Участники: Марк Уэббер (Red Bull Racing), Нико Хюлкенберг (Sauber), Адриан Сутил (Force India), Нико Росберг (Mercedes), Серхио Перес (McLaren), Роман Грожан (Lotus).
Вопрос: Марк, думаю, мы начнем с вас. Неплохая стрижка – летний вариант?
Марк Уэббер: Да, я на днях был у парикмахера, ему хотелось побеседовать с кем-нибудь, но я планировал уйти как можно скорее и попросил просто сбрить всё лишнее. Когда он наполовину сделал свою работу, я опомнился – эй, это слишком коротко! Впрочем, не важно. Стрижка неплохая – по сути, я вернулся к своему школьному стилю! Я выгляжу моложе, и это здорово.
Вопрос: Во время нашей предыдущей встречи у вас оставались вопросы к себе самому и команде. Вы довольны тем, как сейчас обстоят дела?
Марк Уэббер: Вполне. После этапа в Малайзии я всегда возвращаюсь в Австралию – я говорил об этом во время воскресной пресс-конференции, но люди, очевидно, сопоставили некие факторы и сделали выводы. У нас было три недели перерыва, Пасха – приятно немного отдохнуть после зимних тестов и первых этапов.
Впрочем, энтузиазм возвращается очень быстро – я хочу поскорее оказаться в кокпите. Гонки в Китае всегда получались интересными, за исключением, разве что, прошлогодней победы Нико Росберга, когда он был недосягаем. В команде тоже полный порядок – уик-энд в Малайзии прошел своеобразно, но теперь мы все с нетерпением ждем очередного этапа.
Вопрос: Перейдем к предстоящей гонке. Насколько быстрой может быть ваша машина, которая уже позволила добиться победного дубля в Малазии и достойного результата в Австралии? Каковы шансы здесь, в Китае?
Марк Уэббер: В первых гонках машина действительно была весьма конкурентоспособна, но о доминировании речи пока не идет – никто не может похвастать абсолютным преимуществом, и у нас впереди немало работы.
Как вы заметили, в Мельбурне мы оказались быстры, но скорости не хватило для победы, а в Малайзии удалось добиться успеха. Это совершенно разные трассы с точки зрения конфигурации, температур и прочих факторов. Здесь погода больше похожа на ту, что была в Австралии, но посмотрим, как это скажется на шинах. Команда потратила немало сил на изучение их характеристик, парни проделали огромную работу, я подолгу тренировался на симуляторе – в общем, мы готовы к борьбе.
Вопрос: Нико, вы тоже уезжали из Малайзии несколько расстроенным. Вам понятны причины произошедшего в Сепанге? Вас устроили полученные объяснения?
Нико Росберг: Да, мы с командой обсудили ситуацию, и, что важно, вопрос теперь закрыт.
Вопрос: В прошлом году в Китае вы провели потрясающую гонку – первый поул, первая победа. Зимние тесты прошли неплохо, в Австралии и Малайзии вы были быстры – каковы шансы здесь?
Нико Росберг: Я с нетерпением ждал этого этапа, ведь в прошлые годы в Китае я не раз лидировал в гонке, а в 2012-м одержал победу. Трасса подходит и мне, и машине – уверен, нам по силам выступить очень здорово.
Вопрос: Прошлогодняя тактика позволила вам добиться победы – очевидно, вы предпочтете те же настройки, тот же подход?
Нико Росберг: К сожалению, все не так просто. Обстановка меняется очень быстро: новые шины создали принципиально иную ситуацию – невозможно проводить какие-то сравнения, нужно адаптироваться. Главное – успешно отработать пятничные и субботнюю сессии, оптимизировав настройки.
Вопрос: Роман, в прошлом году в Китае вы финишировали шестым, заработав первые очки. Как вы оцениваете итоги двух первых гонок и свои шансы на предстоящий уик-энд? Насколько хороша форма Lotus?
