Участники: Маурицио Арривабене (Ferrari), Роберт Фернли (Force India), Франц Тост (Toro Rosso)
Вопрос: Франц, начнем с вопроса о недавнем Гран При Бахрейна. Насколько вы были довольны четвертым местом Пьера Гасли, каким было настроение в Toro Rosso и Honda после финиша той гонки?
Франц Тост: Результат принес невероятные эмоции, поскольку мы не ждали четвертого места. Мы рассчитывали продемонстрировать хорошую скорость и финишировать в районе восьмой-десятой позиции, а в итоге оказались четвертыми – это потрясающий сюрприз, я очень рад за Honda после всех трудностей, с которыми им пришлось столкнуться, за нашу команду и, конечно, за Пьера.
Гасли фантастически провел гонку, не допустил ни единой ошибки и заслужил свой результат – надеюсь, мы сможем продолжать в том же духе. Конечно, не всегда получится финишировать на четвертом месте, не стоит забывать, что в том Гран При три гонщика, ехавших впереди, сошли с дистанции, притом все они – Кими Райкконен, Макс Ферстаппен, Даниэль Риккардо – были быстрее нас. Тем не менее, в Бахрейне мы сработали здорово.
Вопрос: Полагаю, для вас тот результат стал одним из самых приятных в карьере?
Франц Тост: Конечно, особенно если учесть роль Honda. В декабре у нас было немало встреч в Токио, и я обещал президенту компании, что нас ждет успешный сезон и светлое будущее. В Бахрейне мы сделали первый шаг, я очень доволен тем результатом.
Вопрос: Вы уже отметили, что Пьер провел отличную гонку, но для Брендона Хартли уик-энд выдался очень сложным. Каких результатов можно ожидать от Брендона в предстоящий уик-энд и далее?
Франц Тост: Брендон отлично показал себя в квалификации, для выхода в финал ему не хватило десятой. Правда, гонка пошла не по плану: после столкновения с Серхио Пересом и 10-секундного штрафа Брендон уже не мог претендовать на очки. Впрочем, если бы гонка продолжалась еще пять кругов, возможно, он смог бы занять десятое место.
Хартли неплохо справляется. Не забывайте, большинство трасс ему не знакомо, а здесь, в Китае, он впервые работает с машиной Формулы 1, тогда как ранее выступал в категории LMP1. При столь острой конкуренции в середине пелотона очень сложно собрать всё воедино, но я убежден, что Брендон на верном пути и вскоре подтянется к Гасли.
Вопрос: Роберт, в Бахрейне Эстебан Окон заработал одно очко, подтвердив прогресс команды, однако в целом для Force India сезон начался очень непросто. Как вы оцениваете итоги зимних тестов и первых двух гонок?
Роберт Фернли: Думаю, они производят не вполне корректное впечатление. Наша команда в самом деле всерьез прогрессирует с каждой гонкой, но соперникам удалось прибавить больше, вдобавок им сопутствует надежность. Год назад в начале сезона мы зарабатывали совсем немного очков, тогда как концовку чемпионата провели заметно сильнее – видимо, в этот раз ситуация повторяется.
В Бахрейне мы хорошо отработали обе пятничные тренировки и в квалификации выступили увереннее, чем в Мельбурне. Правда, гонка для нас сложилась не вполне удачно: Серхио уже на первом круге стал участником инцидента и фактически выбыл из борьбы, а Эстебан стартовал не лучшим образом, из-за чего мы выбрали иную стратегию, которая не сработала. Надеюсь, вскоре мы вновь обретем конкурентоспособность, наши инженеры под руководством Энди Грина сделают всё возможное, чтобы машина поехала быстрее.
Вопрос: Насколько сложно прогрессировать при столь плотной борьбе в середине пелотона? За счет чего Force India может обеспечить себе четвертое место в Кубке конструкторов?
Роберт Фернли: Всё, как всегда, зависит от надежности и способности держать стабильно высокий темп доработки машин. В Бахрейне один из гонщиков Haas пробился в финал квалификации, а другой не вышел из первой сессии, в McLaren слегка ошиблись с настройками, и для финала им не хватило скорости. По сути, всё решают одна-две десятые.
