Участники: Дженсон Баттон (McLaren), Фелипе Масса (Ferrari), Пол ди Реста (Force India), Пастор Мальдонадо (Williams), Жан-Эрик Вернь (Toro Rosso), Шарль Пик (Caterham)
Вопрос: Дженсон, прежде чем мы перейдем к предстоящему уик-энду, общий вопрос для вас. С начала этого сезона мы наблюдаем множество обгонов, десяти гонщикам довелось лидировать по ходу дистанции – в том числе вам, но болельщики разошлись во мнении, хорошо это или плохо. Вы один из самых опытных представителей пелотона, каково ваше видение ситуации?
Дженсон Баттон: Хороший вопрос! Честно говоря, я не смотрел гонки, поскольку был занят на трассе и не следил, что там на экранах. Видимо, дело в комментарии.
Вопрос: Возможно, но как непосредственный участник, что вы скажете о борьбе на трассе? Она складывается так, как вам хочется, или приходится сдерживать темп, беречь шины, топливо?
Дженсон Баттон: Да, не без этого, но мы все равно наблюдали немало обгонов. Невозможно быть всем довольным, однако пока гонки складывались интересно.
Предыдущий этап я провел довольно пассивно, поскольку с меньшим количеством пит-стопов приходилось практически все время ехать на изношенных шинах и пропускать соперников – не самая приятная ситуация, однако тем, кто выбрал вариант с тремя визитами в боксы, было намного веселее: похоже, они все время атаковали на пределе.
Раньше шины могли выдержать едва ли не всю дистанцию, и обгонов не было вовсе, так что здесь сложно найти баланс. Сейчас у нас всегда по два-три пит-стопа, именно так, судя по всему, и было задумано, и это здорово, поскольку сразу несколько команд ведут борьбу за лидерство. Правда, лично я не смотрел гонки, но если судить по тому, что творилось вокруг меня, зрелище, должно быть, получилось неплохим.
Вопрос: Какие слова мы, комментаторы, сможем говорить применительно к вам и McLaren в этот уик-энд? Очередной шаг на пути прогресса или…
Дженсон Баттон: Надеюсь, вы скажете нечто новое, поскольку пока говорите лишь о шинах, и это становится скучным!
Вопрос: Подскажите нам иную тему!
Дженсон Баттон: Вы знаете, что начало сезона получилось для нас крайне непростым – особенно первая гонка. Мы доработали машину и теперь лучше понимаем её поведение, но трасса в Бахрейне отличается от автодрома в Шанхае. В Китае ограничивающим фактором был износ передних шин, а здесь – задних. В прошлом году нам было крайне нелегко контролировать состояние шин – не знаю, повторится ли ситуация на этот раз, посмотрим. Кое-что будет понятно после свободных заездов, а более основательные выводы можно будет сделать уже в квалификации.
Вопрос: Фелипе, перейдем к вам. Дженсон говорил о трассе, а вам доводилось побеждать в Бахрейне. В чем секрет хорошего круга на автодроме Сахир?
Фелипе Масса: Секрет должен остаться секретом!
Вопрос: Хотя бы намекните!
Фелипе Масса: Честно – не знаю. Мне нравилось гоняться здесь с самой первой гонки – не помню, когда именно она состоялась. Я тогда ещё выступал в Sauber… 2005-й? Хорошая трасса, много прямых, серьезных торможений – мне она просто по душе, только и всего.
Вопрос: Полагаю, сейчас вы в большей степени уверены в своих силах, чем год назад, поскольку заметно прибавили в скорости. В чем причина прогресса? Машина, шины?
Фелипе Масса: К середине прошлого года мы разобрались, как следует работать с шинами, и как необходимо улучшить машину. В итоге мы намного увереннее начали этот сезон, мне комфортно в кокпите, а если гонщику комфортно, он пилотирует инстинктивно. Да, это другая машина, многие вещи также изменились, но мы, похоже, на верном пути.
Вопрос: Пастор, как складывается ваша жизнь в Williams?
Пастор Мальдонадо: Сейчас мы переживаем не лучшие времена. Начало сезона получилось очень тяжелым, но команда выкладывается по максимуму, боевой дух очень силен, мы работаем, как единая семья, и надеемся в скором времени добиться прогресса и вступить в борьбу за более высокие позиции.