Роман Грожан: Перед началом уик-энда сложно делать прогнозы. Кими победил в Австралии, поскольку машина позволяла бороться за высокий результат. В Малайзии мы тоже неплохо ехали на сухом асфальте, но в дождь оказались не так быстры. Впрочем, здесь осадков не обещают, и это вселяет оптимизм. У нас есть несколько новинок, я получу такую же выхлопную систему, которую Кими использовал в Сепанге. Как вы заметили, в Китае я заработал свои первые очки в Формуле 1 и в этот уик-энд надеюсь записать на свой счёт ещё несколько.
Вопрос: Вы как-то сказали, что машина слишком чувствительна: иногда она едет так, как вам хочется, иногда – нет. Вам удалось взять ситуацию под контроль?
Роман Грожан: Вне кокпита сложно об этом судить. У нас есть представление, над чем нужно работать, и что может пойти не так. Мы дважды проверили ряд моментов – шины не облегчали задачу, ведь их эффективность, в свою очередь, во многом зависит от работы шасси, но ситуация одинаковая для всех, и мы просто сделали все, что в наших силах. Надеюсь, новинки обеспечат нужный эффект и позволят уверенно отработать все сессии, а там посмотрим, на каких позициях мы закончим гонку.
Вопрос: На это направлено все внимание команды?
Роман Грожан: Да. Мы должны выкладываться по максимуму каждую минуту уик-энда – от начала первой сессии свободных заездов и до последнего метра пятьдесят шестого круга. Нужно сработать безупречно во всем – в работе с резиной, с настройками, собрать всё воедино, а уже потом оценивать результаты.
Вопрос: Адриан, вам удалось вернуться в Формулу 1! Насколько трудным был этот путь?
Адриан Сутил: Не таким уж и трудным, я просто ехал настолько быстро, насколько мог. Приятно вернуться в машину, которая, к тому же, вполне конкурентоспособна – пожалуй, она лучшая из всех, которыми мне доводилось управлять! В Мельбурне мы отлично начали сезон, в Малайзии все прошло менее удачно – темп был неплохим, но в квалификации помешал дождь, а в гонке – проблемы на пит-стопах. Впрочем, они решены, и я с уверенностью жду предстоящего этапа.
Вопрос: На какие результаты позволяет рассчитывать машина?
Адриан Сутил: На абсолютно любые, всё в наших руках, и я готов выкладываться по максимуму, чтобы добиться поставленных целей. Разумеется, мы хотим быть на вершине, но путь к успеху непрост. Мы доказали свою способность бороться за высокие результаты: в Австралии мне удалось в какой-то момент возглавить гонку, Нико лидировал в последнем Гран При предыдущего сезона – следовательно, второй этап подряд Force India некоторое время оставалась во главе пелотона, что говорит о большом потенциале.
Вопрос: Думаете о подиумах?
Адриан Сутил: Да, подиумы – моя цель.
Вопрос: Нико, вы перешли из Force India в Sauber, и у вас новый, менее опытный напарник. Насколько трудно менять команду и не иметь рядом кого-то, кто работает в коллективе несколько дольше вас?
Нико Хюлкенберг: В любой команде гонщик работает, прежде всего, на себя. Да, оба пилота, в конечном итоге, работают на команду, но в том, что Эстебан новичок, нет никаких проблем – я сам недавно был дебютантом. Не думаю, что это негативно сказывается на результатах - моих или команды.
Вопрос: В чем вы видите плюсы перехода в Sauber? Чем обстановка в команде отличается от той, что была в Force India?
Нико Хюлкенберг: Я говорю не на родном языке и порой забываю, как звучат на английском отдельные технические термины, но в остальном отличий нет – все команды работают более-менее одинаково.
Вопрос: Серхио, в Малайзии вы добились прогресса по сравнению с этапом в Австралии. Позволяет ли это надеяться на положительную динамику в Китае?
Серхио Перес: Да, мы настроены вполне оптимистично и рассчитываем на прогресс в каждой гонке. Думаю, нам и здесь по силам сделать шаг вперед, но ещё важнее то, что мы сможем лучше узнать машину, а это, в свою очередь, позволит оптимизировать пакет обновлений, предназначенный для первой европейской гонки.
