Участники: Серхио Перес (Racing Point), Карлос Сайнс (Renault), Пьер Гасли (Toro Rosso), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Кими Райкконен (Ferrari)...
Вопрос: Серхио, для вас этот этап домашний – расскажите, как вы к нему готовились?
Серхио Перес: У меня потрясающие ощущения! С момента своего появления в календаре Гран При Мексики неизменно пользовался большой популярностью. Мы видели, как популярность некоторых этапов постепенно снижалась, но здесь этого не происходит – в Мексике зрители и журналисты по-прежнему с невероятным воодушевлением ждут гонку. Уровень поддержки просто колоссальный – уверен, нас ждет потрясающий уик-энд!
Вопрос: На всех мексиканских этапах вы зарабатывали очки. Уверены, что сможете сделать это и в ближайший уик-энд?
Серхио Перес: Заработать очки – задача-минимум. Надеюсь, смогу сработать по максимуму. Здесь мы должны быть вполне конкурентоспособны, постараемся побороться за статус «лучших среди остальных». В США соперники из Renault были очень быстры, но мы, хочется верить, сумеем навязать им борьбу и заработаем немало очков.
Вопрос: Пьер, в Остине вы тестировали аэродинамические новинки, но перед квалификацией от них отказались. Планируете использовать эти доработки здесь, в Мексике? Каковы планы?
Пьер Гасли: В Остине погодные условия были не идеальными, мы не могли полноценно работать с новым аэродинамическим обвесом вплоть до субботней тренировки. Чтобы понять, как добиться от него максимума, нужно проехать гораздо больше кругов – потому перед квалификацией мы решили вернуться к предыдущей спецификации, а в этот уик-энд снова протестируем новый обвес. Правда, здесь он у нас представлен в единственном экземпляре, с ним будет работать Брендон – надеюсь, мы сможем чуть лучше во всем разобраться.
Вопрос: Поговорим о следующем сезоне, когда вам предстоит выступать в Red Bull Racing. Каковы ожидания от Honda в свете недавних обновлений силовой установки?
Пьер Гасли: Всё выглядит весьма многообещающе. В Honda выкладываются по максимуму – в Японии мы побывали на их заводах, сотрудники там невероятно преданы своему делу и работают с потрясающей целеустремленностью. В сотрудничестве с Red Bull Racing в Honda видят для себя немало возможностей, а если говорить о команде, последние два года выдались для неё непростыми, но в следующем сезоне мы рассчитываем претендовать на самые высокие места.
Прогресс, достигнутый с обновленной версией силовой установки, воодушевляет. В Honda активно работают над мотором для следующего сезона, стараясь добиться большей мощности, но мы должны дать им время, ведь догнать Mercedes и Ferrari – очень непростая задача. Тем не менее, они постепенно сокращают отставание, и я не сомневаюсь, что прогресс продолжится. Любопытно будет посмотреть, что у них получится в следующем году!
Вопрос: Карлос, этап в Остине стал самым успешным для Renault в нынешнем сезоне. Объясняется ли это спецификой конкретной трассы, и насколько вы уверены в том, что в Мексике сможете выступить столь же результативно?
Карлос Сайнс: Спустя три-четыре гонки после летнего перерыва мы пересмотрели свой подход к уик-энду в расчете добиться более высоких результатов, и этап в Остине стал примером потрясающей командной работы. Кроме того, нам лучше подошла американская трасса: там больше медленных поворотов, в которых наша машина очень эффективна, и меньше зависимость от мощности силовой установки, что позволило неплохо выступить в квалификации. Сочетание командной работы и подходящей трассы привело к отличному результату, который крайне важен для борьбы за четвертое место в зачете Кубка Конструкторов.
Думаю, этап в Мексике для нас очередная возможность финишировать обеими машинами в призовой десятке. Здесь тоже немало медленных поворотов, меньше требования к мощности, что сулит хорошие шансы, но мы должны сохранять сосредоточенность и, как в Остине, выкладываться на пределе.
