Всего неделя разделяет в календаре Гран При Китая и Бахрейна. Ближневосточный этап станет последним на старте сезона перед возвращением Формулы 1 в Европу.
Автодром Сахир впервые принял этап чемпионата в 2004 году. В ближайшее воскресенье Гран При Бахрейна мог бы пройти уже в десятый раз, однако из-за нестабильной обстановки в стране два года назад гонку решено было отменить. В прошлом сезоне Гран При состоялся, но решение организаторов все-таки провести этап вызывало немало критики со стороны прессы и экспертов. Год спустя разговоры на эту тему поутихли, в паддоке Формулы 1 куда больше теперь говорят о спорте.
В чемпионате лидирует Себастьян Феттель. По его собственным словам, ему не хватило пары поворотов на Гран При Китая, чтобы опередить в борьбе за третье место Льюиса Хэмилтона. Но даже упустив возможность в третий раз по ходу чемпионата подняться на подиум, немец остался лидером личного зачета. Группу преследователей возглавляет Кими Райкконен. Финн провел очень неплохую гонку в прошлом году в Бахрейне - тогда пилот Lotus едва не смог опередить Феттеля в борьбе за победу, но впервые с момента возвращения в Формулу 1 поднялся на подиум. Сейчас в активе Кими есть не только подиум, но и победа - многие в паддоке называют его главным фаворитом предстоящего Гран При.
Цифры и факты
Гран При Бахрейна | |||
Бахрейн | Столица: Манама | Основной язык: арабский | |
Население: около 1,12 млн | Территория: 701 кв. км | 1 бахр. динар = 74,53 рубля | |
Манама | Основан в 1345 году | Территория: 30 кв. км |
Пилоты о Гран При Бахрейна
Дженсон Баттон: "Конфигурация трассы состоит из интересного сочетания сложных и техничных медленных поворотов со скоростными участками. Особенно выделяются две связки позади боксов, атаковать в них очень приятно, если вы смогли найти оптимальную траекторию".
Льюис Хэмилтон: "Это типичная современная трасса с широкими зонами безопасности и большим разнообразием поворотов. Перед первым, четвертым и 14-м поворотами можно тормозить очень поздно, а последний из них весьма техничен. В Бахрейне можно обгонять, в первом повороте есть возможность атаки на торможении. К тому же, защищая позицию, соперник вынужден закрывать внутренний радиус, что негативно скажется на разгоне перед началом следующий связки, а соответственно и потере скорости на прямой перед четвертым поворотом. Так что даже если первая атака не удалась, может представиться второй шанс".
Себастьян Феттель: "На Сахире гонщику требуется всё его мастерство: разнообразие поворотов столь велико, что вы не успеваете расслабиться. Кроме того, поскольку автодром находится в пустыне, приходится учитывать, что из-за ветра на асфальте бывает много песка, который на каждом круге может внезапно появиться в новых местах. Всегда сложно определить, на каких участках трассы может оказаться скользко. Командам непросто спрогнозировать уровень сцепления в гонке: на пятничных свободных заездах часто требуются иные настройки, чем в гонке. Трасса предъявляет очень высокие требования к тормозам".
Командировка на Гран При Бахрейна…
...с пресс-атташе Marussia F1 Team Трейси Новак
Это моя девятая поездка в Бахрейн. Сахир - один из новых автодромов, здесь отличные условия, в паддоке приятно работать. Гонки здесь также проходят достаточно интересно.
Как глава пресс-службы и директор по связям с общественностью, я отвечаю за все мероприятия, связанные с коммуникациями, а также за диалог с прессой. Самый большой фронт работы - это сотрудничество с журналистами. Здесь две главные задачи: удовлетворить по возможности их запросы к команде и самостоятельно создать информационные поводы для публикаций и поднятия интереса к команде.
В Бахрейн я прилетела в среду днем. Время прибытия зачастую зависит от гонки. Гран При Бахрейна - достаточно спокойный уик-энд. Скажем, в Монако я обычно приезжаю на трассу уже утром во вторник, но здесь у нас нет такого количества мероприятий.
Главная задача в среду - выстроить свой офис, установить принтер, компьютер, проверить работу сети. Перед началом уик-энда мы рассылаем журналистам пресс-релиз о предстоящей гонке, он будет готов в среду и разослан по электронным адресам в четверг утром. Кроме того в среду я составляю расписание открытых медиа-сессий для представителей аккредитованных на гонке изданий. Любой из журналистов может прийти на такие встречи и задать интересующие его вопросы пилотам команды.