Вопрос: После перехода в McLaren к вам приковано повышенное внимание, и вы с самого начала сезона чувствуете серьезный прессинг. Уменьшает ли его тот факт, что у команды возникли проблемы с машиной?
Серхио Перес: Прессинг присутствует всегда, вы должны добиваться результатов независимо от того, за какую команду выступаете. Я хочу быть успешным, хочу выжимать максимум из машины и знаю, что совсем скоро она обретет нужную скорость, и мы снова будем конкурентоспособны. Прессинг не зависит от команды, даже если вы оказались в хвосте пелотона, вы должны бороться что есть сил и выжимать 100% из того, что имеется.
Вопросы с мест
Вопрос: (Бьянка Лепперт – Auto, Motor und Sport) Нико Росберг, ближе к финишу Гран При Малайзии была ли у вас мысль нарушить приказ Росса Брауна и обогнать Льюиса Хэмилтона?
Нико Росберг: Нет, у меня не было таких мыслей. Я заранее решил, что буду следовать инструкциям Росса.
Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Нико, в продолжение предыдущего вопроса: если подобная ситуация повторится в будущем, вы снова последуете приказу команды, или воспротивитесь и станете бороться за победу?
Нико Росберг: Проблема в том, что мы не обсуждали подобный сценарий перед гонкой, и это было ошибкой. Важно прояснить все моменты, а далее – по ситуации: если я окажусь впереди, то Льюис будет следовать за мной, уважая решение команды, и наоборот. Все в порядке, если сценарии обрисованы заранее, и все готовы к развитию событий. Мы упустили этот момент, и это было нашей главной ошибкой.
Вопрос: (Квиан Джун – Pro Car) Марк, вы один из четырех гонщиков, которые участвовали во всех девяти прошедших Гран При Китая. Есть какие-то отличия по сравнению с первой гонкой 2004 года? В общей атмосфере или в ваших личных ощущениях…
Марк Уэббер: Не думаю, что этап изменился, разве что зрителей год от года становится больше. Трасса изначально была оборудована очень достойно, всегда поддерживалась в хорошем состоянии, и здесь действительно интересно гоняться, пусть мы и не в первый раз сюда приезжаем. Конфигурация непростая, с множеством разнообразных поворотов и длинной прямой…
Странно осознавать, что мы выступаем здесь уже десять лет – время пролетело незаметно. По ощущениям – каких-то пять лет, но если десять – что ж, так тому и быть, но серьезных изменений действительно нет. Гран При Китая был хорош с дебюта в чемпионате, он остаётся таковым и сегодня, энтузиазм болельщиков растёт, и это здорово.
Вопрос: Следует заметить, что вы и финишировали во всех девяти…
Марк Уэббер: Постучу по дереву и попробую финишировать в десятой!
Вопрос: (Ливио Ориккио – O Estado de Sao Paulo) Марк, не могли бы вы рассказать, как развивались события после этапа в Малайзии? И что вы думаете о словах Себастьяна, сказанных им вчера на пресс-конференции для Infiniti?
Марк Уэббер: Что касается второй части вашего вопроса – я не знаю, что говорил Себастьян на той пресс-конференции. По первой части… Последний отрезок той гонки… Вполне естественно, что эмоции просто переполняют, ведь каждый из нас вложил немало сил в тот уик-энд. Никому не гарантирована победа в Гран При, и если гонка складывается неплохо… Да, результат достойный, но это не совсем то, на что я рассчитывал, и все мы знаем, что там произошло.
Опять же, этап в Малайзии – не единичный случай. У нас возникали разные ситуации в прошлом, так что в голову приходили разные мысли – позитивные, негативные, но главное – мысли о том, как обеспечить себе лучшее будущее. Требовалось все-таки довести машину до финиша, я эту задачу выполнил и теперь жду очередную гонку. Для гонщика совершенно нормально испытывать эмоции, но мы должны уметь с ними справляться. Конечно, когда лидируешь в Монте-Карло и финишируешь с совершенно иными ощущениями, это другой случай, но нет ничего плохого в том, что в кокпите мы переживаем очень многое…
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Марк, когда в Малайзии я спросил вас о вашем будущем в команде, эмоции были еще свежи, и вы сказали, что на последних кругах успели о многом подумать. Как изменилось ваше мнение за эти две недели? Если Red Bull Racing предложит вам новый контракт, вы его примете?
