Pirelli
Пол Хембри: «Мы очень хорошо знаем трассу в Абу-Даби, поскольку много раз работали здесь на тестах, включая недавние испытания широких шин для 2017 года. В этом году новым фактором станет появление состава UltraSoft – он позволит добиться ещё большей скорости на трассе, где шины подвергаются всеобъемлющей проверке. Фактически, все составы, которые мы привезем на этап в этом году, хорошо подходят для Абу-Даби – это увеличит и число возможных вариантов стратегии.
Хотя сейчас все внимание приковано к концовке сезона, мы с нетерпением ждем 2017 год. Перед стартом гонки пройдет презентация новых шин, а уже во вторник – тесты, на которых впервые примут участие три машины, доработанные под регламент следующего сезона».
Mercedes AMG Petronas F1 Team
Тото Вольфф: «В прошлый гоночный уик-энд мы вновь увидели классическую гонку в Интерлагосе – драму с участием сумасшедшей погоды, нескольких рестартов и сложных условий. Победный дубль в такой гонке стал для нас особенным результатом, а впереди захватывающий финал в Абу-Даби.
Второй раз за три года финальная гонка сезона решит, кто же из гонщиков нашей команды станет чемпионом мира – это говорит о невероятной плотности результатов и уровне нашей команды. Мы можем этим гордиться, но прежде нужно выполнить нашу работу – предоставить Нико и Льюису платформу, позволяющую им бороться от старта до финиша.
Они оба исключительно хорошо провели сезон, оба достойны чемпионского титула. После столь продолжительной дуэли можно без сомнений сказать, что они заслужили этот успех. Мы с волнением ждём итогов уик-энда, чтобы узнать, кто же в итоге станет чемпионом. Пусть победит сильнейший!»
Нико Росберг: «В Бразилии мне не удалось добиться результата, на который я рассчитывал. Льюис отлично справился, но и для меня второе место стало вполне приемлемым результатом. Впереди Гран При Абу-Даби. Я счастлив, что третий год подряд сражаюсь с Льюисом за чемпионский титул, и сделаю всё, чтобы на этот раз закончить сезон итоговой победой.
Я хорошо провёл минувшую неделю, смог расслабиться и отдохнуть, повидаться с семьёй и друзьями – сейчас я в полном порядке. В Бразилии после гонки я пошутил, что буду и финальную гонку рассматривать в отдельности, но чем больше я думаю об этом, тем больше понимаю, что всё должно быть именно так.
Я должен относиться к финальному этапу, как к любой другой гонке. Отлично провести уик-энд всегда непросто. В нашем спорте ничто не даётся легко, я должен полностью выложиться, чтобы добиться хорошего результата.
Приятно вспоминать мои победы на этой трассе, в том числе и в прошлом году. Обычно я очень конкурентоспособен в Абу-Даби, что добавляет уверенности. Но чем ближе уик-энд, тем большее волнение я чувствую. Впереди решающая схватка в борьбе за титул, надеюсь, она понравится болельщикам».
Льюис Хэмилтон: «Я никогда не забуду победу в Бразилии – она была очень долгожданной. Сейчас я чувствую себя очень комфортно. Я в отличной форме, у меня невероятная машина – сотрудники команды на базе делают для нас всё возможное. За четыре года в этой команде я выиграл 31 гонку – удивительная статистика. Я благодарен за тот шанс, что здесь получил – мы вместе продолжаем творить историю.
Сезон для меня не был идеальным, возникло множество проблем, но я никогда не сдавался. Никто из нас заранее не знает, чем всё закончится. Я буду гордиться собой и своими достижениями, пока чувствую, что сделал всё возможное. И чем бы сезон не закончился, я горжусь теми людьми, кто был частью успеха, которого мы добились за последние годы. Я готовлюсь к этому уик-энду, как к любому другому. Я хочу выиграть эту гонку и сделаю всё, чтобы завершить сезон хорошим результатом».
