1. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Кими Райкконен (Ferrari)
Интервью на трассе
Вопрос: (Дэвид Култхард) Макс, вам, должно быть, нравится трасса в Мексике – вы побеждаете здесь второй год подряд!
Макс Ферстаппен: Здорово второй раз выиграть Гран При Мексики. Ключевую роль сыграл старт. Честно говоря, прошлой ночью я плохо спал – настолько хотел выиграть эту гонку. К счастью, сегодня у нас всё получилось. Команда действовала великолепно, мы поставили правильные шины в нужный момент, машина отлично работала.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы плохо спали, но сегодня пилотировали безупречно! Правда, вашему напарнику не удалось добраться до финиша, и по ходу гонки вы спрашивали команду, не стоит ли cнизить мощность силовой установки. Похоже, вам пришлось понервничать, не так ли?
Макс Ферстаппен: Обидно, что Даниэль сошёл – мы могли завоевать победный дубль или, по крайней мере, вдвоём подняться на подиум. Но после его проблем я старался сам не сойти с дистанции.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Планируете славно отметить эту победу?
Макс Ферстаппен: Сегодня я возвращаюсь домой и очень этому рад.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, вы впервые финишировали на подиуме в Мексике, но титул всё же достался Льюису. Вы выкладывались на протяжении всего сезона, но добиться цели не получилось.
Себастьян Феттель: Конечно, не самый простой день. Льюис заслужил этот результат – мои поздравления ему и всей команде. Он блестяще выступал на протяжении всего сезона – мы должны признать этот факт и поздравить его. Конечно, хотелось бы, чтобы борьба за титул продолжалась дальше, но не получилось.
Вопрос: (Дэвид Култхард) В некоторых гонках ваша машина была очень быстра, вы одержали несколько потрясающих побед – в какой момент титул начал постепенно ускользать?
Себастьян Феттель: Я не знаю, есть ли у меня ответ на ваш вопрос. Позвольте мне пойти лично поздравить Льюиса.
Вопрос: (Дэвид Култхард) Дамы и господа, мы с вами наблюдаем потрясающий момент между двумя великими чемпионами! Льюис, вы и Себастьян демонстрируете подлинное взаимоуважение, но пятый титул сегодня достался именно вам. Гонка выдалась непростой, однако вы теперь сравнялись с Хуаном Мануэлем Фанхио – больше чемпионских титулов только у Михаэля Шумахера!
Льюис Хэмилтон: Сейчас у меня странные ощущения. Спасибо болельщикам за то, что делают Гран При Мексики таким особенным, и спасибо моей команде! Боно [гоночный инженер] сказал мне по радио, что титул выигран не в этой гонке, а благодаря колоссальной работе на всех предыдущих этапах. Я безмерно благодарен нашим сотрудникам на базе, нашим партнерам из Petronas, Epson, Bose – всем! Я сотрудничаю с Mercedes с 13-летнего возраста, и завоевать с ними пять титулов – столько же, сколько с Mercedes завоевал Фанхио – в это трудно поверить!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Вам хочется говорить о трудностях этой гонки или всё же об очередном потрясающем достижении? Какое место этот титул занимает среди всех ваших побед в чемпионате?
Льюис Хэмилтон: Гонка? Она получилась ужасной! Я хорошо стартовал и поначалу прорывался – не понимаю, что произошло далее. Шины вели себя странно, я не понимаю причину. У Валттери тоже возникли с ними большие сложности. В итоге мы просто старались доехать до финиша.
Я благодарен Богу и моей семье. Без колоссальных усилий со стороны моего отца я вряд ли оказался бы в Формуле 1. Это поистине невероятная история!
Вопрос: (Дэвид Култхард) Что ж, наслаждайтесь моментом! Кими, вам удалось провести гонку с единственным пит-стопом, хотя это было очень непросто. Стратегия оказалась верной?
Кими Райкконен: Учитывая, каким я стартовал, третье место – неплохой результат. Затем оказалось, что шины работают вполне неплохо, и хотя они уже не позволяли ехать очень быстро, но были в относительно нормальном состоянии.
Вопрос: (Дэвид Култхард) В целом американское турне складывается для вас успешно – победа в Остине и третье место в Мексике!
Кими Райкконен: Третье место – это хорошо, хотя, конечно, всегда хочется большего. Впрочем, мне не на что жаловаться. Впереди ещё две гонки, в них мы постараемся выступить лучше.
Пресс-конференция
Вопрос: (Франциско Алькала) Себастьян, что вы сказали Льюису после гонки?
Себастьян Феттель: Я не люблю рассказывать всем о своих поступках. Льюис на протяжении всего сезона пилотировал безупречно и из нас двоих оказался лучшим – я поздравил его, сказал, что он заслужил этот успех и просто обязан им насладиться. Пятый чемпионский титул – невероятное достижение, но я также попросил его как можно лучше готовиться к следующему сезону, поскольку хочу бороться с ним, когда он максимально конкурентоспособен.
Вопрос: (Кристиан Менат) Себастьян, если я правильно помню, когда год назад вы здесь же проиграли битву за титул, вы выглядели очень подавленным. Сегодня вы производите такое же впечатление, хотя, казалось бы, расклад был всеми ожидаем. Почему вы настолько огорчены?