Марк Уэббер: Для начала я хочу закончить этот сезон. Многие подвергали сомнению и такую возможность, хотя лично я не рассматривал вариант ухода. Я хочу выступать в гонках и бороться за победы, а если их будет достаточно, можно замахнуться и на большее. Ну а дальше все будет так, как уже случалось из года в год: где-нибудь летом я побеседую с Дитрихом Матешицем, а там посмотрим. Если результаты будут достойными, мы подумаем о будущем, но пока позади всего две гонки, и в этой фазе сезона я никогда не принимал решения по поводу дальнейшей карьеры. В силу разных причин мне есть над чем подумать, но вряд ли стоит уже сейчас определять свои перспективы.
Вопрос: (Трент Прайс – Richland F1) Вопрос для Нико Хюлкенберга. На последних кругах предыдущей гонки вы сказали, что Sauber необходимо во многом прибавить. Прошло три недели – есть какие-то решения?
Нико Хюлкенберг: И я, и команда были крайне недовольны скоростью машины. Мы понимаем причины возникших проблем, устранить их непросто, но все в наших силах. Команда подготовила новинки, которые, хочется верить, позволят вернуться на правильный путь, однако соперники тоже не стоят на месте. Впрочем, я не сомневаюсь в том, что за три недели мы добились прогресса.
Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Адриан, на сухом асфальте в Австралии и Малайзии ваша машина была очень быстра. Вы объясняете эту скорость работой с шинами, или чем-то иным? И ещё: насколько важно как можно скорее реализовать потенциал машины? В какой-то момент вам придется переключиться на подготовку к следующему сезону…
Адриан Сутил: Мы провели всего две гонки и сосредоточены на текущей ситуации. Машину ещё можно доработать – пространство для прогресса есть всегда, даже если вы безоговорочный лидер. Сейчас она едет весьма неплохо, однако команда по-прежнему готовит новинки к каждому этапу, желая добиться большей прижимной силы. Подход не изменился.
Почему мы быстры? Думаю, всё дело во взаимодействии шасси и шин. У меня не было таких проблем с резиной, как у других гонщиков, и в этом, очевидно, наше преимущество. Нужно продолжать работу, выжимать максимум – это спорт высоких скоростей, где все прогрессируют с каждой гонкой. Позади всего два этапа, и мы ещё долго будем совершенствовать VJM06.
Не знаю, когда команда переключится на новое шасси – многое зависит от текущих результатов и скорости. Если позиции в чемпионате достаточно сильны, мы должны атаковать до последней гонки, ну а если нет, разумнее обратиться к перспективному проекту. В любом случае, пока рассуждать рано, нужно думать о предстоящих Гран При.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto, Motor und Sport) Марк, господин Матешиц заявил, что не желает более слышать ни о какой командной тактике и приказах с пит-лейн. Это облегчает вашу задачу в кокпите, или наоборот, осложняет?
Марк Уэббер: Думаю, облегчает.
Вопрос: (Тони Доджинс – Motorsport News) Марк, перед последним пит-стопом в Малайзии вы лидировали с преимуществом в четыре с половиной секунды, но Себастьян остановился чуть раньше и смог сократить отставание. Вы самостоятельно выбираете момент для пит-стопа, или это решает команда? Вас удивила та ситуация?
Марк Уэббер: Отчасти. Ситуация была непростой, команда старалась контролировать отрыв от Льюиса, который ехал всего в трех секундах позади. Кажется, Хэмилтон остановился кругом ранее, и все шло к тому, что Себастьян опять пропустит его после пит-стопа, чего нам явно не хотелось. Четыре секунды – приличный задел, однако уже под конец того круга у меня начались явные проблемы с шинами. Себастьян тем временем получил свежий комплект, его круг после пит-стопа был весьма неплохим, а мой круг перед визитом на пит-лейн был быстр ровно настолько, насколько я в принципе мог ехать в той ситуации. В итоге Себастьян оказался чуть ближе, чем предполагалось.