Вопрос: Можно ожидать прогресса уже в этот уик-энд, или он более вероятен в Испании?
Пастор Мальдонадо: Как я уже сказал, мы работаем на пределе, но нам нужно время. Проблемы достаточно серьезные, но постепенно мы с ними справимся.
Вопрос: В какой мере эта ситуация вызывает у вас досаду? Возможно, вам приходится выжимать из машины чуть больше, чем она способна ехать, вы испытываете серьезный прессинг…
Пастор Мальдонадо: Определенно. Временами настроение действительно подавленное, поскольку ситуация на самом деле непростая, но таковы гонки. Иногда все идет по плану, иногда – нет, нужно просто выкладываться по максимуму и пытаться прибавить.
Вопрос: Переходим к Полу. Интересный этап в Китае: столкновение на первом круге с напарником и очки на финише. Вы с Адрианом обсуждали тот инцидент?
Пол ди Реста: Да, мы побеседовали. Не самая приятная ситуация, но в итоге нам удалось продемонстрировать реальную скорость машины. Помешала потеря нескольких позиций, тогда как стратегия была ориентирована на конкретные места, но сейчас я понимаю, что хорошо провёл гонку и заслуженно финишировал восьмым. Учитывая скорость машины в Китае и Малайзии, здесь команда может чувствовать себя более уверенно.
Вопрос: В прошлом году в Бахрейне вы финишировали шестым, команда считает, что и этот уик-энд может сложиться удачно. В чем причина такой уверенности, и верите ли вы, что сможете снова финишировать в первой шестерке?
Пол ди Реста: Никогда не говори никогда. Прошлогодний этап в Бахрейне действительно удался: мы выбрали вариант с двумя пит-стопами, который работал буквально до последнего поворота, когда шины окончательно износились, и мы подверглись жесточайшему прессингу. Было бы здорово повторить тот успех, но сложно делать прогнозы накануне уик-энда, когда основной темой для разговоров по-прежнему остаются шины.
Мы постараемся сработать как можно лучше, а результат определится только на финише гонки. Если получится заработать очки, начало сезона можно считать успешным, ну а потом чемпионат вернется в Европу, команды станут активно внедрять доработки, и тогда главное – не отстать от остальных.
Вопрос: Жан-Эрик, в Китае Toro Rosso выступила неплохо, но, у вас вновь возникли сложности в квалификации. Почему в субботу вам не всегда удаётся добиться большего?
Жан-Эрик Вернь: В прошлом году с квалификациями действительно были сложности, хотя во второй половине сезона я прибавил. Не думаю, что в нынешнем сезоне у нас много трудностей, а в Шанхае мне помешали проблемы с машиной, только и всего.
Вопрос: Похоже, у вашей машины неплохой потенциал. Если вам удастся его раскрыть, можно ли ожидать столь же успешного выступления, как в Китае?
Жан-Эрик Вернь: Возможно абсолютно все! Год назад Даниэль квалифицировался шестым, а темп, продемонстрированный нами в субботу в Шанхае, был подтвержден прогрессом и в гонке – даже если учесть, что мне пришлось ехать с поврежденным днищем. Притом я ничуть не уступал в скорости напарнику, финишировавшему седьмым, так что все выглядит неплохо! Надеюсь, мы всё сделаем верно. Две машины в первой десятке – вполне вероятно, именно такой будет цель.
Вопрос: Шарль, на этой неделе из Caterham пришли интересные новости. В команду в качестве резервного гонщика вернулся Хейкки Ковалайнен. Вы приветствуете его возвращение?
Шарль Пик: Конечно! У Хейкки большой опыт, его советы очень полезны – уверен, он сможет подсказать нам кое-что интересное.
Вопрос: Пожалуй, это то, чего не хватает команде? Опыт, позволяющий оценить, насколько хороша или плоха машина…
Шарль Пик: По итогам трех первых гонок мы не можем быть довольны своими позициями, но здесь у нас будут кое-какие доработки, так что посмотрим, как изменится поведение машины. Определенно, нам необходим прогресс.
Вопрос: Полагаете, эти доработки позволят навязать борьбу Marussia?