В четверг я приеду на трассу в восемь утра. Это главный медиа-день по ходу уик-энда. На трассу гонщики выведут машины только в пятницу, а в четверг одна из главных составляющих их расписания - общение с журналистами. В этот день мы стараемся удовлетворить все запросы об интервью на общие темы - те, которые не касаются непосредственно Гран При Бахрейна. Запросы начинают поступать примерно за две недели до гонки. Многое зависит от интереса со стороны журналистов, но обычно у Жюля и Макса на двоих в четверг проходит примерно 12-15 индивидуальных интервью.
Медиа-расписание я стараюсь формировать в четверг, за неделю до начала Гран При. В случае со сдвоенными гонками - это вечер воскресенья после окончания предыдущей гонки. То есть первый вариант расписания на этап в Бахрейне был сделан после Гран При в Шанхае. Затем оно постоянно корректируется - бывает, что по десять раз еще до начала уик-энда и по его ходу. Расписание встреч с представителями СМИ накладывается на "скелет", коим является инженерное расписание. В свободные минуты я стараюсь втиснуть встречи пилотов и руководства команды с журналистами.
В начале каждого дня я раздаю гонщикам и главам коллектива общее расписание, чтобы у каждого была полная картина происходящего. Там есть колонки Макса, Жюля, Родолфо, Джона Бута и моя - чтобы каждый из них четко понимал, где я нахожусь в данный момент. Красным цветом выделены обязательные мероприятия: автограф-сессии, пресс-конференции FIA, брифинги пилотов и так далее - те пункты, что невозможно отменить или перенести на другое время.
Днем команда отправится на прогулку по трассе, и мы можем захватить с собой представителей прессы. Скажем, если бригада Canal+ изъявит желание составить компанию Жюлю Бьянки или SkySports - Максу Чилтону, мы пойдем навстречу. Тогда мне придется присоединиться к ним, чтобы разрешить возможные вопросы. Обычно прогулка посвящена общению инженеров и гонщиков, но работа со СМИ не менее важна. Мне надо находиться рядом, чтобы и инженеры, и телевизионщики могли выполнить свою работу в полном объеме.
Одна из задач - организовать необходимые фотосессии для отдела маркетинга и партнеров команды.
В четверг у нас есть и традиционная открытая сессия с журналистами, которая посвящена непосредственно предстоящей гонке. Обычно, на ней собирается достаточно много представителей прессы. Скажем, практически все французские журналисты приходят поговорить с Жюлем, к Максу собирается внушительная компания британских СМИ. Десятичасовой рабочий день закончится около восьми вечера.
Пятница, если говорить о работе команды - один из самых сложных дней. Втиснуть интервью в плотный график между сессий и инженерных брифингов практически невозможно. К тому же, мы стараемся не отвлекать пилотов от их непосредственной работы. После второй сессии у нас будет традиционный общий брифинг с представителями СМИ, на котором пилоты расскажут о своих впечатлениях от проведенных свободных заездов.
Кроме того, мы должны выпустить по итогам дня пресс-релиз. Он нужен журналистам как можно раньше, а потому я стараюсь писать его в течение дня. Скажем, открывающая часть может быть полностью готова еще до начала первой тренировки: это информация о погоде, о новинках, что мы привезли на трассу. Сразу после второй практики я должна вставить цитаты пилотов и Джона Бута.
В ходе сессий я нахожусь в боксах и постоянно слежу за переговорами инженеров и гонщиков, так что уже примерно себе представляю, о чем они могут сказать. Через пять минут после окончания сессии я поговорю с ними. Я даю им несколько минут, чтобы обсудить что-то с инженерами, но для команды не менее важно предоставить информацию журналистам - это своего рода конфликт. Иногда хрупкий мир между инженерами и представителями пресс-служб рушится в этот самый момент. Но мне повезло, что у меня отличные отношения с главой гоночной инженерной бригады Дэйвом Гринвудом. Мы понимаем, что у каждого есть своя работа, а потому все еще остаемся в хороших отношениях.
Когда цитаты готовы, я дам каждому из пилотов прочитать написанное, чтобы избежать недоразумений. Возможно, они захотят что-то добавить. Финальное слово за Джоном Бутом. Он подписывает релиз, и я рассылаю его по адресам журналистов. Сразу после этого мы идем в пресс-центр, чтобы раздать представителям СМИ бумажную версию.
В субботу, как и в любой другой день, я стараюсь приезжать на трассу вместе со всеми механиками и инженерами. Мы одна команда, и я думаю - это правильно, что все находятся в равных условиях. К тому же на трассе могут происходить некие интересные вещи, о которых я могу рассказать болельщикам при помощи социальных сетей. Скажем, если проходит тренировка пит-стопов, я могу сделать несколько снимков и опубликовать их в твиттере. Еще один плюс - завтрак. Я могу подсесть за столик к инженерам и чуть лучше понять для себя, как проходит уик-энд. Оправдались ли ожидания от привезенных новинок, как ведут себя шины в зависимости от температуры трассы - важно все время оставаться в курсе событий. Это может пригодиться для пресс-релиза.