Да, я хотел остановиться на том круге, но не мог сделать этого в силу обстановки: не будь рядом Льюиса, все могло сложиться по-моему. Отрывы в нашей тройке оказались крайне малы, и команде было крайне трудно спланировать последние пит-стопы. В любом случае, спасибо за вопрос.
Вопрос: (Бен Эдвардс – BBC) В продолжение предыдущего вопроса. Марк, в начале гонки вы сами решали, в какой момент перейти на слики, или тактику определяла команда?
Марк Уэббер: По большей части решал я сам. Мне не хотелось быстро переходить на слики, и я был удивлен, когда заметил, что Себ свернул в боксы. На первом секторе асфальт оставался влажным дольше, чем на других участках трассы, я хотел сменить шины на следующем круге, полагая, что тогда тактика сработает, однако мы быстро поняли, что можем излишне поторопиться. Седьмой круг получился не весть каким, но, опять же, в случае пит-стопа я мог вернуться в трафик, как произошло с Себом. Нико остановился ещё позже, что помогло контролировать ситуацию уже будучи на сликах.
Впрочем, в гонке всегда приходится рассматривать массу сценариев. Можно угадать с моментом перехода, но нужно еще продолжать борьбу на сликах, учитывая мельчайшие нюансы, а в кокпите сложно держать все в голове. Я был удивлен, что на первом секторе слики сработали не так эффективно, но в целом седьмой круг получился неплохим.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Адриан, в прошлый раз вы уезжали из Китая при не самых приятных обстоятельствах. Вы опасались насчет того, что вас могут не пустить в страну?
Адриан Сутил: Нет. Те события остались в прошлом, я думаю только о будущем.
Вопрос: (Джонатан Легард – BBC Radio Live) Марк, в какой мере вы примирились с самим собой по поводу событий предыдущей гонки и планов на будущее? Оригинальная стрижка – часть нового Марка Уэббера?
Марк Уэббер: Нет, я просто не уследил за парикмахером: как только он приступил к делу, он уже был на своей волне. Стрижка никак не связана с новыми взглядами или ощущениями.
Что касается планов на будущее, в Малайзии многие проявляли к ним повышенный интерес – команды, журналисты, но для меня подобную ситуацию не назовешь непривычной – я просто хочу провести очередной уик-энд и продолжить работу. Когда ведёшь борьбу в первых рядах, вокруг всегда происходит множество вещей – вопрос лишь в том, насколько они зависят от твоей воли. Я просто хочу снова включить первую передачу и вывести машину на трассу.
Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Марк, возвращаясь к одному из предыдущих вопросов по поводу вчерашней пресс-конференции Себастьяна. Он сказал буквально следующее: «Я не могу извиняться за победы, поскольку именно за них мне платят». Ваш комментарий? Скажите, думали ли вы перед подиумом в Малайзии или после него: «Все, я хочу уйти из команды прямо сейчас к всеобщему удивлению…?»
Марк Уэббер: Нет. Самые сильные эмоции у меня были на протяжении нескольких кругов после того обгона, а уже на подиуме и чуть позже я не думал ни о чем и для себя твердо решил лишь одно: теперь я подумаю о других подходах. Комментарии Себастьяна? Если он действительно так считает – что ж, это его мнение о событиях той гонки…
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Вопрос для Нико Росберга. Когда вы покидали Малайзию, была ли у вас уверенность в том, что в Mercedes гонщики действительно находятся в равных условиях? После той гонки многие предположили, что Льюис де-факто получил статус первого номера…
Нико Росберг: Я полностью уверен в том, что у нас нет первого и второго номеров. Можете повторно задать мне этот вопрос спустя несколько недель или месяцев.
Перевод: Валерий Карташев