Шарль Пик: Сложно оценить эффект от новинок до того, как вы опробуете их на трассе, но, как правило, они должны обеспечивать некий прирост эффективности. Наша задача – оптимизировать поведение машины с учетом всех изменений, выжать из нее максимум скорости в субботу и воскресенье.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Шарль, в продолжение разговора о Хейкки Ковалайнене: мы недавно беседовали с ним, и он сказал, что его попросили оценить, в первую очередь, проблемы с балансом машины. Вы обсуждали с ним трудности, с которыми пришлось столкнуться, или вы предпочли бы, чтобы Хейкки сам во всем разобрался и высказал мнение без каких-либо вводных данных?
Шарль Пик: Нет, я с ним еще не беседовал. Посмотрим, что будет завтра, когда Хейкки сядет за руль. Он три года выступал в Caterham, его опыт очень полезен. Всегда полезно услышать новые комментарии, ну а потом мы сможем сосредоточиться на подготовке к гонке.
Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action/National Speedsport News) Вопрос к Фелипе. Вам не привыкать видеть в напарниках чемпионов мира. Каково это – работать с тем, кого считают одним из лучших гонщиков в мире?
Фелипе Масса: Да, за годы моей карьеры у меня большую часть времени был очень сильный напарник. Многим это кажется не лучшим вариантом, но по мне как раз наоборот. Нужно все время выкладываться по максимуму, и если ты сработал не на пределе, то сразу оказываешься позади. Да и с точки зрения опыта у сильного напарника есть чему поучиться. Многие считают моего напарника лучшим в пелотоне, мне в такой ситуации тоже нужно работать на 100%, и это здорово. Возникает постоянный прессинг, мне всё время нужно действовать безупречно, но мне это даже нравится. Нужно развиваться, становиться лучше, и именно это я пытаюсь сделать.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фелипе, в начале предыдущей гонки вы боролись с Фернандо Алонсо за второе место, однако после первого пит-стопа на более жесткой резине потеряли в скорости, а позже сослались на проблемы с гранулированием. В чем причина – в стиле пилотирования, в настройках? Можно было предвидеть нечто подобное еще на тренировках?
Фелипе Масса: Да, в той гонке более жесткая резина быстро гранулировалась. С подобными проблемами я столкнулся ещё в начале пятничных свободных заездов, хотя тогда эффект был не настолько серьезным. К воскресенью состояние трассы улучшилось, задние колеса обрели больше сцепления, и резина стала гранулироваться еще активнее.
В начале гонки я пытался не нагружать передние шины, но когда началось гранулирование, я вовсе не мог атаковать, поскольку старался сберечь ресурс резины, и из-за этого не лучшим образом провел второй отрезок. На третьем отрезке гранулирование продолжилось, я решил немного прибавить, очистил передние шины, после чего машина поехала чуть быстрее.
Получается, мое изначальное стремление беречь передние шины, было ошибочным. С третьим отрезком проблем не было, но на втором мне следовало атаковать чуть агрессивнее, да и трафик помешал – по сути, именно тогда я отпустил лидеров и потерял все шансы побороться с ними. Мы разобрались, подобное не должно повториться.
Вопрос: (Ходр Рави – F1Arab.com) Дженсон, считаете ли вы, что в гонке ваши шансы на очки связаны в основном с нестандартной стратегией, и так будет до тех пор, пока машина не обретет нужную скорость?
Дженсон Баттон: Мы прогрессируем с первой гонки, и, возможно, эта трасса лучше подойдет нашей машине, но чтобы финишировать впереди быстрых машин, нам необходимо пробовать нестандартные решения. В предыдущей гонке мы одолели многих соперников. Да, пятое место – не тот результат, к которому мы стремимся, но мы должны сделать важные выводы из уик-энда в Шанхае.
Мы были обязаны выбрать иную тактику и пойти на два пит-стопа, поскольку понимали, что этот вариант для нас эффективнее, однако реализовать его оказалось непросто из-за дистанции, которую предстояло проехать на одном комплекте шин. Если бы нам не удалось выдержать требуемое количество кругов, мы были бы вынуждены вернуться к трем пит-стопам, потеряв все шансы на очки. Много сил было потрачено на разработку стратегии и расчет целевого темпа – уик-энд выдался непростым, но результат достойный, мы можем быть довольны.
