь изменится, но в будущем, как мне кажется, пробиться в Формулу 1 будет намного сложнее.
Да, у нас в Германии есть немало гоночных серий, предоставляющих неплохие возможности для молодых спортсменов, но уже сейчас автоспорт требует значительных инвестиций даже на ранней стадии карьеры. Надеюсь, в будущем появятся автопроизводители или независимые компании, которые смогут поддержать молодых гонщиков и подарить им шанс осуществить свою мечту и оказаться в Формуле 1 или DTM.
Нико Росберг: Михаэль сам в какой-то степени повлиял на то, что в Германии появилось так много хороших гонщиков – его успех повысил интерес к автоспорту в целом, а потом возник «эффект домино»: дети захотели гоняться, появилось больше спонсорских денег и так далее…
Вопрос: (Гэри Чаппелл – The Daily Express) Себастьян, недавно вы установили новый рекорд в заездах британской телепередачи Top Gear, опередив многих гонщиков Формулы 1. В какой мере вы рассчитываете опередить всех соперников, в том числе Марка Уэббера, на Нюрбургринге и завоевать тем самым свою первую «домашнюю» победу?
Себастьян Феттель: Сейчас мы говорим о том, что уже произошло, предсказывать будущее намного сложнее. Мне понравились заезды Top Gear – не только сам круг за рулем бюджетной машины, но и в целом обстановка на съемочной площадке.
Что касается Марка – мы выступаем вместе уже два года, однако иногда я с трудом могу понять его слова, хотя у меня нет никаких проблем с восприятием всех акцентов, какие только можно услышать в наших боксах. Я свободно общаюсь даже с ирландцами, но австралийский акцент Марка – это намного сложнее.
Вопрос: (Марк Эллерих – Sport1) Михаэль, есть предположения, что нынешний Гран При – последний для Нюрбургринга. Ваше мнение?
Михаэль Шумахер: Будет досадно, если это окажется правдой.
Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Адриан, я слышал, что вчера вы катались по «северной петле» на дорогой машине и слегка её повредили. Это правда?
Адриан Сутил: Да, только это было во вторник.
Вопрос: (Адам Хэй-Николлс – Metro) Что произошло?
Адриан Сутил: В газетах ситуацию описали как драматичный инцидент, однако на деле все свелось к обычной технической проблеме. Когда я покинул боксы, что-то сломалось в задней части машины – на небольшой скорости я потерял контроль и зацепил барьер на скорости около 10 км/ч. Машина не получила повреждений, однако я оставил её на трассе, поскольку возвращаться на ней в боксы было не самым удачным вариантом. К счастью, на пит-лейн нашлось еще три таких же Gumpert Apollo, я взял еще одну и проехал три потрясающих круга.
Когда на следующий день я открыл газету, я смеялся от души – журналисты написали, будто я потерял все свои зубы и превратил машину в гору карбоновых обломков. Что ж, если так, значит, мне на самом деле повезло! Я остался цел, чувствую себя хорошо, а инцидент не стоит всех этих разговоров.
Вопрос: (Вальтер Коста – Saarbrucker Zeitung) Михаэль, в начале сезона вы говорили, что в этом году команда выступит лучше. Помните, сколько очков было у вас после девяти гонок в предыдущем сезоне? Я скажу вам: 34 очка и девятое место тогда против 28 очков и десятого места сейчас. Вы огорчены?
Михаэль Шумахер: Безусловно, мы ждали большего. Перед гонкой в Австралии команда была очень взволнована – мы хорошо провели зимние тесты, но результаты на трассе не соответствовали ожиданиям. Теперь мы знаем причины и стараемся добиться прогресса, но ситуация не всегда развивается по восходящей. Это похоже на фондовый рынок: прежде чем подняться, он пару раз падает. Тем не менее, если судить по развитию инфраструктуры команды и той работе, которая проделана на базе, я уже вижу признаки того, что у нас всё получится.
Вопрос: (Гэри Чаппелл – The Daily Express) Себастьян, если в воскресенье за несколько поворотов до финиша вы окажетесь позади Марка Уэббера и будете сражаться с ним за победу в домашней гонке…
Себастьян Феттель: Или позади Михаэля.
Вопрос: (Гэри Чаппелл – The Daily Express) Возможно, так если…
Себастьян Феттель: На что вы намекаете?
Вопрос: (Гэри Чаппелл – The Daily Express) Если вам прикажут сохранять дистанцию от Марка, что вы будете делать?
Себастьян Феттель: Все зависит от ситуации в гонке, но я понимаю, к чему вы клоните. Не думаю, что в предыдущей гонке мы, как команда, могли что-либо отыграть уже ближе к финишу: Фернандо был далеко впереди, а Льюис и Фелипе боролись за четвертое место на достаточном отдалении. Разумеется, Марк хотел отвоевать еще одну позицию, а я не планировал его пропускать. Конечно, если бы у меня не было возможности дальше отражать его атаки, я ушел бы в сторону и позволил ему проехать, но здесь, как я уже говорил, все решает конкретная ситуация.
С одной стороны ты выступаешь за себя, с другой – работаешь на команду. Не думаю, что нам следует снова возвращаться к этой теме. Чтобы в воскресенье всё сложилось так, как вы описали, нам необходимо проехать немало быстрых кругов дабы обеспечить себе возможность бороться за победу – начнем с завтрашних свободных заездов, а там посмотрим, чем все закончится.
Вопрос: (Ральф Бах – Autobild Motorsport) Себастьян, как вам удалось набрать на 80 очков больше, чем Марку Уэбберу?
Себастьян Феттель: Кажется, я финишировал на более высоких позициях.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, выдувные диффузоры снова разрешены к использованию. Полагаете, расклад сил будет таким же, как в Валенсии, или ситуация будет напоминать Сильверстоун?
Себастьян Феттель: Необходимо понимать, что Валенсия и Сильверстоун сильно отличаются друг от друга. В Валенсии нет быстрых поворотов, а в Сильверстоуне вы не найдете медленных. На Нюрбургринге есть и те, и другие, посмотрим, как всё сложится. Нельзя сказать, что Ferrari прибавили исключительно из-за смены правил, а McLaren по той же причине оказались намного медленнее. Думаю, причина отнюдь не в этом – в конце концов, все команды так или иначе потеряли в скорости. Теперь мы возвращаемся к той ситуации, которая была в Валенсии, но само по себе разрешение на использование выдувных диффузоров вряд ли изменит расклад сил. Впрочем, главное – мы снова можем сосредоточиться на гонках.