Об ожиданиях от уик-энда...
Уже много лет ни одну гонку не ждут с таким интересом, как Гран При Австралии. И дело не в особенностях весьма интересной трассы в Альберт-парке – этот Гран При в последние годы открывает сезон Формулы 1. Вот и на этот раз не только зрители, но и участники чемпионата мира с интересом и волнением ждут гонки, которая расставит хотя бы некоторые «точки над i», позволив оценить соотношение сил в пелотоне.
Неизвестных множество. Сохранит ли Mercedes преимущество? Удастся ли Ferrari сделать следующий шаг и догнать лидеров? Смогут ли в Williams навязать этим двум командам борьбу? Насколько конкурентоспособной окажется Red Bull Racing? Не будут ли машины Toro Rosso с моторами Ferrari быстрее? Завершилась ли чёрная полоса McLaren и Honda? Не факт, что после Гран При Австралии всё будет абсолютно ясно, но в воскресенье вечером мы сможем судить об этом более обоснованно.
После нескольких лет отсутствия, в чемпионат вернулась заводская команда Renault, вновь выкупившая команду из Энстоуна. Конечно, из-за позднего совершения сделки подготовка к сезону была смазана, пока неясно, насколько хорош окажется новый мотор Renault. Тем не менее, нет сомнений, что в перспективе мы получим ещё одну сильную команду, способную бороться за подиумы. Насколько эта перспектива далека – станет ясно уже в Мельбурне.
Одно из наиболее любопытных событий уик-энда – дебют новой американской команды Haas F1. Внимание к ней приковано особое. Дело не только в том, что новые команды не появлялись довольно давно, с 2010 года, но и в том, что предыдущие попытки в течение многих лет были крайне неудачными. По сути, после Toyota в 2002 году, ни одной из новых команд (Super Aguri, HRT, Virgin, Lotus Racing) так и не удалось выбраться из категории аутсайдеров, и три из них уже прекратили своё существование (как, впрочем, и Toyota).
Но в Haas решили использовать совершенно иной подход – они дебютируют при мощной технической поддержке Ferrari, за руль сядут опытные Роман Грожан и Эстебан Гутьеррес, что должно помочь команде зацепиться за борьбу во втором эшелоне. На тестах не обошлось без технических проблем, так что надёжность наверняка станет главной проблемой Haas на первых порах. Что касается скорости, то, похоже, пилоты Haas окажутся на стартовой решётке между гонщиками Manor и Sauber.
В Мельбурне сразу трое гонщиков проведут первую в своей карьере гонку Формулы 1 – Джолион Палмер в Renault, и два пилота Manor – Паскаль Верляйн и Рио Харьянто. Палмер после победы в GP2 год отработал в Lotus резервистом, регулярно участвуя в пятничных тренировках, так что в мире Формулы 1 уже достаточно хорошо известен – тем более, что его отец Джонатан сам когда-то выступал в чемпионате.
Паскаль Верляйн – действующий чемпион DTM, он попал в Manor по протекции Mercedes. В немецкой команде связывают с Паскалем большие надежды, так что будет очень интересно посмотреть на его дебют. На этом фоне Рио Харьянто, который пока может похвастаться только отдельными победами в GP2, выглядит не столь впечатляюще, тем не менее, дебют первого в истории Формулы 1 гонщика из Индонезии тоже достаточно интересен.
Кроме того, в Австралии за руль вернутся сразу два гонщика, ранее выступавшие в чемпионате, но пропустившие прошлый сезон – это Кевин Магнуссен (хотя он участвовал в прошлогоднем Гран При в Мельбурне, заменяя Алонсо, но не вышел на старт) и Эстебан Гутьеррес. Оба будут выступать за новые для себя команды, Renault и Haas, и оба, безусловно, постараются доказать, что получили второй шанс не зря.
О трассе...
Альберт-парк – 5303 метра. Дистанция гонки: 58 кругов = 307,574 км. 16 поворотов, среди которых нет по-настоящему скоростных. Аэродинамика настраивается на среднюю, ближе к высокой, прижимную силу. Максимальная скорость – 318 км/ч с DRS и 308 км/ч без неё. Потребление топлива: 1.7 кг на круге – трасса занимает второе место в рейтинге по наибольшему потреблению по ходу сезона из-за частых коротких разгонов.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 66% дистанции круга. Восемь зон торможения, износ тормозов – высокий. На торможения затрачивается 13% времени прохождения круга. Продолжительность пит-стопа – 23 секунды, протяжённость пит-лейн – 280 метров.
Трасса в Альберт-парке уникальна. Это временный, но относительно быстрый автодром с весьма скользким асфальтом. К тому же, гонщики впервые по ходу сезона будут работать с новыми машинами в «боевых» условиях. Сочетание этих факторов неизбежно приводит к большому количеству ошибок – вылетов, разворотов и аварий, особенно в первый день уик-энда.
