Об ожиданиях от уик-энда…
Гран При Абу-Даби появился в календаре недавно, в 2009-м, но сразу занял особое место в мире Формулы 1. Дело не только в том, что новый автодром Яс-Марина построен на искусственном острове в Персидском заливе, неподалёку от столицы эмирата Абу-Даби и Объединённых Арабских Эмиратов – города Абу-Даби. В 2009-м, после появления в календаре гонок в Бахрейне и Сингапуре, блеском, гламуром и морскими пейзажами удивить уже сложно. И не только в том, что все трибуны – крытые, а выезд с пит-лейн проходит через туннель.
В первую очередь особый колорит Гран При Абу-Даби связан с тем, что гонка проходила и проходит вечером, так что антураж постепенно меняется – старт даётся ещё при свете дня, спустя примерно 40 минут солнце садится и гонка продолжается при искусственном освещении, которое включают заранее.
Статус финальной гонки сезона имеет как большой потенциал, так и повышенные риски. Когда решается судьба чемпионата, к этапу приковано внимание всего мира. Когда чемпион определяется досрочно, значимость последнего Гран При существенно падает, но в этом году Абу-Даби повезло – Нико Росберг и Льюис Хэмилтон разыграют титул именно здесь!
Конечно, шансы Росберга выше – чтобы стать чемпионом, ему даже не обязательно выигрывать или опережать Хэмилтона. Даже если Хэмилтон победит, финиш на подиуме принесёт Нико первый чемпионский титул, и вероятность такой развязки достаточно высока. Однако в этом году случилось уже столько событий, прогнозы столько раз не оправдывались, что лучше, как говорят гонщики, подождать и посмотреть.
Если говорить о выступлениях на этой конкретной трассе, то из действующий пилотов здесь побеждали только Хэмилтон, Росберг, Феттель и Райкконен. Безусловными фаворитами будут пилоты Mercedes – их машины весьма эффективны в медленных поворотах, а на прямых немецкий мотор вновь продемонстрирует своё превосходство. Так как скоростных поворотов здесь мало, машины Red Bull Racing лишатся своего главного преимущества, и, вероятно, будут сражаться с Ferrari за места позади «серебряных стрел».
О трассе…
Яс-Марина. 55 кругов по 5.554 км = 305.355 км. 21 поворот. Средняя скорость – 195 км/ч. Конфигурация включает шесть медленных поворотов, которые проходятся на скорости ниже 100 км/ч – больше их только в Монако и Сингапуре.
Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с активированной DRS и 307 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 60% дистанции круга. Потребление топлива: среднее/высокое.
12 зон торможения, износ тормозов – средний. На торможении гонщики проводят 17% дистанции круга. По нагрузке на тормоза трасса занимает третье или четвёртое место в календаре. Время, необходимое для проведения пит-стопа – 23 секунды.
Круг по трассе
Марк Уэббер: «Первый поворот – достаточно сложный и более быстрый, чем кажется на первый взгляд – его непросто пройти идеально. Затем идет фантастический отрезок – быстрая связка левый-правый на подъеме, требующая от пилота точности при пилотировании.
После этого вы попадаете на интересную часть, напоминающую стадион, окруженный со всех сторон трибунами – этот участок крайне важен для хорошего времени на круге и заканчивается медленным левым поворотом, выводящим на длинную прямую.
Следующее торможение – очень жесткое. В шикане надо всё сделать чисто, поскольку впереди ещё одна прямая, за которой следует ещё одно жесткое торможение – здесь есть возможность для обгона.
На заключительном секторе – несколько медленных поворотов подряд около отеля "Яс", и ещё два достаточно медленных поворота в конце круга – они очень важны, поскольку выводят на стартовую прямую».
О резине…
Pirelli привезёт в Абу-Даби свои самые мягкие составы: Soft (жёлтая маркировка), SuperSoft (красная маркировка) и UltraSoft (фиолетовая маркировка). Такое сочетание по ходу сезона использовалось только четыре раза – в Монако, Канаде, Австрии и Сингапуре.
Асфальт достаточно гладкий, но в начале уик-энда и каждое утро на нём много песка, потом его состояние постепенно улучшается, так что даже в квалификации важен выбор времени для попытки – с каждым кругом трасса будет становиться быстрее.
Обгонять в Абу-Даби непросто даже с двойной зоной DRS, так что от стратегии здесь зависит очень многое. При этом, так как по ходу гонки солнце скроется за горизонтом, асфальт будет быстро остывать. Теоретически это делает более выгодным выбор длинного отрезка на конец дистанции, но фактически возможны самые разные варианты, в том числе и рискованные – ведь терять на финальном Гран При многим уже будет нечего.
Год назад в Абу-Даби
В прошлом году к Гран При Абу-Даби победитель чемпионата был уже давно известен – Хэмилтон гарантировал себе титул за три гонки до окончания сезона. Обладатель Кубка конструкторов определился ещё раньше, так что борьба велась только локальная: в частности, за четвёртое место в личном зачёте между Райкконеном и Боттасом, между Квятом и Риккардо за седьмое.
На тренировках и в квалификации доминировали гонщики Mercedes, заняв весь первый ряд стартового поля. Как и в нескольких предыдущих гонках, спад формы Хэмилтона продолжался – Росберг завоевал шестой поул подряд, в то время как Льюис уступил ему больше трёх десятых. Неожиданностью стало 16-е место Феттеля – команда была уверена, что показанного им в первой попытке результата будет достаточно, он остался в боксах и в итоге не вышел во вторую часть квалификации.
На старте Росберг сохранил лидерство, а в глубине пелотона произошла авария: Алонсо врезался в Мальдонадо, и Пастор сошел из-за поломки подвески. Алонсо продолжил гонку, сменив резину и носовой обтекатель. Сайнс выдавил Квята за пределы трассы, Даниил потерял несколько мест, но вернулся и опередил Ферстаппена.
Росберг быстро оторвался на дистанцию, не позволяющую атаковать с помощью DRS. Нельзя сказать, что Хэмилтон ничего не пытался сделать, чтобы выиграть эту гонку – он сильно затянул второй отрезок, пытаясь переиграть Нико тактически. Но немец в этот момент на свежих шинах тоже прибавил, так что когда Льюис провёл второй пит-стоп, он оказался далеко позади напарника.
Едва ли не самым ярким событием гонки стало столкновение Дженсона Баттона и Валттери Боттаса на пит-лейн. Механики Williams поторопились выпустить финна на трассу, тем самым полностью разрушив его гонку – кругом спустя Боттасу пришлось вернуться в боксы для замены сломанного носового обтекателя, а затем он ещё и получил 5-секундный штраф.
Борьбы на трассе было не так уж мало, гонщикам, несмотря на сложный характер трассы, удавалось обгонять соперников, но на итоговую расстановку сил это повлияло мало. Кими Райкконен финишировал на той же позиции, на которой и стартовал – третьим. Серхио Перес ближе к финишу пропустил Себастьяна Феттеля на четвёртое место.