Падди Лоу, технический директор: «Впервые сезон Формулы 1 состоит из 21 гонки, нас ждёт финальный этап, который и назовёт имя обладателя титула – им станет один из гонщиков нашей команды. Это позитивно для болельщиков и непросто для нас, но в последние годы команда доказала, что способна с этим справляться. Мы относимся к этому этапу, как к любому другому, наша цель – обеспечить, чтобы судьба титула решилась на трассе, в справедливой борьбе.
По ходу сезона не обошлось без проблем, но на самом деле, по надёжности 2016-й стал рекордным для этой команды. Гонщики тоже провели его в отличной форме, теперь мы с нетерпением ждём развязки.
В Pirelli включили состав UltraSoft в выбор шин для уик-энда, так что мы увидим лучшее время на круге в квалификации, чем прежде. Мы надеемся на красивый финал сезона в эффектных лучах автодрома Яс-Марина».
Red Bull Racing
Макс Ферстаппен: «Конфигурация трассы в Абу-Даби весьма разнообразна – много и медленных поворотов, и связок, она довольно сложная, поэтому даже небольшая ошибка в одном из поворотов может серьезно повлиять на время круга. Важно, чтобы машина была быстра на последнем секторе, но при этом необходимо беречь шины. Есть и другие интересные особенности – например, трасса проходит под отелем, зрителям открывается отличный вид.
Раньше мне не удавалось осмотреть Абу-Даби, но всегда нравилось проводить время в Дубае. Возможно, в этом году я попробую арабскую кухню, с которой пока не смог как следует познакомиться.
Нас ждет последняя гонка сезона, оглядываясь назад, мы можем быть довольны 2016-м. В следующем году предстоит многое сделать, учитывая изменения в регламенте. Думаю, все с нетерпением ждут возможности увидеть новые машины, и я не могу дождаться начала работы с ними».
Даниэль Риккардо: «В прошлом я всегда хорошо выступал в Абу-Даби. Здесь интересно пилотировать, особенно на последнем секторе, где трасса проходит под отелем. На этом отрезке трасса напоминает городскую – мне это нравится. Первые тесты в Формуле 1 я провел как раз на Яс-Марине, с этим местом у меня связаны приятные воспоминания.
Мне нравится жаркий климат, поэтому я с нетерпением жду приезда в Абу-Даби. Постараюсь прилететь немного раньше, чем обычно, и остаться на несколько дней после гонки, чтобы отдохнуть и покататься на мотоциклах по пустыне.
Гран При Абу-Даби – последняя гонка сезона, на которую обычно приезжают мои друзья – они создают отличную атмосферу, и с ними весело. Это ближневосточное Монако, мне здесь нравится. На гонку приезжают знаменитости, в дни уик-энда проходят вечеринки – все это создает особую атмосферу финала сезона».
Scuderia Ferrari
Кими Райкконен: «Мне нравится эта трасса, хотя у неё довольно медленная заключительная часть круга. Но там отличная атмосфера, ведь это финальная гонка сезона, поэтому ощущения немного другие. Кроме того, гонка проходит вечером.
На трассе в Яс-Марине непросто обгонять – там это действительно тяжело. Круг длинный, множество сложных поворотов, и всё-таки мне очень нравится гонка в Абу-Даби. Возможно, дело в том, что она завершает сезон, поэтому уик-энд получается насыщенным для тех, кто приезжает на Гран При: там проходят концерты и много других интересных событий.
Не думаю, что на трассе могут быть проблемы с видимостью – там хорошее освещение. Этот Гран При всегда проходит в хорошую погоду – не уверен, бывают ли вообще дожди в этом регионе. По крайней мере, там я никогда их не видел. В сухих условиях я всегда без проблем подбирал подходящий визор. Видимость более или менее такая же, как днём – настолько эффективно искусственное освещение.
Кроме того, мы с семьей несколько раз бывали в парке развлечений Ferrari World – это действительно отличное место».