Вопрос: В середине пелотона борьба когда-нибудь была столь же плотной?
Роберт Фернли: Не в предыдущие несколько лет. В этом сезоне сражение за четвертое место в Кубке конструкторов будет невероятно захватывающим.
Вопрос: Маурицио, две победы в двух первых гонках – отличный старт для Ferrari! Как самочувствие Франческо Чигарини – механика, получившего травму во время гонки в Бахрейне?
Маурицио Арривабене: Франческо в порядке. Вчера он вернулся в Италию, всё под контролем.
Вопрос: Он в хорошем настроении? Вам удалось с ним поговорить?
Маурицио Арривабене: Поскольку я руководитель команды, то я звонил ему каждый день, но теперь он уже дома, всё в порядке.
Вопрос: После двух побед Себастьян Феттель возглавляет личный зачет, в Бахрейне он был больше доволен машиной, чем в Мельбурне. Можно ли ожидать дальнейшего прогресса здесь, в Китае?
Маурицио Арривабене: Сезон только начался, поведение машины и её скорость меняются от трассы к трассе. Сейчас мы довольны результатами, но понимаем, что впереди долгий сезон. Сегодня Mercedes и Red Bull Racing были очень быстры по ходу первой тренировки, но мы не намерены просто так уступать.
Вопрос: Что скажете о выступлениях Кими Райкконена? Похоже, он чувствует себя очень уверенно.
Маурицио Арривабене: Я очень доволен работой Кими. Сейчас он в отличной физической форме, что очень важно. Пару лет назад у него были проблемы со спиной, он с ними справился и сейчас полностью сосредоточен на борьбе в чемпионате.
Вопросы с мест
Вопрос: (Скотт Митчелл) Маурицио, почему в боксах в Бахрейне Кими получил сигнал продолжить движение? Как вы скорректировали процедуру перед уик-эндом в Китае?
Маурицио Арривабене: Один из наших сотрудников получил травму, потому в интересах команды было пересмотреть всю процедуру пит-стопа. Мы сделали это совместно с FIA, так как они тоже заботятся о безопасности.
У нас разработана процедура, которая обеспечивает, чтобы пит-стопы во время гонки проходили в максимально безопасном режиме. Но в этом случае мы имеем дело с тремя факторами: один предполагает контроль, который осуществляется человеком, второй связан с работой механических систем, третий – с работой электронного устройства.
В Бахрейне случилось вот что: произошёл сбой, и сигнал от заднего левого колеса был некорректно считан электронным устройством, которое затем включает зелёный свет.
Вместе с FIA мы проанализировали всю процедуру, чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем. Это в наших интересах, поскольку прежде всего мы заботимся о наших людях.
Вопрос: (Майкл Баттерворт) Франц, вы говорили о четвертом месте Toro Rosso в Бахрейне, притом всем известно, что в предыдущие три года партнерство McLaren и Honda не было успешным. Не кажется ли вам, что Honda эффективнее работает с командой вроде Toro Rosso, чем с командой вроде McLaren?
Франц Тост: Мне неизвестно, какой была ситуация в McLaren, мне бы не хотелось комментировать события прошлого, к которым я не причастен. У Toro Rosso фантастические отношения с Honda. Зимой мы много работали, чтобы устранить все проблемы, которые давали о себе знать ранее, и в Honda приложили максимум усилий, чтобы обеспечить нам надежную и конкурентоспособную силовую установку. Прошедшие две гонки это подтвердили, так что я с оптимизмом смотрю в будущее.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос ко всем и особенно к Маурицио. Что скажете о планах Liberty Media, представленных неделю назад? Маурицио, Ferrari устраивает предложенная схема распределения доходов? Как отразится на команде необходимость сократить штат?
Маурицио Арривабене: Дитер, я никак не комментировал итоги той встречи. Мы выслушали предложения, а решение принимать президенту Ferrari. Подобные вопросы исключительно в его власти.
Вопрос: Роберт, желаете что-то добавить?
Роберт Фернли: Нет. Следует помнить, что работа еще продолжается, и обсуждать пока рано. Нам представили план, потребуется еще несколько итераций, прежде чем он обретет конкретные очертания. Не стоит предполагать, что процесс уже начат – для этого еще не пришло время.