Вопрос: Как вы готовитесь к переходу в McLaren? Вы контактируете с британской командой, или ничего не предвидится до 1 января 2019 года?
Карлос Сайнс: Конечно, я обсуждал с McLaren разные организационные вопросы и планы на межсезонье, но мы не касались чисто инженерных тем. До воскресного вечера в Абу-Даби я полностью предан Renault – полагаю, мои результаты во второй половине это подтверждают. С этапа в Венгрии я заработал семнадцать очков, стал чувствовать себя заметно увереннее и сейчас доволен тем, как всё складывается. Хочу закончить сотрудничество с Renault на высокой ноте!
Вопрос: Макс, в Остине вы провели фантастическую гонку, прорвавшись с восемнадцатого места на второе! Можно ли сказать, что это было одно из ваших лучших выступлений?
Макс Ферстаппен: Гонка получилась неплохой, но сложно сказать, была ли она лучшей в карьере, да и думать о подобных вещах мне как-то не хочется. При старте из последних рядов нам было важно заработать как можно больше очков, но мы не ожидали, что будем бороться за подиум. Опять же, в прошлом году в Остине мы были конкурентоспособны и в этот раз снова оказались быстры. Нам помогла несколько иная, чем у соперников, тактика, мне было приятно сражаться за победу. На последних кругах на уже изношенных шинах было непросто оборонять второе место, но борьба получилась по-настоящему интересной!
Вопрос: Год назад вы победили в Мексике, сейчас ваша машина очень быстра – можно ли сказать, что из оставшихся трех этапов здесь у вас максимальные шансы на победу?
Макс Ферстаппен: Определенно. Постараемся как можно лучше настроить машину, а там будет видно, насколько мы быстры. Вряд ли в квалификации у нас есть реальный шанс побороться за поул, но в гонке мы, как правило, выглядим увереннее – думаю, здесь нам по силам сработать даже лучше, чем в Остине.
Вопрос: Кими, нам было приятно видеть ваше возвращение на верхнюю ступеньку подиума в Остине! Насколько вам понравилась та гонка и всё, что было после неё, и отправили ли вы своему сыну победную кепку Pirelli?
Кими Райкконен: Нет, кепка предназначается супруге, и я сам привезу её после Гран При Мексики. Конечно, это была хорошая гонка, прекрасный результат, хотя за него пришлось побороться – победа далась непросто. Надеюсь, в этот уик-энд мы тоже будем быстры. Посмотрим, каким окажется результат в воскресенье, мы намерены сработать на пределе.
Вопрос: Этот сезон – самый успешный для вас с момента возвращения в Ferrari в 2014-м году и одновременно последний с итальянской командой. С каким чувством вы будете его вспоминать?
Кими Райкконен: Не знаю, не вижу смысла оглядываться назад, ведь изменить прошлое ты уже не в силах. Конечно, результат не такой, как хотелось, но я выкладывался по максимуму и, возможно, закончу сезон третьим или четвертым. Расклад такой, какой есть – не идеальный, но всё могло сложиться гораздо хуже.
Вопросы с мест
Вопрос: (тёзка гонщика Фернандо Алонсо) Что вы думаете о сочетании молодости и опыта в Формуле 1? Здесь представлены гонщики разного возраста – Кими самый опытный, Пьер дебютировал относительно недавно, но у каждого из вас наверняка есть своё мнение. Как возраст влияет на результаты? Кими, на минувшей неделе вам исполнилось 39, и вы недавно выиграли гонку – возраст вам помогает?
