Участники: Грэм Лоудон (Manor), Пол Монаган (Red Bull Racing), Пол Хембри (Pirelli), Мониша Кальтенборн (Sauber), Роб Смедли (Williams)
Вопрос: Грэм, в следующем году Manor будет выступать с моторами Mercedes. Что это значит для команды? На какие результаты вы рассчитываете в 2016-м?
Грэм Лоудон: Для нас это большой шаг вперед. За последний год в команде произошли значительные перемены, мы провели реструктуризацию и в текущем сезоне старались вернуть ту форму, которой обладали примерно 18 месяцев назад.
Соглашение о сотрудничестве с Mercedes AMG High Performance Powertrains и Williams – с последними мы успешно работали в прошлом – дает нам шанс вернуться в основной пелотон и вступить в борьбу. Но нужно отдать должное Ferrari – без их помощи в начале сезона нас бы сегодня просто здесь не было. Без поддержки со стороны Серджио Маркионне, Маурицио Арривабене и особенно Джеймса Эллисона… Они приложили немало усилий, чтобы Manor осталась в чемпионате, и мы всегда будем им благодарны. Что касается перспектив, у нас есть реальная возможность подтянуться к соперникам и начать бороться с ними.
Вопрос: Если говорить о гонщиках, будете ли вы сотрудничать с кем-то из молодых пилотов Mercedes, или команда свободна в выборе?
Грэм Лоудон: Абсолютно свободна. Сегодня нелегко пробиться в Формулу 1, многие талантливые спортсмены ищут такую возможность, но вакансий практически нет. У нас есть гонщики, с которыми мы будем работать в оставшихся гонках, а решение о составе на 2016-й будет принято позже.
Вопрос: Господин Хембри, на этот раз Pirelli привезла в Сочи составы Soft и Super Soft. Как это скажется на стратегии?
Пол Хембри: Не могу сказать определенно, поскольку сегодня участникам не удалось поработать на сухой трассе. Причиной такого подхода стала прошлогодняя гонка, когда чемпионат впервые приехал в Сочи. Помнится, мы обнаружили, что покрытие здесь более гладкое, чем ожидалось, а Нико Росберг смог проехать всю дистанцию за исключением единственного круга на одном комплекте Medium. Потому мы решили привезти сюда два более агрессивных состава, если погода окажется достаточно теплой, возможно, следует ожидать двух пит-стопов в гонке.
Вопрос: Опираясь на опыт нынешнего сезона, какие шины вы планируете предложить в следующем году? Какие подходы или варианты вы рассматриваете?
Пол Хембри: В прессе активно обсуждались возможные изменения в правилах, по которым команды будут более свободны в выборе шин на каждый этап. Похоже, этот подход вскоре будет закреплен, и в последующие несколько недель мы постараемся объяснить участникам, как эта схема будет работать.
Кроме того, мы хотим доработать структуру шин, как делаем каждый год – особенно в свете того, что машины едут быстрее. Сейчас мы обновляем SuperSoft, будут и другие изменения, но главное – как будут распределяться составы на каждый Гран При.
Вопрос: Господин Монаган, сегодня команды в силу разных причин мало работали на трассе. Расскажите, какой объем работы остался на завтрашнюю тренировку...
Пол Монаган: График будет очень плотным – впрочем, как всегда в субботней сессии. Вы наматываете круги до последней минуты, когда состояние трассы несколько улучшается. Завтра мы, по всей видимости, начнем работу на абсолютно чистом асфальте, ну а в остальном всё зависит от того, какие цели ставит перед собой каждая команда – одни станут в большей степени готовиться к квалификации, другие поработают на нее, а затем постараются успеть оценить поведение машины с полными баками. Полагаю, команды выберут смешанную программу c акцентом в ту или иную сторону.
Вопрос: На дворе октябрь, а в Red Bull Racing пока не знают, какой мотор будет стоять на их машинах в следующем году. В какой момент риск пропустить предсезонные тесты станет реальным? Если, конечно, Red Bull решит остаться в Формуле 1…
Пол Монаган: Да, процесс затягивается, график будет сжатым, но мы справимся. Да, первые три-четыре дня тестов могут получиться не самыми удачными, но нельзя сказать, что наши соперники автоматически получат преимущество. Да, такой вариант возможен, но нам по силам справиться.
Вопрос: Мониша, Sauber подала официальную жалобу в антимонопольный комитет Еврокомиссии. В чем причина, и почему именно сейчас?
Мониша Кальтенборн: Начну со второй части – процесс развивался не один день, потому нет каких-то особенных причин, почему протест был подан именно сейчас. Ранее мы уже объясняли мотивы такого решения. Sauber и еще одна команда совместно подали официальную жалобу в антимонопольный комитет Еврокомиссии в надежде устранить ненужные привилегии, которые, как нам кажется, вредят спорту. Мы давно говорили об этом, пришла пора сделать следующий шаг. Надеюсь, будет проведено тщательное расследование, комиссия разберется, почему отдельные команды получили, по нашему мнению, несправедливое преимущество, и все смогут выступать на равных.