Sahara Force India F1 Team
Виджей Малья, руководитель команды: «Заработав очки в Бразилии, мы отправляемся в Абу-Даби почти гарантировав наш лучший результат в Кубке конструкторов. Предстоит сделать заключительный шаг, и все в команде полны решимости закончить эту работу и завершить сезон высоким результатом.
Перед финальной гонкой у нас есть отличная возможность вспомнить о том, чего мы добились в этом году. Я всегда верил в команду, даже когда в первых гонках обстоятельства складывались против нас, и мы не добивались результатов, которых заслуживали. Мы придерживались своего плана, а начиная с мая находимся на подъеме. Этап в Монако стал поворотным моментом, после которого команда постоянно прибавляла.
Этап в Абу-Даби станет кульминацией всех наших усилий, но это не причина для самоуспокоения. Оба наших гонщика обладают невероятной мотивацией. Серхио хочет впервые за годы выступлений за Force India преодолеть рубеж в 100 очков. Нико же стремится завершить сотрудничество с командой высоким результатом. В прошлом в Абу-Даби мы добивались успехов, было бы здорово хорошо завершить сезон».
Серхио Перес: «В заключительной гонке всегда хочется показать хороший результат. Мы переживаем увлекательное время, но сейчас необходимо сосредоточиться на работе, хотя все вокруг уже говорят о 2017-м. Нужно завершить сезон хорошим результатом, чтобы с отличным настроением отправиться на каникулы.
Абу-Даби – отличное место, куда приезжают болельщики со всего мира. Инфраструктура автодрома впечатляет, мне всегда нравилось там выступать. Трасса очень быстрая, с серьезными зонами торможения. Если машина эффективна на выходе из поворотов, это позволяет много отыграть – там есть возможности для обгонов, а различные варианты стратегии гарантируют интересные гонки.
В прошлом году гонка получилась увлекательной – я боролся за подиум с пилотами Ferrari. Добиться этого не удалось, но гонка получилась хорошей. Надеюсь, после успешного этапа в Бразилии, на этой неделе мы проведем еще один сильный уик-энд.
В конце года вас всегда охватывает ностальгия. Вы понимаете, что в последний раз сядете за руль этой машины, и не знаете, что готовит новый сезон. Я хочу отправиться на зимний перерыв с хорошими воспоминаниями о финальной гонке».
Нико Хюлкенберг: «Финальная гонка сезона всегда особенная, но в этом году она имеет ещё большее значение. Для меня это последняя гонка с Force India, меня будут переполнять эмоции от того, что я в последний раз работаю со своими механиками, с другими членами команды. В Формуле 1 люди часто меняют команды, так что я не прощаюсь, а говорю им до свидания.
Я хочу получить удовольствие от последней гонки, хочу, чтобы команда сохранила четвертое место в Кубке конструкторов – тогда мы увидим улыбки на лицах сотрудников и гордость за общие достижения.
Абу-Даби – отличное место. Яс-Марина – современная трасса, обладающая, возможно, лучшей инфраструктурой в календаре. Гонка начинается во время заката, и все вокруг выглядит здорово, когда включается искусственное освещение. Это уникальный опыт.
Выезд из пит-лейн довольно сложный – это одна из запоминающихся особенностей автодрома. Сначала выключаешь ограничитель скорости, на секунду ускоряешься, а затем тормозишь перед острым левым поворотом, который находится на спуске. В этом месте стены очень близко – каждый раз задерживаешь дыхание, когда проезжаешь по этому участку! Здесь немного некомфортно, если атаковать сильнее, машина начинает скользить, а в такой ситуации легко ошибиться.
Характеристики трассы подходят нашей машине. В прошлые годы мы добивались здесь высоких результатов, и я уверен, что на этот раз выступим хорошо. Я хочу сильно провести свою последнюю гонку в составе этой команды».