Вопрос: Франц?
Франц Тост: Я поддерживаю все предложенные Liberty Media инициативы и надеюсь, что они будут реализованы.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Вопрос к господину Маурицио о повестке той встречи с Liberty Media. Понимаю, вам сложно комментировать, но хотелось бы знать, отрицают ли в Ferrari саму идею ограничения расходов, или же компания готова обсуждать варианты, иные цифры? Аналогичный вопрос про иное распределение доходов – в Ferrari не намерены это обсуждать, или же есть шанс на диалог?
Маурицио Арривабене: Позвольте пояснить. Мне не сложно комментировать, просто это не моя работа. Такими вопросами занимается мой руководитель.
Вопрос: (Стив Вэйд) Простите, я чуть опоздал к началу пресс-конференции. В каком состоянии сейчас ваш механик? Вы с ним общались?
Маурицио Арривабене: Он вернулся в Италию и сейчас находится дома, его самочувствие в норме.
Вопрос: Вы лично поддерживаете с ним связь?
Маурицио Арривабене: Как руководитель команды, я с ним в постоянном контакте. Его имя Франческо, а не Святой Франциск. Благословение раненому, который не стремится быть героем. Это уже Бертольд Брехт, а не Маурицио.
Вопрос: (Эдд Стро) Маурицио, возможно, не ваша задача – обсуждать предложения, однако вам воплощать их в жизнь, если они получат одобрение. Тото Вольфф заявил, что бюджет в 150 миллионов долларов – недостижимая цель. В Ferrari смогли бы обойтись такой суммой?
Маурицио Арривабене: Сейчас мы изучаем документ и обсуждаем его, а будущее покажет, можно ли уложиться в такой бюджет.
Вопрос: (Гатан Винерон) Франц, в сотрудничестве команд и производителей моторов есть не только технические, но и человеческие аспекты. Как вам удалось добиться взаимоуважения в отношениях с Honda и достичь той гармонии, которой не было у японской компании в период сотрудничества с другой командой?
Франц Тост: Toro Rosso – дружелюбная команда с итальянским менталитетом. Между нами и Honda с первого дня сотрудничества не было никакой напряженности. Более того, мы провели несколько мероприятий для наших сотрудников, взаимодействующих с коллегами из Honda, чтобы они смогли лучше понять культуру Японии, поскольку она сильно отличается от европейской. Сейчас специалисты Toro Rosso и Honda отлично работают друг с другом, я убежден, что так будет и дальше.
Что касается технической стороны вопроса, в декабре у нас была серия встреч, на которых мы обсудили несколько важных тем и сразу же взяли эти темы в проработку. Мы взаимодействуем очень плотно, поскольку нам хочется как можно скорее доработать и шасси, и силовую установку. Сейчас Toro Rosso, пожалуй, в наилучшей ситуации за все годы своего существования, так как мы в большей степени участвуем в интеграции силовой установки и шасси, сами решаем, как сконструировать систему охлаждения, систему выхлопа, где разместить аккумуляторы и так далее. При подготовке к следующему сезону это тоже будет большим преимуществом.
Вопрос: Франц, инженеры Honda работают на базе Toro Rosso в Фаэнце?
Франц Тост: Некоторые инженеры Honda работают в Милтон-Кинс, где у компании есть собственное подразделение, но большинство специалистов трудится в Сакуре. Наши сотрудники часто летают в Японию на стендовые испытания силовой установки, так как сейчас мы в большей степени вовлечены в этот процесс. Эти командировки начались еще в ноябре прошлого года, когда мы участвовали в испытаниях силовой установки и коробки передач, продолжаются они и по сей день.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Роберт, вы сказали, что презентация Liberty Media – это только начало, работа ещё продолжается. Вопрос ко всем. Каким, по-вашему, должен быть крайний срок для конкретизации предложений и фиксации правил? До окончания срока действия нынешних соглашений остается всего 2,5 года…
Роберт Фернли: Надеюсь, многое будет сделано уже в этом году. На решение финансовых вопросов потребуется больше времени, но с регламентом на силовые установки мы должны определиться довольно быстро. Собственно, здесь больше зависит от производителей моторов, а не от команд, но было бы правильным определиться уже в этом году, чтобы в 2019-м мы смогли заняться регламентом на шасси и прочими вопросами вроде контроля расходов.