Трасса используется редко, потому в пятницу на асфальте много пыли. Постепенно её становится меньше, а траектория покрывается отработанной резиной. В итоге, скорости растут быстро – в прошлом году разница между лучшим результатом в первой тренировке и во второй оказалась больше двух секунд. Это осложняет работу с настройками для команд, но к субботе ситуация обычно стабилизируется.
Обгонять на уличной трассе в Мельбурне очень непросто даже при существенном преимуществе в скорости на прямой, поэтому многое зависит от результатов квалификации. Аварии на Гран При Австралии происходят часто, особенно на первом круге. Сложно сказать, в чём причина – в характере трассы, выбранных настройках или просто в том, что за время зимнего перерыва гонщики отвыкли от борьбы колесо в колесо. Но зрелищные столкновения и вылеты случаются с завидной регулярностью и почти неизбежно приводят к появлению автомобиля безопасности.
О погоде...
В Австралии, где сейчас осень, часто говорят, что в марте за один день можно увидеть погоду, характерную для четырёх времён года. Дождь может многое изменить, но в 19-ти предыдущих Гран При Австралии, проходивших в Мельбурне, гонка лишь однажды, в 2010 году, стартовала на мокром асфальте – да и то через несколько кругов он высох.
Правда, в 2013-м квалификация в Альберт-парке получилась рекордной по продолжительности. Первую сессию несколько раз откладывали из-за дождя, затем всё же провели в субботу. Однако ситуация ухудшилась, так что вторую и третью сессии перенесли на утро воскресенья, но и они прошли на влажном асфальте.
На этот раз вероятность дождя по ходу уик-энда сохраняется, хотя в день гонки она невелика.
О резине...
Регламент использования шин в 2016 году претерпел существенные изменения, что станет ещё одним любопытным моментом. В соответствии с новыми правилами, в Pirelli привезут в Мельбурн три состава, Medium, Soft и SuperSoft, при этом «обязательными» выбраны Medium и Soft – каждый гонщик должен иметь оба комплекта на гонку, и использовать хотя бы один из них.
В финале квалификации пилоты, которые туда попадут, обязаны будут использовать комплект SuperSoft, а после окончания сессии – вернуть его Pirelli. А вот остальные гонщики могут оставить неиспользованный комплект для гонки, что наверняка скажется на стратегии некоторых из них.
Сама квалификация тоже будет проходить по новому регламенту, который добавит неизвестных в работе с резиной. Так как выбывать из борьбы пилоты теперь будут прямо по ходу очередной части квалификации, командам придётся пересмотреть свой традиционный способ работы с двумя попытками. Теперь важно сразу показать хорошее время, чтобы избавить себя от дополнительных рисков. С другой стороны, в результате возрастёт трафик, что может привести к неожиданным результатам.
Что касается гонки, то в 2014-м году большинство команд предпочло совершить два пит-стопа, а в 2015-м – один. Теоретически вариант одного пит-стопа должен стать основным и на этот раз, но специалисты Pirelli отмечали, что благодаря большему разнообразию составов команды могут выбрать более агрессивный подход.
Год назад в Мельбурне...
Прошлогодняя гонка в Альберт-парке оказалась достаточно типичной для этой трассы – с обилием контактной борьбы, крупной аварией на старте и последовавшим за ней автомобилем безопасности, а также тактическими сражениями. Правда, в основном битва шла за позиции за пределами тройки лучших, так как два пилота Mercedes лидировали на протяжении всей дистанции.
Победу одержал Хэмилтон, лишь ненадолго отдавший лидерство Росбергу во время проведения пит-стопа. В борьбе за третье место стратеги Ferrari переиграли оппонентов из Williams – Фелипе Масса отправился в боксы слишком рано, уже на 21-м круге. Феттель дотянул до 24-го, благодаря чему вернулся на трассу впереди бразильца.
Основным претендентом на пятое место был Кими Райкконен, потерявший несколько позиций после столкновения с Сайнсом на старте, но по ходу дистанции сумевший вернуть утраченное. Кими был единственным пилотом, собиравшимся провести два пит-стопа, но после второго ему пришлось остановиться – механики плохо прикрутили заднее левое колесо, что могло обернуться для команды серьёзным штрафом. В итоге пятым финишировал Фелипе Наср, что стало большим достижением как для пилота-дебютанта, так и для его команды Sauber, за весь предыдущий сезон не заработавшей ни одного очка.
Ещё одна особенность прошлогодней гонки в Мельбурне состояла в том, что на старт вышло самое маленькое число машин с Гран При Италии 1969 года – не считая, конечно, скандальной гонки в Индианаполисе 2005 года. Для участия в чемпионате 2015 года заявились 10 команд, но в Manor не успели подготовить машину, так что по ходу уик-энда не покидали боксов. Валттери Боттаса из-за проблем со спиной на старт не допустили врачи, а машины Даниила Квята и Кевина Магнуссена, заменявшего в McLaren травмированного Алонсо, отказали ещё по пути на стартовую решётку. В итоге старт приняли всего 15 участников.
В нынешнем сезоне, впрочем, подобное Гран При Австралии не грозит – в гонке должны выступить 22 пилота.