Себастьян Феттель: Для меня это ужасная ситуация – ты прилагаешь максимум усилий, но в какой-то момент понимаешь, что шансов больше нет. Я понимал, насколько велико отставание, но всегда стараешься сражаться до последнего. Третий раз в жизни я испытываю чувство досады от мысли, что в этом году уже не смогу выиграть титул – поверьте, это очень тяжело. Ты вспоминаешь не один конкретный момент, а всю ту работу, что была проделана с конца предыдущего сезона и до решающей гонки нынешнего. У нас были шансы, большинство из них мы использовали, некоторые использовать не смогли, но в итоге сработали недостаточно хорошо.
Вопрос: (Ариан Шутен) Макс, в субботу вы были настолько огорчены лишь потому, что упустили поул, или потому, что не смогли отобрать у Себастьяна звание самого молодого победителя квалификации в истории Формулы 1?
Макс Ферстаппен: Я был огорчен тем, что у меня не было машины, позволяющей бороться за поул. Наблюдались те же проблемы, что во второй пятничной тренировке, а в квалификации нужно, чтобы всё работало оптимально. Я выступаю не ради второго или третьего места, я хочу побеждать и завоевывать поулы, а рекорд для меня не принципиален – важнее очки, которые начисляют в воскресенье.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Чем нынешний Макс Ферстаппен отличается от того, которого мы наблюдали в начале сезона? При таком уровне конкурентоспособности настолько тонка для вас грань между успешной атакой и ошибкой?
Макс Ферстаппен: Отличие в том, что я больше прислушиваюсь к себе самому, что бы там ни писали журналисты. Еще в то время, когда я выступал в картинге и иногда допускал ошибки, отец говорил мне: «Макс, даже если тебе кажется, что ты едешь недостаточно быстро, помни – ты по-прежнему быстр». Всё дело в собственных ощущениях – я больше на них полагаюсь, и это помогает мне ехать быстрее.
Вопрос: (Йенс Наглер) Себастьян, для вас это все же момент огорчения или начало подготовки к реваншу?
Себастьян Феттель: Мне бы не хотелось придавать этому моменту некое особое значение. Как уже было сказано, я понимал, что он в итоге настанет, но по факту эмоции всегда немного иные, чем предполагаешь. Я сосредоточен на себе и своей машине. На титул ты работаешь весь сезон, и когда добиться его уже не в силах, огорчение вполне понятно, но уже через две недели в Бразилии я вполне способен выступить очень сильно, ведь именно этого ждут от меня команда и болельщики. Возможно, сейчас я не самый счастливый человек на планете, но через две недели мне снова предстоит выступать за рулем машины, на которой я всегда мечтал гоняться – поводов для оптимизма всё же немало.
Вопрос: (Жюльен Биллотт) Вопрос для гонщиков Ferrari. Ваша команда по-прежнему претендует на победу в Кубке Конструкторов – этот успех мог бы компенсировать горечь от упущенного титула в личном зачете?
Кими Райкконен: Я надеялся, что никто об этом не спросит! Мы с самого начала сезона ставили себе цель завоевать Кубок Конструкторов, но я не знаю, какова сейчас ситуация в зачете команд. Нам остается лишь выкладываться на пределе – тогда, возможно, получится отыграться. Впереди еще две гонки, постараемся сделать всё, что в наших силах.
Себастьян Феттель: Как я уже говорил, через две недели у нас снова будет возможность показать всё, на что мы способны. Мы выступаем за команду, и если нам удается постепенно отыгрываться, это здорово. Конечно, нам нужно заработать значительно больше очков, чем соперникам, но уик-энд в Остине сложился для команды удачно, нынешний тоже прошел неплохо – надеюсь, в оставшихся двух результаты будут не хуже.
Вопрос: (Луиш Васконселош) Кими, в начале гонки вы пропустили Карлоса Сайнса и отстали от лидеров. Первый отрезок получился недостаточно удачным, после чего вы решили проехать дистанцию с единственным пит-стопом, но это наше впечатление – как всё выглядело с вашей точки зрения?
Кими Райкконен: Если говорить о старте, я неплохо сорвался с места, сразу пристроился за машиной Себастьяна, но он и гонщики впереди почему-то стали замедляться едва ли не на полпути к первому повороту – пришлось уходить в сторону. В первом повороте я ехал сразу за напарником, старался не допустить контакта и в результате потерял позицию, но всё же сумел вернуть её на следующей прямой.
Похоже, я был быстрее гонщиков Mercedes, но для атаки на прямой мне не удавалось подобраться к ним достаточно близко, а позднее шины – особенно передние – стали терять эффективность. Мы планировали провести пит-стоп, но в Mercedes сделали это раньше, потому в команде решили действовать иначе. Я понимал, что мне, очевидно, придется ограничиться единственным пит-стопом, и на втором отрезке шины в целом работали неплохо, однако мне приходилось тщательно за ними следить, чтобы их ресурса хватило до самого финиша.