Маурицио Арривабене: Полагаю, в Liberty дали нам срок до конца мая. Надеюсь, он будет выдержан. В каком-то смысле пока рано о чём-то говорить, если смотреть на ситуацию с двигателями с технической точки зрения. Мы, Mercedes, Renault и Honda ещё месяц назад отправили письмо с детальными разъяснениями нашей позиции.
Франц Тост: Думаю, с регламентом на моторы нужно определиться к маю или июню, в противном случае у производителей, желающих дебютировать в чемпионате, просто не останется времени. До 2021 года осталось совсем немного, в Liberty Media это прекрасно понимают.
Вопрос: (Жюльен Биллете) Маурицио, как отреагируют в Ferrari, если команда потеряет свое историческое право вето?
Маурицио Арривабене: Когда обсуждение этих тем достигнет более детальной стадии, мы поделимся информацией, и вы либо увидите улыбки на наших лицах, либо нет.
Роберт Фернли: Наложи вето на подобные вопросы!
Вопрос: (Дитер Ренкен) Маурицио, Роберт сказал, что хотел бы решить вопрос по регламенту на моторы в этом году, по регламенту на шасси – в следующем, а уже потом заняться вопросом расходов. Допустимо ли такое разделение для Ferrari? Полагаю, для вашей команды важны все три аспекта, так как они могут определить её перспективы.
Маурицио Арривабене: Все элементы этих предложений важны, поскольку они взаимосвязаны. В общем, я надеюсь, что вскоре мы достигнем согласия – если достигнем – по различным пунктам этих предложений.
Роберт Фернли: Дитер, позвольте пояснить. Было бы замечательно все решить разом, но я обозначил вам более-менее реалистичные временные промежутки, а не те, в которые определиться совершенно необходимо.
Вопрос: (Андреа Кремонези) Маурицио, что вам нравится в нынешнем сезоне в плане спортивной составляющей?
Маурицио Арривабене: В самом начале пресс-конференции я говорил, что позади всего две гонки, сезон долгий, а поведение нашей машины меняется от трассы к трассе. Здесь Mercedes и Red Bull Racing выглядят очень сильно, но и мы приехали в Китай не для того, чтобы проигрывать. Похоже, вы немного опоздали и не слышали тогда моего ответа.
Вопрос: (Янг Гуанг) Утром машины сильно скользили, в связи с этим как вы оцениваете условия на автодроме, и какую стратегию предпочтете на оставшиеся тренировки с учетом возможной смены погоды?
Маурицио Арривабене: Не могли бы вы сперва задать этот вопрос Кристиану Хорнеру и Тото Вольффу, а затем рассказать мне, что они ответили? Если говорить о трассе, она совершенно не похожа на Мельбурн и Бахрейн, но нам приятно находиться здесь. В Китае по-настоящему любят Формулу 1, в будущем количество болельщиков на трибунах будет только расти, ведь инфраструктура в Шанхае просто великолепна.
Вопрос: Роберт, какие планы на оставшиеся тренировки?
Роберт Фернли: Было бы замечательно уметь контролировать ветер! Сегодня он сильный и порывистый, что объясняет сложности у некоторых гонщиков, но сама трасса и её инфраструктура великолепны. Мы просто постараемся оптимизировать наши настройки.
Франц Тост: Практически нечего добавить. В Шанхае фантастическая инфраструктура и потрясающая трасса, на которую нам всегда приятно приезжать. К сожалению, погода не настолько хороша, как могла бы быть, здесь довольно прохладно и дует сильный ветер, что сказывается на балансе машины. План – проехать как можно больше кругов, поскольку гонщикам нужно адаптироваться к конфигурации. Во второй сессии мы поработаем длинными сериями, а там посмотрим на результаты.
Маурицио Арривабене: Мне также хотелось бы поблагодарить доктора нашей команды, медицинских специалистов FIA, а также власти Бахрейна, которые сразу предоставили нам лучших врачей: они провели операцию и помогали нам буквально в круглосуточном режиме.
Перевод: Валерий Карташев