Кими Райкконен: Не знаю, помогает он или мешает, но я по-прежнему выступаю неплохо. Конечно, опыт временами выручает, но не скажу, что в Формуле 1 чем вы старше, тем лучше, ведь многое можно освоить и изучить на симуляторе. Мы выступаем на одних и тех же трассах, круг длиной 4-5 километров – всем по силам его запомнить и пройденная дистанция не играет особой роли. В ралли от опыта зависит гораздо больше, но мне он всё-таки немного помогает, так как я чувствую себя заметно увереннее, чем в дебютном сезоне. Опять же, с какого-то момента опыт перестает быть неким отличительным фактором.
Вопрос: Макс, вы в юном возрасте уже многого добились. Насколько трудно было вам в дебютном сезоне?
Макс Ферстаппен: Чем больше у меня будет опыта, тем быстрее я буду, так что я не перестаю учиться.
Вопрос: Пьер?
Пьер Гасли: Возраст не настолько важен, как зрелость, но опыт, безусловно, помогает. Для меня это первый полноценный сезон в Формуле 1, я не знаю, насколько конкурентоспособен буду через пять лет, но по сравнению с дебютным этапом в Малайзии разницу ощущаю уже сейчас. Ты чувствуешь себя увереннее, лучше понимаешь, как всё работает – возможно, через пять лет я всё буду делать автоматически.
Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: Опыт помогает в том, как ты взаимодействуешь с командой, как выстраиваешь работу с машиной и настройками. Со временем, как заметил Кими, наступает момент, когда опыт уже ничего не меняет, однако сочетание опыта и скорости всегда помогает.
Вопрос: Карлос?
Карлос Сайнс: Я согласен с Серхио в том, что с опытом ты лучше понимаешь самого себя и знаешь, как по максимуму использовать свой потенциал, ресурсы команды и возможности машины. Как сказал Макс, с опытом становишься быстрее, у многих из нас впереди еще немало лет выступлений, и когда я вижу, что гонщик в свои 39 лет по-прежнему способен выиграть гонку, мне становится спокойнее от мысли, что Формула 1 – один из тех видов спорта, где ты можешь добиться успеха даже не будучи совсем юным.
Вопрос: (Лоуренс Барретто) Кими, расскажите, как вы отпраздновали победу? Что вы сказали своим родным?
Кими Райкконен: Я поговорил с семьёй по телефону, все были очень рады, после чего мы устроили небольшую вечеринку – после такого в моём возрасте приходится долго восстанавливаться! Эта часть, разумеется, не самая приятная, но до неё было весело! Народу было немного, только несколько близких друзей, и всё.
Вопрос: (Янне Паломаки) Кими, ваша победа обрадовала всех в Финляндии! К поздравлениям присоединились даже некоторые политики – как вы на это отреагировали?
Кими Райкконен: За новостями я следил мало и не знаю, кто именно меня поздравлял, но хорошо, если эта победа порадовала болельщиков. Самое главное, мне нравится дело, которым я занимаюсь, а среди прочих моментов есть как приятные, так и не очень – в целом всё устраивает.
Хоть я и не думаю, что больше всего поддержки получал из Финляндии, но если у меня на родине люди радуются, то это хорошо. Я не в курсе, кто меня поздравил, не так много людей знают мой номер телефона, поэтому поздравления не попадают ко мне напрямую, а в интернете я мало что читаю. Но я очень доволен и с радостью принимаю все поздравления и пожелания, однако теперь нужно двигаться дальше.
Вопрос: (Джим Вертуно) Серхио, Формула 1 снова приехала в Латинскую Америку. Несколько лет вы остаетесь единственным латиноамериканцем в чемпионате. Каковы перспективы Латинской Америки в Формуле 1, с какими препятствиями приходится иметь дело потенциальным дебютантам?
Серхио Перес: Гонщику любой национальности сложно пробиться в Формулу 1 и стабильно хорошо здесь выступать. Как вы заметили, сейчас я единственный латиноамериканец в чемпионате, ситуация в самом деле непростая. Я вижу, как мои соотечественники прогрессируют от серии к серии, но путь к Формуле 1 крайне трудный – особенно для латиноамериканцев, ведь нам приходится уже в раннем возрасте переезжать в Европу, жертвуя большим чем европейцы.