Williams Martini Racing
Пэт Симондс, технический директор: «После двух гонок на автодромах, расположенных высоко над уровнем моря, мы возвращаемся на равнинную трассу в Абу-Даби. Это современная, но довольно сложная трасса: там есть быстрые участки между 2-м и 3-м, а также 15-м и 16-м поворотами, где машины проходят хорошую проверку. Однако при настройке шасси необходимо учитывать, чтобы машина хорошо справлялась со сменой направлений на невысоких скоростях. На двух длинных прямых расположены независимые зоны DRS, где гонщики получают возможности для обгонов, но может быть и наоборот: тот, что опередит соперника на первой прямой, должны будет отбивать его контрактаки на второй.
Pirelli впервые привезёт на эту гонку шины UltraSoft, и работа с ними может вызвать некоторые сложности, поскольку из-за многочисленных поворотов на третьем секторе резина может перегреваться, тем более что рекомендованное давление в шинах заметно выше, чем мы использовали прежде. В отличие от Бразилии, мы можем быть полностью уверены, что в пустыне гонка пройдет на сухой трассе, и, несмотря на использование более мягкого состава, мы всё равно считаем, что предпочтительной будет стратегия с двумя пит-стопами».
Валттери Боттас: «Гран При Абу-Даби – отличное место для завершения сезона. Там превосходная инфраструктура, и складывается впечатление, что на эту гонку каждый год приезжает всё больше зрителей. Именно там я провёл свои первые тесты в Формуле 1 в 2011-м. Это идеальная трасса для гонок, и она красиво выглядит на закате. В 2014-м мы с Фелипе поднялись на подиум, так что было бы хорошо завершить этот сезон высоким результатом. Как правило, эта трасса с её длинными прямыми, а также короткими поворотами и шиканами неплохо подходит нашей машине, так что я с нетерпением жду этого уик-энда».
Фелипе Масса: «Впереди еще один протрясающий Гран При! Впрочем, когда ты пилотируешь машину, стараешься об этом не задумываться, поскольку надо как можно лучше выполнить свою работу. Это отличный автодром, там всегда много болельщиков, которым нравится это шоу и развлечения вне трассы. Кроме того, гонка проходит в сумерках – это интересно и нам, и зрителям. Я искренне надеюсь, что 250-я и последняя гонка Формулы 1 в моей карьере получится фантастической. Конечно, после финиша мы устроим весёлую вечеринку. Надеюсь, на ней мы сможем отметить хороший результат».
McLaren Honda
Фернандо Алонсо: «Из-за быстрого первого сектора и двух длинных прямых на втором Яс-Марина не подходит нашей машине. Разумеется, в пятницу мы будем напряженно работать, чтобы добиться от неё максимума. На этой трассе интересно подбирать настройки, и хотя автодром расположен в пустыне, температура асфальта снижается по ходу гонки, когда спускаются сумерки, а сцепление с трассой улучшается вплоть до финиша. Это уникальное место и великолепная трасса для окончания сезона. Надеюсь, мы позитивно его завершим.
Мне всегда нравилось выступать в Абу-Даби. Не только потому, что этот этап – синоним конца сезона, но и благодаря уникальной атмосфере. Ощущение от того, что скоро все закончится, поддержка болельщиков на трибунах – все мы чувствуем, что в последний раз в 2016-м выходим на старт. Невероятно интересно наблюдать за тем, как наступают сумерки по ходу гонки.
Для McLaren-Honda этап знаменует завершение значимого года, и я в последний раз в ближайшем будущем буду выступать вместе с Дженсоном. С ним приятно работать – я буду скучать, но он останется в проекте McLaren-Honda, поэтому я хочу пожелать ему всего наилучшего на следующем этапе в его карьере».
Дженсон Баттон: «Яс-Марина – довольно техничная трасса, но из-за узких поворотов на третьем секторе, средняя скорость не самая высокая – на этом участке она напоминает городскую. Обгонять довольно сложно, поэтому важно хорошо квалифицироваться и надеяться на чистый старт – в этом году мы не раз его демонстрировали, а также выжать максимум из стратегии.
