Об ожиданиях от уик-энда...
Гран При Мексики в 2015-м состоялся после длительного перерыва – и это уже не первое его возвращение в чемпионат мира. Мексиканский этап появился в Формуле 1 очень давно, в 1963 году, на волне успеха местного пилота – Рикардо Родригеса. В 1961-м мексиканец дебютировал в чемпионате по приглашению Ferrari, а уже в 1962-м состоялся первый Гран При Мексики – внезачётный.
Гонка проходила на свежепостроенном автодроме Магдалена Миксука – по названию района Мехико. Как и в Монце, в конфигурацию трассы был вписан небольшой овал, и его левая дуга одновременно выполняла роль последнего поворота – он получил название Перальтада. С испанского слово можно перевести как «профилированный поворот» или «бэнкинг», и это тоже была отсылка к Монце, хотя в действительности профиля поворот почти не имел, что, учитывая высокую скорость, делало его чрезвычайно опасным.
Большая часть участников первого Гран При были американцами, но приехало и несколько европейских звёзд – в том числе Джим Кларк и Джон Сёртиз, а также Джек Брэбэм и Брюс Макларен. Должен был выйти на старт и Родригес за рулём Lotus, но… в квалификации вылетел в Перальтаде и погиб. Другой мексиканец, принимавший участие в Гран При, на старт тоже не вышел. Мойзес Солана отказался от участия в гонке, так как его машина была слишком медленной.
В 1963-м мексиканская гонка получила постоянную прописку в календаре, и переполненные трибуны следили за выступлением старшего брата Рикардо – Педро Родригеса, тоже выступавшего за Lotus. В карьере Педро это был лишь второй Гран При, он не финишировал из-за поломки подвески, но год спустя закончил домашнюю гонку шестым.
В 1968 году в Мехико проводились Летние Олимпийские игры, и на территории Магдалена Миксука был построен Олимпийский парк. Таким образом, Гран При Мексики стал вторым этапом в календаре после Сочи, который проходит на территории бывшего Олимпийского парка. Трасса в Мехико окружена множеством стадионов и спортивных сооружений.
С каждым годом мексиканская трасса, несмотря на высокий интерес болельщиков, вызывала всё большую критику со стороны руководства и гонщиков. После этапа 1970 года в FIA не стали продлевать контракт, а 11 июля 1971 года в гонке кузовных машин на немецком Норисринге Педро Родригес погиб. Чтобы увековечить память гонщиков, автодром в Мехико получил имя братьев Родригес.
После реконструкции автодрома мексиканский этап вернулся в календарь в 1986-м, но те проблемы, за которые критиковали первую версию трассы, – в частности, неровное покрытие – не были решены. После гонки в 1992-м, которую выиграл Найджел Мэнселл, автодром имени братьев Родригес вновь покинул календарь.
Какое-то время гонки мирового уровня тут не проводились. В районе Перальтада был построен бейсбольный стадион Foro Sol, где, помимо матчей мексиканской бейсбольной лиги, проходили многочисленные концерты мировых звёзд. Однако в 2000-х автоспорт вернулся на трассу имени братьев Родригес – здесь состоялись гонки Champ Car, NASCAR и A1GP. А в 2014-м стало известно, что сюда снова приедет Формула 1.
Трассу пришлось существенно переделать. Главным изменением стало фактическое исчезновение и Перальтады, и Foro Sol – трасса теперь проходит прямо сквозь стадион, возвращаясь к старой конфигурации в середине скоростной дуги. И хотя остальная часть трассы не претерпела значительных изменений, это изменило характер мексиканского автодрома.
Из-за особенностей автодрома очень сложно предсказать, какой машине трасса в Мехико подойдёт больше. Безусловно, к фаворитам тут будут относиться и Mercedes, и Ferrari, а вот относительно формы Red Bull Racing делать прогнозы сложно. Теоретически длинная прямая и низкая эффективность аэродинамики делают эту трассу не слишком подходящей для Red Bull Racing, однако год назад победу здесь одержал Макс Ферстаппен.
О трассе…
Autódromo Hermanos Rodríguez. 71 круг по 4304 метра = 305,354 км. Это одна из самых коротких трасс чемпионата – короче круг только в Монако. 17 поворотов (до реконструкции их было 14).
Главная особенность мексиканской трассы – она расположена на высоте 2285 метров над уровнем моря, из-за чего воздух тут на 20% более разреженный. Ничего подобного ни на одной другой трассе команды не испытывали – расположенный в горах Red Bull Ring, к примеру, находится на высоте всего 660 метров над уровнем моря.
Расход топлива в Мехико невелик, так что и нагрузка на ERS не столь высока, как на большинстве других трасс. С точки зрения мощности для современных моторов столь разреженный воздух не такая большая проблема, как в прошлом, благодаря турбине, но остро стоит вопрос охлаждения силовой установки и других узлов машины.
Но самое удивительное – эффективность аэродинамики. Из-за низкого сопротивления воздуха команды настраивают машины на максимальный уровень прижимной силы – почти как в Монако, но скорость машин на прямой всё равно оказывается очень высокой – до 372 км/ч, что даже быстрее, чем в Монце!