Ну а если говорить о Бахрейне – кто знает. Сахир беспощаден к шинам, здесь очень жарко, машинам не хватает охлаждения. Посмотрим, с какой прижимной силой поедут соперники, и насколько сильным окажется износ резины. Похоже, в этот раз все выберут практически одинаковую тактику, но запасемся терпением…
Вопрос: (Ходр Рави – F1Arab.com) Пастор и Пол, вам нравится идея с затянутым отрезком и пилотаж на шинах, которые хуже держат трассу? Подход непростой, но, как сказал Дженсон, вполне оправданный…
Пастор Мальдонадо: Каждый из нас старается по максимуму продлить ресурс шин, и выбранная тактика может сказаться на итоговом результате. Сейчас команды действуют практически одинаково, но это только начало сезона, и нечто подобное мы наблюдали и в предыдущие годы. Нужно еще несколько гонок, чтобы лучше понять поведение резины, после чего сценарий должен быть таким же, как в предыдущем сезоне. Да, эта резина более чувствительная и изнашивается еще быстрее, но ситуация одинакова для всех.
Вопрос: (Ходр Рави – F1Arab.com) Пол, с чем-то подобным вам пришлось иметь дело не только в Бахрейне год назад, и на протяжении большей части того сезона…
Пол ди Реста: Для команд середины пелотона такая ситуация даже выгодна. Да, нам тоже приходится нелегко, но непредсказуемость оставляет шансы. Если в квалификации лидеры активно нагружают резину, в гонке ближе к концу отрезка у нас появляется преимущество, а уже к финишу можно побороться за очки. Год назад наша машина не позволяла рассчитывать на шестое место, но мы пошли на риск, добились успеха и закрепили его в последующих Гран При.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, в этом году шинный фактор становится преобладающим – он значит ничуть не меньше, чем в 2011-м. Для предстоящей гонки в Pirelli решили отказаться от состава Soft в пользу более жесткого Medium. В Малайзии у вас были трудности с составом Hard – расскажите, как ведет себя машина на этих шинах, и не считаете ли вы, что решение Pirelli перейти на более жесткие составы играет против вас?
Фелипе Масса: В этой гонке, как и в предыдущих, многое решит стратегия. Но в Малайзии у меня не было серьезных проблем с резиной Hard, разве что она изнашивалась примерно так же, как более мягкие шины – причем не только у нас, но и у других команд.
Нужно правильно выбрать составы на уик-энд, но я уверен, что разница между Medium и Hard будет очень значительной, даже при сопоставимом износе. Многие гонщики постараются как можно больше проехать на Medium, однако здесь довольно жарко – в общем, есть над чем подумать в плане тактики.
Вопрос: (Майкл Кейси – AP) Пол, вы с напарником обсуждали события предыдущей гонки? Несмотря на все трудности, вам удалось добиться хорошего результата – что значит он для сезона в целом? Очевидно, успех добавил сил…
Пол ди Реста: Я уже говорил – у нас состоялась беседа, сейчас все вопросы решены. В конце концов, в Китае мы заработали немало очков, а тремя неделями ранее в Малайзии выступили крайне неудачно. В Шанхае мы не знали, удалось ли нам устранить те проблемы с колесными гайками, что помешали команде в Сепанге, но в результате гонка стала наиболее успешной для нас с точки зрения чистой скорости, и поэтому мы настроены оптимистично. Надеюсь, у нас получится и здесь сработать не хуже.
Машина неплохо справляется с жаркой погодой, а в остальном главное – постепенно прогрессировать по ходу сезона. Цель на уик-энд, разумеется, заработать очки, но крайне важно обеспечить себе более уверенное выступление в квалификации, поскольку именно она определяет позиции в начале гонки. Собственно, неоптимальные стартовые позиции и осложнили нам задачу в Шанхае.
Вопрос: (Майкл Кейси - AP) Обсуждение прошло в дружеской атмосфере?
Пол ди Реста: Мы всегда беседуем по-дружески.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Вопрос ко всем. Характеристики шин меняются из года в год. Учитывая важность шинного фактора, в какой мере вам пришлось скорректировать свой стиль пилотирования, чтобы выжать из резины максимум?
Жан-Эрик Вернь: Стиль пилотирования отличается даже от квалификации к гонке. Мы знаем, что ресурс резины крайне ограничен, и нужно быть предельно аккуратным при разгоне и прохождении скоростных поворотов. Мы должны постоянно контролировать эффективность шин, что требует заметного изменения стиля пилотирования.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Фелипе, вы давно выступаете в Формуле 1. Насколько сложно скорректировать стиль пилотирования после стольких лет в чемпионате, или тренировки на симуляторе помогают добиться нужного эффекта?