Впрочем, несмотря на все сложности, парни постепенно прогрессируют – посмотрим, получится ли у них достичь главной цели, но в целом ситуация такая, какая есть: получить шанс дебютировать в Формуле 1 невероятно трудно.
Вопрос: (Рик Шпекенбринк) Макс, в Мексику вы приехали в статусе победителя прошлогодней гонки, в аналогичной ситуации по ходу нынешнего сезона вы были только в Испании. Сказывается ли это на вашем подходе и уверенности, или всё так, как обычно?
Макс Ферстаппен: Всё так, как обычно.
Вопрос: (Альфредо Лопес Ледесма) Макс, в среду Кристиан Хорнер сказал, что в Остине силовые установки Honda привозили силовым установкам Renault 0,6 секунды с круга. Считаете ли вы, что с японскими моторами Red Bull Racing в следующем сезоне сможет претендовать на победу в чемпионате?
Макс Ферстаппен: Сложно сказать, ведь нам для этого нужно построить по-настоящему быструю машину. Думаю, в начале сезона для борьбы за победы нам может не хватить скорости, но потом мы постепенно догоним соперников. Таковы наши планы – надеюсь, всё так и получится!
Вопрос: (Карлос Альберто Веласкес) Кими, в трех предыдущих Гран При Мексики побеждали разные гонщики. Считаете ли вы, что настал черед победить вам и Ferrari?
Кими Райкконен: Мы с командой, безусловно, выложимся по максимуму, но результат не гарантирован. Постараемся в привычной манере провести уик-энд, а там посмотрим, что ждет нас на финише. Хочется верить, у нас получится побороться за победу.
Вопрос: (Дитер Ренкен) Серхио, за пять сезонов в Force India вы сильно помогли коллективу как в плане результатов, так и в плане спонсорской поддержки. Но весьма вероятно, что в следующем сезоне вашим напарником будет сын нынешнего владельца команды – как это скажется на общем прогрессе?
Серхио Перес: Не думаю, что в плане прогресса что-то изменится – в интересах любого владельца видеть свою команду успешной, а для этого нужно, чтобы оба гонщика выкладывались на 100%, а инженеры максимально быстро дорабатывали машину.
Если Лэнс всё-таки перейдет к нам, он окажется в замечательном коллективе, где многому сможет научиться. По-моему, у команды отличное будущее, ведь у нас есть все необходимые знания, не хватало только финансирования. Думаю, мы способны многих удивить в следующем сезоне!
Вопрос: (Фил Дункан) Вопрос ко всем за исключением Кими. Если бы в нынешнем сезоне вы выступали в Ferrari, вы смогли бы выиграть титул?
Макс Ферстаппен: Я не выступаю в Ferrari, так что предпочту не отвечать.
Вопрос: Пьер?
Пьер Гасли: Аналогичный ответ. Сложно говорить о машине, которой никогда не управлял, но с моим небольшим опытом выиграть титул в любом случае было бы очень трудно.
Вопрос: Серхио?
Серхио Перес: Трудно сказать, но я, определенно, имел бы больше шансов, чем сейчас!
Вопрос: Карлос?
Карлос Сайнс: На ваш вопрос невозможно ответить точно. Если я смогу протестировать машину Ferrari, тогда скажу.
Вопрос: (Луис Деккер) Вопрос для Макса и Кими. Не кажется ли вам, что эта трасса больше подходит именно Mercedes, или претендовать на победу смогут три топ-команды? Облегчает ли задачу тот факт, что Льюису Хэмилтону в этот уик-энд совсем не обязательно выигрывать гонку, чтобы завоевать пятый титул?