В прошлом году из-за изменения регламента максимальные скорости немного снизились – хотя моторы стали мощнее, лобовое сопротивление воздуха выросло. В Мехико этот эффект будет сказываться меньше, так что вполне может быть, что на Гран При Мексики 2018 года кому-то из пилотов удастся побить неофициальный абсолютный рекорд скорости Формулы 1, установленный в Баку Валттери Боттасом на Williams в 2016 году – 378 км/ч.
О резине…
В прежние годы компания Pirelli привозила в Мексику «средние» составы – Soft и Medium в 2015-м, SuperSoft, Soft и Medium в 2016-м. Однако оба раза при попытке прогреть эти составы до рабочих температур команды испытывали сложности. Это сподвигло итальянских шинников в прошлом сезоне предпочесть самые мягкие составы, UltraSoft, SuperSoft и Soft.
В этом году тенденция продолжилась – Pirelli привезёт в Мехико составы SuperSoft, UltraSoft и HyperSoft. С их прогревом проблемы вряд ли возникнут, а вот вопрос износа остаётся открытым. Тем не менее, даже в Pirelli практически не сомневаются, что все команды обойдутся одним пит-стопом.
В прошлом команды использовали в Мехико разные стратегии – кто-то останавливался один раз, кто-то дважды. Отчасти на стратегию влиял автомобиль безопасности на первых кругах, и вероятность его появления можно считать высокой – в современной истории Гран При Мексики сэйфти-кар появлялся в двух гонках из трёх состоявшихся, а ещё в одной объявлялся режим виртуального автомобиля безопасности.
Год назад в Мехико...
За весь прошлый год Льюис Хэмилтон не сошёл ни разу и ни разу не финишировал за пределами первой десятки. Великолепное достижение – но, тем не менее, даже у Льюиса по ходу сезона были подъёмы и спады. Пожалуй, самым неудачным Гран При сезона оказался для него именно мексиканский этап. Хотя именно на нём он гарантировал себе титул.
Льюис приехал на трассу имени братьев Родригес, лидируя в чемпионате с огромным отрывом: за три гонки до конца сезона он выигрывал у Себастьяна Феттеля 66 очков. Таким образом, чтобы стать четырёхкратным чемпионом мира уже в эти выходные, ему нужно было лишь не проиграть немцу более 16 очков. То есть даже в случае победы Феттеля Льюису достаточно было финишировать пятым.
Однако с самого начала уик-энд в Мехико складывался очень странно и нетипично для сезона 2017 года. В первой тренировке лучшее время показал Боттас. Во второй – Риккардо. В третьей – Ферстаппен. Хэмилтону, удалось возглавить протокол только в первой части квалификации. Но уже во второй на первую строчке вернулся Ферстаппен, а поул в итоге достался Феттелю.
Льюис стартовал только третьим, пропустив ещё и Ферстаппена. Первая попытка ему удалась не так хорошо, как конкурентам, а во второй он выехал за пределы трассы. Впрочем, как уже упоминалось, чтобы гарантировать титул, ему достаточно было финишировать пятым, так что разочарованным он не выглядел. Рядом с ним гонку начинал Боттас, готовый поддержать напарника при необходимости.
Расклад не обещал острой борьбы, многие ожидали, что Себастьян легко выиграет гонку, а Хэмилтон удовлетворится третьим местом. Возможно, всё так и было бы, если бы Феттель немного лучше стартовал. Но сделать это немцу не удалось, и Ферстаппен не упустил возможность атаковать лидера.
Дошло до небольшого контакта, но Макс вышел вперёд, что почти лишало Феттеля шансов сохранить интригу в чемпионате. Хуже того – выяснилось, что Льюис тоже совсем не прочь опередить главного конкурента. Однако уже после того, как Хэмилтон вышел вперёд, Феттель задел его машину. Оба пилота отправились в боксы – Феттель менять передний обтекатель, Хэмилтон с проколом.
Оба лидера чемпионата откатились в хвост пелотона, но Льюис потерял гораздо больше времени, так как вынужден был проехать почти полный круг с пробитой шиной. Так что когда к 24-му кругу Феттель уже пробился на 11-е место, Льюис всё ещё продолжал нагонять пелотон.
На 32-м круге загорелась силовая установка на машине Брендона Хартли. Чтобы потушить её, пришлось выпустить виртуальный автомобиль безопасности. Этим воспользовались лидеры, чтобы провести свой единственный пит-стоп, потеряв минимум времени.
Ферстаппен и Боттас благодаря этому сохранили свои позиции, которые занимали с самого старта, а Кими Райкконен опередил пилотов, остановившихся раньше, и оказался третьим. Себастьян Феттель к финишу успел пробиться на четвёртое, но для того, чтобы сохранить шансы на титул, этого было недостаточно. Тем более, что Льюис Хэмилтон хотя и проиграл победителю целый круг, в итоге тоже заработал очки, финишировав девятым.