Я оказался впереди гонщиков Mercedes, в какой-то момент заблокировал колеса и выехал за пределы трассы, но примерно тогда же у Даниэля Риккардо возникли проблемы – он был вынужден остановиться, а я поднялся на подиум. Неплохой результат, не самая захватывающая гонка – что ж, иногда так бывает.
Вопрос: (Артуро Лопес Эскалона) Макс, что значит для вас победа в Мексике второй год подряд?
Макс Ферстаппен: Это отличное достижение! Мы помнили, что в предыдущем сезоне в Мексике выступили очень здорово, и в этот раз рассчитывали на нечто подобное, но выиграть гонку всегда непросто. Я очень рад победить здесь второй год подряд! Благодаря местным болельщикам этап получается совершенно особенным, а финишировать первым всегда приятно вне зависимости от трассы!
Вопрос: (Джап де Грут) Макс, в субботу вы были очень огорчены тем, что машина ехала не так, как вам хотелось…
Макс Ферстаппен: Не машина – мотор работал не так, как мне хотелось.
Вопрос: (Джап де Грут) В гонке вам пришлось соизмерять риск и стремление победить – мы слышали, как вы постоянно спрашивали команду о состоянии шин и мотора.
Макс Ферстаппен: В гонке меня интересовала только победа. С самого начала уик-энда это было моей целью, в субботу я был крайне огорчен, но в воскресенье сумел своего добиться.
Вопрос: (Луис Деккер) Макс, в сегодняшнем успехе, очевидно, есть и заслуга Renault, ведь силовая установка явно сработала лучше, чем в субботу, верно?
Макс Ферстаппен: Откуда вам известно, что она сработала лучше?
Вопрос: (Луис Деккер) Я этого не знаю и потому спрашиваю.
Макс Ферстаппен: Ваше мнение ошибочно.
Вопрос: (Фернандо Алонсо) Похоже, что ситуация с шинами не позволяет вам полноценно сражаться в гонке. В этот уик-энд мы много слышали об износе, о моменте, с которого шины начинают терять эффективность – Макс, Себастьян, следует ли ожидать чего-то подобного в оставшихся гонках?
Макс Ферстаппен: Для всех нас поведение шин оказалось немного неожиданным – пожалуй, с HyperSoft всё было более-менее ясно, но в отношении UltraSoft ожидания были иными. На Гран При команды приезжают с разным количеством комплектов шин того или иного состава, но в гонке большинство, как правило, использует одинаковую тактику. Мы довольно быстро поняли, что SuperSoft является оптимальным выбором – к счастью, этих шин у меня было два комплекта. Я не задействовал их по ходу тренировок, старался сберечь на гонку – сегодня они явно пригодились.
Вопрос: (Карлос Альберто Веласкес) Макс, вы второй год подряд побеждаете в Мексике – чем эта трасса настолько вам подходит? И еще, готовы ли вы в следующем сезоне сражаться за титул?
Макс Ферстаппен: До борьбы за титул еще далеко, мне бы не хотелось сейчас об этом говорить. Что касается трассы, здесь многое зависит от механического сцепления с асфальтом, тогда как роль аэродинамики и максимальной скорости несколько ниже, чем на других автодромах – в результате мы меньше уступаем соперникам на прямых, благодаря чему мексиканская трасса в целом больше подходит нашей машине. Мы отыгрывались в поворотах и выглядели очень конкурентоспособно. Мне нравится гоняться в Мексике, но не скажу, что эта трасса в целом подходит моему стилю пилотирования. Опять же, если машина едет здорово, можно добиться хорошего результата.
Вопрос: (Альфредо Лопес Ледесма) Себастьян, для вас нынешний сезон – самый сложный в карьере?
Себастьян Феттель: Возможно. Чтобы ответить точно, мне нужно обо всем подумать, но во многих смыслах ответ утвердительный. Этот сезон оказался непохожим на предыдущие, но никто не станет отрицать, что наша машина позволяла выигрывать гонки. Мы больше не сражаемся за чемпионский титул, но по-прежнему претендуем на победу в Кубке Конструкторов, и если для меня самого сезон выдался непростым, для команды он всё еще может оказаться успешным. Мы постоянно прогрессируем, но чтобы сделать решающий шаг к успеху, нужно устранить те проблемы, что проявились по ходу прошедших гонок.
Вопрос: (Виктор Масин Серрано) Себастьян, что стало решающим моментом сезона – гонка в Германии или в Монце?
Себастьян Феттель: Ни та, ни другая. Я бы назвал этап в Сингапуре, поскольку с того уик-энда мы на протяжении нескольких этапов не могли на равных соперничать с Mercedes и вдобавок упустили несколько очков из-за собственных ошибок.
Я не могу постоянно упрекать себя за сход в Германии – по ходу сезона у меня были более серьезные ошибки, просто эта обошлась особенно дорого. К сожалению, таковы гонки: когда выкладываешься на пределе, есть риск перестараться. В любом случае, инцидент уже в прошлом, я о нем практически не вспоминаю, ошибки случаются у всех. Гораздо больше на результат повлияло то, что в последние несколько недель на фоне Mercedes нам явно не хватало скорости.
Перевод: Валерий Карташев