Вопрос: На какой итог процесса вы рассчитываете?
Мониша Кальтенборн: Я надеюсь, что в чемпионате будет более справедливая система распределения доходов, и все участники смогут выступать на одном уровне.
Вопрос: Роб, вчера на пресс-конференции Фелипе Масса сказал, что в Williams уже переключились на подготовку к следующему сезону, хотя некоторые доработки будут представлены до финального этапа в Абу Даби. Что вы можете сказать о новом проекте, какие задачи ставит перед собой команда в 2016-м?
Роб Смедли: Как и большинство команд в нашей части пелотона, мы уже давно работаем над новой машиной – усилия были переориентированы еще несколько месяцев назад. Да, кое-какие новинки готовятся и для нынешней FW37, но это тоже часть работы над новым проектом.
Цель? Как всегда – добиться большего. Не могу вдаваться в детали, но мы работаем над всеми областями: динамическими характеристиками, аэродинамикой. Шины – крайне важный фактор, мы постоянно стараемся лучше понять их поведение. Нет какой-то одной цели, как нет секрета успеха в Формуле 1. Нужно прогрессировать во всем.
Вопрос: Вокруг много разговоров о поставщиках моторов. Не кажется ли вам, что Williams добилась максимума, на что может рассчитывать клиентская команда в Формуле 1?
Роб Смедли: Ни в коем случае. Вы могли бы говорить так, если бы мы были вторыми по скорости, но не думаю, что команда в самом деле достигла максимума. За последние полтора года Williams добилась существенного прогресса, некоторые идеи напрямую повлияли на результаты в гонках, некоторые были менее заметны, но нужно сделать ещё больше, чтобы реализовать свои стремления и начать выигрывать гонки, а потом и титулы. Нужно провести большую работу как в мелочах, так и в фундаментальных процессах. Нет, мы еще не раскрыли свой потенциал, хоть и остаемся клиентской командой.
Вопросы с мест
Вопрос: (Бен Эдвардс) Роб, сегодня Williams больше соперников работала на трассе, поскольку в последние полтора года у команды были проблемы со скоростью в дождевых условиях. Вам удалось добиться прогресса?
Роб Смедли: Сложно делать выводы, поскольку никогда не знаешь, над чем по ходу тренировок работают соперники, но если судить по чистой скорости, мы явно продвинулись вперед. Наши инженеры на базе потратили немало времени, разбираясь в причинах нехватки скорости в медленных поворотах и на мокрой трассе в целом. Сейчас эти усилия начинают понемногу оправдываться, мы постепенно понимаем, какие настройки следует выбирать, и потому… Вероятно, вы видели, как в Сингапуре мы активно работали на трассе, экспериментировали с настройками. Здесь подход такой же – нам хотелось проехать как можно больше.
Да, в какой-то степени сегодня помешала погода – странная ситуация, когда на одной половине трассы асфальт более влажный, чем на другой. Конечно, тем, кто уверены в своей скорости в дождь, не было необходимости покидать боксы, но мы оставались на трассе и пытались разобраться в поведении шин. Пришлось ждать, пока остальные проведут попытку, чтобы сопоставить результаты, но главное не время – оно в пятницу может быть обманчивым – а то, что гонщики остались довольны балансом. Мы знаем, что есть определенные проблемы со скоростью на мокрой трассе, но сегодня ситуация была намного лучше.
Вопрос: (Кейт Уолкер) Мониша, если говорить о жалобе в антимонопольный комитет, в пелотоне присутствуют еще две команды, ограниченные в правах принятия решений по регламенту и объёмах выплат. Вы пытались привлечь их под свои знамена? Не кажется ли вам, что большее количество подписей под петицией усилило бы протест?
Мониша Кальтенборн: Разговоры между, скажем так, непривилегированными командами, идут довольно давно, вся четверка была прекрасно осведомлена, но это частное решение – подписывать петицию или нет. Не думаю, что кто-либо отказался бы поддержать эту инициативу, но, вероятно, им пришлось действовать из публичных соображений. Мы всегда выступали открыто, всегда четко озвучивали свою позицию, а дальше дело за ними. Захотят они присоединиться к нам или нет – в любом случае, у их решения будут свои причины.
Вопрос: (Даниэль Ортелли) К вопросу о привилегиях: Sauber выступает в Формуле 1 почти 20 лет, но не получает выплат за стаж. Был ли этот вопрос одной из причин протеста?
Мониша Кальтенборн: Мы выступаем в Формуле 1 уже 23 года. Я не могу посвятить вас в детали нашего официального обращения, поскольку это отдельная процедура, действующий процесс, и нужно соблюсти все формальности. Мы попросили комиссию разобраться в том, почему некоторые команды получили привилегии при принятии решений, и как были закреплены нынешние принципы распределения доходов. И мы обратили внимание комиссии на преимущество, ставшее следствием этих привилегий и принципов. Мы считаем такую ситуацию несправедливой и потому подали официальную жалобу на действия владельца коммерческих прав.