Кими Райкконен: В предыдущие годы Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing всегда вели очень плотную борьбу в Мексике, преимущество определялось мельчайшими нюансами. Нет смысла рассуждать здесь и сейчас, кто будет сильнее – мы этого не знаем. Судя по предыдущим этапам, фаворитом может оказаться любая из трех команд. Не знаю, будет ли нам проще оттого, что Льюису для титула нужно заработать всего три очка – посмотрим.
Макс Ферстаппен: Полагаю, в квалификации Mercedes и Ferrari предстоит острое сражение, а мы окажемся немного позади, но в гонке у нас явно будет шанс. Если говорить о Льюисе, гонщику всегда хочется выиграть этап – не думаю, что ситуация в чемпионате что-то меняет.
Вопрос: (Скотт Митчелл) Карлос, Кими, Пьер, в следующем сезоне все вы будете выступать в других командах. Тесты после Гран При Абу Даби могут стать для вас первой возможностью поработать с новой командой. Думали ли вы об этом и верите ли, что всё так и получится?
Карлос Сайнс: Согласен, тесты в Абу Даби – отличная возможность опробовать машину нынешнего сезона. Не следующего, так как она будет немного другой. Но сейчас я целиком сосредоточен на оставшихся трех гонках, а мои менеджеры прорабатывают возможность участия в тестах. На данный момент ничего не решено.
Вопрос: Кими, что скажете о вас и Sauber?
Кими Райкконен: Посмотрим, меня устроит любое решение.
Пьер Гасли: Решение еще не принято – посмотрим, что изменится в ближайшие четыре недели, но тесты стали бы отличной возможностью поработать с командой еще до начала следующего года.
Вопрос: (Джап де Грут) Макс, расскажите, в чем плюсы и минусы гонок в условиях высокогорья? Как это сказывается на машине и физическом состоянии гонщика?
Макс Ферстаппен: Думаю, по мощности силовые установки будут чуть ближе друг к другу, так как им будет в целом не хватать воздуха. Потери в прижимной силе здесь тоже существенные, и в такой ситуации гораздо больше зависит от механического сцепления с трассой, поскольку даже с антикрыльями существенно большей площади прижимная сила здесь меньше, чем в Монце.
Наша машина очень эффективна как в плане аэродинамики, так и в плане механических настроек, поэтому здесь мы выглядим конкурентоспособнее, чем на других трассах, даже при наличии очень длинной прямой. Ну а перегрузки в Мексике не такие уж серьезные, так как уровень сцепления с асфальтом в целом низкий.
Вопрос: (Франциско Алькала) Что вы думаете об уходе Фернандо Алонсо из Формулы 1 после окончания нынешнего сезона? Вам будет не хватать двукратного чемпиона мира?
Пьер Гасли: Фернандо – легенда Формулы 1, я наблюдал за ним с восьми лет – еще до того, как начал гоняться в картинге. Фернандо тогда был лучшим, ему удалось выиграть два титула с французской командой, и во Франции о нем можно было прочесть в любом журнале. Алонсо – фантастический гонщик, очень досадно, когда столь яркая личность покидает чемпионат, но его наверняка ждут интересные вызовы. Думаю, в будущем мы еще не раз услышим о его успехах.
Макс Ферстаппен: Фернандо по натуре победитель, ему хочется выигрывать гонки, но он понял, что в ближайшей перспективе это вряд ли случится. Он на протяжении нескольких лет пытался добиться хороших результатов, и мне понятны причины его решения уйти из чемпионата. Хочется верить, он найдет для себя нечто такое, где снова сможет побеждать, уровень мотивации повысится, а там посмотрим, захочет ли он вернуться в Формулу 1.
Кими Райкконен: На протяжении этих лет у нас с Фернандо было немало интересных сражений. К сожалению, ситуация такая, какая есть, в какой-то момент каждому из нас придётся остановиться. Мы становимся старше и однажды должны уйти из чемпионата. Уверен, Фернандо найдет для себя интересные гонки, и кто знает, что сулит ему будущее.