Если удастся продуктивно поработать в пятницу, мы сможем подобрать оптимальные настройки на оставшиеся дни уик-энда. Надеюсь, это позволит избежать повторения проблем, с которыми я столкнулся в Бразилии. У машины большой потенциал, надеюсь, я смогу атаковать на пределе, чтобы ради команды и болельщиков хорошо завершить сезон.
Предстоящий уик-энд завершит важную главу в моей жизни. Друзья и некоторые члены семьи приедут в Абу-Даби, чему я очень рад. Уик-энд будет эмоциональным, так что я рассчитываю на поддержку болельщиков, команды и близких. Сделаю всё, чтобы добиться максимума и получить удовольствие от гонки.
Моя карьера в McLaren-Honda на этом не заканчивается, но это начало нового этапа – я настроен позитивно. Гонка подведёт черту под огромным объемом напряженной работы, самоотверженности и страсти к спорту, который я очень люблю. Я невероятно горд тем, что провел в Формуле 1 семнадцать сезонов, а в последние годы добился прогресса с McLaren-Honda. Это интересный проект и мое участие в нем не закончилось. С энтузиазмом жду возможности начать новую главу в своей жизни».
Эрик Булье, гоночный директор: «Гран При Абу-Даби завершает для McLaren-Honda очень позитивный год, в котором мы преодолели проблемы, напряженно боролись и добились прогресса в каждой области. Пока мы не там, где хотим быть, но ведём борьбу и готовимся к тому, чтобы сильно провести зиму и продолжить развиваться. Я горжусь тем, насколько далеко мы продвинулись вперед за три коротких года, два из которых выступали на трассе. Я впечатлен невероятной приверженностью, непоколебимой верностью и неизменной поддержкой, которую демонстрируют наши сотрудники на базах в Великобритании и Японии, наши партнеры и болельщики.
В этот уик-энд произойдет важный момент для McLaren-Honda, поскольку мы прощаемся с Дженсоном. После воскресной гонки его ждет новая глава и в работе с McLaren-Honda, и в личной жизни. Мы не расстаёмся, он продолжит работать с нами в следующем году и будет помогать в модернизации машины, тем не менее, это важный шаг и хорошая возможность отпраздновать его 17 лет в Формуле 1, семь из которых он провел в McLaren. Нам будет не хватать его в боксах, но мы ожидаем продолжения интересного сотрудничества в 2017 году.
Мы с позитивным настроем готовимся к уик-энду, понимая, что впереди напряженная работа на трассе с непростым характером, требующей уникальных настроек. Квалификация и гонка пройдут в других условиях, чем свободные заезды, поэтому здесь непросто настроить машину, но именно это делает трассу уникальной, повышая и зрелищность гонки.
Автодром обладает впечатляющей инфраструктурой – это отличное место для финальной гонки сезона. Я надеюсь, что мы высоким результатом завершим сезон – для Дженсона, команды и наших болельщиков по всему миру».
Юсуке Хасэгава, руководитель проекта Honda в Формуле 1: «В Абу-Даби завершится сезон 2016 года. Он был длинным для команды, но мы прогрессировали – каждый день, проведенный вместе, позволял нам становиться сильнее. Мы также попрощаемся с Дженсоном, который вместе с Фернандо с самого начала участвовал в проекте. Нам будет не хватать его улыбки на трассе, но мы рады, что он продолжит поддерживать команду.
Яс-Марина обладает уникальными характеристиками, сочетая особенности традиционной и городской трассы. Все сектора разные – здесь есть и 90-градусные повороты, так и длинные прямые. Нам придется поработать, чтобы найти оптимальные настройки шасси и силовой установки.
После финиша в воскресенье вечером мы полностью переключимся на сезон 2017 года. Впереди увлекательное, но непростое время – три месяца до следующего этапа. Мы надеемся позитивно завершить сезон и получить удовольствие от гонки в сумерках в Абу-Даби».