Больших интервью снова нет. Скажем, если журналист хочет обсудить с гонщиком его путь в Формулу 1 - это может занять полчаса, которых у нас нет в субботу. Но мы можем устраивать некие акции, которые напрямую не влияют на работу команды. Скажем, в Китае в боксах у нас постоянно работала бригада итальянского Sky. У них был "День Marussia", и они периодически выводили нас в эфир. Главное, чтобы телевизионщики не отвлекали пилотов и инженеров. Я должна всем сообщить об их намерениях - чтобы у людей не возникало вопросов, почему, собственно, эти камеры направлены на них, когда они работают.
Во время квалификации я вновь в гараже. Я могу пустить фотографов в боксы непосредственно перед началом сессии, но потом мы стараемся очистить гараж от посторонних. Даже несмотря на это, кажется, что места в боксах с началом квалификации становится значительно меньше.
Обычно мы заканчиваем участие в квалификации после первой сессии. Пилоты возвращаются в гараж, и мы должны сразу отвести их на другой конец паддока, где в специальной зоне их ждут телевизионные бригады. Но как всегда, первым делом гонщики направляются к инженерам и начинают что-то обсуждать. Это еще один неловкий момент, потому что я стою рядом и тереблю их за рукава.
Пока мы идем, я стараюсь узнать их впечатления о квалификации, чтобы затем вставить цитаты в пресс-релиз. На месте нас ждут представители нескольких телекомпаний. Мы отдаем предпочтение тем, кто в прямом эфире, затем обязательно даем возможность поговорить с пилотами представителям национальных каналов: Жюлю надо дать комментарий Canal+, Максу поговорить с BBC и Sky. Но мы остаемся до тех пор, пока больше ни у кого нет к гонщикам вопросов.
Потом я сразу же принимаюсь за пресс-релиз. Он будет выпущен примерно через полчаса после окончания квалификации. Следом общая встреча с журналистами.
В воскресенье гонка обычно стартует в два-три часа. Но вы не можете даже представить, насколько быстро пролетает время утром. Я стараюсь приехать на трассу в восемь. Есть немало дел: надо удостовериться, что у меня есть все необходимые фотографии для отдела маркетинга, начать писать пресс-релиз, порой мы делаем еще несколько фотосессий. Примерно в 11 на трассу приезжают гонщики. Их надо отправить на парад пилотов, после чего практически сразу начинается подготовка к гонке.
У меня собственные приготовления: многие телевизионные компании хотят поговорить с гонщиками непосредственно на стартовой решетке. Если есть запросы, я всегда знаю, с кем именно пилоты должны пообщаться непосредственно перед стартом и во сколько примерно телевизионные бригады к нам подойдут. Когда пилоты выводят свои автомобили на решетку, они чаще всего хотят уйти в гараж - для совершения важных предстартовых процедур, - но я могу задержать их на пару минут. Это снова конфликтная ситуация, но мне повезло работать в команде профессионалов.
В ходе гонки я вновь нахожусь в боксах. И здесь я пытаюсь дать как можно больше интересной информации нашим болельщикам. Телевидение обычно концентрируется на борьбе впереди, но у нас большое фанатское сообщество, и при помощи социальных сетей я могу им дать чуть больше информации. Это и переговоры пилотов с инженерами, и фотографии - все, что возможно. С одной стороны, надо стараться не перегрузить новостные ленты, но с другой, дать болельщикам понять, что происходит с машинами на трассе. Я, пожалуй, единственное инородное тело в боксах в этот момент, поэтому надо стараться никому не мешать. В принципе, я знаю, когда должны пройти пит-стопы, но что-то может пойти не так… И я понимаю, что эта лавина механиков, что ринутся с колесами на свои позиции, не будет ждать пока я посторонюсь.
После гонки все по тому же сценарию: пресс-релиз, социальные сети, коллективные интервью с журналистами.
Вечером я отберу фотографии с гонки, которые затем будут опубликованы на пресс-сайте для журналистов, и буду готовиться к отъезду. Важно проследить за тем, что все упаковано верно и будет доставлено туда, куда надо мне: либо обратно на базу, либо на следующую трассу. Гран При Бахрейна завершен. Последний пункт в моем расписании: 10:30 вечера, мой рейс в Англию…
текст: Олег Карпов