Серхио Перес: Как сказал Кими, в какой-то момент каждому из нас предстоит уйти из Формулы 1, для Фернандо этот момент настал. Алонсо сделал потрясающую карьеру, это поистине великий человек. Мы с ним хорошо знакомы, мне будет его не хватать, но кто знает, как всё дальше сложится. Возможно, Фернандо вернется, возможно, нет, но он всегда будет одним из легендарных гонщиков Формулы 1.
Карлос Сайнс: Для всей Формулы 1 большая потеря, когда уходит один из лучших представителей мирового автоспорта. Всем в чемпионате следует задуматься, почему так получилось, и почему мы не можем добиться ситуации, когда на победы и подиумы претендует гораздо больше участников.
Вопрос: Карлос, в какой мере Фернандо Алонсо повлиял на ваше решение стать гонщиком Формулы 1?
Карлос Сайнс: Больше, чем кто-либо. Я следил за Формулой 1, в 2005 году мне представилась возможность встретиться с Фернандо – тогда я решил, что хочу быть гонщиком Формулы 1, и с того момента отдавал все силы единственной цели попасть в чемпионат. Мне посчастливилось соперничать с Алонсо на протяжении четырех последних лет, для меня это было похоже на исполнение мечты – безусловно, мы все будем очень по нему скучать.
Вопрос: (Бен Хант) Вопрос ко всем, но вы, Кими, если не хотите, можете не отвечать. Удивили ли вас ошибки, допущенные Себастьяном Феттелем по ходу нынешнего сезона? Не кажется ли вам, что после уверенного лидерства в начале сезона он сам упустил титул?
Карлос Сайнс: Сложно оценивать результаты другого гонщика, поскольку не знаешь, через что ему пришлось пройти. Все мы видели ошибки Себастьяна, но всегда легко рассуждать со стороны, не представляя, как обстоят дела на самом деле. Я с большим уважением отношусь к Себастьяну, он вполне заслуженно является четырехкратным чемпионом мира и в будущем еще о себе заявит. Ему пришлось пережить очень непростой период, но он непременно оправится от всех неудач.
Серхио Перес: Согласен с Карлосом. Себастьян – фантастический гонщик, и сложно оценивать чьи-либо результаты, когда выступаешь в другой команде и не знаешь, что происходит у соперников. Да, мы видели ошибки со стороны Феттеля, возможно, в недавних гонках он действовал откровенно отчаянно, стараясь совершить невозможное, но этот человек по праву является четырехкратным чемпионом мира, за ним стоит превосходная команда, и он наверняка сумеет убедительно всем ответить. В этом сезоне ему представилась отличная возможность на равных сражаться с Льюисом Хэмилтоном, однако у Mercedes не менее быстрая машина, потому Себастьяну пришлось по-настоящему непросто.
Кими Райкконен: Ошибки иногда случаются. Себастьян выкладывается на пределе и временами оступается – к сожалению, в этом сезоне это произошло несколько раз. Каждый из нас проходил через нечто подобное, такова Формула 1.
Макс Ферстаппен: Я могу говорить только за себя. Нет смысла комментировать действия другого гонщика, я не хочу никого раздражать.
Пьер Гасли: Ошибки – неотъемлемая часть гонок, ведь мы всегда пилотируем на пределе. С той машиной, которая была у него в начале сезона, Себастьян сработал невероятно здорово и сумел выиграть там, где у Ferrari, казалось, не было шансов, после чего ожидания заметно возросли. Во второй половине сезона Феттель допустил несколько ошибок, однако причины известны только ему одному. В сражении за титул ты постоянно выкладываешься на пределе, стараясь добиться результата, на который машина подчас не позволяет рассчитывать – отсюда и ошибки. Но Себастьян – четырехкратный чемпион мира и знает, каково вести борьбу за главный трофей. Он не впервые оказался в такой ситуации, но ответ на ваш вопрос есть только у него самого.
Перевод: Валерий Карташев