Scuderia Toro Rosso
Двойное интервью: Даниил Квят и Карлос Сайнс
Haas F1 Team
Интервью: Гюнтер Штайнер | Роман Грожан | Эстебан Гутьеррес
Renault Sport F1 Team
Интервью: Фредерик Вассёр | Боб Белл | Кевин Магнуссен | Джолион Палмер
Sauber F1 Team
Маркус Эриксон: «В Абу-Даби пройдет финальный этап сезона. Сложно поверить, что нас ждет уже 21-я гонка – время действительно летит быстро. Гоночные уик-энды в Абу-Даби всегда проходят отлично – пилотировать на этой трассе здорово, болельщики создают отличную атмосферу, и по ходу Гран При происходит много интересных событий.
Уик-энд обещает быть волнительным: мы узнаем имя чемпиона мира, а наша команда продолжает борьбу за десятое место в Кубке конструкторов».
Фелипе Наср: «После великолепного результата на моей домашней гонке в Бразилии, я отправляюсь в Абу-Даби в хорошем настроении. Мне здесь нравится, поскольку мне всегда устраивают теплый прием и оказывают большую поддержку в ОАЭ и на Ближнем Востоке, ведь у моей семьи ливанские корни. Здесь потрясающая кухня, но мне также нравятся люди, их традиции и культура.
Сезон ещё не завершен, но наша цель ясна – удержать нынешнюю позицию в Кубке конструкторов».
Manor Racing MRT
Паскаль Верляйн: «В Абу-Даби мы должны максимально выложиться – посмотрим, что нам это даст. Мне кажется, надо реально оценивать свои шансы, но продолжать борьбу до самого финиша.
За пару предыдущих Гран При мы поняли, как влияет успешная третья тренировка на квалификацию и гонку. Нам надо всё сделать правильно и определить, за счёт чего можно получить хотя бы минимальное преимущество, и какие у нас возможности. Если всё получится, то мы можем пройти во вторую часть квалификации – нам четыре раза удавалось это сделать, а более высокая стартовая позиция может сыграть в гонке важную роль. Что было в Бразилии, то было, и наша цель – показать, чего мы можем достичь вместе».
Эстебан Окон: «Вторая половина сезона прошла очень быстро, но я многому научился за столь короткий промежуток времени. У меня нет возможности судить о сезоне в целом, но я заметил, что даже по сравнению с Гран При Бельгии команда добилась прогресса, и это поможет укрепить её в будущем. Я пока не хочу много говорить о том, что нас ждет после Гран При Абу-Даби – для начала надо полностью сосредоточиться на этой гонке. Итоги Гран При Бразилии очень огорчили и меня, и команду – нужно продолжать напряженную работу и постараться успешно завершить сезон.
Я всегда буду благодарен Manor за шанс дебютировать в Формуле 1, так что моя цель на эту гонку – порадовать команду. Я хочу, чтобы мы хорошо выступили, чтобы обе машины финишировали. Возможно, это не изменит ситуацию в Кубке конструкторов, но станет показателем отличной работы команды в этом году».
Дэйв Райан, гоночный директор: «Разумеется, мы расстроены итогами Гран При Бразилии. Впрочем, если спокойно проанализировать ситуацию, я горжусь нашими парнями. Команда отлично выполнила свою работу. На ранней стадии гонки оба пилота заслуженно боролись в десятке, мы на пит-уолл неплохо справились со сложными условиями и грамотно сработали в тот период, когда гонка была приостановлена красными флагами. Всё так и было, но после финального рестарта нам не хватало скорости, и, возможно, нам не помешали бы еще два или три круга – тогда мы смогли бы выступить более успешно. Но таковы гонки, и мы постараемся исправить ситуацию в Абу-Даби.
Кроме того, мы рады возвращению за руль Джордана Кинга – как и планировалось, он во второй раз в сезоне примет участие в первой тренировке. Джордан заменит Эстебана Окона, и мы снова подготовили для него насыщенную программу тестов».