Фелипе Масса: В Формуле 1 каждый год приходится к чему-то адаптироваться – такова природа чемпионата. Изменения в правилах, прочие новинки – приходится учиться пилотировать на этих шинах, учиться эти шины беречь. Как сказал Дженсон, временами очень непросто участвовать в борьбе и при этом экономить резину. Вспомните его же слова: «Я ехал с двумя пит-стопами, и соперники проходили меня очень легко», - однако эта тактика оказалась верной.
Уверен, сейчас наблюдать за гонками интереснее, чем раньше. Многие не одобряют подход, выбранный Pirelli, однако я считаю, что они действуют во благо спорта, и главное – выбрать правильные составы на конкретный уик-энд. Пожалуй, только над этим моментом следует поработать более тщательно, а в остальном – никаких проблем. Мы не должны думать только о себе, нужно учитывать все составляющие. Главное – научиться адаптировать свой стиль пилотирования и беречь шины…
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Шарль, как обстоят дела в вашей части пелотона? По ходу гонки вам приходится чаще, чем Дженсону или Фелипе, уходить с траектории – означает ли это, что вам приходится больше беречь резину, и страдает ли от этого ваша тактика?
Шарль Пик: Что касается шин, главное – понять, с какого момента начинается износ, ведь от трассы к трассе картина отличается. Ну а затем нужно искать баланс между настройками и стилем пилотирования, пытаясь добиться оптимальной работы шин. Если говорить о наших позициях, как правило, мы свободно проезжаем первые два отрезка и только на последнем видим синие флаги. Главное в такой ситуации – не потерять слишком много времени…
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Недавно мы узнали, что Pirelli, возможно, предоставит дополнительный комплект шин командам, которые позволят молодым гонщикам отработать утреннюю пятничную сессию. Эти шины будут обладать схожими характеристиками при меньшем износе. Вам нравится такая инициатива, помогающая воспитать молодые таланты, или она лишь осложнит дело?
Пастор Мальдонадо: Ситуация с шинами всегда непростая, поскольку количества комплектов явно недостаточно для всевозможных проверок. Программа испытаний крайне ограничена – особенно по ходу первой пятничной тренировки, в которой команды, как правило, работают с единственным комплектом более жестких шин. Дополнительный комплект, определенно, помог бы командам вроде нашей, у которых есть явные проблемы с машиной, ведь мы должны проводить еще больше различных тестов.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Дженсон, McLaren, как правило, не приглашает сторонних гонщиков поработать в пятницу. Дополнительный комплект шин и больше времени на трассе в утренней полуторачасовой сессии пригодились бы команде?
Дженсон Баттон: Команды из верхушки пелотона практически не прибегают к услугам резервных гонщиков, но идея с дополнительным комплектом шин кажется мне неплохой. Молодым спортсменам непросто проехать большую дистанцию за рулем Формулы 1 – за это им порой приходится платить немалые деньги. Однако с дополнительным комплектом шин команды из середины пелотона и ниже будут заинтересованы в том, чтобы задействовать резервного гонщика, проехать больше кругов, собрать больше информации.
У нас есть несколько парней, которые просто сидят в боксах и наблюдают за происходящим всю пятницу, субботу, воскресенье. Сейчас они не получают шанса сесть в кокпит, но инициатива могла бы им помочь. Для будущего самих молодых гонщиков и будущего Формулы 1 крайне важно, чтобы парни могли на деле испытать машину, ощутить ритм уик-энда, а не просто смотреть на всё со стороны.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Насколько это было бы полезным для участников молодежной программы Red Bull, для Toro Rosso, Жан-Эрик?
Жан-Эрик Вернь: Это было бы неплохо – как в моем случае буквально год назад, когда я сам был рад проехать несколько кругов за Toro Rosso в пятницу. Как заметил Дженсон, это важный опыт. Для начала нам всем требуется привлечь определенное финансирование, затем кое-кто получает возможность стать участником молодежной программы Red Bull и шанс опробовать машину, но этого всегда недостаточно, так что инициатива неплохая.
Перевод: Валерий Карташев